Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Реформы в сфере среднего математического образования в России в период XVIII - начала ХХ века: ретроспективный анализ

Аннотация

Цель. Настоящее исследование направлено на изучение хода реформ и результатов государственной образовательной политики в области реформирования отечественной системы среднего математического образования в период правления династии Романовых в XVIII - начале XX в. Задачи. В рамках данной статьи авторы последовательно решают ряд ключевых задач: •• выявление исторических аналогий модернизации с текущей ситуацией развития системы математического образования, изменения его структуры и составляющих ее компонент, что может способствовать обновлению стратегий реформирования современного российского среднего математического образования, формированию новых взглядов на его структурно-организационные изменения; •• поиск решений по преодолению противоречий в сложившейся структуре среднего общего образования, минимизирующей долю естественно-математических дисциплин, и прогнозированию результатов реформирования с учетом осмысления отечественного исторического наследия. Методология. Для решения поставленных задач в статье использован системный методический подход, в соответствии с которым в работе применяется комплекс общих и специальных исторических методов научного исследования, в состав которых также входят описательный, хронологический, ретроспективный, сравнительно-исторический методы. Решение исследовательских задач основано на принципе историзма, что обусловило применение историко-генетического метода к анализу реформ системы математического образования в России. Результаты. В статье показаны основные причины, циклически повторяющиеся фазы модернизации школьного математического образования в России, проблемы и противоречия, проведены исторические аналогии с современными направлениями реформирования в исследуемой области. Авторами выявлены сильные стороны и недостатки проводимых реформ, наиболее прогрессивный опыт, проведены исторические параллели и аналогии, которые могут быть эффективно осмыслены современной педагогической общественностью и научным сообществом, государственными органами в прогнозировании актуальных направлений реформ математического (в том числе многоуровневого) образования с целью его дальнейшего качественного развития как в концептуальноеоретическом, так и методическом, организационных аспектах. Выводы. Авторами сделан вывод о том, что к началу XX в. России удалось создать классическую систему среднего математического образования, соответствующую мировым стандартам, под патронатом государственного участия, науки и общественных сил, выступающих прогрессивными механизмами процесса реформирования. В рамках статьи были выделены достижения и недостатки реформ математического образования в дореволюционной России, а также сопоставлены процессы реформирования с современной модернизацией системы многоуровневого образования (в целом) и ее математической (составляющей) в частности. Кроме того, авторами определены дальнейшие направления совершенствования многоуровневого образования и его математической составляющей, которые необходимо реализовать для достижения общественного, научного и экономического прогресса.

Об авторах

Валерий Анатольевич Цветков
Институт проблем рынка РАН
Россия


Михаил Николаевич Дудин
Институт проблем рынка РАН
Россия


Николай Васильевич Лясников
Институт проблем рынка РАН
Россия


Кобилжон Ходжиевич Зоидов
Институт проблем рынка РАН
Россия


Список литературы

1. РГИА. Ф. 733. Оп. 168. Д. 1182. Л. 73. (Реформа средней школы, общие основания и вопросы).

2. РГИА. Ф. 733. Оп. 168. Д. 1207. Л. 41. (Совещание по реформе средней школы. Заседание 21 апреля 1915 г.).

3. Кондратьева Г. В. К вопросу о периодизации развития школьного математического образования в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 3. С. 124-131.

4. Колягин Ю. М. Русская школа и математическое образование: наша гордость и наша боль. М.: Просвещение, 2001. 318 с.

5. Купинская Е. В. Проблемы реформы средней общеобразовательной школы в деятельности Министерства народного просвещения России в конце XIX - начале XX вв.: дисс. … канд. пед. наук. М., 1999. 159 с.

6. Пырков В. Е. Патерналистские традиции математического образования в XIX в. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://pyrkov-professor.ru/Default.aspx?tabid=171 (дата обращения: 14.07.2018).

7. Гнеденко Б. В. Очерки по истории математики в России. М.; Л.: Гос. изд-во технико-теоретич. лит-ры, 1946. 250 с.

8. Бобынин В. В. Очерки развития физико-математических знаний в России // Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем. 1890. Т. 17. С. 24-63.

9. Метельский Н. В. Очерки по истории методики математики: к вопросу о реформе преподавания математики в средней школе. Мн.: Высшая школа, 1968. 342 с.

10. Ключевский В. О. Курс русской истории: курс лекций: в 4 ч. Ч. 4. Лекция LXIX. (1909, репр.). М.: Просвещение, 1989. 350 c.

