№ 8 (2018)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
4-7 197
Аннотация
В статье проанализированы особенности развития промышленных кластеров на примере развитого научно-промышленного региона России. Цель. Исследовать и обобщить существующие научные подходы к формированию кластерной политики промышленных регионов. Задачи. Выявить особенности формирования кластерной политики региона и функционирования созданных промышленных кластеров; проанализировать их организационные структуры; раскрыть роль инновационных экономических кластеров; привести примеры наиболее развитых промышленных кластеров. Методология. Использованы исследования отечественных и зарубежных авторов в области кластерной политики, научные выводы и положения, касающиеся значения и роли кластеров в социально-экономическом развитии регионов, а также методы системного подхода, используемого в качестве инструмента анализа и формирования системы управления кластерами. Результаты. Установлены общие закономерности создания, функционирования и совершенствования экономического кластера как фактора инновационного развития региона. Проанализирован опыт такого крупного научно-промышленного и образовательного мегаполиса, как Санкт-Петербург, и обоснована возможность использования результатов его работы в области формирования кластерной политики. Описана структура инновационного кластера, включающего такие элементы, как бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические парки, центры трансфера технологий, особые экономические зоны и территории опережающего развития. Выводы. Предложен организационно-экономический механизм формирования кластера, который может быть использован в «Стратегии Санкт-Петербурга» в рамках реализации кластерной политики.
Виктор Завенович Петросянц,
Сергей Владимирович Дохолян,
Лейла Гаджикурбановна Шахтаманова,
Даниэл Викторович Петросянц
8-13 2063
Аннотация
Цель. Обоснование теоретико-методологических положений формирования механизма регулирования регионального развития и алгоритма его реализации с использованием программно-целевых (проектных) методов управления. Метод. Методология исследования базируется на положениях фундаментальных и прикладных работ отечественных и зарубежных специалистов в области управления процессами социально-экономического развития регионов. Обоснование теоретических положений и методических рекомендаций осуществлялось с использованием методов системного анализа, логического обобщения, дедукции и индукции. Результаты. С позиций системной методологии исследованы теоретические основы и методические положения формирования механизма регулирования регионального развития. Показано, что одной из ключевых проблем развития российского государства является контрастная социально-экономическая дифференциация регионов, вступающая в противоречия с конституционными нормами и принципами федерализма. Преодоление межтерриториальных различий и диспропорций может быть осуществлено посредством механизма регулирования регионального развития. Обосновано, что механизм регулирования регионального развития может быть представлен как поэтапная реализация стратегически ориентированных мер в области модернизации и инновационных преобразований экономики региона, базирующихся на программно-целевых (проектных) методах управления в виде конкретных программ (проектов), структурированных по срокам, исполнителям и ресурсному обеспечению. Разработаны порядок формирования и алгоритм реализации такого механизма регулирования регионального развития. Полученные результаты расширяют представления в области управления и регулирования развития территорий в условиях федерализма. Они могут представлять определенный интерес для соответствующих органов управления федерального и регионального уровней в процессе реализации государственной региональной политики, направленной на преодоление социально-экономических различий территорий в составе федеративного государства. Вывод. Высокий уровень территориальных различий, потребность в их быстром преодолении, ограниченность ресурсных возможностей, усложнение и усиление влияния общественно-политической среды на экономику определяют необходимость в создании эффективного механизма регулирования регионального развития с привлечением программно-целевых (проектных) методов управления.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
14-24 571
Аннотация
Обеспечение устойчивого функционирования и развития экономических систем благодаря введению робастного управления как способа преодоления неопределенности послужило вызовом к расширению и системному представлению знаний о неопределенности. Цель. Выстроить типологию и составить обобщающее знание о неопределенности на основе конструктов «объективная и субъективная неопределенность», «носитель неопределенности», «внутренняя организация познания объекта, среды и ситуации». Задачи. Осмысление конструктивного подхода, раскрывающего возможности того, как справиться с влиянием неопределенности на устойчивость функционирования экономических систем: теоретико-методологическое расширение представления о неопределенности, развитие методов принятия решений в условиях неопределенности и теория робастности в приложении к экономическим системам. Построение типологии субъективной неопределенности с дифференциацией в зависимости от внутренней организации познания эргодического и неэргодического «миров». Составление структуры обобщающего