АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Исследование направлено на изучение методических подходов к оценке уровня бедности как социального показателя экономической безопасности российских регионов и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Цель. Проанализировать уровень бедности в российских регионах и в соотношении с динамикой показателей неравенства.
Задачи.Рассмотреть проблемы формирования комплексного подхода к оценке уровня бедности в России с целью последующей разработки мер государственной политики, позволяющих добиться его радикального снижения. Провести анализ динамики показателя уровня бедности в странах ЕАЭС, выявив особенности данного явления в государствах, находящихся в наибольшей степени экономической интеграции с Россией.
Методология. В ходе исследования применены методы системного анализа, эконометрического анализа, эволюционно-институциональной теории и исторического подхода.
Результаты. Анализ показателя абсолютной бедности в регионах выявил существенную дифференциацию между ними по доле граждан, имеющих доходы ниже черты абсолютной бедности. Во всех странах ЕАЭС уровень бедности сократился за последние двенадцать лет, но динамика этого показателя носит разнонаправленный характер.
Выводы. Нередко в регионах Российской Федерации (РФ), имеющих более низкий показатель абсолютной бедности, наблюдается более высокое значение коэффициента Джини. В государствах ЕАЭС используются разные методики расчета уровня бедности. В перспективе представляется целесообразным унифицировать методику расчета уровня бедности в странах ЕАЭС, создать единый стандарт расчета данного показателя и выработать совместные комплексные меры по его снижению в государствах — членах ЕАЭС.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Исследование направлено на анализ современных моделей пространственно-распределенных организационно-экономических систем и особенностей стратегического управления данными системами.
Цель. Рассмотретьособенности стратегического управления таких основных современных форм пространственно-распределенных организационно-экономических систем, как кластеры и особые экономические зоны.
Задачи. Исследовать сущность и особенности основных современных форм пространственно-распределенных организационно-экономических систем — кластеров и особых экономических зон. Выделить в рамках данных форм инновационные модели: территории опережающего развития, индустриальные, промышленные и технологические парки, технополисы, инновационные центры и др. Обосновать методические подходы к стратегическому управлению этими инновационными образованиями в целом, формированию соответствующих организационных структур управления и комплекса стратегий различных иерархических уровней.
Методология. Посредством общих методов научного познания и методологии стратегического управления исследованы пространственно-распределенные организационно-экономические системы и их инновационные модели, в отношении которых предложен комплекс иерархических стратегий развития инновационных образований.
Результаты. В современных условиях становления и развития отечественной цифровой экономики получают широкое распространение кластеры и особые экономические зоны как формы пространственно-распределенных организационно-экономических систем. Данное обстоятельство способствовало появлению различных инновационных моделей соответствующих систем: территорий опережающего развития, индустриальных, промышленных и технологических парков, технополисов, инновационных центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и др. Ввиду этих моделей авторами представлены особенности стратегического управления. В отношении органов стратегического управления – наблюдательных советов и управляющих компаний – даны рекомендации по их составу и исполняемым функциям. Авторами предлагается система стратегий различного иерархического уровня для подобных образований, в том числе направлений применения перспективных цифровых и маркетинговых технологий.
Выводы. Развитие экономики привело к появлению новых форм пространственно-распределенных организационно-экономических систем — кластеров и особых экономических зон.Материалы статьи реализуют необходимость научного обоснования методических подходов к стратегическому управлению этими инновационными образованиями в целом, формированию соответствующих организационных структур управления и комплекса стратегий различных иерархических уровней.
В статье рассмотрены проблемы застройки малых и средних городов России, а также предлагаются пути их решения.
Цель. Исследовать город как социально-экономическую среду существования его жителей и базовый фактор развития общества.
Задачи. Определить ключевые проблемы развития и застройки малых и средних российских городов, которые нарушают исторический облик и негативно влияют на среду жизнедеятельности населения.
Методология. Проблемы застройки малых и средних городов России изучены на основе теоретических методов: систематического подхода, статистического анализа, социального и философского анализа.
Результаты. Определены основные негативные последствия существующей модели развития малых и средних российских городов, к которым относятся такие, как уничтожение исторического и культурного облика города, нарушение общей архитектурной картины, повышение нагрузки на коммуникации, перегрузка транспортной инфраструктуры.
