№ 12 (2018)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
6-12 165
Аннотация
Выполненный в статье анализ динамики основных показателей деятельности малого бизнеса и предпринимательства экономики СевероЗападного федерального округа позволил авторам предложить меры стратегического характера по укреплению позиций малого бизнеса с использованием инструментов экономики качества. Цель. Определить соответствие происходящих в экономике региона институциональных преобразований первостепенным целям и задачам, которые при этом возникают и обозначены как приоритеты в документах стратегического характера. Задачи. Сформировать перечень показателей для оценки качества институциональных преобразований в экономике региона, выбрать доступные статистические данные для проведения исследования, оценить качество преобразований, происходящих в экономике СевероЗападного федерального округа. Методология. В работе использованы общенаучные и специфические методы научного исследования, освещена проблематика масштаба и качества институциональных преобразований, выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития экономики региона, и предложены меры стратегического характера по укреплению позиций малого бизнеса в экономике СевероЗапада, предполагающие использование инструментов экономики качества. Результаты. Рыночная экономика характеризуется доминированием частной собственности при активном участии предпринимательского сектора. Поэтому для оценки качества институциональных преобразований в экономике региона выбраны статистические данные о структурной статистике предприятий, демографии организаций, основных показателях деятельности малых предприятий и микро-предприятий. Проанализировав динамику перечисленных показателей за последние 10 лет, можно заметить, что развитие малого предпринимательства на территории СевероЗападного федерального округа вносит значительный вклад в развитие российского малого бизнеса и имеет значительный потенциал роста. Среди сдерживающих причин институционального характера можно предположить слабые институты, касающиеся судебноправовой защиты малого предпринимательства, состояния конкурентной среды и уровня безопасности ведения бизнеса. Выводы. Институциональные преобразования в экономике СевероЗападного региона способствовали развитию рыночных отношений, укрепили институт частной собственности, усилили тем самым конкурентоспособность российской экономики. Чтобы улучшить качество институциональных преобразований, в экономике региона необходимо создать такие институциональные условия, при которых реорганизация будет более привлекательным структурным изменением, чем официальная ликвидация предприятия. Одно из возможных направлений реализации предложенных мер - повышение устойчивости бизнеса посредством применения инструментов экономики качества.
13-22 150
Аннотация
В статье представлены принципы и идеи моделирования экономики цифрового общества с позиций институциональной экономической теории. Цель. Разработка принципов и идей моделирования экономических институтов цифрового общества в рамках авторской концепции эконотроники. Эконотроника - раздел экономической науки о динамике развития институтов взаимодействия между экономическими агентами и обществом посредством цифровых технологий. Задачи. Определить существенные отличия хозяйственной деятельности XXI в. от экономики XX в., сформулировать концепцию эконотроники, обозначить принципы и идеи институционального моделирования экономики цифрового общества. Методология. В настоящей работе на основе критики предшествующих исследований и с учетом авторских разработок сформулированы теоретические подходы к институциональному моделированию объектов экономики цифрового общества. Результаты. Определены научные принципы правил построения экономических институтов и идеи моделирования при разделении групп институтов по выполняемым задачам применения ресурсов, структурировании децентрализованных трансакций в рамках технологии блокчейна, измерении институтов по результативности их применения, для эволюции социальных проектов посредством применения методов реализации долевой экономики. Прикладное применение теория институционального моделирования эконотроники получила в методиках эмпирической оценки институциональной среды социального предпринимательства, развития трудовых ресурсов посредством технологии блокчейна, формирования матрицы институциональной среды локальных общественных благ, институциональном механизме формирования социальных инноваций. Выводы. Институциональное моделирование эконотроники дает возможность обеспечивать разумное хозяйствование с целью прогнозирования дальнейшего развития движущих сил экономики в современных условиях цифрового общества.
