Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Концептуальные основы экологического маркетинга и экологического продукта

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-665-671

Аннотация

В статье рассматриваются понятия «экологический маркетинг» и «экологический продукт». Исследование призвано концептуализировать данные термины в русскоязычном пространстве с учетом концепции устойчивого развития и принципов экономики замкнутого цикла.

Цель. Конструирование концептуальных основ понятия «экологический маркетинг» и его производной — экологического продукта. Создание задела для будущих исследований в конкретизации понятий «экологический маркетинг» и «экологический продукт».

Задачи. Рассмотреть текущее положение экологического маркетинга и экологического продукта в России с точки зрения законодательства и использующихся практик на рынке. Проанализировать эволюцию представленных понятий в зарубежных и российских источниках, систематизировать полученный опыт и предложить собственную концептуализацию терминов, операционализировать их ключевые характеристики и признаки.

Методология. В основе статьи — эмпирическое исследование качественного характера, включающее в себя такие методы, как контент-анализ, синтез, формализация и систематизация. Теоретико-методологический подход в статье базируется на исследованиях зарубежных и отечественных ученых в сфере изучения экологического маркетинга, концепции «зеленого» подхода в продвижении товаров, устойчивого развития предприятия.

Результаты. Определена научная лакуна в концептуализации понятий «экологический маркетинг» и «экологический продукт» в русскоязычном пространстве, а также предложена их оригинальная интерпретация, учитывающая принципы устойчивого развития и «зеленого» продвижения.

Выводы. Статья еще более наполнит научной содержательностью понятие «экологичность», применимое в маркетинге, изменив тенденцию к увеличению количества продуктов, подпадающих под определение гринвошинга. Ожидается, что обнародованные материалы будут полезны экологическим консультантам, маркетологам и представителям законодательной ветви власти при сертификации товаров по экологическим стандартам.

Об авторах

Д. В. Багнюк
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Багнюк Дмитрий Вячеславович бакалавр 

101000, Москва, Мясницкая ул., д. 20



А. В. Лебедев
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Лебедев Александр Валерьевич сотрудник кафедры экономики природопользования экономического факультета 

119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1, стр. 46



Список литературы

1. Никоноров С. М., Лебедев А. В., Аверьянова Л. С. Подходы к сегментации потребителей экологических продуктов // Маркетинг в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 26–36.

2. ГОСТ Р ИСО 14021–2000. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200007255 (дата обращения: 10.05.2020).

3. ISO 14000 family — Environmental management [Электронный ресурс] // ISO. URL: https://www.iso.org/iso-14001-environmental-management.html (дата обращения: 10.05.2020).

4. ГОСТ Р 57022–2016. Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200138287 (дата обращения: 10.05.2020).

5. Лебедев А. В., Багнюк Д. В. Операционализация понятия «экологичность» на основе изучения потребителей экологических продуктов питания // Экономика устойчивого развития. 2019. № 3 (39). C. 208–215.

6. Choudhary A., Gokarn S. Green Marketing: A Means for Sustainable Development // Journal of Arts, Science & Commerce. 2013. Vol. 4. No. 3. P. 26–32.

7. Henion K. E., Kinnear T. C. Ecological Marketing. Chicago: American Marketing Association, 1976. 168 p.

8. Kumar P., Ghodeswar B. Green Marketing Mix: A Review of Literature and Direction for Future Research // International Journal of Asian Business and Information Management. 2015. Vol. 6. No. 3. P. 39–55. DOI: 10.4018/IJABIM.2015070104

9. Peattie K. Towards Sustainability: The Third Age of Green Marketing // The Marketing Review. 2001. Vol. 2. No. 2. P. 129–146. DOI: 10.1362/1469347012569869

10. Лукина А. В. Экологический фактор в современном маркетинге: автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: Рос. эконом. акад. им. Г. В. Плеханова, 2003. 20 с.

11. Polonsky M. J. An Introduction to Green Marketing // Electronic Green Journal. 1994. Vol. 1. No. 2. DOI: 10.5070/G31210177

12. Durif F., Boivin C., Julien C. In Search of a Green Product Definition // Innovative Marketing. 2010. Vol. 6. No. 1. P. 25–33.

13. Miller D. S. Green Marketing: Opportunity for Innovation // Electronic Green Journal. 1999. Vol. 1. No. 10. DOI: 10.5070/G311010346

14. Strong C. Features contributing to the growth of ethical consumerism: a preliminary investigation // Marketing Intelligence and Planning. 1996. Vol. 14. No. 5. P. 5–13. DOI: 10.1108/02634509610127518

15. Лебедев А. В., Стручкова С. А. Факторы, влияющие на приобретение «зеленого» молока // Экономика и управление. 2019. № 6 (164). С. 69–80. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-6-69-80


Рецензия

Для цитирования:


Багнюк Д.В., Лебедев А.В. Концептуальные основы экологического маркетинга и экологического продукта. Экономика и управление. 2020;26(6):665-671. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-665-671

For citation:


Bagnyuk D.V., Lebedev A.V. Conceptual Foundations of Environmental Marketing and Environmental Product. Economics and Management. 2020;26(6):665-671. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-6-665-671

Просмотров: 619


ISSN 1998-1627 (Print)