Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 11 (2018)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

4-18 160
Аннотация
Цель. Анализ существующих подходов к определению показателей уровня бедности в России, их динамики и факторов, оказывающих влияние на нее, с учетом его влияния на состояние экономической безопасности страны. Задачи. Изучение теоретических подходов к расчету абсолютных и относительных показателей уровня бедности, расчет данных показателей применительно к России и странам Европейского союза. Выявление ограничений существующих концептуальных подходов к расчету уровня бедности, выработка рекомендаций по формированию комплексного подхода к оценке уровня бедности и принятию мер по его устойчивому снижению в соответствии с национальными целями Российской Федерации. Методология. В ходе исследования применены методы системного и эконометрического анализа, эволюционно-институциональной теории и исторического подхода. Результаты. Проведенное исследование показало, что численное значение уровня бедности в России существенно отличается при применении различных методик расчета данного показателя, а именно определения уровня бедности на основе расчета величины прожиточного минимума и уровня «относительной бедности». Величина прожиточного минимума, рассчитываемая на основе стоимости потребительской корзины, не соответствует нормам сбалансированного питания и должна быть скорректирована в их сторону. Эмпирически на примере стран Европейского союза и России подтвержден теоретический вывод о том, что снижение уровня абсолютной бедности не всегда сопровождается снижением уровня относительной бедности. Выводы. Существующая в настоящий момент в России методика оценки уровня бедности не позволяет в полной мере оценить масштабы и структуру этого социального явления. Необходима разработка комплексного подхода к оценке данного показателя. Показатели, касающиеся «относительной бедности», должны учитываться в системе социальных показателей экономической безопасности и при выполнении федеральным правительством национальной цели по снижению уровня бедности в России в 2 раза к 2024 г. Для снижения уровня бедности необходима разработка многоступенчатой системы адресной поддержки социально незащищенных групп населения, полномочия и ресурсы для реализации которой должны быть адекватно распределены между всеми уровнями власти - федеральным, региональным и муниципальным, с учетом существующего уровня дифференциации регионов по доходам населения.
19-28 335
Аннотация
В исследовании рассматриваются актуальные вопросы развития медицинского туризма в Армении. Цель. Исследование направлено на выявление перспектив, которые определят путь развития медицинского туризма в Армении в среднесрочной перспективе. Задачи. Определить страны-источники, те туристические продукты, которые были и могут быть привлекательными для иностранных туристов, ключевые факторы успеха, чтобы предложить возможный сценарий развития медицинского туризма, ожидаемый в среднесрочной перспективе. Методология. Исследование построено на основе общих научных методов познания, включая аналитический, методологический и элементы прогнозирования, структурного и сравнительного анализа. С помощью аналитического метода исследования, основываясь на обзоре литературы и анализе деятельности ниши медицинского туризма в Армении за период 2006-2017 гг., был выявлен возможный путь развития медицинского туризма. Результаты. С 2013 г. число пациентов, привлеченных Арменией, начало расти, что привело к увеличению поступлений от лечебно-оздоровительного туризма, которые в 2017 г. достигли самого высокого уровня с 2006 г. и выросли более чем в 8 раз за тот же период. Казахстан стал ведущей страной-источником по количеству пациентов, перенесших косметические операции в Армении, за ним следуют армяне и россияне из России (90% российского происхождения). Армянская диаспора также предпочитала Армению и приезжала на пластические операции. Стоматологические услуги тоже являлись драйвером роста этой ниши. Ценовая конкурентоспособность, наличие профессиональных врачей и медицинского оборудования сыграли важную роль в привлечении медицинских туристов в Армению. Выводы. В среднесрочной перспективе Армения, скорее всего, будет опираться как на казахстанских, так и на российских медицинских туристов и армян из диаспоры, как из развитых стран, так и из СНГ (включая Грузию). Ценовая конкурентоспособность будет являться решающим фактором. Сарафанное радио, личные контакты, социальные сети в сочетании с положительными статьями в журналах медицинского туризма и на вебсайтах других специализированных консалтинговых компаний, которые рекомендовали бы Армению в качестве благоприятной страны для медицинского туризма, будут являться эффективными каналами распространения для привлечения большего количества пациентов. Для удовлетворения растущего спроса потребуются новые медицинские центры. Государственная поддержка туроператорам, продвигающим медицинский туризм в Армению, может быть ключевой, наряду с господдержкой и стимулами для инвесторов, для постройки клиник и закупки оборудования. Следовательно, расходы иностранцев на лечебно-оздоровительный туризм могут вырасти более чем в 2 раза и достигнуть 250 млн долл. США в 2022 г. Полученные результаты могут быть использованы Государственным комитетом по туризму в подготовке будущих планов действий, разработке стратегий по развитию ниши медицинского туризма и т. д.
