Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Применение методики сбалансированной системы показателей при разработке государственной антитеневой политики

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-74-82

Аннотация

Исследование направлено на изучение возможностей использования методики сбалансированной системы показателей для выработки мер противодействия теневой экономике и коррупции с учетом их системного и междисциплинарного характера.

Цель. Обосновать эффективность применения модели сбалансированной системы показателей для разработки государственной политики противодействия теневой экономике и коррупции.

Задачи. Определить и описать системный характер теневой экономики как объекта исследования, не допускающий аспектности мер противодействия. Предложить алгоритм разработки государственной политики противодействия по методике сбалансированной системы показателей, осуществив постановку цели, задач и методов воздействия. Выявить основные проекции системы, объекты мониторинга и субъекты контроля. Рекомендовать направления работы с информационной базой, полученной по итогам мониторинга, необходимые для обеспечения безопасности институциональной среды.

Методология. В исследовании использована методология системного и институционального подходов к изучению экономических явлений и процессов, а также методы системного анализа и моделирования.

Результаты. Установлено, что главным фактором развития теневого сектора национальной экономики являются угрозы, формируемые институциональной средой. Условия деятельности экономических субъектов, сложившиеся в экономической, политической, социокультурной среде, излишне обременительны для обеспечения рентабельности как ключевой цели бизнеса. Приведен пример алгоритма разработки политики противодействия теневой экономике и коррупции на базе сбалансированной системы показателей. Определено, что основными проекциями являются духовно-нравственная, политическая, социальная и экономическая. Выбор проекций обусловлен сферами возникновения угроз безопасности институциональной среды экономики.

Выводы. Автором предложены направления мониторинга и дальнейшей работы по декомпозиции поставленной цели до уровня оперативной деятельности в аспекте противодействия теневым экономическим трансакциям. 

 

Об авторе

М. В. Головко
Волгодонский инженерно-технический института — филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
Россия
заместитель руководителя по научной работе, кандидат экономических наук, доцент


Список литературы

1. Сулакшин С. С. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: монография: в 2 т. Т. 2. М.: Научный эксперт, 2009. 299 с.

2. Нуреев Р. М. Институциональная среда российского бизнеса — эффект колеи // Экономика и институты: сб. тр. IX ежегодной конф. / под ред. А. П. Заостровцева. СПб.: Леонтьевский центр, 2010. С. 25−51.

3. Латов Ю. В. Российская теневая экономика в контексте национальной экономической безопасности // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5, № 1. С. 16−27.

4. Исправников В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1997. 192 с.

5. Сото де Э. Иной путь: невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995. 320 с.

6. Eggertsson T. Neoinstitutional Economics // The New Palgrave Dictionary of Economics and the Law. V. 2. L.: Palgrave Macmillan, 1997. Р. 665−671.

7. Фролов Д. Анализ теневой экономики: институциональный подход // Экономист. 2008. № 9. С. 65−71.

8. Харт К. Неформальные доходы и городская занятость в Гане // Неформальная экономика: Россия и мир / под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 532–536.

9. Смирнов A. A. Государственная политика обеспечения экономической безопасности. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2002. 183 с.

10. Плотников В. А., Феодоритов В. Я. Интегральная качественная оценка уровня безопасности экономических систем // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2003. № 1 (33). С. 34−49.

11. Плотников В. А. Инновационная активность российских промышленных предприятий как фактор экономической безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 13 (132). С. 5−10.

12. Бочуров А. А., Курбанов А. Х., Литвиненко А. Н. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 3 (111). С. 99−106.

13. Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 11 июня 2005 г. № Пр-984. URL: https://textarchive.ru/c-2668808.html (дата обращения: 15.05.2019).

14. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях) [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 29 апр. 1996 г. № 608. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/9261 (дата обращения: 15.05.2019).

15. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/41921(дата обращения: 15.05.2019).

16. Разработка системы индексов, отражающих показатели доверия граждан к профессиональной служебной деятельности служащих правоохранительной службы и методики их расчета [Электронный ресурс]: итоговый отчет по научно-исследовательской работе. URL: https:// pandia.ru/text/78/352/4373.php (дата обращения: 14.05.2019).

17. Головко М. В. Развитие культуры экономической безопасности как инструмент борьбы с рентоориентированной теневой экономикой // Современность: хозяйственные алгоритмы и практики: сб. ст. / под ред. Ю. М. Осипова, В. Ю. Стромова, Е. С. Зотовой. М.; Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2016. С. 407−411.

18. Головко М. В. Институционально-эволюционный подход к исследованию развития национально-экономической системы // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2011. № 4 (17). С. 45–53.

19. Современная экономика / науч. ред. О. Ю. Мамедов. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 410 с.

20. Фалинский И. Ю. Моделирование региональной теневой экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 1 (31). С. 9−13.

21. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 294 с.

22. Головко М. В., Плотников В. А. Неэкономические факторы экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15, № 1 (370). С. 35−52. DOI: 10.24891/ni.15.1.35.

23. Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России [Электронный ресурс]. URL: https:///mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_ upravlenie_jekonomicheskoj_bezop/Polozhenie (дата обращения: 30.07.2019).

24. Головко М. В. Методика мониторинга и оценки уровня доверия предпринимателей органам власти как фактор безопасности институциональной среды // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. Т.8, № 23 (164). С. 42−49.


Рецензия

Для цитирования:


Головко М.В. Применение методики сбалансированной системы показателей при разработке государственной антитеневой политики. Экономика и управление. 2019;(7):74-82. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-74-82

For citation:


Golovko M.V. Application of the Balanced Scorecard Methodology in the Development of the State Anti-Shadow Policy. Economics and Management. 2019;(7):74-82. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-74-82

Просмотров: 740


ISSN 1998-1627 (Print)