Выводы. Развитие малых и средних городов России на современном этапе не может быть эффективным в рамках применяемой точечной (уплотнительной) застройки. Без нового концептуального подхода к данному вопросу, изменения законодательных и нормативных основ градостроения невозможно остановить процесс хаотичной застройки. Единственным фактором, определяющим границы существующего подхода к вопросу о застройке, является физическое отсутствие места для возведения новых зданий в городских районах. В статье даны предложения, позволяющие решать рассматриваемые проблемы застройки малых и средних городов России.
Исследование направлено на изучение особенностей функционирования предприятий энергетического комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.
Цель. Выявить актуальные проблемы, возникающие в процессе функционирования предприятий энергического комплекса на арктических территориях, посредством анализа их состояния и развития, а с учетом этого обосновать выбор перспективных направлений повышения эффективности управления ими.
Задачи. Показать роль и значение энергообеспечения для функционирования социально-экономической системы арктических территорий. Проанализировать основные показатели деятельности предприятий энергетического комплекса. Обосновать рекомендации по совершенствованию организации их деятельности.
Методология. В исследовании использованы методы экономического анализа, анализа трендов, структурного анализа, а также специфические методы анализа региональной экономики.
Результаты. В настоящее время одной из наиболее значимых проблем в развитии энергетического комплекса в Арктической зоне России является высокий уровень задолженности средств в расчетах, наличие которой приводит к разбалансированности текущей деятельности энергетических компаний. Кроме того, формирование тарифов на электрическую энергию зависит от денежных средств, уплачиваемых за производство и транспортировку электроэнергии, а также за работу сбытовых компаний. Это связано как с отсутствием мониторинга состояния расчетов на постоянной основе, так и с дефицитом нормативно-правовой базы, регулирующей разногласия между сетевыми и энергосбытовыми компаниями, изучению которых в экономических исследованиях уделяется недостаточное внимание.
Выводы. По итогам исследования нами предложены ведущие направления совершенствования регулирования развития и функционирования предприятий энергетического комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.
Исследование направлено на изучение статистики возведения линейных объектов в Российской Федерации (РФ).
Цель. Проанализировать, учитывая социально-экономические позиции, ситуацию, связанную с размещением в России линейных объектов федерального и регионального значения.
Задачи. Исследовать динамику введения в эксплуатацию линейных объектов разных типов на территории РФ; выявить региональные особенности их размещения; оценить социально-экономические последствия масштабного строительства аналогичных объектов на примере г. Сочи в период подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г.
Методология. Посредством методов системного анализа и ввиду данных Росстата проведено ретроспективное статистическое исследование ситуации в России. Выполнен структурно-динамический анализ размещения линейных объектов в регионах страны, дана оценка социально-экономических показателей.
Результаты. Выявлены тенденции, характерные для ситуации по размещению в современной России линейных объектов основных типов. Определены регионы, ситуация в которых более благоприятна для развития таких объектов. Разработана методика планирования соответствующих проектов с учетом их взаимовлияния и при ограничениях по объему финансирования. Оценены изменения качества жизни населения г. Сочи вследствие строительства объектов при подготовке к зимним Олимпийским играм 2014 г.
Выводы. Строительство линейных объектов федерального, регионального значения влияет на социально-экономическое развитие соответствующих регионов и осуществляется для повышения качества жизни населения. В России длительное время наблюдается положительная динамика в размещении таких объектов. Однако данное влияние воспринимается неоднозначно, тенденции повышения уровня жизни населения (на примере г. Сочи) не совпадают на практике с результатами масштабного строительства в регионе. При планировании федеральных и региональных программ развития субъектов РФ целесообразно углубленное многофакторное прогнозирование социальных и экономических последствий их реализации.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Значимость темы исследования обусловлена необходимостью развития теории и практики формирования банковского маркетинга, его особенностей и новых тенденций, связанных с данным понятием. Перспективы развития банков, их способность оперативно и эффективно решать новые задачи, которые требует рынок, прослеживаются именно на базе современных форм, методов менеджмента и творческого использования возможностей финансового маркетинга.
Цель. Изучить особенности, принципы, условия и факторы появления, а также перспективы развития банковского маркетинга, форм его управления в современных экономических условиях.
