Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Российский научный журнал (РНЖ) «Экономика и управление» издается Санкт-Петербургским университетом технологий управления и экономики под научно-методическим руководством Отделения общественных наук РАН с 1995 года. Журнал является одним из ведущих российских научных изданий, в котором публикуются результаты оригинальных теоретических и прикладных исследований по актуальным проблемам экономики и управления.

Главным редактором научного журнала «Экономика и управление» является ректор Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, доктор экономических наук, доцент Олег Григорьевич Смешко.

В 2009 году РНЖ «Экономика и управление» был удостоен звания лауреата всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России» в номинации «Лучшее специализированное информационно-аналитическое издание по инновационной тематике».

Журнал входит в обновленный в 2019 году перечень изданий, публикации в которых учитываются экспертными советами по экономике, управлению, вычислительной технике и информатике Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ при защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Постоянными читателями журнала являются: Администрация Президента и Правительство РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания РФ, полномочные представители Президента России в федеральных округах, Российская академия наук, научные институты, российские и зарубежные вузы, главы администраций субъектов РФ и крупных российских городов, представители аналитических подразделений крупных предприятий, корпораций и банков; руководители федеральных и региональных органов власти.

Авторами журнала являются известные российские и зарубежные ученые, Лауреаты Нобелевской премии по экономике, академики, члены-корреспонденты РАН, ведущие эксперты и аналитики, экономисты-исследователи, научно-педагогические работники, руководители вузов, специалисты в области управления, докторанты и аспиранты вузов России и зарубежья.

Миссия журнала состоит в поддержке интереса широкого круга читателей к оригинальным теоретическим и прикладным исследованиям в области экономики и управления, которые способствуют распространению результатов лучшей отечественной и зарубежной теории и практики в данных сферах.

Журнал «Экономика и управление» включен в следующие базы научных  журналов:

  • EBSCO (Business Source Corporate Plus)
  • База российских научных журналов на платформе e-library.ru (РИНЦ);
  • Перечень  российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, рекомендованных ВАК.

Журнал издается на русском языке.

Наименование, оглавление, аннотации, ключевые слова и авторские контактные данные приводятся на русском и английском языках.

https://www.spbume.ru/

Текущий выпуск

Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков
Том 28, № 6 (2022)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 

524-537 55
Аннотация

Цель. Рассмотреть влияние современного эпизода санкционной войны против России на перспективы развития ее социально-экономической системы.
Задачи. Описать механизм влияния санкций на российскую социально-экономическую систему; проанализировать систему мер по импортозамещению и снижению импортозависимости российской экономики; предложить направления экономической политики по противодействию высокой зависимости российской экономики от технологического импорта; рассмотреть возможности построения новых индикаторов количественной оценки динамики социально-экономического развития, адекватных постсанкционным реалиям.
Методология. Использованы общенаучные методы исследования (метод синтеза, обобщения, контент-анализа, графической интерпретации данных и др.), а также методы стратегического, ситуационного, корреляционно-регрессионного анализа, экспертных оценок, расчетно-аналитические методы.
Результаты. В настоящее время в мире, в том числе в России, происходит переосмысление сложившейся модели развития. Установлено, что влиятельные державы играют лишь по тем правилам, которые краткосрочно выгодны им, что резко повысило уровень рисков и угроз национальной экономической безопасности России. В ближайшей и среднесрочной перспективе они будут высокими. Это требует пересмотра модели внешнеэкономического взаимодействия Российской Федерации (РФ) с тем, чтобы, помимо импортозамещения, выстраивать такой механизм снижения импортозависимости отечественной экономики, который строится на создании и развитии технологически продвинутых, обладающих мировой конкурентоспособностью экспортоориентированных производств. Такие производства, кроме задачи повышения технологического суверенитета РФ, должны быть ориентированы и на формирование у торговых партнеров импортозависимости от российских поставок. Это позволит предусмотреть в отношении них канал экономического давления и нейтрализовать действие возможных санкций.
Выводы. В новых реалиях требуются дальнейшие исследования показателей, характеризующих макроэкономическую динамику. События последнего полугодия в очередной раз подтвердили ранее неоднократно высказанное в литературе мнение о недостаточной адекватности описания макроэкономической динамики показателем валового внутреннего продукта (ВВП) и другими показателями, выстроенными на его основе. По нашему мнению, особое внимание следует обращать на социально-экономические показатели, отражающие уровень и качество жизни населения. Сегодня необходима перестройка системы государственной политики с целью не только адаптации ее к новым реалиям, но и формирования этих новых реалий. Возникает уникальный шанс пересмотреть существующие правила, выбрать более эффективные способы организации социально-экономических процессов, чтобы институировать их и, как следствие, задать долгосрочный вектор устойчивого и успешного развития России.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 

