Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Роль digital-экономики в развитии малого и среднего бизнеса

Аннотация

Развитие цифровой экономики предоставляет уникальную возможность для трансформации бизнеса, но малые и средние предпринимательские структуры должны осуществить существенные шаги, чтобы воспользоваться этим. Тот факт, что программа цифровой экономики уже принята и реализуется в России, означает, что компании должны начать подготовку к переходу на новый технологический уклад. Возникают «сквозные» технологии, которые не только коренным образом изменяют структуру, технологию производства, конкуренцию на существующих рынках, но и создают новые рынки и потребности. Малый бизнес не всегда понимает, что необходимо для развития производства в мире цифровых технологий: новая роль больших данных, нейрои квантовые технологии искусственного интеллекта, системы распределенного реестра, промышленный интернет, виртуальная и дополненная реальность. В статье рассмотрены существующие подходы к измерению цифровизации экономики, проблемы и возможности малого бизнеса в условиях создания «INDUSTRY 4.0». Цель. Выполнить исследование цифровой экономики, инструментов для ее оценки и ее роли в развитии малого и среднего бизнеса в России, предложить необходимые условия, которые необходимы для эффективной поддержки предпринимательства, стимулирования инвестиций и инноваций. Задачи. Для достижения поставленной цели проанализированы сущностные характеристики цифровой экономики. Проанализированы различные индексы, оценивающие развитие цифровой экономики в стране, и определены проблемы и возможности успешной реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» для повышения эффективности малого и среднего бизнеса в России. Методология. Исследование базируется на системном подходе, использовании и систематизации статистической информации, общенаучных методах познания и критического осмысления трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных digital-экономике. Результаты. В результате исследования доказано, что развитие цифровой экономики в России идет быстрыми темпами, что позволит сократить имеющееся отставание в 5-7 лет от развитых стран в случае перевыполнения программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Выявлены факторы, сдерживающие развитие цифровой экономики в России и участие в ней малого и среднего бизнеса, а также предложены рекомендации по инфраструктурной поддержке отечественного бизнеса в условиях построения информационного общества. Проведен критический анализ методологических подходов построения индексов «дигитализации», выявлены причины относительно слабого позиционирования России в цифровых рейтингах. Выводы. В проведенном исследовании была обоснована необходимость реализации комплексного подхода к государственному регулированию и инфраструктурной поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях дигитализации экономики, выявлено значимое взаимовлияние развития цифровой экономики и малого бизнеса России.

Об авторах

Олег Викторович Бургонов
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия


Дмитрий Валерьевич Круглов
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия


Ирина Валерьяновна Упорова
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия


Список литературы

1. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. Т. 3, № 157. С. 17-20.

2. Булгакова М. В. Принципы современного моделирования в малом бизнесе // Современное развитие малого бизнеса. 2015. С. 13-16.

3. Куприяновский В. П., Синягов С. А. [и др.] Цифровая экономика - «умный способ работать» // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4, Nо. 2. P. 26-33.

4. Сударушкина И. В., Стефанова Н. А. Цифровая экономика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 182-184.

5. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 06.09.2018).

6. Костин К. Б. Роль цифровых технологий в продвижении товаров и услуг на глобальных рынках // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 17. С. 2451-2460.

7. Global Connectivity Index 2018 Huawei. [Электронный ресурс]. URL: https://www.huawei.com/minisite/gci/en/country-rankings.html (дата обращения: 06.09.2018).

8. Борзунов А. А. Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики // Проблемы современной экономики: мат-лы VI Междунар. науч. конф. (Самара, 20-23 августа 2017 г.). Самара: Изд-во АСГАРД, 2017. С. 94-97.

9. Chakravorti B., Chaturvedi R. Sh. Digital Рlanet 2017: How Competitiveness and Trust in Digital Economies vary Across the World. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017/05/Digital_Planet_2017_FINAL.pdf (дата обращения: 08.09.2018).

10. Chakravorti B., Tunnard C., Chaturvedi R. Sh. Digital Planet: Readying for the Rise of the e-Consumer. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/files/2017/03/DigitalPlanet14_FINAL.pdf (дата обращения: 08.09.2018).

11. Булгакова М. В. Информационное обеспечение малого бизнеса в современных условиях // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. 2015. Т. 15, № 4. С. 154-159.

12. Подповетная Ю. В., Булгакова М. В. Анализ коммерческой деятельности крупных розничных сетей магазинов бытовой техники // Управление в современных системах. 2014. Т. 4. C. 55-59.

13. Бургонов О. В., Пшеничный Г. А. Программно-целевой подход к формированию и использованию «мягкой силы» в управлении развитием предпринимательства // Экономика и управление. 2018. № 7 (153). С. 21-29.

14. Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://rcsme.ru/ (дата обращения: 08.09.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Бургонов О.В., Круглов Д.В., Упорова И.В. Роль digital-экономики в развитии малого и среднего бизнеса. Экономика и управление. 2018;(11):38-46.

For citation:


Burgonov O.V., Kruglov D.V., Uporova I.V. The Role of the Digital Economy in the Development of Small and Medium Enterprises. Economics and Management. 2018;(11):38-46. (In Russ.)

Просмотров: 543


ISSN 1998-1627 (Print)