Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Современные тенденции видов транспорта — основа на пространстве Евразии

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-1-4-15

Аннотация

Исследование направлено на выявление современной тенденции инновационного развития видов транспорта как основы формирования транзитной экономики на пространстве Евразии.
Цель. Выявление направлений инновационного развития видов транспорта на базе формирования единой цифровой транспортно-логистической среды, поиск наиболее эффективных способов регулирования финансовых потоков, поступающих от транзитного пропуска грузов.
Задачи. Выработка и реализация механизмов генерирования, распределения и перераспределения доходов от функционирования транзитной экономики на территории Евразии в условиях автоматизации, роботизации, цифровой трансформации, внедрения искусственного интеллекта, перехода на безбумажные и безлюдные технологии.
Методология. В исследовании использованы методы системного анализа, эволюционно-институциональной теории, теории производственно-технологической сбалансированности и исторического подхода.
Результаты. Определены направления автоматизации и цифровой трансформации перевозок грузов железнодорожным транспортом на пространстве Евразии: сокращение времени прохождения пограничных и станционных процедур; инновационное развитие железнодорожной инфраструктуры сопредельных государств; автоматизация перевозочного процесса, внедрение безлюдных технологий; преодоление негативных тенденций на рынке перевозок скоропортящихся грузов. Представлены направления разработки и производства инновационного подвижного состава для транзитных перевозок грузов. Проанализированы пути инновационного развития автомобильного, морского и воздушного транспорта на пространстве Евразии, в частности развитие контрейлерных (железнодорожно-автомобильных) перевозок, уберизация рынка автомобильных перевозок грузов. Установлено, что инновационным направлением развития морского транспорта, обслуживающего перевозки грузов по маршруту «Азия — Европа», является сооружение и запуск в эксплуатацию судов-контейнеровозов ледового класса. Главное направление развития транзитной экономики в области обслуживания воздушных линий — расширение консолидационных и распределительных грузовых операций при осуществлении полетов над территорией Евразии.
Выводы. Инновационные транспортно-транзитные системы (ТТС) активно развиваются, что актуализирует необходимость разработки и реализации механизма генерирования, распределения и перераспределения доходов от транзитной перевозки грузов и пассажиров. Этот механизм должен носить корпоративный характер, т. е. реализовываться через процессы государственночастного партнерства. На пространстве Евразии такой корпоративной структурой может быть Евразийская транспортно-транзитная компания. Наиболее эффективным способом распространения доходов от функционирования транзитной экономики на большинство экономических агентов служит развитие сопутствующих и сопряженных производств товаров и услуг на высокотехнологической основе, формирование обширного инновационно-индустриального пояса торгового пути.

Об авторах

В. А. Цветков
Институт проблем рынка РАН
Россия

Цветков Валерий Анатольевич – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор

117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47



К. Х. Зоидов
Институт проблем рынка РАН
Россия

Зоидов Кобилжон Ходжиевич – кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий лабораторией

117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47



А. А. Медков
Институт проблем рынка РАН
Россия

Медков Алексей Анатольевич – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель центра

117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47



Список литературы

1. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Разработка теории транзитной экономики в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Ч. 1 // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. No 11 (49). С. 190–207.

2. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А. Разработка теории транзитной экономики в условиях интеграции и глобальной нестабильности. Ч. 2 // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. No 12 (50). С. 121–136.

3. Зоидов К. Х., Медков А. А., Зоидов З. К. Концептуальные основы теории, методологии и практики транзитной экономики // Проблемы рыночной экономики. 2018. No 3. С. 49–58. DOI: 10.33051/2500-2325-2018-3-49-58

4. Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.; Челябинск: Социум, 2017. 451 с.

5. Пейн Л. Море и цивилизация. Мировая история в свете развития мореходства / пер. с англ. И. В. Майгуровой. М.: АСТ, 2017. 832 с.

6. Чернышевская Ю. АО «ГЛОНАСС» может обеспечить сквозным мониторингом мультимодальные перевозки [Электронный ресурс] // РЖД-Партнер.ру. 2019. 14 ноября. URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/glonass-planiruet-predostavit-testovyy-dostup-dlya-rzhd/ (дата обращения: 22.11.2019).

7. Башканова В. Калининградское окно в Европу [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 19 сентября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1477530&archive=2019.09.19 (дата обращения: 27.09.2019).

8. Связь сделали бенефициаром [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 19 сентября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1477544&archive=2019.09.19 (дата обращения: 27.09.2019).

9. Кадик Л. Вагоны расцепит робот [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 17 сентября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1477272&archive=2019.09.17 (дата обращения: 02.10.2019).