538-548 34
Аннотация

Цель. Разработка методологических основ роботизации экономики.
Задачи. Выявить теоретико-методологические предпосылки исследования роботизации экономики; исследовать методологические подходы к роботизации экономики; показать применение релевантных методологических подходов к исследованию роботизации экономики; разработать принципы роботизации экономики.
Методология. Методологическая база исследования — субъектный подход, оформленный Н. В. Герасимовым и в настоящее время развиваемый приверженцами научной школы в области исследования модернизации экономики, зарегистрированной в Белорусском нацинальном техническом университете под руководством С. Ю. Солодовникова.
Результаты. Методологические основы исследования роботизации экономики заключаются в применении системного, институционального, исторического, логического и субъектного подходов. Важнейший методологический принцип последнего — ориентация социальных систем и социальных субъектов на обеспечение своей социально-экономической жизненности — предопределяет основополагающую роль интересов различных субъектов в развитии экономической системы. Благодаря разработке методологических основ исследования роботизации экономики сформулированы принципы роботизации экономики.
Выводы. Разработаны принципы роботизации экономики: учет интересов различных социально-классовых групп при проведении нового этапа модернизации экономики; обеспечение приоритета социальных субъектов — носителей продукционных интересов и позитивной экономической идеологии в присвоении результатов роботизации экономики; расширение роли государства не как административно-политического, а как экономического субъекта, представляющего общественные интересы и нивелирующего эффекты несовершенств рынка; сопровождение роботизации экономики разработкой механизмов сдерживания роста структурной безработицы для обеспечения социальной стабильности как фактора национальной безопасности; разработка концептуально завершенной научной идеологии роботизации экономики.

549-562 40
Аннотация

Цель. Комплексное исследование рисков, а также оценка возможных последствий для российских деятелей искусства и организаций в сфере культуры в результате введения санкций зарубежными странами.
Задачи. Разработка антисанкционного механизма во всех областях деятельности; выявление основных направлений отрасли культуры, требующих антисанкционного регулирования, снижающего риски и издержки производителей общественно значимых благ.
Методология. С применением статистического и фактологического анализа санкционных мер, оказывающих как прямое, так и косвенное влияние на отрасль культуры, в комплексе исследованы экономические и правовые аспекты негативного санкционного воздействия.
Результаты. Рассмотрены возможности сокращения импортозависимости некоторых секторов (аудиовизуальной продукции, технического оснащения организаций); дана оценка такому социальному феномену, как культура отмены, с точки зрения его влияния на дальнейшее развитие организаций искусства; раскрыта суть процессов декриминализации правонарушений в сфере интеллектуальных прав. Проанализирован комплекс действий, представляющихся целесообразным в условиях санкций, включая выявление импортозависимых секторов отрасли культуры, страхование рисков, использование потенциала международного права для защиты интересов деятелей искусства.
Выводы. Полученные результаты могут быть применены в дальнейшей стратегии импортозамещения продукции и услуг в сфере культуры. Даны рекомендации на среднесрочную перспективу.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

563-575 32
Аннотация

Цель. Исследовать понятие «потребление» в социально-экономическом аспекте, а также связь между современным потребительским спросом и традиционным для Китая конфуцианским укладом.
Задачи. Определить концепции частного потребления в китайском обществе с точки зрения исторической ретроспективы; изучить процесс влияния конфуцианских идей на современных потребителей в Китайской Народной Республике (КНР).
Методология. Исследование проведено с применением методов анализа, группировки и систематизации. Использован метод синтеза информации из различных источников на китайском и английском языках, применены общенаучные методы индукции и дедукции.
Результаты. Современное китайское правительство прикладывает усилия к развитию потребительского спроса и покупательского потенциала, однако стремление к потреблению не свойственно традиционному укладу жизни китайцев. Конфуцианство, в значительной степени оказавшее влияние на китайское общество, сформировало уникального по своим характеристикам «китайского покупателя» с собственным потребительским поведением и предпочтениями.
Выводы. Воздействие на потребительские привычки и поведение китайцев оказывают несколько факторов: с одной стороны, идеи конфуцианства, которые, прививают китайцам скромность и отказ от показного потребления, с другой — «западные» идеи индивидуализма и гуманизма, поощряющие импульсивные и статусные покупки. Кажущееся противоречие делает из китайцев уникальную группу потребителей со своими особенностями, что требует более детального исследования.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА 

