Целевая модель зрелого маркетплейса как ядра цифровой экосистемы
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-10-1314-1328
Аннотация
Цель. Разработка целевой модели зрелого маркетплейса, способного выполнять функции ядра цифровой экосистемы.
Задачи. Охарактеризовать современное состояние маркетплейсов; определить направления их трансформации; выделить ключевые элементы операционной и инфраструктурной зрелости; предложить структурную модель, отражающую взаимосвязь бренда, инфраструктур и управленческих контуров.
Методология. Применены методы системного и структурно-функционального анализа, сравнительный анализ теоретических источников по платформенной экономике, а также концептуальное моделирование, позволившее сформировать трехуровневую архитектуру маркетплейса и охарактеризовать механизмы создания ценности в экосистеме.
Результаты. Раскрыто авторское понимание маркетплейса как развивающейся многосторонней платформы, формирующей экосистему на базе трехуровневой архитектуры. Определены роли бренда и пользователей в формировании доверия и сетевых эффектов, а также показана значимость финансовой, логистической инфраструктур и ИТ-инфраструктур в обеспечении масштабируемости и надежности сервисов. Представлен механизм замкнутого цикла создания ценности, объединяющий внутренние подразделения, инфраструктуры и пользователей в один управляемый контур.
Выводы. Зрелый маркетплейс формирует устойчивую цифровую экосистему, в которой рост аудитории и ассортиментных направлений основан на воспроизводимых операционных процессах и общих данных. Предложенная модель может быть использована для стратегического планирования, оценки зрелости и разработки управленческих решений в сфере цифровых платформ.
Об авторе
Т. Р. ТорпищевРоссия
Тимур Ринатович Торпищев, аспирант; старший преподаватель,
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а;
190121, Санкт-Петербург, Союза Печатников ул., д. 16.
Конфликт интересов:
Автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Список литературы
1. Arner D. W., Barberis J. N., Buckley R. P. The evolution of Fintech: A new post-crisis Paradigm? // Georgetown Journal of International Law. 2015. Vol. 47. P. 1271–1319.
2. Baldwin C. Y., Clark K. B. Design rules. Vol. 1. The power of modularity. Cambridge: MIT Press, 2000. 484 p.
3. Cennamo C., Santalo J. Platform competition: Strategic trade-offs in platform markets // Strategic Management Journal. 2013. Vol. 34. No. 11. P. 1331–1350. https://doi.org/10.1002/smj.2066
4. de Reuver M., Sørensen C., Basole R. C. The digital platform: A research agenda // Journal of Information Technology. 2018. Vol. 33. No. 2. P. 124–135. https://doi.org/10.1057/s41265-016-0033-3
5. Eisenmann T., Parker G., Van Alstyne M. Platform envelopment // Strategic Management Journal. 2011. Vol. 32. No. 12. P. 1270–1285. https://doi.org/10.1002/smj.935
6. Gai K., Qiu M., Sun X. A survey on FinTech // Journal of Network and Computer Applications. 2018. Vol. 103. P. 262–273. https://doi.org/10.1016/j.jnca.2017.10.011
7. Gawer A. Bridging differing perspectives on technological platforms: Toward an integrative framework // Research Policy. 2014. Vol. 43. No. 7. P. 1239–1249. https://doi.org/10.1016/j.respol.2014.03.006
8. Hagiu A., Wright J. Multi-sided platforms // International Journal of Industrial Organization. 2015. Vol. 43. P. 162–174. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2015.03.003
9. Платформенная экономика в России: потенциал развития: аналитический доклад / под ред. Л. М. Гохберга, Б. М. Глазкова, П. Б. Рудника, Г. И. Абдрахмановой. М.: Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, 2023. 72 с.
10. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a theory of ecosystems // Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. No. 8. P. 2255–2276. https://doi.org/10.1002/smj.2904
11. Lim S. F. W. T., Jin X., Srai J. S. Consumer-driven e-commerce: A literature review, design framework, and research agenda on last-mile logistics models // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. 2018. Vol. 48. No. 3. P. 308–332. https://doi.org/10.1108/IJPDLM-02-2017-0081
12. Mangiaracina R., Marchet G., Perotti S., Tumino A. Innovative solutions to increase lastmile delivery efficiency in B2C e-commerce: A literature review // International Journal of Physical Distribution and Logistics Management. 2019. Vol. 49. No. 9. P. 901–920. https://doi.org/10.1108/IJPDLM-02-2019-0048
13. McIntyre D. P., Srinivasan A. Networks, platforms, and strategy: Emerging views and next steps // Strategic Management Journal. 2017. Vol. 38. No. 1. P. 141–160. https://doi.org/10.1002/smj.2596
14. Parker G., Van Alstyne M., Choudary S. P. Platform revolution: How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. New York: W. W. Norton & Company, 2016. 352 p.
15. Rochet J.-C., Tirole J. Two-sided markets: A progress report // The RAND Journal of Economics. 2006. Vol. 37. No. 3. P. 645–667. https://doi.org/10.1111/j.1756-2171.2006.tb00036.x
16. Rysman M. The economics of two-sided markets // Journal of Economic Perspectives. 2009. Vol. 23. No. 3. P. 125–143. https://doi.org/10.1257/jep.23.3.125
17. Tiwana A. Platform ecosystems: Aligning architecture, governance, and strategy. Burlington: Morgan Kaufmann, 2014. 316 p.
18. Яблонский С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 4. С. 57–78.
19. Торпищев Т. Р. Маркетплейс: управление предпринимательской деятельностью на двустороннем рынке // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 1. С. 45–53. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-1-45-53
20. Кунин В. А., Торпищев Т. Р. Механизм эффективного управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами // Экономика и управление. 2024. Т. 30. № 6. С. 706–719. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-706-719
21. Торпищев Т. Р. Логистика современного маркетплейса // Друкеровский вестник. 2025. № 3. С. 91–113. http://dx.doi.org/10.17213/2312-6469-2025-3-91-113
Рецензия
Для цитирования:
Торпищев Т.Р. Целевая модель зрелого маркетплейса как ядра цифровой экосистемы. Экономика и управление. 2025;31(10):1314-1328. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-10-1314-1328
For citation:
Torpishchev T.R. Target model of a mature marketplace as the core of a digital ecosystem. Economics and Management. 2025;31(10):1314-1328. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2025-10-1314-1328















