Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Влияние цифровых технологий на развитие предпринимательской деятельности региональных социально-экономических систем

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-619-628

Аннотация

Научное исследование ориентировано на комплексный анализ цифровых технологий в контексте формирования приоритетных направлений развития региональной социально-экономической деятельности и углубления сегментов предпринимательской деятельности с учетом создания инновационного потенциала хозяйствующих субъектов.

Цель. Разработка комплексного подхода к формированию сценарных подходов развития региональных социально-экономических систем в условиях структурной перестройки мировой экономики.

Задачи. Определение направлений развития региональных социально-экономических систем в  условиях цифровых технологий. Оценка потенциала предпринимательской деятельности в сегментах, обеспечивающих поступательное развитие региональных социально-экономических систем, и разработка рекомендаций по повышению результативности деятельности хозяйствующих субъектов на региональном уровне управления.

Методология. С помощью общих методов научного познания проведен комплексный анализ влияния цифровых технологий на функционирование хозяйствующих субъектов региона в едином информационном пространстве.

Результаты. Предпринимательские структуры служат локомотивом в использовании информационно-коммуникационных технологий, поскольку позволяют повысить эффективность производственной деятельности и обеспечить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Трансформируется структура глобального рынка товаров и услуг, которая находится под влиянием высоких темпов развития инновационных технологий, ускоряющих переход от идеи до конечного выпуска, реализации и сервисного обслуживания продукции. Глобальный мировой рынок определяет вектор поступательного развития на основе достижений цифровых технологий в долгосрочной перспективе. Под влиянием интернет-технологий сформировались новые организационные формы региональной социально-экономической деятельности, отражающие переход от маркетинговой оценки поведения потребителей на рынке товаров и услуг к бизнес-моделям, использующим интеллектуальный капитал.

Выводы. Крупнейшие ИТ-компании мира стали главными игроками на мировом рынке товаров и услуг в глобальном цифровом пространстве. Сетевое взаимодействие хозяйствующих субъектов находится под влиянием динамично развивающейся активной инвестиционной деятельности ведущих предпринимательских структур. Сегодня наблюдается трансформация рынка капитала за счет увеличения объемов инвестиций в международные проекты и программы в такой организационной форме, как консорциумы и интеграционные группировки с участием компанийлидеров и государств, имеющих потенциал в применении цифровых технологий. Наметилась тенденция увеличения глобальных инвестиционных потоков в сегмент, связанный с технологиями «массового спроса». Возникли новые направления развития предпринимательства, например, в сфере интернет-игр, электронной коммерции, хранении массивов баз данных. Данный процесс неизбежно будет способствовать усилению роли глобальных предпринимательских структур с использованием интеллектуального капитала и комплексным анализом массива данных цифрового пространства региональных социально-экономических систем. Глобальные и локальные цифровые рынки трансформируют предпринимательскую деятельность и создают новые организационные формы ее осуществления в регионах, обладающих потенциалом в создании интеллектуального капитала в качестве инструмента, обеспечивающего решение государственных социально-экономических задач.

Об авторах

Н. П. Голубецкая
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Голубецкая Наталья Петровна доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления 

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Е. В. Ушакова
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Ушакова Елена Викторовна кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и государственного и муниципального управления 

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Т. В. Чиркова
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Чиркова Тамара Валерьевна кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Список литературы

1. Голубецкая Н. П., Аралов А. В. Развитие системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов в полимерной промышленности в условиях импортозамещения // Экономика и управление. 2015. № 6 (116). С. 52–59.

2. Бургонов О. В., Голубецкая Н. П., Виноградова Н. Ю. Моделирование системы управления корпоративной предпринимательской структуры // Экономика и управление. 2017. № 3 (137). С. 60–69.

3. Голубецкая Н. П., Ушакова Е. В., Чиркова Т. В. Возможные сценарии инновационного развития региональных предпринимательских структур в условиях структурной перестройки российской экономики // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 68–74.

4. Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России / под общ. ред. Р. М. Нуреева. М.: ИД Высшей школы экономики, 2007. 479 с.

5. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры / пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

6. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016. 947 с.

7. Белкин В. Н., Белкина Н. А., Владыкина Л. Б. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия // Экономика региона. 2015. № 1. С. 144–155. DOI: 10.17059/2015-1-13

8. Бянкин А. С., Бурдакова Г. И. Развитие инновационного предпринимательства в регионе на базе вуза: решение проблем подготовки кадров // Научно-технические ведомости СанктПетербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 1. С. 136–145. DOI: 10.18721/JE.11112

9. Яковлев Г. И. Особенности реализации импортозамещающей стратегии в российской промышленности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5 (127). С. 59–64.

10. Яшин С. Н., Амбарцумян А. Е. Методические подходы к управлению инновационным развитием предприятия рекламной сферы в условиях цифровой экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 6. С. 153–163. DOI: 10.18721/JE.11613

11. Pharmaceutical Innovation, Competition and Patent Law: a Trilateral Perspective / Drexl J., Lee N., eds. Cheltenham, Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2013. 352 p.

12. Boutellier R., Heinzen M. Growth Through Innovation: Managing the Technology-driven Enterprise. Zurich: Springer International Publishing, 2014. 252 p.

13. Cohen F. J. Macro Trends in Pharmaceutical Innovation // Nature Reviews Drug Discovery. 2005. Vol. 4. No. 1. P. 78–84. DOI: 10.1038/nrd1610

14. Innovation and Marketing in the Pharmaceutical Industry: Emerging Practices, Research and Policies / Ding M., Eliashberg J., Stremersch S., eds. New York: Springer, 2014. 768 p.


Рецензия

Для цитирования:


Голубецкая Н.П., Ушакова Е.В., Чиркова Т.В. Влияние цифровых технологий на развитие предпринимательской деятельности региональных социально-экономических систем. Экономика и управление. 2020;26(6):619-628. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-619-628

For citation:


Golubetskaya N.P., Ushakova E.V., Chirkova T.V. The Impact of Digital Technologies on the Development of Entrepreneurship in Regional Socio-Economic Systems. Economics and Management. 2020;26(6):619-628. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-619-628

Просмотров: 755


ISSN 1998-1627 (Print)