знания о неопределенности с выделением носителей неопределенности и характеристик типов субъективной неопределенности. Методология. Организация процесса исследования состояла в обобщении, систематизации и дополнении знаний о представлении неопределенности в познании объекта, среды и деловой ситуации экономической системы. К методологическим конструктам теории неопределенности отнесены объективная и субъективная неопределенность, типы внутренней организации познания объекта, окружающей среды и ее ситуации. Результаты. Выделены ключевые понятия «объективная неопределенность» и «субъективная неопределенность». Носителями первой служат объект, среда и ситуация. Субъективная неопределенность поставлена в зависимость от результата абстрагирования восприятия субъектом информации объекта, среды и ситуации. Представлена типология, в которой уровень понимания и раскрытия неопределенности определяется в зависимости от представления «окружающего мира» как эргодического и неэргодического и от внутренней организации познания субъектом: реализм, рационализм, когнитивизм, конструктивизм. Составлено обобщающее знание о неопределенности. Систематизирована причинность неопределенности, приводящая к изменению состояния экономической системы или ее деловой ситуации, способы и факторы, способствующие лицу, принимающему решения, распознаванию и преодолению неопределенности. Выводы. За аксиому принимается проявление объективной неопределенности, а ее восприятие субъектом рассматривается как формирование субъективной неопределенности. Преодолению субъективной неопределенности, представляемой как образуемое знанием субъекта информационное пространство для осуществления действий, выбора и принятия решений, способствует структурирование накопленных знаний о неопределенности в виде типологии и обобщающего знания, а также систематизация причинности и способов снижения уровня неопределенности и ее демпфирования. Главными структурными элементами являются такие носители неопределенности, как объект, среда и ситуация, а также порождаемая ими объектная, средовая и ситуативная неопределенности. Углубленное изучение предполагает исследование средовых и ситуативных неопределенностей. Уровень субъективной неопределенности поставлен в зависимость от внутренней организацией познания субъектом реальности. Систематизированные личностные и поведенческие способности субъекта, принимающего решения, наилучшим образом реализуются посредством введения робастного управления, механизм которого организуется как система фреймов - носителей знаний для субъекта в контуре «стратегия - тактика - принятие решений - интерпретация ситуации - воздействие на ситуацию». Представленные ъ по неопределенности создают определенную целостность знаний, на основе которой появляется возможность для управления снижением уровня и демпфированием неопределенности.
25-28 113
Аннотация
В статье обсуждаются онтологические основания анализа основных факторов развития рынков услуг сферы физической культуры и спорта в странах Западной Европы. К числу ключевых факторов, выделенных авторами, помимо макроэкономических доминант предложены геоэкономические факторы пространственной экономики, причем уточнены акценты на потенциалы развития социально-экономической и информационной инфраструктуры. Цель. Представить панораму современного состояния методологии научных исследований, относящихся к существенным достижениям превалируемости геоэкономических факторов пространственной экономики, принятых авторами к изучению вопроса о развитии рынков услуг сферы физической культуры и спорта в западноевропейских странах. Задачи. Интерпретировать заявленную цель исследования онтологически, эпистемологически и аксиологически, что позволит современному экономисту-теоретику ориентироваться в методологических конструкциях, дающих представление о генезисе проблем развития рынков сферы услуг физической культуры и спорта не только со стороны геоэкономических воззрений, но и в проблемном поле современной герменевтики субъекта. Методология. В методологическом отношении взгляд на проблемы экономики спорта и физической культуры распределен между представлениями макроэкономики с позиций постнеклассической науки и геоцентристскими потенциалами мировой экономики; магистральные траектории развития рынков сферы услуг спорта и физической культуры человека способны оказывать частичное воздействие на центристские геоэкономические и геополитические расстановки сил в мире, что способно вернуть утраченную в мире поляризацию, не меняя при этом превалируемости мощностей потенциалов Западного мира. Выводы. В проведенном исследовании осуществлена расстановка акцентов на научные очки зрения, концепции и доктрины на предмет анализа их перспективности для оценки возможностей человеческого потенциала, укрепление которого призвано не просто поддерживать индивидуумов как «трудящихся людей, создающих прибавочную стоимость», но и придавать социуму импульс внутреннего развития, что позволит обеспечить «запас прочности, надежности и устойчивости» экономическим системам в перспективе. Решение подобных вопросов является примером значительных финансовых инвестиций в человеческий потенциал и не может обходиться без инвестиций в развитие новых, современных социально-значимых инфраструктурных объектов, в том числе тех, которые обеспечивают полноценное функционирование современной экономики спорта и физической культуры.
