Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 26, № 6 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

564-576 2033
Аннотация

Исследование посвящено изучению фундаментальных предпосылок появления цифровых платформ, которые позволяют сформировать глобальный взгляд на роль платформ при создании новой организационной модели — «экосистемы высокотехнологичных производств».

Цель. Обосновать в парадигме цифровизации промышленности создание современного механизма координации субъектов высокотехнологичных рынков в едином экономико-организационном пространстве — экосистеме на основе кросс-отраслевой цифровой платформы.

Задачи. Провести анализ мирового опыта внедрения цифровых платформ, выявить проблемы и предложить рекомендации по их устранению в контексте внедрения цифровых платформ в российской промышленности.

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах анализируется современный вектор развития промышленности, обусловленный внедрением экосистем как новых организационно-экономических моделей. Отражены принципы их формирования, возможная структура, основные отличия от уже ставших традиционными кластерных и сетевых моделей. Обосновано, что именно экосистемная модель позволяет достигать участникам экосистемы положительного синергетического эффекта в реализации своих стратегических целей развития в условиях цифровой трансформации.

Результаты. Рассмотрены вопросы применения инструментария индустриальной цифровой платформы, позволяющего реализовывать взаимодействие участников в экосистеме. Платформенные решения в промышленности имеют огромную перспективу с точки зрения анализа больших массивов данных, снижения транзакционных издержек и получения «совершенной информации». Охарактеризовано направление внедрения в ближайшее время кросс-отраслевых цифровых платформ и создания экосистем.

Выводы. Цифровое кросс-отраслевое взаимодействие в рамках платформы расширит внешние коммуникации и каналы продвижения, позволит внедрить цифровые бизнес-модели и диверсифицировать производство, но требует обеспечения совместимости систем промышленных предприятий, функционирования единой цифровой платформы и облачной среды.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

577-583 525
Аннотация

Исследование направлено на развитие теоретических и методологических основ оценки устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом перспективы.

Цель. Разработка системного подхода к оценке устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Задачи. Проанализировать основные подходы к оценке устойчивости бюджетов субъектов Федерации. Определить значение количественных и качественных методов оценки в разработке методики оценки устойчивости бюджетов субъектов Федерации с учетом среднесрочной и долгосрочной перспективы.

Методология. Исследование базируется на использовании методов научного познания, анализа и синтеза, сравнения и аналогий, применены системный и институциональный подходы для оценки устойчивости бюджетов субъектов Федерации.

Результаты. Исследованы основные подходы к оценке устойчивости бюджетов субъектов Федерации, разработанные отечественными научными школами и направлениями; подходы, которые используют органы государственной власти и местного самоуправления; подходы к оценке устойчивости бюджетов субъектов Федерации, которые используются международными и национальными рейтинговыми агентствами; зарубежный опыт. Что в целом предполагает разработку универсальной системы показателей для оценки устойчивости бюджетов субъектов Федерации.

Выводы. Обосновано, что в современных условиях новых вызовов, в частности в условиях пандемии коронавируса, необходимо оценивать долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетов субъектов Федерации на основе системного подхода с использованием количественных и качественных методов с учетом среднесрочной и долгосрочной перспективы в целях принятия эффективных управленческих решений на разных уровнях экономической системы.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

584-596 349
Аннотация

Цель. Разработать методику построения CRM-менеджмента в инжиниринговой компании с целью оптимизации отношений с контрагентами (поставщиками и субподрядчиками).

Задачи. В ходе проведения данного исследования, исходя из его проблематики, были поставлены следующие задачи: 1) разработать общую схему построения CRM-менеджмента в инжиниринговой компании с целью оптимизации отношений с контрагентами; 2) апробировать методику построения CRM-менеджмента на примере российской инжиниринговой компании X.

Методология. Методологическая база статьи — теория риск-менеджмента. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись с помощью таких общенаучных методов и приемов, как системный и комплексный подходы, методы экономического анализа и др. Результаты. Предложена методология построения CRM-менеджмента в инжиниринговой компании с целью оптимизации отношений с контрагентами (поставщиками и субподрядчиками).

Выводы. На основе проведенного исследования даны рекомендации для инжиниринговых компаний по отбору контрагентов, которые будут выражены в форме перечня надежных поставщиков и подрядчиков, рекомендованных для заключения контрактов со стороны руководства компании и ведущих менеджеров.

597-605 591
Аннотация

В научном сообществе и деловых кругах сформировалось понимание, что темпы изменений никогда не были столь высокими, как в настоящее время, организационные изменения затрагивают все организации во всех отраслях экономики. Управление изменениями включает в себя создание соответствующих представлений о самом объекте изменений — организации, что обусловило актуальность исследования концептуальных моделей организации.