29-37 191
Аннотация
В данной статье рассматриваются виды организаций сферы культуры, особенности их функционирования, особое внимание уделяется специфическим методам и методикам оценки их эффективности. Цель. Рассмотреть подходы к управлению эффективностью функционирования организаций сферы культуры, предложить принципиальную модель управления эффективностью организаций сферы культуры. Задачи. Выявить особенности функционирования различных видов организаций сферы культуры; определить показатели, методы и методики оценки эффективности их функционирования; предложить принципиальную модель управления эффективностью организаций сферы культуры. Методология. В настоящем исследовании используются общенаучные методы познания (анализ, синтез), которые позволяют установить причинно-следственные связи в процессе функционирования организаций сферы культуры и разработать рекомендации по совершенствованию управления эффективностью этих организаций. Используемый авторами метод моделирования позволил разработать принципиальную модель управления эффективностью организаций сферы культуры. Результаты. Организациям сферы культуры предлагается использовать динамическую систему внутреннего мониторинга и регулирования эффективности функционирования с целью оперативного воздействия на организационные процессы, влияющие на структурные составляющие результирующих показателей эффективности. Отмечается, что со стороны Министерства культуры Российской Федерации особое внимание оказывается количественным критериям, отражающим работу организаций сферы культуры. При этом, определение эффективности функционирования организаций сферы культуры с коммерческой направленностью происходит согласно общепринятым методам оценки эффективности бизнеса. При оценке деятельности организаций сферы культуры бюджетного типа, в первую очередь оценивается социальный эффект. Выводы. Специфика управления эффективностью сферы культуры выражается в превалировании социальных критериев эффективности над экономическими; социальной ответственности; необходимости государственного регулирования конкуренции в ряде секторов сферы культуры с целью поддержания высокого уровня нравственных ценностей; зависимости эффективности от соответствия процессов и результатов работы организаций заданным стратегическими нормативно-правовыми актами целевым ориентирам; возникающих проблемах научной организации и регламентации процессов творческого труда; конкуренции организаций сферы культуры за бюджетное финансирование. Рекомендуется: для управления эффективностью в рамках заданных целевых ориентиров в организациях сферы культуры целесообразно применять динамическую систему внутреннего мониторинга и оперативного регулирования эффективности функционирования, позволяющую целенаправленно изменять прогнозные показатели деятельности, оперативно воздействуя на организационные процессы, влияющие на структурные составляющие результирующего показателя эффективности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

38-46 530
Аннотация
Развитие цифровой экономики предоставляет уникальную возможность для трансформации бизнеса, но малые и средние предпринимательские структуры должны осуществить существенные шаги, чтобы воспользоваться этим. Тот факт, что программа цифровой экономики уже принята и реализуется в России, означает, что компании должны начать подготовку к переходу на новый технологический уклад. Возникают «сквозные» технологии, которые не только коренным образом изменяют структуру, технологию производства, конкуренцию на существующих рынках, но и создают новые рынки и потребности. Малый бизнес не всегда понимает, что необходимо для развития производства в мире цифровых технологий: новая роль больших данных, нейрои квантовые технологии искусственного интеллекта, системы распределенного реестра, промышленный интернет, виртуальная и дополненная реальность. В статье рассмотрены существующие подходы к измерению цифровизации экономики, проблемы и возможности малого бизнеса в условиях создания «INDUSTRY 4.0». Цель. Выполнить исследование цифровой экономики, инструментов для ее оценки и ее роли в развитии малого и среднего бизнеса в России, предложить необходимые условия, которые необходимы для эффективной поддержки предпринимательства, стимулирования инвестиций и инноваций. Задачи. Для достижения поставленной цели проанализированы сущностные характеристики цифровой экономики. Проанализированы различные индексы, оценивающие развитие цифровой экономики в стране, и определены проблемы и возможности успешной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» для повышения эффективности малого и среднего бизнеса в России. Методология. Исследование базируется на системном подходе, использовании и систематизации статистической информации, общенаучных методах познания и критического осмысления трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных digital-экономике. Результаты. В результате исследования доказано, что развитие цифровой экономики в России идет быстрыми темпами, что позволит сократить имеющееся отставание в 5-7 лет от развитых стран в случае