29-36 160
Аннотация
Цель. Проанализировать возможности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для стимулирования экономического роста и дальнейшей интеграции стран ЕАЭС и евразийского региона. Задачи. Выявить перспективы ИКТ в расширении многостороннего экономического сотрудничества по обеспечению функционирования транспортных коридоров. Методология. В статье использовались диалектический и системный подходы к изучению процессов внедрения ИКТ в экономику ЕАЭС и региональных соседей. Результаты. Анализ внедрения современных информационных технологий показал невысокую степень оптимизации логистических маршрутов по обеспечению транзита через страны ЕАЭС. Не прослеживается существенного влияния ИКТ на процессы дальнейшей интеграции в рамках сопряжения строительства Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Причины, тормозящие процесс введения информационных технологий на транспорте по всей территории союза, состоят в технологическом отставании стран ЕАЭС от развитых государств и неравномерном цифровом обеспечении экономики. Выводы. В выработке стратегии экономического развития транзитных коридоров Евразии ключевую роль будут играть российские технологические разработки по цифровизации и успешный опыт Белоруссии по внедрению ИКТ на транспорте. Решение задачи выхода России, Белоруссии и Казахстана на мировой цифровой рынок улучшит интеграционные связи и обеспечит другим странам - членам ЕАЭС субъектный статус в цифровом мире. Транспортно-логистическая инициатива Шелкового пути и интеграционные проекты ЕАЭС должны стать взаимодополняющими проектами, при решающей роли цифровой экономики.
37-42 165
Аннотация
В статье представлен результат междисциплинарных исследований в форме модели вирусного управления организационными изменениями. Цель. Генерация идей и разработка новой модели управления изменениями в организации, характеризующейся снижением периода изменений, затрат ресурсов на их осуществление при сохранении организационного масштаба трансформации. Задачи. Создать междисциплинарное пространство в форме серии сфокусированных творческих лабораторий, применить аналогии признаков поведения вируса к управлению изменениями в организации, структурировать полученные знания в алгоритм и модель вируса в организационной трансформации. Методология. В исследовании использовались метод структурной аналогии, методы дедуктивного познания, генерации идей, структурное моделирование и синтез понятий вирусологии, социальной психологии и управления изменениями. Результаты. Предложена структура вируса организационных изменений, обладающая ценностным профилем, проявляющимся в отношениях, модели поведения, с оболочкой в форме информационных сообщений. Разработан алгоритм технологии изменений из этапов внедрения, усвоения и умножения, содержащих в себе ряд инструментов, в том числе анализ ценностного профиля, цикл «размораживания/замораживания» и подражание. Объектом приложения управленческих воздействий в алгоритме выступает лидер мнений организации. В качестве иммунитета к изменениям на разных этапах трансформации могут выступать тип личности лидера мнений, уровень конформности сотрудников и сила организационной культуры, а также рефлексия как инструмент контроля и анализа. Выводы. Разработана модель вирусного управления организационными изменениями, включающая в себя структуру вируса трансформации, алгоритм управления изменениями по вирусной технологии и инструменты организационного иммунитета, прерывающие процесс изменений. Также представлен ряд гипотез вирусной трансформации организации, требующих дальнейшего исследования.