Цель. Исследование развития и эволюции концептуальных моделей организации в теории и практике управления с определением типа организационной культуры как отражения доминирующего мировоззрения, определяющего организационный тип управления.

Задачи. Провести систематизацию концептуальных моделей организации, выявить особенности и тенденции в разработке концептуальных моделей организации, предложить модель обработки информации при конструировании организационного типа управления, обосновывающую многообразие концептуальных моделей организации.

Методология. Исследование проведено с применением общих методов научного познания, анализа научных трудов зарубежных и отечественных авторов в области менеджмента.

Результаты. Изучены концептуальные модели организации с определением типа организационной культуры, свойственной каждой модели. Предложена модель обработки информации при конструировании организационного типа управления, обосновывающая генезис разнообразия концептуальных моделей организации. Показано, что единственной, универсальной модели организации не существует.

Выводы. В рамках управленческой парадигмы «субъект — субъект управления» развиваются концепции «человекоориентированных» организаций. Сущность «человекоориентированных» организаций отражается в концептуальных моделях: обучающаяся организация (П. Сенге, М. Педлер, Д.  Бургуни, Т. Бойделл), реквизитная организация (Э. Джакус), горизонтальная организация (Ф.  Острофф), биологическая организация (Ф.  Гуияр, Д. Келли), желтая организация (К. Грейвз, Д. Бек, К. Кован), зеленая организация (К. Грейвз, Д. Бек, К. Кован, Ф. Лалу), бирюзовая организация (К. Грейвз, Д. Бек, К. Кован, Ф. Лалу). Каждая организация создает свою модель организации и соответствующий ей организационный тип управления совместной деятельностью людей в силу своей истории, культурального пространства, мировоззрения членов организации. В разрабатываемых концептуальных моделях организации акцентируется преобразующая роль членов организации и влияние изменяющих, а не воспроизводящих процессов.

606-612 556
Аннотация

Текущие тенденции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) связаны с ценностно-ориентированным подходом, когда ключевым аспектом в проектировании продукта или услуги является ценность, которую получает потребитель этих благ.

Цель. Разработать модель архитектурного решения ресурсоснабжающей организации, реализующей ценностно-ориентированный подход к оказанию услуг за счет применения технологий персонализированного сбора и анализа данных.

Задачи. Формирование ценностного предложения ресурсоснабжающей организации (на примере компании по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения), определение роли технологий сбора, передачи, обработки и анализа данных в реализации этого ценностного предложения, разработка модели архитектурного решения ценностно-ориентированной ресурсоснабжающей организации.

Методология. Методологической основой исследования является архитектурный подход к проектированию систем управления предприятиями.

Результаты. В статье предложена модель архитектурного решения ценностно-ориентированной ресурсоснабжающей организации, описывающая взаимодействие пользовательской и корпоративной архитектуры реализации ценностного предложения. Подобная модель является основой для формирования детализированных требований к сервисам архитектуры приложений, архитектуры данных и технологической архитектуры системы оказания услуг ЖКХ.

Выводы. Требования соответствия принципам ценностной ориентации деятельности должны быть учтены в архитектурной модели ресурсоснабжающей компании — от бизнес-сервисов до ИТ-систем и технологической архитектуры. Персонализированный сбор данных является одним из важнейших условий обеспечения реализации ценностно-ориентированного подхода. Модель интеграции технологий работы с данными в архитектурном решении ресурсоснабжающей организации позволит компании разработать и реализовать необходимые сервисы для реализации ценностного предложения.

613-618 596
Аннотация

Статья посвящена обзору актуальных для практического предпринимательства научных работ в области сетевых структур, современных сетевых бизнес-моделей и платформ.

Цель. Раскрыть и объяснить понятие сетевой структуры, платформы, показать причины прогрессивности и перспективности сетевой структуры организации бизнеса на современном этапе социально-экономического и научного развития.

Задачи. Выделить основные идеи научной мысли о сетевых структурах в бизнесе, включая значимые работы в этой области. Привести и объяснить основные термины, определения, а также раскрыть ключевые характеристики сетевых бизнес-структур. Дать характеристику такому важному для современного предпринимательства понятию, как «платформа», и показать взаимосвязь платформ и сетевых структур.

Методология. Исследование проведено с применением методов анализа информации и последующего синтеза новых знаний в виде авторских выводов. В ходе исследования использован широкий круг релевантных научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, включая оригинальные публикации на английском и французском языках.