23-27 200
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены вопросы взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества между Россией и Казахстаном в области освоения космического пространства и направления деятельности каждой из сторон в рамках этого сотрудничества. Цель. Выявить взаимный экономический интерес двух стран в сотрудничестве в области космоса и определить условия, обеспечивающие реализацию мероприятий в данной области. Задачи. Предложить направления и осуществить прогноз результатов инновационного взаимодействия и сотрудничества двух стран в сфере космоса и высоких технологий. Методология. Проведен анализ направлений экономического и технологического сотрудничества различных стран в освоении космоса и его результатов, влияющих на развитие инновационной экономики. На основе использования аналитических инструментов выявлены потенциальные преимущества сотрудничества не только для России и Казахстана, но и для иных государств, заинтересованных в подобном взаимодействии, что может служить аргументацией для расширения их состава. Результаты. Предложена модификация межгосударственного экономического взаимодействия между Казахстаном и Россией, формирующая основу для более глубокой интеграции экономик двух стран. Это предполагает использование традиционных и новых инструментов экономического сотрудничества с учетом специфики такой сферы деятельности, как освоение космического пространства. Выводы. Доказано возрастание взаимного интереса Казахстана и России к работе в области освоения космического пространства, активизация которой требует привлечения третьих стран. Это расширяет направления экономического сотрудничества и обеспечивает синергетический эффект взаимодействия стран-партнеров.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
28-35 128
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение применения различных инструментов государственной политики, используемых в целях социально-экономического развития отдельных территорий. Цель. На основе анализа многообразия применяемых инструментов социально-экономического развития выработать единый механизм развития территорий, применение которого будет проводиться по единым правилам во всех субъектах Российской Федерации. Задачи. Определить условия создания и преимущества хозяйственной деятельности в специальных экономических зонах (СЭЗ), которые были бы более интересны для инвесторов и представителей бизнеса, чем все существующие инструменты развития регионов. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена государственная политика территориального развития, выявлены достоинства и недостатки существующих инструментов, характерные для современного состояния, и определены основные направления совершенствования управленческой деятельности в данной сфере экономики. Результаты. Делается вывод о неэффективности существующих практик, ориентированных только на учет уровня развития регионов. Формулируются предложения о направленности применения инструментов на решение конкретных задач развития. Предлагается реализация принципиально нового подхода - замены существующего многообразия форм и видов территорий с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности единым механизмом развития территорий - специальными экономическими зонами (СЭЗ). Общий объем предоставляемых мер государственной поддержки предлагается устанавливать каждому инвестору в процентном соотношении к объему инвестиций в проект, уплаченных налогов и таможенных платежей, сроков получения поддержки; при этом инвестор вправе самостоятельно выбрать способы и формы получения поддержки (льготы, субсидии, гарантии) в рамках возможного лимита. Выводы. Предложенный единый механизм способен активизировать предпринимательскую деятельность в СЭЗ и привлечь в них инвесторов, что позволит решить задачу ускорения социально-экономического развития страны и ее регионов, поставленную Президентом РФ перед органами государственной власти и управления.
36-43 103
Аннотация
В ходе эволюционного развития с учетом геополитических особенностей для РФ наблюдаются изменения в стратегических целях и методических подходах к управлению инновационным потенциалом предпринимательских структур. Административные органы управления должны учитывать тенденции изменений объемов и источников инвестиций, которые оцениваются с точки зрения результативности и самоокупаемости реализации региональных инновационных проектов. Цель. Показать необходимость и условия использования критерия оптимизации инвестиционных ресурсов при разработке и реализации управленческих решений по формированию и развитию инновационного потенциала предпринимательства российских регионов. Задачи. Выявить факторы, оказывающие влияние на формирование инновационного потенциала региональных хозяйствующих субъектов РФ. Обосновать возможные направления оптимизации распределения инвестиционных ресурсов с учетом необходимости стимулирования развития инструментов государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Методология. Государственные и региональные институты регулирования предпринимательской деятельности, используя правовые, экономические и административные инструменты, должны применять инновационные формы и методы управления, которые учитывают тенденции глобальных процессов, направления изменения современного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий. Результаты. Учитывая функциональную направленность системы управления на региональном уровне, в современных условиях следует выделить в качестве приоритетов экономической политики административных органов управления поддержку и развитие инвестиционной деятельности. Создание условий для инновационного вектора в формировании доходной части региональных бюджетов, антимонопольное регулирование и создание условий для предпринимательской деятельности, направленной на решение задач социально-экономического развития, можно рассматривать как элементы регулирования в условиях дефицита доходной части региональных бюджетов. Выводы. Наиболее значимые параметры, влияющие на эффективность осуществления инновационной деятельности предпринимательских структур с учетом ограниченности инвестиционных ресурсов в условиях бюджетных ограничений, таковы: неопределенность и предпосылки глобального финансового кризиса на мировых рынках товаров и услуг, определяющие приоритетные направления изменения сценариев поступательного функционирования региональных социально-экономических систем; торговые войны и повышения уровня конкуренции хозяйствующих субъектов в связи с изменением мировой конъюнктуры; инновационные технологические цепочки, обеспечивающие снижение себестоимости, ресурсоемкости и энергоемкости производства; корректировка потребительского спроса в соответствии со снижением уровня доходов в большинстве российских регионов; повышение требований по параметрам качества и экологической безопасности выпускаемой продукции; демографические тенденции, которые привели к изменению потребительских предпочтений с учетом маркетинговых исследований; использование информационно-коммуникационных технологий, повышающих интенсивность реализации результатов научных исследований и разработок, направленных на поступательное развитие человеческого капитала.
