Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 31, № 10 (2025)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1236-1247 19
Аннотация

Цель. Структурировать и оценить проблемы пространственного развития регионов Центрального федерального округа (ЦФО).

Задачи. Охарактеризовать современные проблемы пространственного развития субъектов ЦФО; показать последствия концентрации экономического роста на ограниченном количестве территорий; изучить тенденцию сокращения доли жителей малых и средних городов, сельской местности среди населения России; рассмотреть изменения межрегиональных диспропорций социально-экономического развития; оценить влияние научно-технического прогресса на пространственное развитие России; проанализировать межрегиональные диспропорции социально-экономического развития в регионах ЦФО, а также выявить лидеров и аутсайдеров; исследовать мировой опыт решения демографических проблем; оценить демографическую ситуацию в Российской Федерации (РФ) в целом.

Методология. Авторами применены общенаучные принципы системного, исторического и сравнительного анализа региональных проблем, влияющих на показатели развития территорий. Исследование основано на анализе региональной статистики и нормативно-правовых документов. Использованы методы дедукции и индукции для выявления общего и частного в различных моделях взаимодействия территориальных систем. Для обобщения и систематизации полученной информации применен контент-анализ, с помощью которого выявлены примеры пространственного развития регионов РФ, а также изучены причины и контекст путей развития региональных процессов.

Результаты. В процессе обобщения и изучения теоретических основ региональной экономики, выявления ключевых способов ее реализации в научных трудах отечественных и зарубежных ученых проведен анализ текущего состояния пространственного развития субъектов РФ. В частности, структурированы проблемы пространственного развития регионов ЦФО, показаны достижения и механизмы решения возникающих проблем, определены направления регионального сотрудничества и перспективы пространственного развития в федеральных округах в условиях активно развивающихся региональных экономик и сложившейся новой геополитической реальности в стране.

Выводы. Исследование подтвердило существование региональных проблем и различий в пространственном развитии субъектов РФ. Установлена необходимость дифференцированного подхода, сочетающего учет стартовых потенциальных возможностей и выбор инструментов решения сложных региональных пространственных проблем. Для субъектов РФ характерен высокий уровень дифференциации по многим макроэкономическим и региональным показателям. Происходит изменение межрегиональных диспропорций социально-экономического развития отдельных субъектов РФ за счет возникающих социальных, культурных, бытовых и экономических проблем. Рост риска дефицита кадров, особенно для регионов с высоким оттоком населения, создает демографические проблемы не только на региональном рынке труда, но и в государстве в целом. Усиление влияния научно-технического прогресса на пространственное развитие страны и ее регионов обусловлено повышением инновационного потенциала промышленности в рамках реализации Стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2030 г. и на период до 2035 г.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

1248-1260 23
Аннотация

Цель. Разработать концептуальную методику комплексной оценки креативного сектора региональной экономики как элемента перспективной автоматизированной программно-аппаратной информационно-телекоммуникационной системы поддержки принятия управленческих решений (АПАИТС) в процессе формирования стратегий социально-экономического развития на региональном уровне.

Задачи. Обосновать целесообразность ориентации региональных стратегий социально-экономического развития на наиболее перспективные сегменты экономики, прежде всего на актуальные для региона сегменты сектора креативных индустрий; показать потребность в разработке комплексной методики автоматизированной динамической оценки достигнутого уровня развития креативных индустрий региона; рассмотреть актуальные методики оценки уровня развития креативных индустрий, используемые в России и за рубежом; разработать концептуальную схему механизма управления социально-экономическим развитием региональных социально-экономических систем (РСЭС) с выделением фактора влияния на нее сектора креативной экономики, которая станет частью перспективного системного механизма управления социально-экономическим развитием РСЭС, включающим в себя полную совокупность отраслей и секторов региональной экономики; предложить объекты мониторинга, используемые в методике комплексной оценки креативного сектора региональной экономики («Факторы влияния на креативные индустрии» и «Индикаторы развития креативных индустрий»), а также частные региональные социально-экономические показатели, в том числе относящиеся к сектору креативных индустрий; предложить концепцию отслеживания данных в АПАИТС, в том числе с точки зрения технических способов динамического отслеживания и получения информации системой по выбранным показателям; охарактеризовать предлагаемую модель агрегации и обработки получаемых входящих данных для формирования интегральной оценки достигнутого уровня совокупного развития объекта управления; раскрыть особенности создания цифрового двойника креативной экономики региона.