Результаты. Кратко изложена история становления сетевых структур. Даны определения и характеристики понятий «сетевая структура» и «платформа» относительно бизнеса и авторские пояснения к ним.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

619-628 786
Аннотация

Научное исследование ориентировано на комплексный анализ цифровых технологий в контексте формирования приоритетных направлений развития региональной социально-экономической деятельности и углубления сегментов предпринимательской деятельности с учетом создания инновационного потенциала хозяйствующих субъектов.

Цель. Разработка комплексного подхода к формированию сценарных подходов развития региональных социально-экономических систем в условиях структурной перестройки мировой экономики.

Задачи. Определение направлений развития региональных социально-экономических систем в  условиях цифровых технологий. Оценка потенциала предпринимательской деятельности в сегментах, обеспечивающих поступательное развитие региональных социально-экономических систем, и разработка рекомендаций по повышению результативности деятельности хозяйствующих субъектов на региональном уровне управления.

Методология. С помощью общих методов научного познания проведен комплексный анализ влияния цифровых технологий на функционирование хозяйствующих субъектов региона в едином информационном пространстве.

Результаты. Предпринимательские структуры служат локомотивом в использовании информационно-коммуникационных технологий, поскольку позволяют повысить эффективность производственной деятельности и обеспечить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Трансформируется структура глобального рынка товаров и услуг, которая находится под влиянием высоких темпов развития инновационных технологий, ускоряющих переход от идеи до конечного выпуска, реализации и сервисного обслуживания продукции. Глобальный мировой рынок определяет вектор поступательного развития на основе достижений цифровых технологий в долгосрочной перспективе. Под влиянием интернет-технологий сформировались новые организационные формы региональной социально-экономической деятельности, отражающие переход от маркетинговой оценки поведения потребителей на рынке товаров и услуг к бизнес-моделям, использующим интеллектуальный капитал.

Выводы. Крупнейшие ИТ-компании мира стали главными игроками на мировом рынке товаров и услуг в глобальном цифровом пространстве. Сетевое взаимодействие хозяйствующих субъектов находится под влиянием динамично развивающейся активной инвестиционной деятельности ведущих предпринимательских структур. Сегодня наблюдается трансформация рынка капитала за счет увеличения объемов инвестиций в международные проекты и программы в такой организационной форме, как консорциумы и интеграционные группировки с участием компанийлидеров и государств, имеющих потенциал в применении цифровых технологий. Наметилась тенденция увеличения глобальных инвестиционных потоков в сегмент, связанный с технологиями «массового спроса». Возникли новые направления развития предпринимательства, например, в сфере интернет-игр, электронной коммерции, хранении массивов баз данных. Данный процесс неизбежно будет способствовать усилению роли глобальных предпринимательских структур с использованием интеллектуального капитала и комплексным анализом массива данных цифрового пространства региональных социально-экономических систем. Глобальные и локальные цифровые рынки трансформируют предпринимательскую деятельность и создают новые организационные формы ее осуществления в регионах, обладающих потенциалом в создании интеллектуального капитала в качестве инструмента, обеспечивающего решение государственных социально-экономических задач.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

629-642 2127
Аннотация

Исследование направлено на проведение анализа процессов создания экосистем в условиях внешних вызовов, повышения уровня конкурентной рыночной среды и глобальной цифровизации бизнеса для разработки стратегии цифровой трансформации предприятия.

Цель. Исследовать целесообразность создания и/или применения экосистем при разработке стратегии цифровой трансформации традиционных («обороняющихся») предприятий и разработать рекомендации по их использованию.

Задачи. Провести анализ характеристик, особенностей и типологии бизнес-экосистем; обосновать необходимость анализа и использования возможностей бизнес-экосистем при разработке стратегии развития предприятия в цифровой среде; раскрыть сущность, ключевые аспекты разработки и предложить модульную структуру стратегии цифровой трансформации предприятия; разработать концептуальную схему стратегического управления цифровой трансформацией предприятия; сформулировать рекомендации по выбору экосистем, участие в которых обеспечит укрепление конкурентоспособности предприятия.

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах предложены подходы и концептуальная модель стратегии цифровой трансформации предприятия с учетом возможностей бизнес-экосистем.