576-583 31
Аннотация

Цель. Проанализировать динамику развития бизнеса на воздушном транспорте в эпоху цифровой трансформации с точки зрения реализации парадигмы экосистемы как актуальной концепции организации современных бизнес-моделей.
Задачи. Исследовать подходы к определению понятия «экосистема» в сфере экономических взаимоотношений; раскрыть сущность подходов к определению структуры экономической экосистемы; охарактеризовать ключевые тренды в развитии воздушного транспорта в парадигме понятия экосистемы.
Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проанализированы научные подходы к определению понятия «экосистема» в сфере экономических взаимоотношений и определению структуры экономической экосистемы, а также выявлены тенденции развития воздушного транспорта в парадигме понятия экосистемы.
Результаты. Внедрение в бизнес-процессы концепции экосистемы влечет за собой изменения в отношении к понятию «конкуренция». На смену теории соперничества приходит практика конвергенции: процесса сближения и объединения разных технологий в новые виды технологий. Технологические конвергенции изменяют природу привычных вещей. Авторами выделены и проанализированы три сущностные характеристики понятия «экосистема», совместная реализация которых и позволяет говорить о внедрении на практике экосистемной концепции развития бизнеса. Цифровая база организации экосистемы обеспечивает модульность ее структуры, что, в свою очередь, определяет легкость и гибкость как подключения участников к системе, так и выход из нее. Экосистема, формируя новые потребительские предпочтения, позволяет участникам успешно работать с потребителями. В контексте оцениваемых преимуществ экосистемы авторами выявлены и исследованы ее 13 недостатков. С точки зрения оценки перспектив экосистематизации профессиональной деятельности на рынке воздушных перевозок пассажиров выделено семь ключевых трендов развития.
Выводы. В отрасли воздушных перевозок на современном этапе развития рынка наиболее востребованным сектором развития экосистем является туристический рынок. Экосистемы туризма — это абсолютный тренд межпродуктовой кооперации, в том числе с использованием услуг авиакомпаний, аэропортов и сайтов-агрегаторов. Вопросы теоретического осмысления и практического анализа экосистемной динамики развития бизнеса на воздушном транспорте в период цифровой эпохи, по нашему мнению, остаются не раскрытыми в полной мере и требуют детальной проработки. В дальнейших исследованиях авторами будет проведен анализ организационно-правовой природы экосистем, сущностных характеристик структурных элементов экосистемы, видов экосистем на воздушном транспорте и практики их реализации.

584-594 33
Аннотация

Цель. Разработать модель внедрения технологий Индустрии 4.0 в производственные процессы отечественных промышленных компаний в авиационной сфере.
Задачи. Раскрыть содержание понятия Индустрии 4.0; предложить индекс для оценки инновационности предприятий; представить эмпирическую базу исследования (кейсы компаний); предложить модель внедрения технологий Индустрии 4.0 в производственные процессы компаний; провести оценку выбранных компаний по разработанной модели.
Методология. В исследовании использованы методы глубинных интервью, анализа и синтеза полученных результатов. Результаты интервью проанализированы с использованием авторской модели внедрения технологий Индустрии 4.0. Теоретическую базу исследования составили работы зарубежных авторов в области теории и практики внедрения технологий Индустрии 4.0.
Результаты. Раскрыты понятие и смысл Индустрии 4.0, которая создает новую отрасль промышленности и может рассматриваться как новая индустриальная эра, основанная на применении передовых технологий в бизнесе. Авторами собраны эмпирические данные по четырем компаниям в области авиационного машиностроения (кейсы) и использованы для анализа вызовов внедрения технологий Индустрии 4.0, адаптации существующих производственных процессов в каждом кейсе. Предложена и описана новая модель внедрения технологий Индустрии 4.0 в производственные процессы отечественных компаний, учитывающая выявленные недостатки существовавших аналогичных моделей. Представлены результаты оценки исследованных компаний по разработанной модели на основании анализа кейсов. Выявлены основные направления внедрения Индустрии 4.0: бережливый менеджмент, концепция безбумажной фабрики и инфраструктура в цехе.
Выводы. Показано, что каждое из этих направлений можно рассматривать как основу для успешного внедрения инноваций. Главный вывод исследования состоит в том, что Индустрия 4.0 требует прежде всего изменения мышления менеджеров, и только затем — внедрения технологий.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ 

595-605 38
Аннотация

Цель. Выявление факторов интернет-продвижения, влияющих на продажи компании, установление степени взаимосвязи между ними, а также исследование их воздействия на выручку; формирование алгоритма прогнозирования влияния этих факторов на ключевые показатели конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Задачи. Повышение эффективности процесса интернет-продвижения на основе цифровизации процесса прогнозирования влияния факторов интернет-продвижения на ключевые показатели конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Методология. Авторами использованы системный и логический подходы, а также методы корреляционно-регрессионного, факторного и дисперсионного анализа.
Результаты. Построено пятифакторное уравнение регрессии, что позволяет количественно оценить эффективность инновационной политики интернет-развития хозяйствующего субъекта и дать прогноз влияния факторов интернет-продвижения на его конкурентоспособность. Предложен алгоритм прогнозирования такого влияния на ключевые показатели конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Полученные результаты могут быть применены в концепции развития и реализации инновационной политики предприятия.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА 