перевыполнения программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Выявлены факторы, сдерживающие развитие цифровой экономики в России и участие в ней малого и среднего бизнеса, а также предложены рекомендации по инфраструктурной поддержке отечественного бизнеса в условиях построения информационного общества. Проведен критический анализ методологических подходов построения индексов «дигитализации», выявлены причины относительно слабого позиционирования России в цифровых рейтингах. Выводы. В проведенном исследовании была обоснована необходимость реализации комплексного подхода к государственному регулированию и инфраструктурной поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях дигитализации экономики, выявлено значимое взаимовлияние развития цифровой экономики и малого бизнеса России.
47-56 788
Аннотация
Система опережающих индикаторов выступает одним из наиболее известных инструментов прогнозирования экономического развития; ее суть заключается в том, чтобы иметь возможность предвидеть переход экономической системы из одного состояния в другое (от подъема к спаду или наоборот). Это получает особую значимость в условиях перехода от постиндустриальной к цифровой экономике, поэтому необходимо уделять особое внимания формированию информационной инфраструктуры и современных информационных систем при реализации приоритетных направлений и программ развития РФ. Новый этап развития цифровой экономики связан с адаптацией методов традиционного регулирования к научно-технической политике регионов, поэтому необходимо использовать современные инструменты прогнозирования. Авторами предлагается использовать систему опережающих и сигнальных индикаторов оценки уровня цифровизации экономики, а также разработан способ построения сводного индекса. Цель. Мониторинг состояния и динамики развития цифровизации российской экономики. Задачи. Проанализировать опережающие и сигнальные индикаторы развития цифровой экономики в России и сформировать методические рекомендации по повышению уровня цифровой трансформации. Методология. Методической основой исследования является систематизация публикаций отечественных и зарубежных экономистов по проблеме развития цифровой экономики с использованием российской и международной нормативной базы; статистические и экономико-математические методы анализа показателей развития цифровой экономики, а также систематический подход к оценке уровня развития цифровой экономики в России на основе опережающих и сигнальных индикаторов. Результаты. Классификация и формирование системы показателей цифровизации экономики, оценка уровня цифровой трансформации экономики на основе опережающих и сигнальных индикаторов. Выводы. Расчеты показали, что показатель развития цифровой экономики, отражающий внутренние затраты на исследования и разработки в организациях сектора ИКТ, наилучшим образом дает сигнал о цифровизации экономики РФ и может являться опережающим индикатором, используемым для прогнозирования развития цифровой экономики. Три показателя (валовая добавленная стоимость сектора ИКТ, внутренние затраты на исследования и разработки в организациях сектора ИКТ, публикации российских авторов в научных журналах, индексируемых на международных базах данных) являются по своей сути «сигнальными» индикаторами, определяющими интенсивность происходящих трансформаций в экономике.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

57-62 215
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются проблемы развития инфраструктуры, прежде всего транспортной, в контексте стратегии пространственного развития России, роль и возможности региональной и муниципальной инфраструктуры при реализации магистральных инфраструктурных проектов. Цель. На основе влияния инфраструктуры на социально-экономическое развитие страны и ее регионов, в том числе СЗФО, выявить возможности синхронизации целей и задач развития магистральной и региональных инфраструктур в контексте реализации стратегии пространственного развития России. Задачи. Определить направления интеграции усилий федеральных и региональных органов государственной власти при формировании региональных инфраструктурных кластеров. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены роль инфраструктуры в социально-экономическом и пространственном развитии страны и подходы к управлению при реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов с региональным участием. Результаты. В статье показано, что синхронизация целей и задач развития магистральной и региональных инфраструктур приобретает характер стратегического приоритета национального масштаба. Рамочным сценарием развития региональной инфраструктуры субъектов Федерации должна стать ее интеграция в глобальный и единый национальный рынок, пространственная интерпретация этого сценария может быть представлена формированием ряда региональных инфраструктурных кластеров (полимагистральных, железнодорожных, приморских). Выводы. Реализация стратегии пространственного развития потребует перехода к полицентрической модели развития страны, направленной на сглаживание территориальных асимметрий, что повлечет интеграцию региональных экономик в глобальный рынок инфраструктурных мегапроектов, одним из драйверов такой интеграции может выступать региональная инфраструктура.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

