Адаптация ADM метода стандарта TOGAF к разработке и внедрению архитектурных решений в сфере сетевого FMCG-ритейла
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-97-107
Аннотация
Исследование направлено на адаптацию Architecture Development Method (ADM) метода стандарта TOGAF к разработке и внедрению архитектурных решений в сфере сетевого FMCG-ритейла.
Цель. Адаптировать ADM метод стандарта TOGAF к разработке и внедрению архитектурных решений в сфере сетевого FMCG-ритейла.
Задачи. В рамках исследования необходимо сформулировать определение архитектуры сетевого ритейла FMCG-сегмента, выявить уровни детализации архитектурных решений, разработать модель базовой архитектуры, а также рассмотреть процесс перехода от базовой к целевой архитектуре. Для построения эффективного архитектурного решения сетевых предприятий FMCG-ритейла ADM методом необходимо создать функциональную модель, а также выделить группы архитектурных областей для последовательного построения архитектур.
Методология. Под архитектурой сетевого ритейла FMCG-сегмента следует понимать эффективный инструмент планирования, который объединяет IT-архитектуру розничной торговой сети с бизнесархитектурой и позволяет обеспечить достижение стратегических целей сетевого ритейла. Разработка архитектурного решения дает возможность определить структуру бизнеса, систематизировать информацию для его эффективного ведения, построить карту бизнес-процессов организации и выявить актуальные технологии для их поддержания. Предварительная фаза построения архитектуры начинается с формирования бизнес-концепции сетевой компании, в основе которой находится бизнес-модель. Начиная с предварительной фазы, рабочая группа запускает какой-либо архитектурный проект, проводит его по всем фазам, от первого до последнего этапа, затем осуществляется запуск следующего проекта.
Результаты. ADM TOGAF не предполагает обязательных методов планирования, в соответствии с чем результат во многом зависит от мнения рабочей группы. В процессе деятельности на базе ADM TOGAF особое внимание уделяется анализу факторов, влияющих на внедрение и планируемые изменения. Важные составляющие разработки — архитектурные блоки и архитектурная дорожная карта. После анализа различий архитектурных моделей базовой и целевой архитектуры (GAP-анализ) необходимо выявить переходящие, исключаемые и вводимые архитектурные блоки, установить и согласовать схожие требования по схожим бизнес-процессам, уточнить риски и разработать стратегию внедрения целевой архитектуры. В процессе принятия решений следует уделить особое внимание приоритетности выбранных архитектурных решений, формированию транзитных архитектур (при необходимости), а также созданию плана внедрения архитектурной дорожной карты сетевого ритейла FMCG-сегмента.
Выводы. В условиях реинжиниринга бизнес-процессов сетевых розничных компаний наиболее прочной основой для построения архитектурных решений ADM методом становится функциональная модель компании. Предлагаемая адаптация ADM на базе функциональной модели существенно повысит эффективность процессов разработки и управления развитием архитектуры предприятий сетевого ритейла FMCG-сегмента.
Об авторах
О. В. ВороноваРоссия
доцент, кандидат экономических наук, доцент
И. В. Ильин
Россия
директор, доктор экономических наук, профессор
Список литературы
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://static.government. ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 27.04.2019).
2. Обзор и прогноз для рынка розничной торговли России в 2018–2019 гг. [Электронный ресурс] // Promdevelop.ru. 2018. 10 окт. URL: https://promdevelop.ru/obzor-rynka-roznichnoj-torgovli-v2018-2019-v-rossii/ (дата обращения: 25.05.2019).
3. Коротков А. Архитектура предприятия: как заставить ИТ работать на вашу компанию? [Электронный ресурс]. URL: http://andrey-korotkov.ru/wp-content/uploads/2013/02/andreykorotkov.ru_Enterprise_architecture.pdf (дата обращения: 27.03.2019).
4. Lankhorst M. Enterprise Architecture at Work: Modelling, Communication and Analysis. Berlin: Springer-Verlag, 2009. 338 p.
5. The Open Group Architecture Framework (TOGAF), version 9 // The Open Group. URL: https:// www.up.ac.za/media/shared/Legacy/sitefiles/file/44/1066/2018/8136/tempfolder/togaf9.pdf (дата обращения: 27.03.2019).
6. Горелик В. И., Макаров С. М. Методология бизнес-анализа при построении архитектуры предприятия // Теория. Практика. Инновации. 2018. № 2 (26). С. 39−44.
7. Ефремова Л. И., Курганов А. Н. Архитектура предприятия как инструмент повышения эффективности деятельности экономического объекта // Огарёв-Online. 2017. № 2 (91). С. 3.
8. Ильин И. В., Запивахин И. М. Цифровая трансформация розничной торговли (ритейла): архитектурный подход // Прикладная информатика. 2018. Т. 13, № 5 (77). С. 5−11.
9. Воронова О. В., Ильин И. В. Агрегированная модель мотивационного расширения для построения архитектурных решений сетевого ритейла FMCG-сегмента // Экономика и управление. 2019. № 2 (160). С. 78–85.
10. Козин Е. Г., Ильин И. В., Левина А. И. Реинжиниринг ИТ-архитектуры предприятия на базе сервис-ориентированного анализа архитектуры предприятия // Перспективы науки. 2016. № 9 (84). С. 48–56.
11. Смирнов А. Б., Ильина О. В. Процесс систематизации информации для анализа бизнес-процессов в сфере торговли // Экономика и предпринимательство. 2017. № 2-2 (79). С. 523−527.
Рецензия
Для цитирования:
Воронова О.В., Ильин И.В. Адаптация ADM метода стандарта TOGAF к разработке и внедрению архитектурных решений в сфере сетевого FMCG-ритейла. Экономика и управление. 2019;(7):97-107. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-97-107
For citation:
Voronova O.V., Il’in I.V. Adapting TOGAF ADM to the Development and Implementation of Architectural Solutions in FMCG Chain Retailing. Economics and Management. 2019;(7):97-107. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-7-97-107