ОБРАЗОВАНИЕ
Валерий Анатольевич Цветков,
Михаил Николаевич Дудин,
Николай Васильевич Лясников,
Кобилжон Ходжиевич Зоидов
43-55 183
Аннотация
Цель. Настоящее исследование направлено на изучение хода реформ и результатов государственной образовательной политики в области реформирования отечественной системы среднего математического образования в период правления династии Романовых в XVIII - начале XX в. Задачи. В рамках данной статьи авторы последовательно решают ряд ключевых задач: •• выявление исторических аналогий модернизации с текущей ситуацией развития системы математического образования, изменения его структуры и составляющих ее компонент, что может способствовать обновлению стратегий реформирования современного российского среднего математического образования, формированию новых взглядов на его структурно-организационные изменения; •• поиск решений по преодолению противоречий в сложившейся структуре среднего общего образования, минимизирующей долю естественно-математических дисциплин, и прогнозированию результатов реформирования с учетом осмысления отечественного исторического наследия. Методология. Для решения поставленных задач в статье использован системный методический подход, в соответствии с которым в работе применяется комплекс общих и специальных исторических методов научного исследования, в состав которых также входят описательный, хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический методы. Решение исследовательских задач основано на принципе историзма, что обусловило применение историко-генетического метода к анализу реформ системы математического образования в России. Результаты. В статье показаны основные причины, циклически повторяющиеся фазы модернизации школьного математического образования в России, проблемы и противоречия, проведены исторические аналогии с современными направлениями реформирования в исследуемой области. Авторами выявлены сильные стороны и недостатки проводимых реформ, наиболее прогрессивный опыт, проведены исторические параллели и аналогии, которые могут быть эффективно осмыслены современной педагогической общественностью и научным сообществом, государственными органами в прогнозировании актуальных направлений реформ математического (в том числе многоуровневого) образования с целью его дальнейшего качественного развития как в концептуальноеоретическом, так и методическом, организационных аспектах. Выводы. Авторами сделан вывод о том, что к началу XX в. России удалось создать классическую систему среднего математического образования, соответствующую мировым стандартам, под патронатом государственного участия, науки и общественных сил, выступающих прогрессивными механизмами процесса реформирования. В рамках статьи были выделены достижения и недостатки реформ математического образования в дореволюционной России, а также сопоставлены процессы реформирования с современной модернизацией системы многоуровневого образования (в целом) и ее математической (составляющей) в частности. Кроме того, авторами определены дальнейшие направления совершенствования многоуровневого образования и его математической составляющей, которые необходимо реализовать для достижения общественного, научного и экономического прогресса.
56-61 138
Аннотация
Рыночные отношения в сфере российского высшего образования способствуют обострению конкуренции между вузами, заказчиками образовательных услуг выступают не только государство, но и работодатели, выдвигающие свои требования к уровню подготовки и знаний выпускника вуза. Модернизация российского образования с экономической точки зрения означает для вузов создание механизма свободной конкуренции вузов и их софинансирования гражданами и предприятиями. Рыночные отношения существуют как между заказчиками образовательных услуг и вузом, так и между вузом и преподавателями. От того, насколько рационально складываются экономические отношения между этими субъектами, зависят динамика развития вуза и качество образования. Отсюда очевидна актуальность проблем ценообразования образовательных услуг, формирования количественного состава студентов и оплаты труда преподавателей, а также необходимость сделать эти процессы прозрачными и цивилизованными. Цель. Используя методологию маржинального подхода и современные принципы ценообразования в области образования, представить основные подходы к определению стоимости обучения в вузе. Задачи. Проанализировать научные и методические подходы к определению стоимости образовательного процесса при реализации программ с использованием дистанционных методов обучения. Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания и частных методов рассмотрен процесс установления цен на образовательные услуги университета. Результаты. Применение скорректированного маржинального анализа к установлению стоимости в вузе, реализующем дистанционное образование, позволит установить справедливую стоимость обучения, устраивающую все стороны образовательного процесса. Выводы. Необоснованное установление цен на образовательные услуги наносит значительный материальный ущерб определенным группам населения, а также деформирует общественное мнение о важности и ценности образования. С учетом социальной значимости образовательной деятельности, использование предложенного подхода позволит более точно определить целевой показатель стоимости образовательных услуг.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
62-65 605
Аннотация
Настоящее исследование направлено на проведение оценки взаимосвязи человеческого капитала, как определяющего фактора экономического роста в условиях перехода к цифровой экономике, и инвестиционного процесса. Цель. Оценить влияние изменения уровня человеческого капитала на инвестиционную активность в развивающихся странах. Задачи. Определить текущее состояние уровня прямых иностранных инвестиций на пространстве ЕАЭС, оценить влияние притока прямых иностранных инвестиций на основные макроэкономические показатели, провести анализ существующих рисков, выявить ключевые факторы, влияющие на инвестиционную активность. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, сравнительного и статистического анализа систематизированы результаты исследований по вопросу зависимости инвестиционной активности от уровня человеческого капитала. Результаты. Проведен сравнительный анализ стран в разрезе уровня иностранных инвестиций и его влияния на основные макроэкономические показатели. Определены ключевые факторы и риски, связанные с инвестиционной активностью. Сделан вывод о том, что прямые иностранные инвестиции не играют ведущей роли в странах с переходной экономикой. Отражена роль человеческого капитала в повышении уровня инвестиционной активности. Выводы. В странах с развивающейся экономикой все большее внимание уделяется росту человеческого капитала, как ключевого фактора развития экономики в условиях информационного общества. Высокий уровень человеческого капитала помогает обеспечивать инвестиционную привлекательность, что обеспечивает увеличение темпов роста экономики и поддержание уровня экономического развития общества.