63-70 92
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей формирования и актуальных направлений трансформации системы институтов экономической доступности продовольствия в условиях мировой социально-экономической нестабильности и реализации политики импортозамещения в отечественном агропродовольственном комплексе. Цель. Обосновать основные направления развития институциональных аспектов обеспечения экономической доступности продовольствия на основе обобщения существующих и новых теоретико-методологических подходов, систематизации международных и национальных нормативно-правовых актов, изучения зарубежного опыта в данной сфере. Задачи. Выявить влияние динамики реально располагаемых доходов населения на изменение структуры платежеспособного спроса и потребления основных продуктов питания, осуществив пространственно-временной анализ сферы потребления продовольствия в 2015-2018 гг. на федеральном уровне с использованием дифференцированного подхода. Рассмотреть регулятивный, нормативный и когнитивный компоненты системы институтов обеспечения экономической доступности продовольствия. Обосновать рекомендации по развитию институциональной составляющей системы обеспечения экономической доступности продовольствия, как включающей в свой состав институты агропродовольственного комплекса и институты социального развития. Методология. В настоящей статье применены приемы общего научного познания, анализ экономических показателей, сравнение и синтез. Результаты. В качестве основных направлений расширения институционального поля обеспечения экономической доступности продовольствия в современных условиях нарастания стратегических рисков определены осуществление непрерывного стратегического планирования сферы потребления, реализация комплексного подхода, поэтапное развитие продовольственной помощи в различных формах, развитие институционального планирования сферы потребления продовольствия, осуществление трансплантации институтов внутренней продовольственной помощи в форме импорта институтов. Выводы. В условиях возникновения новых вызовов и угроз для обеспечения устойчивости национального агропродовольственного комплекса и стабильного функционирования продовольственного рынка обоснована необходимость перехода к непрерывному стратегическому планированию сферы потребления продовольствия, предполагающему осуществление не эпизодической, а систематической корректировки разрабатываемых стратегий и концепций. Показана целесообразность координации деятельности министерств и ведомств для обеспечения согласования основных параметров функционирования агропродовольственного комплекса, экономической доступности продовольствия, социального развития с целью повышения эффективности решения задачи обеспечения продовольственной безопасности страны. Выявлено, что положительным примером корректировки стратегических документов является Доктрина продовольственной безопасности РФ. Вместе с тем обоснована целесообразность отражения в Доктрине продовольственной безопасности РФ такого социального риска, как высокая дифференциация доходов в социально-семейном, территориальном, региональном разрезах.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

71-77 142
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение значимости факторов, влияющих на формирование конфликтного потенциала в обществе. Цель. Определить влияние качества социально-трудовой сферы и политики распределения доходов на формирование конфликтного потенциала. Задачи. Обосновать и выделить социально-экономические факторы, определяющие формирование конфликтного потенциала; проанализировать факторы, формирующие конфликтный потенциал и социальную напряженность в обществе. Методология. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов познания на базе анализа оценочных показателей, с использованием данных социологических опросов Высшей школы экономики и Института социологии РАН, что позволило аргументированно обосновать позицию авторов в отношении значимости и состава социально-экономических факторов формирования конфликтного потенциала. Результаты. Конфликтный потенциал рассмотрен как результирующий показатель диспропорций в системе распределения доходов и деструктивных отношений в сфере труда и капитала, приводящий к высокой социальной поляризации и чрезмерной биполяризации социума, в котором уровень неравенства обусловливает социальную дистанцию, в крайних позициях приводя в состояние социального отчуждения наиболее уязвимую часть населения. Выводы. Качество регулирования со стороны государства факторов, влияющих на конфликтный потенциал, способно как нивелировать последствия, так и обострить противостояние социальных групп. В контексте приоритетов социально-экономического развития России необходимо совершенствование системы регулирования социально-трудовых отношений и политики доходов и уровня заработной платы.
