Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Трансформация предпринимательской деятельности под влиянием цифровой экономики

Аннотация

В настоящем исследовании анализируются процессы трансформации предпринимательской деятельности под воздействием цифровой экономики, рассматриваются вопросы цифровизации экономики, ее развития на институциональном уровне и уровне предприятия в условиях формирования «INDUSTRY 4.0». Цель. Провести исследование влияния цифровой экономики на развитие малого и среднего предпринимательства в России, предложить направления развития бизнес-моделей организаций малого бизнеса, их государственной поддержки. Задачи. Проанализировать уровень цифровизации экономики России на основе использования международных индексов, выделить особенности процесса трансформации деятельности организации в условиях цифровой экономики, определить проблемы и возможности успешной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации», направления повышения эффективности бизнеспроцессов на уровне предприятия. Методология. Методология исследования базируется на системном подходе, использовании общенаучных методов познания и критического осмысления трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных цифровой экономике. Результаты. В результате исследования авторами доказано, что в условиях цифровой экономики успеха может добиться даже небольшое предприятие, не обладающее на старте мощными финансовыми ресурсами, но способное грамотно работать с инновациями и потребностями клиентов на основе информационно-коммуникационных технологий. Государство должно стимулировать предпринимательскую деятельность, направленную на создание конкурентных национальных цифровых платформ. На национальном уровне подлежит урегулированию, с одной стороны, проблема ограничения доступа к массивам данных, с другой - встает вопрос необходимости согласования цифровой повестки в региональном и страновом аспекте. Выводы. В проведенном исследовании выявлено влияние цифровой экономики на деятельность организаций и государство в целом. Цифровая трансформация позволяет уже сегодня создавать клиентские и бизнес-процессы с минимальным участием человека, способствует созданию нового продукта и выводу его на рынок за минимальное время, автоматизации принятия управленческих решений. В этой связи организационная структура компании становится все больше гибкой и территориально распределенной, созданной чаще всего по продуктовому принципу.

Об авторах

Геннадий Александрович Костин
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия


Ирина Валерьяновна Упорова
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия


Список литературы

1. Ревенко Л. С., Ревенко Н. С. Международная практика реализации программ развития цифровой экономики: примеры США, Индии, Китая и ЕС // Международные процессы. 2017. Т. 15. № 4. С. 20-39.

2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71451998/ (дата обращения: 01.11.2018).

3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения: 01.11.2018).

4. Цифровая экономика Российской Федерации: программа: утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/05/programmaCE.pdf (дата обращения: 05.11.2018).

5. Государственная программа «Цифровой Казахстан»: утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 г. № 827. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalkz.kz/wp-content/uploads/2018/04/Digital-Kaz_ru.pdf (дата обращения: 12.11.2018).

6. Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 23 марта 2016 г. № 235. [Электронный ресурс]. URL: http://www.government.by/upload/docs/file4c1542d87d1083b5.PDF (дата обращения: 05.11.2018).

7. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации: обзор. М.: Группа Всемирного Банка; ЕЭК. 2018. 40 с.

8. Упорова И. В., Селезнева И. В., Штиллер М. В. Оценка эффективности предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики // Вестник университета «Туран». 2018. № 4 (80). С. 14-20.

9. Индикаторы цифровой экономики: 2018: стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Г. Л. Волкова, Л. М. Гохберг [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 268 с.

10. Россия в ИТ-рейтингах, 2018 // TADVISER: государство, бизнес, IT. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Россия_в_ИТ-рейтингах (дата обращения: 12.11.2018).

11. Исследование Google: ключевые онлайн-привычки россиян в 2017 году // RETAILER: ежедневные коммуникации. [Электронный ресурс]. URL: https://retailer.ru/issledovanie-google-kljuchevye-onlajn-privychki-rossijan-v-2017-godu/ (дата обращения: 12.11.2018).

12. Исследование консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG) «Насколько цифровизованы российские потребители?». 2018 // AFTERSHOCK. [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/623708&full (дата обращения: 12.11.2018).

13. Тимирчинская О. Цифровая Россия: сделать рывок на бумаге. 2018 // Газета.Ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2018/12/27_a_12110509.shtml?updated (дата обращения: 11.11.2018).

14. Соколова М. С 2024 года маркировка товаров в России будет обязательной // Парламентская газета. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/s-2024-goda-markirovka-tovarov-v-rossii-budet-obyazatelnoy.html (дата обращения: 02.11.2018).

15. Negroponte N. Being Digital. N.Y.: Vintage Books, 1995. 255 p.

16. Лугачев М. И. Информационные революции, экономика и экономическое образование // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2017. № 4. С. 142-160.

17. Индекс зрелости Индустрии 4.0.: управление цифровым преобразованием компаний: Acatech исследование. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acatech.de/wp-content/uploads/2018/03/acatech_STUDIE_rus_Maturity_Index_WEB.pdf (дата обращения: 11.11.2018).

18. Черняк Л. Как создать цифровое предприятие:

19. этапов на пути к Индустрии 4.0 // TADVISER: государство, бизнес, IT. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровое_предприятие (дата обращения: 12.11.2018).

20. Эксперты ИТ-образования обсудили подготовку кадров для цифровой экономики // АНО «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА». [Электронный ресурс]. URL: https://data-economy.ru/14052018 (дата обращения: 12.11.2018).

21. Eastwood B. The Return of platforms (and how to not fail at building one) // MIT, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://mitsloan.mit.edu/ideas-made-to-matter/return-platforms-and-how-to-not-fail-building-one (дата обращения: 12.11.2018).

22. Попова М. Умный потребитель: как цифровизация развивает спрос и предложение // Цифровая экономика. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://spb.rbcplus.ru/news/5b88c89b7a8aa91b5e958ab0?ruid=UET9A1w/Mcaj3UnUAxkzAg==&ruid (дата обращения: 11.11.2018).

23. Введение в «Цифровую» экономику / под общ. ред. А. В. Кешелава. М.: ВНИИГеосистем, 2017. 28 с.


Рецензия

Для цитирования:


Костин Г.А., Упорова И.В. Трансформация предпринимательской деятельности под влиянием цифровой экономики. Экономика и управление. 2018;(12):51-60.

For citation:


Kostin G.A., Uporova I.V. Transformation of Entrepreneurship under the Influence of the Digital Economy. Economics and Management. 2018;(12):51-60. (In Russ.)

Просмотров: 601


ISSN 1998-1627 (Print)