Результаты. Авторами показано, что в условиях развития цифровой экономики высокая эффективность и быстрое масштабирование превратили бизнес-экосистемы в новый способ организации экономической деятельности. Выделены два основных типа экосистем: централизованные, или экосистемы транзакций, реализованные в форме цифровых платформ; адаптивные, или экосистемы решений, формируемые компанией-оркестратором для создания нового ценностного предложения, создаваемого совместными усилиями партнеров из различных отраслей на основе прямого взаимодействия друг с другом. Выделены этапы разработки стратегии цифровой трансформации, основанной на укреплении конкурентоспособности предприятия за счет его участия в экосистеме (экосистемах). Сформулированы рекомендации по выбору экосистем, повышающих эффективность функционирования предприятия.

Выводы. Развитие экосистем является одной из бизнес-тенденций, определяющих конкурентоспособность предприятий и повышающих эффективность его функционирования в цифровой среде. Поэтому в современных условиях разработка стратегии цифровой трансформации предприятия должна осуществляться на основе создания и/или использования бизнес-экосистем.

643-648 385
Аннотация

В статье исследуются проблемы формирования спроса на гражданскую продукцию оборонно-промышленного комплекса России (далее — ОПК России) в современных условиях макроэкономической нестабильности и новых вызовов.

Цель. Выявление проблем формирования спроса на продукцию гражданского и двойного назначения предприятий ОПК России в современных условиях, анализ зарубежного и отечественного опыта их решения.

Задачи. Рассмотреть приоритетные направления «гражданской» диверсификации предприятий ОПК России, цели и задачи их достижения, проанализировать проблемы современного этапа диверсификации, исследовать зарубежный опыт диверсификации, предложить направления совершенствования формирования спроса на продукцию ОПК России в условиях новых вызовов, в частности пандемии коронавируса.

Методология. Методологической основой статьи являются системный и институциональный подходы, методы анализа и синтеза, сравнения и аналогий.

Результаты. Показано, что на данном этапе «гражданской» диверсификации предприятий ОПК России еще не все отрасли и предприятия ОПК России достигли поставленных целей, переориентировали производство, выпускают конкурентную продукцию и ее реализовывают. В современных условиях основной проблемой расширения выпуска продукции гражданского и двойного назначения отечественными предприятиями ОПК является сложность выхода и лидерства продукции гражданского назначения ОПК России. Доказано, что повышение конкурентоспособности выпускаемой предприятиями ОПК продукции двойного и гражданского назначения на основе реализации инновационного потенциала в отечественной практике и ее лидерство как на внутреннем, так и на внешних рынках становится одним из условий эффективной диверсификации в условиях новых вызовов.

Выводы. Обосновано, что в отечественной практике при «гражданской» диверсификации в современных условиях необходим дифференцированный подход к предприятиям и отраслям ОПК России в аспекте формирования спроса на продукцию гражданского и двойного назначения, со стороны как государства, так и бизнеса, с учетом зарубежного опыта и новых вызовов.

649-655 246
Аннотация

Актуальность темы исследования связана с изменениями налогового законодательства в сфере действующей системы налогообложения доходов физических лиц. С 1 января 2021 года ставка налога на доходы физических лиц изменится с 13 до 15 процентов для доходов, превышающих 5  миллионов рублей, причем 15 процентов будет взиматься с суммы, превышающей 5 миллионов рублей, иначе говоря, сделан первый шаг к переходу от плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц к прогрессивной.

Цель. В статье предлагается и обосновывается расчетным путем новый подход механизма исчисления налога на доходы физических лиц по прогрессивной шкале налогообложения.

Материалы и методы. В статье с помощью методов обобщения, синтеза и систематизации дается анализ рисков и возможностей при переходе с действующей системы налогообложения доходов физических лиц к прогрессивному налогообложению.

Результаты. Выявлено, что размер доходов, полученных физическими лицами в результате выплат по дивидендам, велик, а количество физических лиц, которые получают дивиденды, сравнительно невелико. Также сделан вывод о том, что доходы, полученные в виде дивидендов, можно отнести к так называемым «сверхдоходам», а на законодательном уровне нет определения «сверхдохода», поэтому на данный момент времени необходимо ввести и разработать в налоговом законодательстве определение «сверхдохода», кроме того, необходимо провести грань между понятиями «дивиденды» и «оплата труда». Выявлено расчетным путем, что сравнительно небольшое увеличение налоговой нагрузки в отношении доходов налогоплательщиков, получающих дивиденды, даст дополнительные средства в бюджетную систему, но изменения в систему налогообложения дивидендов физических лиц необходимо осуществлять с учетом введения прогрессивной шкалы налогообложения. Обосновывается предложение, связанное с полным отказом от плоской шкалы по налогу на доходы физических лиц, которое заключается в полном изменении процентных ставок налога, которое коснется практически любой категории населения. В результате предложенной модели прогрессивной шкалы налогообложения поступления в бюджет увеличатся, также уменьшит свое налоговое бремя категория физических лиц с наименьшим уровнем дохода, а для категории граждан, имеющих доход больше минимального, размер уплачиваемого налога останется на прежнем уровне.