606-614 38
Аннотация

Цель. Выявление ключевых факторов, которые в настоящее время определяют распространение, развитие различных платежных инструментов и которые будут определять их развитие в будущем.
Задачи. Анализ основных представлений о цифровых розничных платежных инструментах в российской и зарубежной экономической науке; выявление факторов, влияющих на появление и развитие платежных инструментов; проведение опроса студентов и преподавателей экономических вузов Санкт-Петербурга относительно платежных инструментов, которые они используют, и факторов выбора инструментов, представление результатов и формулирование выводов.
Методология. Исследование проведено с использованием общенаучных и частнонаучных методов, а также формально-логического подхода. В процессе его подготовки проведен опрос с последующим анализом результатов. Сбор материалов для анализа осуществлялся в крупном российском городе — Санкт-Петербурге, в котором расположено большое число значимых финансовых организаций. Для сбора данных применены возможности Google form. Полученные материалы проанализированы и систематизированы.
Результаты. Выявлены основные факторы, определяющие развитие системы розничных платежей и ее перспективы в условиях повсеместной цифровизации. В их числе, согласно авторской позиции, — минимизация рисков применения платежных инструментов, удобство их использования, нативность — интуитивная понятность, оперативность расчетов, финансовая выгода (наличие бизнес-партнеров банка, получение кешбэка и др.). Остальные факторы оказались менее значимыми с точки зрения пользователей.
Выводы. Факторы, оказывающие воздействие на выбор потребителя при использовании того или иного платежного инструмента, обычно учитывают в совокупности: стремление сократить риски принимают в расчет вместе с удобством, скорость перевода денежных средств — с возможностью получения выгоды. Результаты могут быть полезными для всех финансовых учреждений, которые разрабатывают новые инструменты и сервисы, формируют стратегии продвижения розничных инструментов. Учет предпочтений пользователей позволит поставщикам платежных услуг создавать продукты более высокого качества и разрабатывать эффективные стратегии работы на рынке платежных услуг.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 

615-620 44
Аннотация

Цель. Определить вектор и механизмы цифровой трансформации здравоохранения в России.
Задачи. Проанализировать тенденции внедрения цифровых технологий в здравоохранении; сравнить содержание цифровизации здравоохранения в России и за рубежом; изучить особенности рынка медицинских услуг в цифровой экономике.
Методология. Предметная область внедрения цифровых технологий в медицинском секторе услуг затрагивает ряд проблем теоретического исследования.
Результаты. Технологичность медицинского оборудования — одно из основных конкурентных преимуществ, определяющее конкурентоспособность на рынке здравоохранения. Перспективным представляется научно-технологическое развитие медицины через апробацию и внедрение новейших разработок в сфере медицинской техники диагностики и лечения.
Выводы. Рынок медицинских услуг заинтересован в цифровых решениях, призванных повысить качество медицинского обслуживания и дать новые возможности для развития. Но при этом следует отдельно оценить те возможности, которые дает цифровизация для государственных и для частных медицинских организаций.

621-628 37
Аннотация

Цель. Описание особенностей и принципов управления экономической устойчивостью развития аэропортовых предприятий.
Задачи. Исследование понятия экономической устойчивости; уточнение теоретических и методических основ ее оценки; характеристика задачи формирования оценки экономической устойчивости аэропортовых предприятий с учетом особенностей транспортного рынка, аэропортовых услуг, а также с учетом контуров управления.
Методология. Выполнен анализ методических подходов к оценке устойчивости. Использован системный подход в описании устойчивости аэропортовых предприятий как экономических систем, а также ресурсный подход — в управлении устойчивостью аэропортовых предприятий.
Результаты. Представлена структура интегрального показателя оценки экономической устойчивости аэропортового предприятия. Приведено описание контуров управления устойчивостью. Охарактеризованы принципы управления экономической устойчивостью экономической системы аэропортового предприятия в разных контурах управления.
Выводы. Освещены практические и теоретические аспекты экономической устойчивости экономических систем аэропортовых предприятий, обоснована актуальность управления устойчивостью. Раскрыта также сущность понятия экономической устойчивости на основе ресурсного подхода в управлении в условиях активного влияния внешних факторов и генерируемых ими возмущений. Описаны задачи и принципы управления экономической устойчивостью при воздействии внешних и внутренних факторов, формирующих своеобразные контуры системы управления экономической устойчивостью аэропортовых предприятий.