11. Ланков А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. М.: Учпедгиз, 1951. 151 с.

12. Вахтеров В. П. Спорные вопросы образования. М.: б.и., 1907. 62 с.

13. Одинец В. П. Зарисовки по истории математического образования России со второй половины XVIII века до 1917 года. Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. 51 с.

14. Шеретов В. Г., Щербакова С.Ю. Российской математике - 300 лет: историко-математические очерки. Тверь: Фактор, 2003. 84 с.

15. Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804) // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 28. СПб., 1830. № 21501. С. 626-644.

16. Павлидис В. Д. Математическое образование в реальных гимназиях и училищах России XIX - начала XX в. (по материалам территорий Оренбургского учебного округа): дисс.. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 434 с.

17. Павлидис В. Д. Среднее математическое образование в России в XIX - начале XX века // История и педагогика естествознания. 2016. № 4. С. 46-54.

18. Полякова Т. С. История математического образования в России. М.: Изд-во МГУ, 2001. 627 с.

19. Положение о реальных классах при учебных заведениях Министерства народного просвещения, 1839 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: в 3 т. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1866. 30 с.

20. Черепанов М. С. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1951. Вып. 33. С. 151-209.

21. Корников И. П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб.: б.и., 1902. 58 с.

22. Мрочек В., Филиппович Ф. Педагогика математики: исторические и методические этюды. Т. 1. СПб., 1910. 380 с.

23. Об изменении устава гимназии в направлении бифуркации ее с 5-го класса и усилении практического характера обучения, 1849 г. // Сборник остановлений по Министерству народного просвещения. Т. 2. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1866.

24. Лебедев Н. А. Исторический взгляд на учреждение училищ, школ, учебных заведений и ученых обществ, послуживших образованию русского народа с 1025 по 1855 год. СПб.: Издательской дом А. Зиммерман, 1875. 228 с.

25. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения, 1864 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1866. Т. 3. С. 86-102.

26. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с.

27. Терновая Н. А. История школьного математического образования в России и за рубежом. Саратов: Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 2012. 76 с.

28. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения, 1871 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1877. Т. 5. С. 121-139.

29. Устав реальных училищ Министерства народного просвещения, 1872 // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1877. Т. 5. С. 146-164.

30. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах Министерства народного просвещения. СПб.: Тип. Глазунова, 1873. 183 с.

31. Веселов М. О. Учебные планы начальной и средней школы. М.: Учпедгиз, 1939. 80 с.

32. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века: в 3 ч. Ч. 1. М.: б. и., 1912-1914. (репр.). М.: Высшая школа, 1995. 448 с.

33. Производительные силы России: краткая характеристика различных отраслей труда - соответственно классификация выставки / под ред. В. И. Ковалевского. СПб.: б.и., 1896. 1449 с.

34. Кривенцова Р. И. Реформистское движение конца XIX - начала XX в. в преподавании основ физико-математических наук в средней школе // Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. 1963. Т. 123. Вып. 3. С. 84-92.

35. Труды Высочайше учрежденной Комиссии по вопросу об улучшениях средней общеобразовательной школы: в 8 т. СПб.: б.и., 1900.

36. Щербина К. М. Математика в русской средней школе. Обзор трудов и мнений по вопросу об улучшении программ математики в средней школе. Киев: Изд-во Королевского университета Св. Владимира, 1908. 520 с.

37. Материалы по реформе средней школы: примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. министра народного просвещения. Пг.: Сенатская тип., 1915. 547 с.

38. Vernadsky G. A history of Russia. N. Y.: New Home Library, 1944. 517 p.

39. Доклады, читанные на 2-м Всероссийском съезде преподавателей математики в Москве. М.: б.и., 1915. 323 с.

40. Краткий исторический обзор хода работ по реформе средней школы Министерством народного просвещения с 1871 г. Пг.: Польза, 1915. 56 с.

41. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. 472 с.

42. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1986. 334 с.

43. Подласый И. П. Педагогика. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. 432 с.


Рецензия

Для цитирования:


Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Зоидов К.Х. Реформы в сфере среднего математического образования в России в период XVIII - начала ХХ века: ретроспективный анализ. Экономика и управление. 2018;(8):43-55.

For citation:


Tsvetkov V.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Zoidov K.Kh. Reforms in Secondary Mathematics Education in Russia in the Eighteenth Through Early Twentieth Centuries: A Historical Analysis. Economics and Management. 2018;(8):43-55. (In Russ.)

Просмотров: 192


ISSN 1998-1627 (Print)