Вывод. В результате предложенной модели прогрессивной шкалы налогообложения поступления в бюджет увеличатся, также уменьшит свое налоговое бремя категория физических лиц с наименьшим уровнем дохода, а для категории граждан, относящихся к «среднему классу», размер уплачиваемого налога останется на прежнем уровне.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

656-664 274
Аннотация

В настоящее время наблюдается превышение государственных инвестиций, выделенных на реализацию адресных инвестиционных программ Москвы на строительство объектов по сравнению с запланированным лимитом, в связи с чем необходима разработка организационного инструментария управления стоимостью (алгоритмы, модели, методы, инструменты и др.), направленного на повышение уровня точности и достоверности предполагаемой стоимости строительства объекта.

Цель. Разработка методического подхода к организации управления стоимостью строительства объекта в условиях государственного инвестирования с учетом повышения уровня взаимодействия органов исполнительной власти как между собой, так и с другими участниками инвестиционностроительного процесса.

Задачи. Анализ деятельности органа исполнительной власти при осуществлении функций по разработке, согласованию и реализации инвестиционных программ на строительство объектов на территориальном уровне в современных условиях; разработка методического подхода к организации управления стоимостью строительства объекта в условиях государственного инвестирования с учетом повышения уровня взаимодействия органов исполнительной власти как между собой, так и с  другими участниками инвестиционно-строительного процесса.

Методология. Теоретической и методологической основой исследования послужили базовые положения теории управления, экономической теории, стоимостного инжиниринга, ценообразования в строительстве, математического моделирования, управления проектами и рисками, научные труды и практический опыт отечественных и зарубежных специалистов по исследуемой проблеме.

Результаты. Организационная основа управления стоимостью строительства объекта, позволяющая оптимизировать форму взаимодействия органов исполнительной власти как между собой, так и с другими участниками инвестиционно-строительного процесса, а также использовать методические подходы, направленные на формирование достоверного предельного объема государственных инвестиций с целью реализации инвестиционных программ в строительстве в соответствии с установленным лимитом путем создания Информационного центра мониторинга и формирования базы данных для обоснования ПССО, создания и ведения базы данных — информационного ресурса, содержащего в себе все сведения об объектах-аналогах в соответствии с критериями экономической эффективности; мониторинга реализуемых объектов с целью обновления информационной базы строительных объектов.

Выводы. Разработан методический подход к организации управления стоимостью строительства объекта в условиях государственного инвестирования с учетом повышения уровня взаимодействия органов исполнительной власти как между собой, так и с другими участниками инвестиционностроительного процесса.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

665-671 647
Аннотация

В статье рассматриваются понятия «экологический маркетинг» и «экологический продукт». Исследование призвано концептуализировать данные термины в русскоязычном пространстве с учетом концепции устойчивого развития и принципов экономики замкнутого цикла.

Цель. Конструирование концептуальных основ понятия «экологический маркетинг» и его производной — экологического продукта. Создание задела для будущих исследований в конкретизации понятий «экологический маркетинг» и «экологический продукт».

Задачи. Рассмотреть текущее положение экологического маркетинга и экологического продукта в России с точки зрения законодательства и использующихся практик на рынке. Проанализировать эволюцию представленных понятий в зарубежных и российских источниках, систематизировать полученный опыт и предложить собственную концептуализацию терминов, операционализировать их ключевые характеристики и признаки.

Методология. В основе статьи — эмпирическое исследование качественного характера, включающее в себя такие методы, как контент-анализ, синтез, формализация и систематизация. Теоретико-методологический подход в статье базируется на исследованиях зарубежных и отечественных ученых в сфере изучения экологического маркетинга, концепции «зеленого» подхода в продвижении товаров, устойчивого развития предприятия.

Результаты. Определена научная лакуна в концептуализации понятий «экологический маркетинг» и «экологический продукт» в русскоязычном пространстве, а также предложена их оригинальная интерпретация, учитывающая принципы устойчивого развития и «зеленого» продвижения.

Выводы. Статья еще более наполнит научной содержательностью понятие «экологичность», применимое в маркетинге, изменив тенденцию к увеличению количества продуктов, подпадающих под определение гринвошинга. Ожидается, что обнародованные материалы будут полезны экологическим консультантам, маркетологам и представителям законодательной ветви власти при сертификации товаров по экологическим стандартам.



ISSN 1998-1627 (Print)