66-69 145
Аннотация
Настоящее исследование направлено на решение задачи автоматизации тепличных комплексов в условиях минимизации ресурсов. Цель. Повышение эффективности поддержки принятия решения при выборе комплектующих для автоматизированной системы закрытого грунта на основе разработанных модели выбора комплектующих. Задачи. Общую поставленную задачу выбора комплектующих для автоматизированной теплицы можно разбить на три подзадачи: выбора конструктивных решений; выбора системы датчиков для автоматизированной теплицы; выбора элементной базы для автоматизированной теплицы. Методология. Для решения поставленных задач использованы методы системного анализа, математического моделирования, методы принятия решений для многокритериальных задач. Результаты. Проведена аналитика рынка агропромышленных комплексов, занимающихся выращиванием тепличных овощей; рассмотрены основные тенденции этого рынка. Разработана модель выбора комплектующих для автоматизированной системы закрытого грунта. Решена задача многокритериального выбора и ранжирования альтернатив. Предложенная модель системы управления соединяет в себе как систему критериев, разработанную экспертами в области тепличного производства, так и алгоритм выбора комплектующих по трем позициям: конструкциям, датчикам и покрытию теплиц. Выводы. Производство тепличной продукции на современном рынке непрерывно требует улучшения технологического процесса. Автоматизация выращивания полезных культур растений на сегодняшний день является главным трендом агропромышленного комплекса. Выбор соответствующего оборудования для разных нужд (малые и средние сельскохозяйственные предприятия, частные фермеры, крупные промышленные теплицы) нуждается в автоматизации. Разработка информационно-советующих систем, помогающих лицу, принимающему решение, подготовить готовое технологическое решение, является важной задачей развития отрасли.
70-76 160
Аннотация
Цель. Структурировать основные элементы взаимодействия между производственными, транспортными, торговыми, складскими и другими предприятиями - участниками цепей поставок, производства и реализации продукции, в том числе военного назначения. Задачи. Разработать рекомендации по созданию межвидовых региональных сервисных центров по обслуживанию вооружения и военной техники, что позволит усовершенствовать механизмы управления сервисных организаций, в том числе военного назначения. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена сфера услуг сервисного обслуживания организаций военного назначения Дальнего Востока, на основе международного опыта даны предложения по совершенствованию системы управления сервисными организациями военного назначения Результаты. На развитии сферы услуг сервисного обслуживания организаций военного назначения Дальнего Востока, с одной стороны, сказывается замедление темпов экономического развития страны, географическая и демографическая неоднородность территории, различие в социально-экономическом развитии субъектов Дальневосточного региона. Вместе с тем в последние годы наблюдается процесс опережающего регионального экономического развития Дальнего Востока России, открываются перспективы международного сотрудничества в военной сфере, наработан международный опыт совершенствования управления деятельностью сервисных организаций. При рассмотрении вопросов управления сервисными организациями военного назначения необходимо соблюдать баланс интересов государства, потребителей и поставщиков услуг, в том числе, услуг сервисного обслуживания вооружения и военной техники. Специфика выполнения данного вида работ и услуг заключается в том, что они имеют закрытый характер и требуют у исполнителей наличие допуска к государственной тайне. Выводы. Совершенствование системы управления деятельностью организаций сервисного обслуживания возможно посредством формирования межвидовых региональных сервисных центров по комплексному обслуживанию вооружения и военной техники Дальнего Востока.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ISSN 1998-1627 (Print)