44-50 116
Аннотация
В статье анализируется место, отводимое различным территориям и акваториям Арктической зоны (в том числе арктическому шельфу), имеющим разведанные запасы углеводородов, в контексте стратегического развития российской энергетики. Особое внимание уделяется изменениям взглядов на роль арктических углеводородов в энергетической политике с течением времени и обстоятельствам, повлиявшим на эти изменения. Цель. Проанализировать ряд ключевых стратегических документов в области развития энергетики России, чтобы осмыслить роль и перспективы развития Арктического нефтегазового сектора России. Задачи. Изучить магистральные направления и приоритеты долгосрочной энергетической политики современной России путем анализа энергетических стратегий России; определить степень разведанности запасов углеводородов континентального шельфа; уточнить основные проблемы развития арктической добычи углеводородов. Методология. Материалом для анализа служат Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена в 2003 г.), пришедшая ей на смену и ныне действующая Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена в 2009 г.), а также не утвержденный еще (на момент написания статьи) проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года, разработанный Министерством энергетики РФ. Результаты. В целом можно отметить, что основная «ставка» новой энергетической стратегии делается не на углеводородные запасы Арктической зоны, а скорее на ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока - именно они призваны поддерживать воспроизводство минерально-сырьевой базы в ближайшей и среднесрочной перспективе. Более того, предполагается переход от добычи и транспортировки углеводородов к глубокой переработке с использованием наукоемких технологий, что позволит выводить на мировой энергетический рынок более широкий ассортимент продукции с более высокой добавленной стоимостью. Выводы. Рассмотренная стратегия представляется весьма выигрышной, однако ее использование в России в настоящее время ограничено - как отмечается в проекте Энергетической стратегии России до 2035 года, это происходит из-за введения «рядом стран для отдельных российских нефтегазовых компаний ограничений, распространяющихся на поставки современных технологий и оборудования, используемого для разведки и разработки российских глубоководных, морских арктических и сланцевых месторождений и на привлечение долгосрочного финансирования».