78-84 153
Аннотация
Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 г., РФ переходит на трехуровневую модель пенсионной системы. Для успешной реализации стратегии необходимы механизмы, а также дополнительные стимулирующие меры, содействующие развитию корпоративных пенсионных систем. Для этого необходимо систематизировать российский и международный опыт формирования корпоративных пенсионных программ, выделить факторы, сдерживающие развитие корпоративного пенсионного обеспечения, и предложить ключевые мероприятия по стимулированию развития пенсионных корпоративных планов. Цель. Определить роль и место корпоративных пенсионных планов в системе пенсионного обеспечения в РФ. Задачи. Оценить необходимость и важность развития корпоративного пенсионного обеспечения. Определить востребованность пенсионных планов с установленными взносами. Выявить ключевые характеристики современного рынка негосударственного пенсионного обеспечения. Методология . В настоящей работе применены теоретические и эмпирические методы исследования: ретроспективный анализ экономических показателей, сравнение, синтез и монографический метод. Результаты. Раскрыта роль корпоративного пенсионного обеспечения при построении общей системы пенсионных гарантий. Представлены препятствующие обстоятельства, которые не позволяют компаниям планировать внедрение корпоративных планов. Дана оценка основным показателям пенсионного обеспечения, основным показателям деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ. Выводы. В статье определены индикаторы рынка негосударственного пенсионного обеспечения, которые обуславливают ограниченную стратегию развития большинства фондов. Для обеспечения устойчивости пенсионной системы предложен ряд мероприятий в части укрепления доверия к негосударственным пенсионным фондам, создания эффективной системы налогообложения инвестиционного дохода.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

85-91 150
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что происходящие в условиях цифровизации экономики изменения в денежно-кредитной сфере многочисленны и появляются с завидной регулярностью. Они отражают внедрение новых финансовых технологий в процесс оказания банковских услуг и появление новых видов финансовых продуктов и посредников, порождаемых реалиями формирующейся цифровой экономики. Цель. Выявление эволюционных преобразований модели ведения банковского бизнеса на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. Задачи. Установить причины и условия формирования новой модели банковского бизнеса, ее основные отличия от традиционной модели банковского обслуживания клиентов. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания предпринята попытка оценить возможные последствия внедрения прогрессивных финансовых технологий на способы взаимодействия банка с клиентами в условиях формирующегося пространства цифровой экономики. Результаты. Причины и условия формирования новой модели обслуживания клиентов обусловлены внедрением прогрессивных информационно-коммуникационных технологий в банковском бизнесе. Представлен краткий обзор этапов внедрения финансовых инноваций в банковском бизнесе. Осуществлен анализ темпов роста объемов дистанционного банковского обслуживания клиентов в Российской Федерации. Дана характеристика технологическим компонентам распространения финансовых инноваций в рамках действующих банковских учреждений. Выводы. Появившиеся Blockchain-технологии могут стать в обозримом будущем концептуально новой институциональной средой выстраивания денежно-кредитных отношений, базирующейся на новой системе доверия. Если прежняя система доверия к банкам зиждется на репутации банка, то доверие в системе Blockchain основывается на взаимном контроле ее участников вне зависимости от финансовых интересов отдельных лиц. Направления дальнейших исследований будут связаны с поиском путей интеграции и взаимодействия банковского бизнеса с небанковскими финансовыми посредниками на базе формирующихся основных элементов цифровой экономики.