Методология. В статье применены методы логического анализа и синтеза, логических абстракций; моделирования; системный методологический подход; сравнительный анализ, методы структурного анализа, статистической обработки данных, экспертной оценки, графической интерпретации.

Результаты. Показано критическое значение научно обоснованной концентрации ограниченных региональных ресурсов, распределяемых в рамках стратегий социально-экономического развития преимущественно в перспективных и недоиспользованных точках роста региональной экономики, зачастую находящихся в секторе креативных индустрий. Сделан акцент на важности использования преимуществ цифровизации в этом процессе. Авторами предложена концептуальная схема трансмиссии в перспективном информационно-организационном механизме общего управления социально-экономическим развитием региона, уровня развития фактора креативной экономики как элемента влияния на РСЭС; рассмотрены основные методики оценки уровня развития креативных индустрий, используемые в России и за рубежом, выделены их достоинства и недостатки. Охарактеризована авторская комплексная методика автоматизированной динамической оценки достигнутого уровня развития креативных индустрий региона, включающая в себя региональные факторные показатели, влияющие на развитие сектора креативных индустрий, и индикаторы достигнутого уровня развития креативных индустрий, в том числе частные региональные социально-экономические показатели, относящиеся и к сектору креативных индустрий, и к РСЭС в целом. Сформулированы способы динамического отслеживания и получения АПАИТС информации по выбранным показателям. Кроме того, предложена модель агрегации и обработки полученных исходных данных, формирования интегральной оценки достигнутого уровня совокупного развития креативных индустрий региона по методу многомерной средней. Раскрыты ключевые понятия и особенности формирования цифрового двойника креативной экономики региона.

Выводы. Для поддержки принятия эффективных управленческих решений органами власти и снижения транзакционных издержек при формировании и корректировке документов стратегического планирования в процессе управления сектором креативной экономики региона целесообразно на региональном уровне реализовать автоматизированный механизм динамической оценки ее состояния, обеспечивающий автоматическое получение, хранение массива и обработку потоков больших данных как совокупность значимых переменных, являющихся индикаторами функционирования этой сложной социально-экономической системы. Такой механизм авторы предлагают реализовать на основе применения концепции цифрового двойника, то есть адаптивной кибернетической системы, которая отслеживает, преобразует входы получаемого массива больших данных в научно обоснованные и интерактивно, регулярно, своевременно представляемые органам власти оценки текущего состояния, поливариантные прогнозы развития данного сектора, а также сформированные в виде проектов предложения для принятия решений по формированию и корректировке документов стратегического планирования. Ядром этой системы служит методика комплексной оценки сектора креативных индустрий региона (далее — Методика).

1261-1276 14
Аннотация

Цель. Обоснование национальных подходов к обеспечению технологического суверенитета и экономической безопасности на примере Китайской Народной Республики (КНР) и Соединенных Штатов Америки (США) в условиях развития цифровой экономики.

Задачи. Рассмотреть в контексте развития цифровой экономики вопросы обеспечения технологического суверенитета и экономической безопасности; проанализировать и систематизировать факторы, особенности и проблемы развития цифровой экономики на примере КНР и США; разработать фреймворк для определения национальных подходов к обеспечению технологического суверенитета и экономической безопасности; обосновать национальные подходы к обеспечению технологического суверенитета и экономической безопасности на примере КНР и США.

