Методология разработки инновации, основанной на сотворчестве и сопроизводстве
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-64-73
Аннотация
Цель. Совершенствование методики структурирования функции качества при разработке инноваций с учетом принципов методологии совместного создания ценности.
Задачи. Проанализировать сущность концепции совместного создания ценности при разработке инноваций. Исследовать методику структурирования функции качества (СФК; Quality Function Development, QFD) как базовый инструмент разработки конкурентоспособных инкрементальных инноваций. Предложить свой вариант методики, учитывающий элементы сотворчества и сопроизводства со стороны потребителя.
Методология. Методологическая база статьи — научные концепции экономической теории, теории инноваций. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись на базе применения таких общенаучных методов и приемов, как системный и комплексный подходы, методы экономико-статистического анализа и др.
Результаты. Авторами рекомендовано использование в процессе структурирования функции качества цифрового двойника разрабатываемой инновации (товара, технологии). Целесообразность применения цифрового двойника подтверждена примером из практического опыта одного из авторов. При разработке так называемых комнат технического бенчмаркинга по инновации авторы предложили расчет конкурентоспособности на базе такого показателя, как Индекс удовлетворения потребности покупателя (Customer Satisfaction Index, CSI). Классический вариант методики структурирования функции качества предоставляет возможность судить о степени превосходства/отставания разрабатываемой инновации от имеющихся прототипов по ряду параметров. Расчет показателя CSI позволяет судить о том, в какой степени разрабатываемая инновация соответствует идеалу покупателя, а также дает представление о степени ее превосходства/отставания от имеющихся прототипов в целом. Предложена модификация организационной структуры, которая должна заниматься разработкой конкурентоспособной инновации на базе методологии совместного создания ценности. В дополнение к ролевым позициям разработчика, финансового аналитика, маркетолога в состав группы вводится представитель заказчика (покупатель инновации). Предполагается привлечение к работе группы представителей поставщиков, с которыми заключены долгосрочные контракты. В комплексе такая организационная структура дает значительный синергетический эффект от кооперации в системе «поставщик — производитель-разработчик — конечный покупатель».
Выводы. Предложена модернизация методики структурирования функции качества с учетом выбираемых клиентом дополнительных опций по товару, а также функций производства и сервисного обслуживания, которые заказчик готов взять на себя.
Об авторах
Н. Н. МолчановРоссия
заведующий кафедрой, доктор экономических наук, профессор
Ю. В. Рыбакова
Россия
аспирант экономического факультета
Список литературы
1. Prahalad C., Ramaswamy V. Co-creating Unique Value With Customers // Strategy & Leadership. 2004. Vol. 32, no. 3. P. 4–9. https://doi.org/10.1108/10878570410699249.
2. Lovelock C. H., Young R. F. Look to Consumers to Increase Productivity // Harvard Business Review. 1979. Vol. 57, no. 3. P. 168–178.
3. Song J. H., Adams C. R. Differentiation Through Customer Involvement in Production or Delivery // Journal of Consumer Marketing. 1993. Vol. 10, no. 2. P. 4–12. https://doi.org/10.1108/ 07363769310039085.
4. Payne A. F., Storbacka K., Frow P. Managing The Сo-creation of Value // Journal of the Academy of Marketing Science. 2008. Vol. 36, no. 1. P. 83–96. https://doi.org/10.1007/s11747-007- 0070-0.
5. Kogure M., Akao Y. Quality Function Deployment and Company Wide Quality Control in Japan: a Strategy for Assuring That Quality is Built into Products // Quality Progress. October. 1983. P. 26−32.
6. Коган Е. Краудсорсинг как фактор репутации // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 1. C. 90−94.
7. Лапшова О. А. Краудсорсинг бизнес-процессов – одна из стратегий современной концепции маркетинга // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. № 4 (8). С. 53–56.
8. Perrin R. Real World Project Management: Beyond Сonventional Wisdom, Best Practices and Project Methodologies. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2008. 480 p.
9. Маркетинг инноваций: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. Н. Молчанова. М.: Юрайт, 2017. 528 с.
10. Hanan M. Effective Coordination of Marketing with Research and Development. L., 1995. P. 45−56.
Рецензия
Для цитирования:
Молчанов Н.Н., Рыбакова Ю.В. Методология разработки инновации, основанной на сотворчестве и сопроизводстве. Экономика и управление. 2019;(7):64-73. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-64-73
For citation:
Molchanov N.N., Rybakova Yu.V. The Methodology for Developing an Innovation Based on Co-Creation and Co-Production. Economics and Management. 2019;(7):64-73. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-64-73