92-97 422
Аннотация
Настоящее исследование направлено на обоснование целесообразности учета рисков с применением программного продукта Oracle Crystal Ball. Цель. На примере расчета инвестиционного проекта в области строительства многоквартирного дома показать, что применение приложения Oracle Crystal Ball позволяет просто и быстро учесть рыночные риски, что делает результаты проекта более релевантными. Задачи. Рассчитать инвестиционный проект в области строительства многоквартирного дома с использованием Oracle Crystal Ball и доказать эффективность применения данной программы для учета рыночных рисков инвестиционного проекта; провести анализ расчета инвестиционного проекта с учетом рыночных рисков по методу Монте-Карло в сравнении со статическими расчетами по методу дисконтированных денежных потоков. Методология. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам использования метода Монте-Карло для учета рыночного риска при расчете инвестиционных проектов; исследования, посвященные использованию программного продукта программе Oracle Crystal Ball. В исследовании использовались такие методы научного знания, как анализ, системный подход. Произведен расчет инвестиционного проекта в области строительства с помощью Oracle Crystal Ball. Информационной базой исследования стали материалы периодической экономической прессы, аналитические отчеты и документы, опубликованные в официальных электронных СМИ. Результаты. В качестве основных результатов исследования можно выделить следующие. Произведен расчет инвестиционного проекта в области строительства многоквартирного дома с использованием программного продукта Oracle Crystal Ball, на примере чего показано, что, во-первых, использование указанного программного продукта является простым и эффективным, и во-вторых, учет рыночных рисков при расчете инвестиционного проекта делает его результаты более релевантными. Новизна и практическая значимость исследования заключается в обосновании эффективности использования программы Oracle Crystal Ball для расчетов инвестиционных проектов в области строительства в России. Результаты данного исследования могут быть использованы в процессе принятия управленческих решений в области инвестиционного проектирования. Выводы. В настоящем исследовании показано, что применение приложения Oracle Crystal Ball позволяет быстро и просто произвести учет рисков по методу Монте-Карло. Применение Oracle Crystal Ball при расчете инвестиционного проекта в области строительства многоквартирного дома сделало результаты расчетов более релевантными за счет определения их вероятности.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

98-102 172
Аннотация
Настоящее исследование описывает ключевые сложности экономического сотрудничества России со странами Индокитая, преодоление которых является сегодня актуальной задачей российской экономической дипломатии. Цель. Обобщить современный опыт российского торгово-экономического сотрудничества со странами Индокитая, в частности странами - членами АСЕАН. Задачи. Выявить перспективные направления и отрасли сотрудничества России со странами Индокитая на среднесрочную перспективу до 2025 г. Определить задачи взаимодействия России и стран Индокитая в среднесрочной перспективе. Методология. В настоящей работе анализируются особенности современного состояния внешнеторговых и внешнеэкономических отношений России с такими странами Индокитая, как Мьянма, Камбоджа, Лаос. Результаты. В ходе проведенной аналитической работы выявлены направления экономического сотрудничества со странами Индокитая, сформировавшиеся к настоящему времени и представляющие наибольшие перспективы к развитию. Выводы. Взаимная заинтересованность и объединение имеющегося у стран опыта, при понимании задач и четком представлении перспективных направлений сотрудничества, должны стать двигателем, запускающим сотрудничество России и стран Индокитая на среднесрочную перспективу, и заложить устойчивую основу для последующей взаимовыгодной экономической интеграции.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)