АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В статье анализируются современные тенденции распространения концепции устойчивого развития в региональной практике управления.
Цель. Дать оценку отражению проблематики устойчивого развития в региональной практике управления.
Задачи. Рассмотреть концепцию устойчивого развития в контексте современного подхода к управлению развитием территорий. Проанализировать вопрос о раскрытии проблематики устойчивого развития в современных исследованиях региональной экономики. Выявить степень вовлеченности региональной власти в процесс продвижения целей устойчивого развития.
Методология. С помощью общих методов научного познания рассмотрены особенности раскрытия целей устойчивого развития в научной дискуссии по региональной экономике и активность участия регионов в реализации целей устойчивого развития (на примере учета экологического фактора). При проведении исследования использовалась информация, размещенная в открытом доступе на официальных сайтах ООН, Росстата. На формирование авторского мнения повлияли материалы, представленные в аналитических обзорах мероприятий деловых форумов, публикациях экономистов, посвященных проблеме устойчивого развития региональной экономики, а также собственные расчеты автора.
Результаты. Представлено описание процесса становления концепции устойчивого развития и формирования механизма контроля по целям, на которые декомпозирован процесс движения к устойчивому развитию. Проведен анализ научной дискуссии, раскрывающий суть направлений изучения региональной экономики, в рамках которых происходит раскрытие проблематики устойчивого развития. Проанализированы показатели активности региональных органов власти в части достижения целей устойчивого развития.
Выводы. Управление национальным развитием требует активного взаимодействия федерального центра, региональных органов государственной власти, управления и бизнеса при разработке национальной повестки и интеграции в нее целей устойчивого развития. В настоящее время все действующие акторы данного процесса не проявляют значимой активности.
Исследование посвящено сущности, особенностям расчета, тенденциям динамики экономической доступности продовольствия, развитию в современных условиях инструментов повышения реальных располагаемых доходов населения как важнейшему фактору формирования внутреннего спроса на продовольствие.
Цель. На основе систематизации теоретических подходов и анализа институциональных аспектов обеспечения экономической доступности продовольствия обосновать актуальные направления совершенствования государственной доходной и налоговой политики, способствующие повышению совокупного спроса на продовольствие.
Задачи. Исследовать корректировку сущности понятия «экономическая доступность» продовольствия в новой редакции Доктрины продовольственной безопасности как отражение новых глобальных вызовов и внутренних рисков. Дать оценку состояния экономической доступности основных продуктов питания в целом среди населения и в аспекте доходных групп, динамики реальных располагаемых доходов населения, изменений в структуре платежеспособного спроса. Обосновать рекомендации по развитию институциональной составляющей регулирования реальных доходов населения и системы налогообложения физических лиц.
Методология. В ходе исследования применены метод сравнения, метод системного анализа, метод систематизации информации, монографический метод.
Результаты. Осуществлен анализ соотношения фактического потребления основных видов продовольствия, рациональных норм в целом по домохозяйствам России и в аспекте доходных децильных групп населения. Указаны продукты питания, в отношении которых в настоящее время не обеспечена экономическая доступность продовольствия. Выявлены структурные сдвиги в потребительском спросе низкодоходных групп населения. Проанализированы параметры межотраслевой, внутриотраслевой, региональной дифференциации заработной платы, оказывающие негативное влияние на показатели уровня жизни, обеспечение экономической доступности продовольствия. Проведенное исследование показало факт наличия в современных условиях в нашей стране высокого уровня налоговой нагрузки на физических лиц, который складывается вследствие выплаты прямых и косвенных налогов.
Выводы. Обоснована целесообразность дополнения перечня экономических рисков в Доктрине продовольственной безопасности такими рисками, как снижение реальных доходов населения и, соответственно, недостаточно высокий совокупный внутренний спрос на продовольствие. Установлено, что использование монетаристской модели экономического развития обеспечивает низкий уровень инфляции, но не создает условия для существенного увеличения темпов экономического роста, обостряет проблемы бедности, социально-экономической дифференциации. Доказано, что в современных условиях целесообразно совершенствование государственной доходной политики в направлении увеличения реальных располагаемых доходов наименее обеспеченной части населения, развития малых форматов агробизнеса и торговли продовольствием для расширения конкурентной среды продовольственного рынка. Внимание автора акцентировано на важности совершенствования институциональных аспектов регулирования различных видов дифференциации заработной платы. Сделан вывод о существовании объективных предпосылок для перехода к прогрессивной шкале налогообложения и введения необлагаемой части дохода на уровне прожиточного минимума для малообеспеченных слоев населения.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Статья посвящена изучению особенностей и процессов функционирования региональных экономик, межрегионального взаимодействия.
Цель. Проанализировать действующие механизмы функционирования и взаимодействия региональных экономических систем.