10. Пасечник Е. Автоматика против человеческого фактора [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 6 ноября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1483346&archive =2019.11.06 (дата обращения: 06.11.2019).

11. Зубов А. Нейронная сеть все видит. Интервью с начальником отдела разработок и внедрения новых проектов Центральной дирекции по ремонту пути А. Пикаловым [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 12 ноября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1484071&archive=2019.11.12 (дата обращения: 12.11.2019).

12. Громадская Ю. Эффект заложили в стратегию [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 15 ноября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1484574&archive=2019.11.15 (дата обращения: 21.11.2019).

13. Транспортировка норвежского лосося по железной дороге в Китай обойдется на 80 % дешевле воздушных отправок [Электронный ресурс] // РЖД-Партнер.ру. 2019. 12 августа. URL: https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/transportirovka-norvezhskogo-lososya-po-zheleznoy-doroge-v-kitay-oboydetsya-na-80-deshevle-vozdushny/ (дата обращения: 27.08.2019).

14. Кудрявцева Е. Списание по расписанию [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 15 января. URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1449655&archive=2019.01.15 (дата обращения: 15.10.2019).

15. Зубов М. Комфортные условия для рыбы. Интервью с президентом Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава М. Синевым [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 10 октября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1480216&archive=2019.10.10 (дата обращения: 18.10.2019).

16. Кондратенко С. Рефрижератор в точке роста [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 22 октября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1481265&archive=2019.10.22 (дата обращения: 22.10.2019).

17. С ветром по пути [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 19 сентября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1477543&archive=2019.09.19 (дата обращения: 27.09.2019).

18. Шведы выбирают поезда [Электронный ресурс] // Gudok.ru. 2019. 3 октября. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1479393&archive=2019.10.03 (дата обращения: 03.10.2019).

19. Два танкера Совкомфлота отправились по Севморпути из Приморска в Китай [Электронный ресурс] // РЖД-Партнер.ру. 2019. 3 октября. URL: https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/dva-tankera-sovkomflota-otpravilis-po-sevmorputi-iz-primorska-v-kitay/ (дата обращения: 04.10.2019).

20. Лебедев А. Для развития транзита нужны альянсы мультимодальных операторов. Интервью с операционным директором логистической компании «Точка-Точка» М. Алексеевым [Электронный ресурс] // РЖД-Партнер.ру. 2019. 6 ноября. URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/interview/dlya-razvitiya-tranzita-nuzhny-alyansy-multimodalnykh-operatorov/ (дата обращения: 11.11.2019).

21. Порты ЕС выступают против дальнейшего увеличения размера контейнеровозов [Электронный ресурс] // РЖД-Партнер.ру. 2019. 5 августа. URL: https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/porty-es-vystupayut-protiv-dalneyshego-uvelicheniya-razmera-konteynerovozov/ (дата обращения: 09.09.2019).

22. Лобов В. Арктический вектор // Транспорт России. 2019. 12 сентября.

23. Чернышевская Ю. Вложения в ледоколы могут быть обесценены к 2050 году из-за изменений климата [Электронный ресурс] // РЖД-Партнер.ру. 2019. 13 сентября. URL: https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/vlozheniya-v-ledokoly-mogut-byt-obestseneny-k-2050-godu-iz-za-izmeneniy-klimata/ (дата обращения: 04.10.2019).

24. Цветков В. А., Зоидов К. Х., Медков А. А., Зоидов З. К. Концептуальные подходы к моделированию, формированию и развитию инновационно-индустриального пояса современного торгового пути // Экономика и управление. 2018. No 5 (151). С. 4–16. DOI: 10.33051/1998-1627-2018-5-4-16

25. Ahmad E. Infrastructure Finance in the Developing World: Public Finance Underpinnings for Infrastructure Financing in Developing Countries. G24/GGGI Working Paper Series, 2015. 21 p.

26. Garrido L., Gomez J. Baeza M., Vassalo J. Is EU Financial Support Enhancing the Economic Performance of PPP Projects? An Empirical Analysis on the Case of Spanish Road Infrastructure // Transport Policy. 2017. Vol. 56. P. 19–28. DOI: 10.1016/j.tranpol.2017.02.010


Рецензия

Для цитирования:


Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Современные тенденции видов транспорта — основа на пространстве Евразии. Экономика и управление. 2020;26(1):4-15. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-1-4-15

For citation:


Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Medkov A.A. Modern Trends in the Innovative Development of Transport Modes as the Backbone of a Transition Economy in the Eurasian Space. Economics and Management. 2020;26(1):4-15. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-1-4-15

Просмотров: 46864


ISSN 1998-1627 (Print)