Методология. Работа выполнена на основе теоретических изысканий в сфере цифровизации экономики, экономической безопасности, инновационного и технологического развития отдельных государств, а также эмпирических исследований в области цифровизации, научно- и производственно-технологического развития на примере США и КНР, в контексте международных политических и экономических связей указанных стран. Авторами использованы общенаучные методы системного, сравнительного, функционального, статистического и причинно-следственного анализа, систематизации, абстрагирования и обобщения.

Результаты. США и КНР определены в качестве мировых лидеров технологического и цифрового развития, влияние которых выходит за пределы национальных границ. Национальный подход обеспечения технологического суверенитета и экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики КНР характеризуется индустриальной моделью интеграции в международные научно-производственные цепочки, детерминированной внешними ограничениями, реализацией преимущественно планового принципа государственного присутствия в цифровой экономике и трансляцией на международной арене горизонтальной архитектуры международных отношений, основанной на национальных цифровых суверенитетах. Подход США отличается интеграцией в международную кооперацию при комбинации элементов защитной, индустриальной и открытой моделей, реализацией преимущественно рыночного принципа государственного присутствия в цифровой экономике и трансляцией на международной арене вертикальной архитектуры международных отношений, базирующейся на цифровой солидарности со странами-партнерами и привлечении государств как нарушителей установленных правил к ответственности.

Выводы. В исследовании подтверждено утверждение о том, что национальные подходы к обеспечению технологического суверенитета и экономической безопасности КНР и США в условиях цифровизации существенно различаются в области государственного регулирования цифровой экономики, качества участия в международной высокотехнической кооперации и видения архитектуры международных отношений. В значительной степени эти различия определены несимметричными факторами развития и внутренней спецификой цифровой экономики исследуемых стран. Многочисленные ограничения, нацеленные на сдерживание научно-технологического и производственного развития России, препятствуют обеспечению технологического суверенитета и экономической безопасности нашей страны, что побуждает к долгосрочным партнерствам с дружественными государствами, в частности с Китаем. Несмотря на разницу в масштабах экономик и социально-культурные различия, Россия и Китай могут успешно взаимодополнять друг друга, в том числе в области научнои производственно-технологического партнерства.

1277-1288 15
Аннотация

Цель. Определить принципы регуляторного консалтинга, на основе которых можно анализировать, оценивать и прогнозировать текущее и будущее состояние регуляторной среды экономики.

Задачи. В процессе анализа оценить динамические и статические аспекты регуляторной среды; определить объем понятия «регуляторная среда» экономики; выявить регуляторное воздействие государства на предпринимательскую деятельность в качестве материального носителя эмерджентного свойства целостности регуляторной среды; сформулировать, систематизировать и представить типологию принципов регуляторного консалтинга.

Методология. Исследование проведено с учетом эволюционной теории функционирования и развития рынка консалтинговых услуг и его институтов. При решении поставленных в статье задач значима обоснованная в публикациях академика РАН С. Ю. Глазьева и его учеников методология новой экономической парадигмы, которая направлена на критику неоклассической методологии и теории неоклассического синтеза в экономической науке. Из совокупности методов в работе отдано предпочтение приемам микроэкономического институционального анализа.

Результаты. В процессе обоснования гипотезы о тождестве регуляторной среды и системы, обладающей свойством целостности и эмерджентности, в статье представлена консалтинговая оценка регуляторной среды в качестве ресурса роста и эффективности экономики. Следуя субъектно-объектной модели, авторы на основе дихотомического деления определили объем понятия «регуляторная среда». Результаты статьи содержат определение и развитие принципов регуляторного консалтинга.