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
51-60 614
Аннотация
В настоящем исследовании анализируются процессы трансформации предпринимательской деятельности под воздействием цифровой экономики, рассматриваются вопросы цифровизации экономики, ее развития на институциональном уровне и уровне предприятия в условиях формирования «INDUSTRY 4.0». Цель. Провести исследование влияния цифровой экономики на развитие малого и среднего предпринимательства в России, предложить направления развития бизнес-моделей организаций малого бизнеса, их государственной поддержки. Задачи. Проанализировать уровень цифровизации экономики России на основе использования международных индексов, выделить особенности процесса трансформации деятельности организации в условиях цифровой экономики, определить проблемы и возможности успешной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», направления повышения эффективности бизнеспроцессов на уровне предприятия. Методология. Методология исследования базируется на системном подходе, использовании общенаучных методов познания и критического осмысления трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных цифровой экономике. Результаты. В результате исследования авторами доказано, что в условиях цифровой экономики успеха может добиться даже небольшое предприятие, не обладающее на старте мощными финансовыми ресурсами, но способное грамотно работать с инновациями и потребностями клиентов на основе информационно-коммуникационных технологий. Государство должно стимулировать предпринимательскую деятельность, направленную на создание конкурентных национальных цифровых платформ. На национальном уровне подлежит урегулированию, с одной стороны, проблема ограничения доступа к массивам данных, с другой - встает вопрос необходимости согласования цифровой повестки в региональном и страновом аспекте. Выводы. В проведенном исследовании выявлено влияние цифровой экономики на деятельность организаций и государство в целом. Цифровая трансформация позволяет уже сегодня создавать клиентские и бизнес-процессы с минимальным участием человека, способствует созданию нового продукта и выводу его на рынок за минимальное время, автоматизации принятия управленческих решений. В этой связи организационная структура компании становится все больше гибкой и территориально распределенной, созданной чаще всего по продуктовому принципу.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
61-65 109
Аннотация
Современные условия развития экономических систем заставляют по-новому взглянуть на процессы логистического взаимодействия хозяйствующих субъектов. Настоящее исследование посвящено анализу вопросов управления логистическими интеграционными системами. Цель. Систематизация научных подходов к интеграционным процессам в логистике, обоснование необходимости внедрения в деятельность организаций современных систем интеграционного планирования. Задачи. Выявить проблемы интеграции бизнес-процессов, проанализировать существующие виды интеграции, последовательность создания интегрированных логистических систем, определить проблемы внедрения в деятельность коммерческих организаций современных систем интеграционного планирования, сформулировать соответствующие рекомендации. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены процессы логистической интеграции, сформулированы основные подходы к созданию интегрированных логистических систем. Результаты. Необходимость интеграции определяется особенностями логистического подхода к управлению потоками материальных ресурсов. К таким особенностям относятся наличие единого субъекта управления логистической системой, единого объекта управления - сквозного логистического потока, единых целей управления и критериев оценки эффективности логистической системы. Выявлены виды логистической интеграции, различающиеся уровнем централизации управления звеньями логистической системы. Проанализирована последовательность создания интегрированной логистической системы, включающая автоматизацию бизнес-процессов организации, конфигурирование логистического потока. Рассмотрен алгоритм оценки эффективности деятельности звеньев логистической системы. В работе обоснована необходимость внедрения системы интегрированного планирования, включающей две составные части - «планирование спроса» и «планирование цепочки поставок». Определена последовательность планирования, включающая определение затрат и ограничений, построение и расчет оптимизационной модели, анализ результатов работы системы интегрированного планирования и их ввод в смежные системы для исполнения и контроля. Выводы. Внедрение систем интегрированного планирования позволяет определить самый маржинальный спрос и удовлетворить его с минимальными издержками, экономически обосновать финансовые преимущества предлагаемых решений.
66-75 740
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение управления человеческим капиталом в условиях цифровой трансформации экономики. Цель. Разработать основные элементы управления формированием и накоплением человеческого капитала на основе применения цифровых технологий: «большие данные» (Big Data), интернет вещей (Internet of Things, IoT), облачные хранилища и облачные вычисления (cloud storage & cloud computing), машинное обучение (Machine Learning). Задачи. Рассмотреть основы процессов формирования и накопления человеческого капитала, выявить факторы прироста стоимости человеческого капитала на основе анализа результатов экспериментального использования цифровых технологий в различных секторах экономики. Выявить специфику применения цифровых технологий для приращения стоимости человеческого капитала. Проанализировать риски и возможности применения новых технологий анализа человеческого капитала для работодателей и работников. Определить способы эффективного использования цифровых технологий для управления человеческим