Задачи. Выявить приоритетные тенденции и перспективные направления развития банковского маркетинга в Азербайджане на современном этапе.
Методология. Методологической и теоретической основой послужило применение системного подхода к анализу предмета исследования, концептуальных подходов, изложенных в трудах азербайджанских, российских и зарубежных ученых по вопросам банковского маркетинга. В статье с применением методов раскрыта сущность банковского маркетинга, представлены виды и организация маркетинговых исследований, установлены характерные черты и новые формы, направления развития банковского маркетинга.
Результаты. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах выявлены характерные черты, тенденции и новые направления в банковском маркетинге. Обзор научных публикаций показал, что наибольший интерес в научных трудах представляют общие концептуальные подходы применения маркетинга на практике. На наш взгляд, вопросы комплексной организации системы банковского маркетинга, его реализации на основе нововведений по продвижению банковских продуктов и услуг на финансовый рынок, а также обоснования каналов доставки их до потребителей мало исследованы. Поэтому тема нашего исследования представляется актуальной, определяется неизбежностью оптимизации организационной структуры банка посредством комплексной реализации системы маркетинга.
Выводы. Исследованы теоретические и практические вопросы, посвященные банковскому маркетингу. В итоге определена его специфика, отражены характерные черты данного механизма, условия и факторы появления, проанализированы перспективы в условиях цифровой экономики.
Исследование направлено на изучение возможностей для повышения эффективности институтов финансовой поддержки бизнеса с целью увеличения уровня конкурентоспособности экономики регионов.
Цель. Выявить возможности и новые инструменты для стимулирования экономической активности на территории региона посредством институциональных мер поддержки бизнеса.
Задачи. Проанализировать текущую результативность и степень достаточности инструментов финансовой поддержки предпринимательства со стороны институтов развития на региональном уровне (на примере Ростовской области), представить предложения по оказанию финансовой поддержки бизнеса.
Методология. В статье с помощью общих методов научного познания (анализа, обобщения, экономического моделирования и др.) в различных аспектах рассмотрена эффективность поддержки бизнеса со стороны институтов развития и определены основные направления по совершенствованию их деятельности.
Результаты. В условиях современной экономической конъюнктуры, сложившейся на национальных и мировом финансовых рынках, возможности регионов по оказанию финансовой поддержки предпринимательству, в частности, в рамках снижения затрат на использование заемных средств, являются ключевым фактором их инвестиционной привлекательности. Как следствие, можно ожидать достижения устойчивого экономического роста, что формирует основу для долгосрочной конкурентоспособности региональной экономики.
Выводы. Расширение охвата институциональной финансовой поддержки на мезоуровне в базовых несырьевых отраслях экономики, а также проведение политики по поддержке и сохранению финансовой устойчивости системообразующих предприятий региона позволит стимулировать предпринимательскую активность и будет способствовать развитию региональной экономики.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Исследование направлено на адаптацию Architecture Development Method (ADM) метода стандарта TOGAF к разработке и внедрению архитектурных решений в сфере сетевого FMCG-ритейла.
Цель. Адаптировать ADM метод стандарта TOGAF к разработке и внедрению архитектурных решений в сфере сетевого FMCG-ритейла.
Задачи. В рамках исследования необходимо сформулировать определение архитектуры сетевого ритейла FMCG-сегмента, выявить уровни детализации архитектурных решений, разработать модель базовой архитектуры, а также рассмотреть процесс перехода от базовой к целевой архитектуре. Для построения эффективного архитектурного решения сетевых предприятий FMCG-ритейла ADM методом необходимо создать функциональную модель, а также выделить группы архитектурных областей для последовательного построения архитектур.
Методология. Под архитектурой сетевого ритейла FMCG-сегмента следует понимать эффективный инструмент планирования, который объединяет IT-архитектуру розничной торговой сети с бизнесархитектурой и позволяет обеспечить достижение стратегических целей сетевого ритейла. Разработка архитектурного решения дает возможность определить структуру бизнеса, систематизировать информацию для его эффективного ведения, построить карту бизнес-процессов организации и выявить актуальные технологии для их поддержания. Предварительная фаза построения архитектуры начинается с формирования бизнес-концепции сетевой компании, в основе которой находится бизнес-модель. Начиная с предварительной фазы, рабочая группа запускает какой-либо архитектурный проект, проводит его по всем фазам, от первого до последнего этапа, затем осуществляется запуск следующего проекта.