Выводы. Регуляторная среда и регуляторный консалтинг в условиях перехода к новому технологическому и мирохозяйственному укладам в экономике служат важнейшим эндогенным фактором экономического роста российской экономики. Ввиду экономической нестабильности анализ и оценка формальных и неформальных условий предпринимательской деятельности составляют одну из главных задач для каждого из ее субъектов. В статье регуляторная концепция управленческого консультирования представлена системой принципов, в которых отражены долгосрочные тенденции российской регуляторной среды при переходе к цифровой экономике, новой индустриализации и смене технологического уклада. Консалтинговая концепция регуляторной среды экономики показана в качестве необходимого компонента теории управленческого консультирования.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1289-1301 12
Аннотация

Цель. Выявить особенности развития трансграничного бизнеса в сфере генеративного искусственного интеллекта (ИИ), а также разработать рекомендации для формирования перспективных стратегий российских компаний и Правительства Российской Федерации (РФ).

Задачи. Раскрыть характерные черты трансграничного бизнеса и провести форсайт-сессию перспектив его развития в сфере генеративного ИИ; оценить основные направления развития международного бизнеса в сфере генеративного ИИ; определить особенности развития российского бизнеса в сфере генеративного ИИ; предложить концептуальные направления стратегии поддержки трансграничного бизнеса в сфере генеративного ИИ в России.

Методология. Методы исследования включают в себя социально-экономический форсайт по методике «Четыре мира», экспертный опрос, литературный обзор, концептуальный и статистический анализ, экстраполяцию данных.

Результаты. Представлено научное определение трансграничного бизнеса в сфере генеративного ИИ, а также охарактеризованы распространенные в современных условиях организационные модели бизнеса по использованию генеративного ИИ. Обоснованы причины неуклонной транснационализации бизнеса в сфере генеративного ИИ, выделены его характеристики. Детально рассмотрены подходы и проблемы оценки экономических перспектив развития международного бизнеса в указанной сфере, приведены результаты форсайт-сессии развития трансграничного бизнеса. Раскрыт потенциал трансграничного бизнеса в сфере генеративного ИИ российского происхождения, определены барьеры его развития и возможности их преодоления, которые прослеживаются в интенсификации стратегического взаимодействия государства и бизнеса.

Выводы. Наиболее вероятным сценарием развития трансграничного онлайн-бизнеса в сфере генеративного ИИ является сочетание технологической интеграции и конкурентной борьбы крупных игроков. Для российских компаний и Правительства РФ ключевым вызовом в этой связи выступает преодоление внешних ограничений и создание условий для интеграции собственных технологий в глобальные цепочки добавленной стоимости.

1302-1313 10
Аннотация

Цель. Исследование концептуального содержания цифровой трансформации промышленных предприятий, а также выявление и систематизация характеристик цифровой трансформации как инновации, отличающейся от традиционных видов инноваций.

Задачи. Проанализировать подходы к трактовке понятия «цифровая трансформация»; обосновать необходимость выделения особого типа инноваций — цифровой инновации — для целей классификации; выявить элементы и этапы реализации цифровой трансформации как цифровой инновации.

Методология. Автором использованы методы сравнения и классификации, анализа и синтеза, структурного моделирования в рамках системного подхода.

Результаты. Установлено, что цифровая трансформация подразумевает повсеместное внедрение цифровых технологий. Ее отличием от цифровизации являются масштаб и глубина изменений: цифровая трансформация включает в себя все аспекты деятельности и имеет комплексный, радикальный характер, а цифровизация может быть точечной. Цифровая трансформация промышленного предприятия, содержащая элемент новизны, представляет собой разновидность инновации. Однако в рамках традиционной схемы классификации затруднительно определить вид, к которому она может быть отнесена. Предлагается рассматривать цифровую трансформацию предприятий как особый тип инновации, то есть как цифровую инновацию. Ключевым отличием цифровых инноваций от традиционных выступает их базирование на новых цифровых технологиях, при этом они могут затрагивать создание или усовершенствование продуктов и процессов, а также трансформацию бизнесмоделей в целом.

