Использование маржинального анализа для расчета стоимости обучения в вузе, использующем дистанционные методы обучения
Аннотация
Рыночные отношения в сфере российского высшего образования способствуют обострению конкуренции между вузами, заказчиками образовательных услуг выступают не только государство, но и работодатели, выдвигающие свои требования к уровню подготовки и знаний выпускника вуза. Модернизация российского образования с экономической точки зрения означает для вузов создание механизма свободной конкуренции вузов и их софинансирования гражданами и предприятиями. Рыночные отношения существуют как между заказчиками образовательных услуг и вузом, так и между вузом и преподавателями. От того, насколько рационально складываются экономические отношения между этими субъектами, зависят динамика развития вуза и качество образования. Отсюда очевидна актуальность проблем ценообразования образовательных услуг, формирования количественного состава студентов и оплаты труда преподавателей, а также необходимость сделать эти процессы прозрачными и цивилизованными. Цель. Используя методологию маржинального подхода и современные принципы ценообразования в области образования, представить основные подходы к определению стоимости обучения в вузе. Задачи. Проанализировать научные и методические подходы к определению стоимости образовательного процесса при реализации программ с использованием дистанционных методов обучения. Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания и частных методов рассмотрен процесс установления цен на образовательные услуги университета. Результаты. Применение скорректированного маржинального анализа к установлению стоимости в вузе, реализующем дистанционное образование, позволит установить справедливую стоимость обучения, устраивающую все стороны образовательного процесса. Выводы. Необоснованное установление цен на образовательные услуги наносит значительный материальный ущерб определенным группам населения, а также деформирует общественное мнение о важности и ценности образования. С учетом социальной значимости образовательной деятельности, использование предложенного подхода позволит более точно определить целевой показатель стоимости образовательных услуг.
Список литературы
1. Дыбаль С. В. Финансовый анализ: теория и практика: учеб. пособие. СПб.: Бизнес-пресса, 2005.304 с.
2. Бочаров В. В. Финансовый анализ: краткий курс. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
3. Дистанционное обучение // Информационный портал. URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/B35EB5D0AA7420DAC325724 F0033B212/doc.html (дата обращения: 29.05.2018).
4. Бизнес-план программы развития некоммерческого образовательного учреждения «Открытая русская школа» по проекту ELSP/B3/Gr/001 «Развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками» (II тур конкурса) на 2005-2008 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://bus.znate.ru/docs/index-18539.html (дата обращения: 29.05.2018).
5. Бугорский В. Н. Сетевая экономика: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. 253 с.
6. Удахина С. В. Механизм ценообразования образовательной услуги виртуального университета // Современные проблемы прикладной информатики: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 23-25 мая 2007 г.) / отв. ред. И. А. Брусакова, Е. Н. Панова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.
7. Ефремов А. П. Экономика и оптимизация учебного процесса. М.: Изд-во МГУП, 1999. 198 с.
Для цитирования:
Удахина С.В.,
Мурадов М.Ф.
Использование маржинального анализа для расчета стоимости обучения в вузе, использующем дистанционные методы обучения. Экономика и управление. 2018;(8):56-61.
For citation:
Udakhina S.V.,
Muradov M.F.
Using Marginal Analysis to Calculate the Cost of Higher Education via Distance Learning. Economics and Management. 2018;(8):56-61.
(In Russ.)
Просмотров:
138