Результаты. ADM TOGAF не предполагает обязательных методов планирования, в соответствии с чем результат во многом зависит от мнения рабочей группы. В процессе деятельности на базе ADM TOGAF особое внимание уделяется анализу факторов, влияющих на внедрение и планируемые изменения. Важные составляющие разработки — архитектурные блоки и архитектурная дорожная карта. После анализа различий архитектурных моделей базовой и целевой архитектуры (GAP-анализ) необходимо выявить переходящие, исключаемые и вводимые архитектурные блоки, установить и согласовать схожие требования по схожим бизнес-процессам, уточнить риски и разработать стратегию внедрения целевой архитектуры. В процессе принятия решений следует уделить особое внимание приоритетности выбранных архитектурных решений, формированию транзитных архитектур (при необходимости), а также созданию плана внедрения архитектурной дорожной карты сетевого ритейла FMCG-сегмента.
Выводы. В условиях реинжиниринга бизнес-процессов сетевых розничных компаний наиболее прочной основой для построения архитектурных решений ADM методом становится функциональная модель компании. Предлагаемая адаптация ADM на базе функциональной модели существенно повысит эффективность процессов разработки и управления развитием архитектуры предприятий сетевого ритейла FMCG-сегмента.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Исследование направлено на изучение современного состояния и перспектив развития саморегулирования строительной индустрии в России.
Цель. Комплексный анализ состояния и перспектив развития саморегулирования как института системы публичного управления, выявление проблемных вопросов саморегулирования строительной индустрии и разработка предложений по их решению.
Задачи. В ходе реализации поставленной цели решены следующие задачи: изучен механизм нормативно-правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в строительной индустрии — строительстве, проектировании и инженерных изысканиях; исследованы состояние и положительные тенденции саморегулирования строительной сферы; выявлены проблемы деятельности саморегулируемых организаций в строительной индустрии — строительстве, проектировании и инженерных изысканиях — и перспективы развития рассматриваемой альтернативы государственному регулированию.
Методология. Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения современной экономической теории, теории государственного и муниципального управления и юридических наук. Информационной базой стали нормативные правовые акты Российской Федерации (РФ) о саморегулировании строительной индустрии, данные государственного реестра саморегулируемых организаций и статистические данные в сфере строительства.
Результаты. На современном этапе развития саморегулирования строительной индустрии наиболее действенным механизмом этого института является гарантия возмещения причиненного вреда потерпевшим вследствие недостатков работ и услуг при выполнении строительного производства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства, инженерных изысканий, проектирования, при этом не за счет страховых выплат по гражданско-правовым договорам страхования, а за счет компенсационных фондов саморегулируемых организаций.
Выводы. Исследование позволило оценить институт саморегулирования строительной индустрии — строительства, проектирования и инженерных изысканий — как эффективный институт обеспечения надлежащей защиты интересов потребителей работ и услуг в сфере строительства и государства.
Исследование направлено на изучение человеческого капитала и методов его оценивания на микроуровне хозяйственной системы, в деятельности торговых предприятий.
Цель. Обосновать методический подход к оценке и прогнозированию человеческого капитала торгового предприятия с применением концепции управления стоимостью предприятия.
Задачи. Выявить значение человеческого капитала для эффективного управления торговыми предприятиями; раскрыть сущность категории «человеческий капитал» и специфику ее анализа на микроуровне хозяйственной системы; предложить комбинированную методику оценки и прогнозирования показателей человеческого капитала предприятия.
Методология. Использованы методы институционального и структурного анализа, методы оценки инвестиционных проектов, системного анализа, методы стоимостного управления предприятием, а также специфические методы исследования человеческого капитала.
Результаты. В статье дана развернутая характеристика категории «человеческий капитал» с учетом специфики его проявления на микроуровне хозяйственной системы и отраслевых особенностей торговли. Рассмотрены методы и подходы к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал, в том числе с учетом отраслевой специфики. Предложена комбинированная методика оценки человеческого капитала торгового предприятия, базирующаяся на комбинации методов CIV и MVAIC, а также критерий для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал, основанный на соотношении величины инвестиций и прироста человеческого капитала за отчетный период.