Выводы. Цифровую трансформацию недостаточно исследовать только с технологической точки зрения. Она включает в себя изменение в целом системы управления организацией (организационной структуры и механизмов управления, бизнес-процессов, корпоративной культуры, уровня вовлеченности и компетенций сотрудников). Ввиду указанной комплексности возникают сложности при применении традиционной классификации инноваций к цифровой трансформации. Поэтому представляется целесообразным выделение особого типа инноваций — цифровых инноваций, которые могут быть связаны как с отдельными продуктами и процессами, так и с бизнес-моделью в целом. Инновационная бизнес-модель для промышленного предприятия имеет больший потенциал успеха, чем отдельный инновационный продукт или процесс. Реализация постепенных улучшений не позволяет получить радикально новые решения по удовлетворению нужд потребителей и способов их реализации. Цифровая трансформация обладает потенциалом для подобного изменения.

1314-1328 8
Аннотация

Цель. Разработка целевой модели зрелого маркетплейса, способного выполнять функции ядра цифровой экосистемы.

Задачи. Охарактеризовать современное состояние маркетплейсов; определить направления их трансформации; выделить ключевые элементы операционной и инфраструктурной зрелости; предложить структурную модель, отражающую взаимосвязь бренда, инфраструктур и управленческих контуров.

Методология. Применены методы системного и структурно-функционального анализа, сравнительный анализ теоретических источников по платформенной экономике, а также концептуальное моделирование, позволившее сформировать трехуровневую архитектуру маркетплейса и охарактеризовать механизмы создания ценности в экосистеме.

Результаты. Раскрыто авторское понимание маркетплейса как развивающейся многосторонней платформы, формирующей экосистему на базе трехуровневой архитектуры. Определены роли бренда и пользователей в формировании доверия и сетевых эффектов, а также показана значимость финансовой, логистической инфраструктур и ИТ-инфраструктур в обеспечении масштабируемости и надежности сервисов. Представлен механизм замкнутого цикла создания ценности, объединяющий внутренние подразделения, инфраструктуры и пользователей в один управляемый контур.

Выводы. Зрелый маркетплейс формирует устойчивую цифровую экосистему, в которой рост аудитории и ассортиментных направлений основан на воспроизводимых операционных процессах и общих данных. Предложенная модель может быть использована для стратегического планирования, оценки зрелости и разработки управленческих решений в сфере цифровых платформ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

1329-1338 15
Аннотация

Цель. Оценка глобального и российского потенциала сокращения выбросов техногенного CO2 за счет технологий его утилизации с производством различных видов углеродсодержащей продукции (CCU), а также рассмотрение этих технологий в качестве элемента концепции углеродной экономики замкнутого цикла как перспективного направления снижения антропогенных выбросов CO2 в условиях трансформации мировой климатической политики.

Задачи. Осуществить сбор и систематизацию актуальной информации о текущем уровне развития технологий преобразования CO2 в различные виды продукции; выполнить анализ конъюнктуры рынков этой продукции; провести оценку потенциала сокращения выбросов на период до 2050 г.

Методология. Методология исследования складывается из нескольких этапов, предусматривающих процессы от сбора и предобработки исходных данных до построения прогноза. На первых этапах применены подходы маркетингового анализа для выделения ключевых отраслевых трендов и тенденций. Использован анализ жизненного цикла продукции, производство которой возможно за счет CCU. После систематизации и унификации информации о каждом продукте выполнено моделирование процесса их выхода на существующие рынки (с учетом динамики этих рынков) с помощью логистической функции.

Результаты. При производстве из CO2 продукции, характеризующейся длительным сроком хранения углерода, глобальный потенциал сокращения выбросов может достигать 3,6 млрд тонн CO2 в год, а в вариантах с краткосрочным хранением — до 3,9 млрд тонн CO2 в год. Для России эти значения составляют 61 и 251 млн тонн CO2 в год соответственно, которые при благоприятных сценариях могут возрасти до 136 и 501 млн тонн CO2 в год.