капиталом. Методология. В настоящей статье на основе методологии неоклассической школы и методов анализа человеческого капитала обосновано повышение информационной эффективности рынков труда и таргетированного управления человеческим капиталом посредством использования современных цифровых технологий. Результаты. Доказано, что в цифровой экономике повышается мобильность человеческого капитала, создающая предпосылки для его выхода на глобальные рынки. Цифровая экономика формирует новое информационное и интеллектуальное пространство, создавая виртуальные сервисы преумножения стоимости человеческого капитала, и одновременно генерирует новые риски управления им. Анализ современного подхода к управлению человеческим капиталом определяет ведущую роль конвергенции цифровых технологий в их влиянии на повышение эффективности и транспарентности рынков труда. Обосновано, что цифровые технологии позволяют провести более детальную сегментацию работников и, следовательно, более точно идентифицировать их человеческий капитал. Выводы. Цифровые технологии рационализируют процессы формирования эффективных комбинаций человеческих ресурсов в мотивированные проектные команды, структурируя большие объемы данных. Цифровая экономика создает среду виртуальных сервисов, обеспечивающую интеграцию человеческого капитала и смарт-машин в глобальное цифровое пространство, тем самым формируя предпосылки применения возрастающих объемов данных для оценки и прогнозирования устойчивого развития экономики.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
76-84 411
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что появление новых видов финансовых посредников и продуктов, порождаемых реалиями информационного общества, кардинально меняет устройство и структуру денежно-кредитной сферы. Если до недавнего времени ее институциональную основу формировали банковские учреждения, то теперь серьезную конкуренцию им начинают составлять специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения, деятельность которых сосредоточена на привлечении клиентов в интернет-пространстве, ориентированных на применение современных информационно-коммуникационных технологий. Цель. Выявить тенденции цифровизации денежно-кредитной сферы в условиях формирования информационного общества. Задачи. Установить причины и условия появления и распространения электронных денег, включая криптовалюты; тенденции развития платежных систем, основанных на использовании электронных денежных средств, становления новых форм финансового посредничества. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания предпринята попытка оценить возможное влияние внедрения прогрессивных финансовых технологий на характер трансформаций денежно-кредитных отношений в условиях формирующегося информационного общества. Результаты. По результатам проведенного исследования можно обозначить следующие тенденции цифровизации денежно-кредитной сферы: появление и интенсивное распространение электронных денег, включая криптовалюты; развитие платежных систем, основанных на применении электронных денежных средств; появление и развитие новых форм финансового посредничества. Серьезную конкуренцию кредитным организациям в сфере проведения платежей, привлечения и размещения временно свободных денежных ресурсов в ближайшей перспективе могут составить ICO на платформе Blockchain, краудфандинг и краудинвестинг. Выводы. Появившиеся Blockchain-технологии могут стать в обозримом будущем концептуально новой институциональной средой выстраивания денежно-кредитных отношений, базирующейся на абсолютно новой системе доверия. Если прежняя система доверия к банкам зиждется на репутации банка, то доверие в системе Blockchain основывается на взаимном контроле ее участников вне зависимости от финансовых интересов отдельных лиц. Направления дальнейших исследований будут связаны с поиском путей интеграции и взаимодействия банковского бизнеса с небанковскими финансовыми посредниками на базе формирующихся новых компонентов информационного общества.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
85-92 115
Аннотация
Настоящее исследование описывает ключевые проблемы экономического сотрудничества России с наименее развитыми странами Индокитая, преодоление которых является сегодня актуальной задачей российской экономической дипломатии. Цель. Обобщить современный опыт российского торгово-экономического сотрудничества со странами Индокитая, являющимися наименее экономически развитыми странами - членами АСЕАН. Задачи. Выявить ключевые проблемы, сдерживающие развитие сотрудничества изучаемых стран. Сформулировать и обосновать предложения по развитию механизма расширения экономического сотрудничества России со странами Индокитая. Методология. В работе анализируются особенности современного состояния внешнеторговых и внешнеэкономических отношений России с такими странами Индокитая, как Мьянма, Камбоджа, Лаос, с использованием методов структурного, динамического, статистического и экономического анализа. Результаты. В ходе проведенной аналитической работы выявлены факторы внешней среды, оказывающие позитивное и негативное влияние на развитие экономических отношений между странами. Определены перспективные направления углубления сотрудничества и предложены меры по расширению экономического взаимодействия, включающие разработанные автором «Дорожную карту» и «Объединенный механизм сотрудничества стран». Выводы. Взаимная заинтересованность и объединение имеющегося у рассмотренных стран опыта, при понимании задач и четкого представления перспективных направлений сотрудничества, должно стать двигателем, запускающим сотрудничество России и стран Индокитая на среднесрочную перспективу, что позволит заложить устойчивую основу для последующей взаимовыгодной экономической интеграции стран.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ISSN 1998-1627 (Print)