Выводы. Предложена новая методика оценки и прогнозирования человеческого капитала торговых предприятий, гармонизированная со стоимостным подходом к управлению, которая может применяться в их системах менеджмента.
Цель. Совершенствование методики структурирования функции качества при разработке инноваций с учетом принципов методологии совместного создания ценности.
Задачи. Проанализировать сущность концепции совместного создания ценности при разработке инноваций. Исследовать методику структурирования функции качества (СФК; Quality Function Development, QFD) как базовый инструмент разработки конкурентоспособных инкрементальных инноваций. Предложить свой вариант методики, учитывающий элементы сотворчества и сопроизводства со стороны потребителя.
Методология. Методологическая база статьи — научные концепции экономической теории, теории инноваций. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на базе применения таких общенаучных методов и приемов, как системный и комплексный подходы, методы экономико-статистического анализа и др.
Результаты. Авторами рекомендовано использование в процессе структурирования функции качества цифрового двойника разрабатываемой инновации (товара, технологии). Целесообразность применения цифрового двойника подтверждена примером из практического опыта одного из авторов. При разработке так называемых комнат технического бенчмаркинга по инновации авторы предложили расчет конкурентоспособности на базе такого показателя, как Индекс удовлетворения потребности покупателя (Customer Satisfaction Index, CSI). Классический вариант методики структурирования функции качества предоставляет возможность судить о степени превосходства/отставания разрабатываемой инновации от имеющихся прототипов по ряду параметров. Расчет показателя CSI позволяет судить о том, в какой степени разрабатываемая инновация соответствует идеалу покупателя, а также дает представление о степени ее превосходства/отставания от имеющихся прототипов в целом. Предложена модификация организационной структуры, которая должна заниматься разработкой конкурентоспособной инновации на базе методологии совместного создания ценности. В дополнение к ролевым позициям разработчика, финансового аналитика, маркетолога в состав группы вводится представитель заказчика (покупатель инновации). Предполагается привлечение к работе группы представителей поставщиков, с которыми заключены долгосрочные контракты. В комплексе такая организационная структура дает значительный синергетический эффект от кооперации в системе «поставщик — производитель-разработчик — конечный покупатель».
Выводы. Предложена модернизация методики структурирования функции качества с учетом выбираемых клиентом дополнительных опций по товару, а также функций производства и сервисного обслуживания, которые заказчик готов взять на себя.
Исследование направлено на изучение возможностей использования методики сбалансированной системы показателей для выработки мер противодействия теневой экономике и коррупции с учетом их системного и междисциплинарного характера.
Цель. Обосновать эффективность применения модели сбалансированной системы показателей для разработки государственной политики противодействия теневой экономике и коррупции.
Задачи. Определить и описать системный характер теневой экономики как объекта исследования, не допускающий аспектности мер противодействия. Предложить алгоритм разработки государственной политики противодействия по методике сбалансированной системы показателей, осуществив постановку цели, задач и методов воздействия. Выявить основные проекции системы, объекты мониторинга и субъекты контроля. Рекомендовать направления работы с информационной базой, полученной по итогам мониторинга, необходимые для обеспечения безопасности институциональной среды.
Методология. В исследовании использована методология системного и институционального подходов к изучению экономических явлений и процессов, а также методы системного анализа и моделирования.
Результаты. Установлено, что главным фактором развития теневого сектора национальной экономики являются угрозы, формируемые институциональной средой. Условия деятельности экономических субъектов, сложившиеся в экономической, политической, социокультурной среде, излишне обременительны для обеспечения рентабельности как ключевой цели бизнеса. Приведен пример алгоритма разработки политики противодействия теневой экономике и коррупции на базе сбалансированной системы показателей. Определено, что основными проекциями являются духовно-нравственная, политическая, социальная и экономическая. Выбор проекций обусловлен сферами возникновения угроз безопасности институциональной среды экономики.
Выводы. Автором предложены направления мониторинга и дальнейшей работы по декомпозиции поставленной цели до уровня оперативной деятельности в аспекте противодействия теневым экономическим трансакциям.