Выводы. Определены ключевые риски развития проектов CCU, такие как высокая капиталоемкость, длительные сроки реализации, технологические барьеры улавливания и утилизации CO2. Показано, что CCU представляет собой пока недооцененную, но стратегически значимую группу низкоуглеродных технологий, способную в перспективе поддержать баланс между промышленным развитием и достижением климатических целей. Сделан вывод о том, что развитие углеродной экономики замкнутого цикла соответствует национальным интересам России и может стать значимым элементом новой климатической повестки, ориентированной на рациональное использование ресурсов и технологическую модернизацию.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1339-1345 14
Аннотация

Цель. Проанализировать процесс трансформации маркетплейсов с 2020 по 2025 г., а также выявить факторы, препятствующие развитию премиальных брендов на этих платформах.

Задачи. Выявить и охарактеризовать изменения в структуре потребительского спроса на маркетплейсах; оценить влияние снижения среднего чека на позиционирование премиальных брендов; разработать стратегические рекомендации для брендов высокого ценового сегмента.

Методология. Использованы методы статистического анализа, сравнительного анализа, экспертных оценок, а также анализ вторичных данных агентства Infoline и других исследовательских организаций.

Результаты. Результаты исследования демонстрируют комплексную трансформацию маркетплейсов с 2020 по 2025 г., характеризующуюся существенным снижением среднего чека покупателей и изменением потребительского поведения. Эмпирические данные подтверждают, что на ведущих российских платформах, таких как Wildberries и Ozon, средний чек составляет 1 080 и 1 760 руб. соответственно. Это создает значительные барьеры для премиальных брендов и их эффективного позиционирования. Проведенный анализ также показал, что более 60% продавцов на маркетплейсах генерируют менее 100 тыс. руб. ежемесячной выручки, что указывает на доминирование низкомаржинальных бизнес-моделей и усиление ценовой конкуренции в цифровой торговле.

Выводы. Проведенное исследование позволило выявить фундаментальные трансформации в экосистеме маркетплейсов, которые кардинально изменяют стратегии премиальных брендов. Цифровая реальность требует от люксовых компаний принципиально нового подхода к позиционированию, при котором технологичность и адаптивность станут ключевыми конкурентными преимуществами. Перспективным направлением развития представляется создание гибридных маркетинговых стратегий, которые интегрируют традиционные ценности бренда с инновационными цифровыми инструментами коммуникации и продаж. Это будет способствовать формированию принципиально новой модели взаимодействия целевой аудитории в условиях тотальной цифровизации коммерческих процессов.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

1346-1353 12
Аннотация

Цель. Разработать и обосновать методические подходы к комплексной оценке эффективности конверсионных операций коммерческих банков.

Задачи. Определить этапы и блоки проведения анализа конверсионных операций; охарактеризовать используемые в методике показатели, включая количественные и качественные критерии, с учетом влияния факторов валютного риска, комиссионных доходов и регуляторных требований.

Методология. Исследование базируется на теоретических разработках в области теории эффективности банковской деятельности, а также на изучении возможностей практического применения управленческих инструментов оценки эффективности в достижении положительного финансового результата кредитной организацией от конверсионных операций. Авторами использованы методы качественного анализа, а также количественный подход, основанный на статистическом анализе и количественных методах, включая оценки эффективности через финансовые показатели.

Результаты. Установлено, что рост количества и объемов конверсионных операций приведет к росту комиссионных, а следовательно, и операционных доходов. Это благоприятно повлияет на итоговый финансовый результат кредитной организации. Однако неэффективные конверсионные операции способны не просто снизить прибыль, а обнулить ее или сделать отрицательной величиной. Предлагаемая методика позволяет оценить эффективность кассовых операций, безналичных конверсионных сделок, а также работу соответствующих подразделений с открытой валютной позицией кредитной организации, рассчитать коэффициенты и с их помощью сделать выводы о положительном или отрицательном влиянии конверсионных операций на итоговый финансовый результат.

Выводы. Анализ эффективности конверсионных операций коммерческих банков в перспективе может оказать положительное влияние на функционирование не только отдельных банков, но и финансовой системы России в целом.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

1354-1360 11
Аннотация

Цель. Исследовать стратегии управления талантами в условиях ограниченных ресурсов малых и средних предприятий (МСП) с учетом эффективных методов привлечения, удержания и развития персонала.

