Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Перспективные направления изменения доходов граждан в условиях изменяющегося законодательства РФ

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-649-655

Аннотация

Актуальность темы исследования связана с изменениями налогового законодательства в сфере действующей системы налогообложения доходов физических лиц. С 1 января 2021 года ставка налога на доходы физических лиц изменится с 13 до 15 процентов для доходов, превышающих 5  миллионов рублей, причем 15 процентов будет взиматься с суммы, превышающей 5 миллионов рублей, иначе говоря, сделан первый шаг к переходу от плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц к прогрессивной.

Цель. В статье предлагается и обосновывается расчетным путем новый подход механизма исчисления налога на доходы физических лиц по прогрессивной шкале налогообложения.

Материалы и методы. В статье с помощью методов обобщения, синтеза и систематизации дается анализ рисков и возможностей при переходе с действующей системы налогообложения доходов физических лиц к прогрессивному налогообложению.

Результаты. Выявлено, что размер доходов, полученных физическими лицами в результате выплат по дивидендам, велик, а количество физических лиц, которые получают дивиденды, сравнительно невелико. Также сделан вывод о том, что доходы, полученные в виде дивидендов, можно отнести к так называемым «сверхдоходам», а на законодательном уровне нет определения «сверхдохода», поэтому на данный момент времени необходимо ввести и разработать в налоговом законодательстве определение «сверхдохода», кроме того, необходимо провести грань между понятиями «дивиденды» и «оплата труда». Выявлено расчетным путем, что сравнительно небольшое увеличение налоговой нагрузки в отношении доходов налогоплательщиков, получающих дивиденды, даст дополнительные средства в бюджетную систему, но изменения в систему налогообложения дивидендов физических лиц необходимо осуществлять с учетом введения прогрессивной шкалы налогообложения. Обосновывается предложение, связанное с полным отказом от плоской шкалы по налогу на доходы физических лиц, которое заключается в полном изменении процентных ставок налога, которое коснется практически любой категории населения. В результате предложенной модели прогрессивной шкалы налогообложения поступления в бюджет увеличатся, также уменьшит свое налоговое бремя категория физических лиц с наименьшим уровнем дохода, а для категории граждан, имеющих доход больше минимального, размер уплачиваемого налога останется на прежнем уровне.

Вывод. В результате предложенной модели прогрессивной шкалы налогообложения поступления в бюджет увеличатся, также уменьшит свое налоговое бремя категория физических лиц с наименьшим уровнем дохода, а для категории граждан, относящихся к «среднему классу», размер уплачиваемого налога останется на прежнем уровне.

Об авторе

Р. Н. Берлизев
Кубанский государственный технологический университет
Россия

Берлизев Руслан Николаевич кандидат экономических наук, доцент кафедры рыночных и государственных институтов 

350901, г. Краснодар, ул. Российская, д. 72/1



Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: (действующая редакция) // Справочноправовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 13.05.2020).

2. Гусенко М. В Госдуму внесли законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ. [Электронный ресурс] // Российская газета. 02 фев. 2018. URL: https://rg.ru/2018/02/08/v-gosdumu-vneslizakonoproekt-o-progressivnoj-shkale-ndfl.html (дата обращения: 13.05.2020).

3. Насыров И. Н., Штырляева Е. В. Причина двойного налогообложения дивидендов собственников организаций // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 23 (209). С. 2–10.

4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nalog.ru. (дата обращения: 13.05.2020).

5. Штырляева Е. В. Повышение эффективности предприятий при исключении двойного налогообложения дивидендов // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2015. Т. 1. № 2. С. 110–118.

6. Лапов Д. Е. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц как необходимый элемент антикризисной политики России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 2. С. 200–212.

7. Мирошниченко Л. Н. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан в России как своевременный подход к проблеме // Проблемы современной экономики. 2012. № 9. С. 78–83.

8. Савицкий А. И. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц: перспективы введения в России и зарубежный опыт // Закон. 2016. № 10. С. 44–62.

9. Осипова Е. С. Прогрессивное налогообложение доходов как условие социальной справедливости // Налоги. 2016. № 1. С. 10–16.

10. Берлизев Р. Н., Берлизева О. Г. Функции и инструменты управления устойчивым развитием региональных и корпоративных социально-экономических систем, востребованные неоиндустриализацией. Краснодар: Новация, 2020. 156 с.

11. Берлизев Р. Н., Семенова Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учеб. пособие. Краснодар: Новация, 2019. 212 с.

12. Болатаева А. А., Булкаева Р. А., Джагаева В. С. Налоговая система Российской Федерации: Актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные известия. 2017. № 6. С. 41–45.


Рецензия

Для цитирования:


Берлизев Р.Н. Перспективные направления изменения доходов граждан в условиях изменяющегося законодательства РФ. Экономика и управление. 2020;26(6):649-655. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-649-655

For citation:


Berlizev R.N. Prospective Directions of Personal Income Changes in the Context of Changing Legislation in the Russian Federation. Economics and Management. 2020;26(6):649-655. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-649-655

Просмотров: 234


ISSN 1998-1627 (Print)