Задачи. Проанализировать теоретические основы и практический опыт управления талантами в МСП; выявить ключевые проблемы и ограничения, связанные с ресурсной базой МСП; разработать адаптированные стратегии для повышения эффективности управления человеческими ресурсами в МСП.

Методология. Автором применены системный и сравнительный анализ, проведен обзор научной литературы, изучены эмпирические данные отраслевых исследований и HR-статистики ведущих платформ. Использованы также методы критического анализа и синтеза.

Результаты. Интеграция цифровых инструментов, развитие корпоративной культуры и применение нематериальных мотивационных механизмов повышают привлекательность МСП как работодателя. Указанные стратегии способствуют снижению текучести кадров и улучшению профессионального роста сотрудников в условиях ограниченных финансовых возможностей. Малозатратные практики (гибкий график, удаленная работа, наставничество) доказали эффективность в эмпирических исследованиях.

Выводы. Комплексный подход к управлению талантами, учитывающий специфику МСП и ограниченность ресурсов, особенно важен для устойчивости и конкурентоспособности организаций. Разработанные рекомендации (персонализация мотивации, цифровизация HR-процессов, развитие бренда работодателя) обладают высокой практической значимостью для руководителей МСП и HR-специалистов. Реализация стратегий позволяет эффективно использовать человеческий капитал без крупных финансовых затрат, укрепляя долгосрочные конкурентные преимущества.

1361-1372 12
Аннотация

Цель. Разработка и апробация интегрированной многоуровневой модели на примере регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО), подтверждающая наличие стимулирующего воздействия повышения энергоэффективности на темпы социально-экономического развития территории.

Задачи. С помощью предложенной интегрированной многоуровневой модели провести количественный анализ энергетической эффективности в региональной экономике и выявить проблемы ее повышения в регионах СЗФО; рассчитать интегральный индекс энергоэффективности; сформировать типологию регионов и кластеров по энергоэффективности. Методология. Методологической основой стали научные положения теории моделирования, теории регионального развития и управления экономическими системами, отраженные в трудах известных российских и зарубежных ученых. Их применение позволило разработать интегрированную многоуровневую модель оценки энергоэффективности, объединяющую экономические, экологические и социальные параметры. Данная модель обеспечивает комплексный подход к оценке энергоэффективности, и ее используют для разработки стратегий, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и улучшение качества жизни населения. Автором статьи применены методы экономического моделирования и комплексной оценки, а также регрессионный, кластерный и индексный анализ.

Результаты. Апробация предложенной интегрированной многоуровневой модели на примере регионов СЗФО позволила провести исследование энергетической эффективности в региональной экономике, раскрыть проблемы ее повышения применительно к регионам, обосновать показатели для расчета интегрального индекса энергоэффективности и определить его. В соответствии с этим индексом сформированы типология и кластерные группы регионов СЗФО. Методическая основа, обеспечивающая комплексный подход к анализу и оценке энергетической эффективности в региональных экономических системах, учитывает уникальные социально-экономические и природные условия каждого региона.

Выводы. Территориально-дифференцированный подход, находящийся в основе предложенного моделирования, направлен на создание инструмента, обеспечивающего релевантность оценки энергетической ситуации в каждом регионе, что способствует разработке целевых стратегий по улучшению энергоэффективности и качества жизни населения в регионах СЗФО. Проведенное исследование подтверждает необходимость применения интегрированного подхода к анализу и оценке энергоэффективности, сочетающего экономико-математическое моделирование, системный анализ и территориально-дифференцированный подход. Это позволяет вырабатывать стратегические меры, которые помогают адаптироваться к изменяющимся условиям и обеспечивают долгосрочное социально-экономическое развитие регионов СЗФО и других регионов страны.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1998-1627 (Print)