Задачи. Представить общую схему функционирования региональной экономической системы; рассмотреть принципы функционирования и взаимодействия региональных экономических систем; раскрыть особенности межотраслевого взаимодействия как одной из форм межрегионального сотрудничества.
Методология. Исследование выполнено с применением общенаучных методов, в том числе системного анализа, синтеза, индукции и дедукции, детализации и обобщения, моделирования.
Результаты. Обоснована общая схема функционирования региональной экономической системы как объекта управления, структурными элементами которой являются производственно-экономический и социально-экономический комплексы региона, а также бюджетно-финансовая сфера. Показано, что особым значением в настоящее время обладает межрегиональное взаимодействие, в процессе которого происходит совместное производство благ. Межрегиональное взаимодействие заключается в обмене товарами и услугами, миграционных процессах, финансовом обмене. Межрегиональное сотрудничество должно осуществляться на базе действующих стратегий федерального и регионального уровней. Установлено, что в качестве эффективных форм сотрудничества регионов выступают межотраслевое взаимодействие и формирование межрегиональных отраслевых кластеров.
Выводы. Особенность функционирования региональных экономик состоит в том, что регулирование их деятельности осуществляется одновременно на макро- и мезоуровне. На мезоуровне происходит формирование и внедрение региональных стратегий экономического развития с учетом социальноэкономических особенностей тех или иных административно-территориальных образований. На макроуровне региональная экономика функционирует в рамках действующей стратегии федерального центра, а также осуществляет межрегиональное и межотраслевое взаимодействие.
Инновационный тип развития российской экономики требует разработки и реализации системной государственной политики, направленной на активизацию научной и инновационной деятельности в регионах, которая способствует развитию предпринимательства и технологий. Кроме того, она играет важную роль в обеспечении социально-экономического прогресса регионов и эффективности распределения доходов.
Цель. Изучить направления оптимизации научно-инновационной деятельности для социально-экономического развития регионов и выявить факторы, способствующие интенсификации инновационной деятельности на их территории.
Задачи. Провести корреляционный анализ между научным и экономическим развитием регионов с учетом таких факторов, как уровень образования населения, количество исследователей, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (далее — НИОКР). Изучить состояние научно-инновационной деятельности и государственную политику по формированию научно-инновационного потенциала регионов.
Методология. Методологической базой исследования научно-инновационной направленности в экономическом развитии регионов послужили корреляционно-регрессионный анализ и абстрактнологические методы.
Результаты. В статье обоснована роль научно-инновационной деятельности в экономическом развитии регионов. Выявлена положительная корреляция между экономическим ростом регионов и числом исследователей. Кроме того, установлена обратная связь между процессом развития науки и экономики, поскольку инновационная активность регионов существенно зависит от наличия накопленного научного потенциала территории. Эмпирически оценивается влияние инновационных факторов на экономический рост регионов и предлагаются направления по повышению эффективности региональной научно-инновационной системы.
Выводы. Проанализированы концентрации знаний как агломерации расходов на исследования и разработки, а также науку и технику. Это влечет за собой увеличение численности ученых и инженеров, научно-технических кадров инновационных предприятий в различных регионах России. Корреляционный анализ между научным и экономическим развитием регионов показал, что темпы роста ВРП на душу населения по числу исследователей статистически значимы, что обусловливает наличие ряда факторов этой зависимости: территориальной доступности высшего образования, объема расходов высших учебных заведений (далее — вуз) на инфраструктуру и услуги, расширения занятости, дополнительных доходов от студентов из других стран и регионов. Установлено, что эффективность региональных систем высшего образования и инновационной развитости приведет к позитивному влиянию на региональное экономическое развитие. Проведенный анализ показал, что политика в области инновационного развития ресурсных регионов должна базироваться на государственной поддержке, стимулирующей создание инноваций и укрепление научного потенциала.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В 2017 г. цифровая революция вышла на новый виток в мировом масштабе, преодолев существенный рубеж. Каждый второй житель нашей планеты подключился к всемирной сети Интернет. Программа «Цифровая экономика», утвержденная Правительством РФ в июле 2017 г., направлена на решение амбициозных задач, которые продиктованы новыми требованиями к системе государственного управления, а также к организации и структуре государственного аппарата РФ. Миссия внедрения цифровых технологий в сферу государственного управления должна заключаться в повышении его качества, в первую очередь качества государственных услуг и качества управления реализацией национальных проектов (программ), направленных на обеспечение экономического роста России.
Цель. Определить приоритетные сферы и направления государственного управления в рамках внедрения цифровых технологий на федеральном и региональном уровнях.
Задачи. Проранжировать уровни использования в субъектах и федеральных округах РФ потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности; выявить лидеров среди субъектов и федеральных округов РФ по применению цифровых технологий в сфере государственного управления.
Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания и научный социологический количественный метод определения места территории в рейтинге субъектов и федеральных округов РФ по применению цифровых технологий сфере государственного управления.
Результаты. Авторами статьи сделан вывод о том, что в вопросах реализации проектов в рамках внедрения цифровых технологий на федеральном уровне требуется тщательная детализация нормативно-правовых актов. Применительно к субъектам РФ определены факторы, оказывающие влияние на неравномерное развитие цифровизации, в частности из-за недостаточной квалификации кадров, дефицита финансирования проектов в регионах, цифрового неравенства и проблемы формирования новой регуляторной среды.
Выводы. Развитие цифровых технологий требует тесного взаимодействия государственных органов на всех уровнях исполнительной власти. Следует отметить, что методология формирования цифрового правительства сама по себе способствует созданию необходимых условий для решения народнохозяйственных задач, в частности задач стратегического планирования на базе единых цифровых информационных платформ. Данный аспект является первоочередным для развития отечественной экономики. Таким образом, цифровизация должна стать базой дальнейшего освоения государством принципа управления по результатам.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Исследование направлено на изучение и преодоление противоречий в системе управления современными предприятиями, а также углубление понимания новых знаний, способностей и роли личности в производственной деятельности.
Цель. Определить спектр проблемных ситуаций в человекоориентированной системе управления предприятиями и организациями на стадиях формирований знаний о профессии, акцентирования знаний, умений и навыков в работе с учетом предполагаемой профессионализации, а также ресурсный потенциал работников в сложившейся системе экономики и организации управления персоналом.
Задачи. Провести сравнительные исследования с учетом пространственно-временных преобразований в использовании инструментов повышения эффективности и качества работы в деятельности российских предприятий, а также с данными о деятельности современных зарубежных корпораций с определением динамики, новых ценностных ориентаций и мотивирования персонала предприятий.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования послужили разработки отечественных и зарубежных ученых о совершенствовании деятельности предприятий и организаций на принципах человекоориентированного управления образовательным потенциалом, предметно-деятельной профессионализации и мотивирования трудовой деятельности работников, а также опрос различных возрастных и профессионально ориентированных групп работников.
Результаты. Установлены первопричины низкого уровня профессионализации молодежи в системе диссеминации семейных отношений, спонтанного выбора профессии учащимися вузов, несоответствия формируемых в образовательных процессах новых знаний их фактическому использованию в деятельности предприятий и организаций, невнимания руководящего состава к социальным ожиданиям и представлениям работников по улучшению качества и уровня жизни, несоответствия процессов мотивирования работников задачам повышения эффективности и качества работы. Кроме того, сформулированы направления преодоления современных противоречий в человекоориентированной деятельности предприятий и организаций, а также общесистемные механизмы мотивирования различных категорий работников.
Выводы. Определение спектра проблемных ситуаций в человекоориентированной системе управления предприятиями и организациями, теоретический и эмпирический анализ процессов профессионализации и мотивирования работников к высокоэффективному труду позволяет не только зафиксировать спектр противоречий в складывающихся социально-трудовых отношениях, но и разработать программу действий по их разрешению.
В статье рассмотрены вопросы влияния финансово-экономических факторов на уровень конкурентоспособности предприятия. В частности, подробно исследован процесс воздействия ценового фактора. Проведен анализ ведущих параметров стоимостного инжиниринга как вида консалтинговых услуг и определена целесообразность его внедрения в деятельность предприятий с целью создания дополнительных конкурентных преимуществ.
Цель. Определить особенности влияния стоимостного инжиниринга на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов и выявить его взаимосвязь с факторами конкурентоспособности.
Задачи. Раскрыть содержание стоимостного инжиниринга и особенности применения данного вида консалтинговых услуг; определить влияние со стороны ценового фактора на конкурентоспособность предприятия; обосновать перспективность применения стоимостного инжиниринга при реализации проектов как способа повышения конкурентоспособности.
Методология исследования основана на системном подходе, а также применении логического, сравнительного, факторного и структурного анализа с применением теоретического аппарата анализа экономических процессов.
Результаты. В процессе исследования предлагается применение стоимостного инжиниринга в качестве основополагающего звена при интеграции процессов планирования, финансирования и ценообразования на уровне предприятия. Целесообразность применения именно такого вида консалтинговых услуг определяется и наличием тесной связи между стоимостным инжинирингом и факторами конкурентоспособности.
Выводы. Применение стоимостного инжиниринга на современном этапе развития национальной экономики способно оказывать положительное влияние на уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, а также создавать и развивать их дополнительные конкурентные преимущества.
Актуальность вопросов научного обоснования подходов к формированию и трансформации структуры управления агропродовольственным комплексом четко прослеживается в современных условиях совершенствования агропродовольственной системы, реализации задач Доктрины продовольственной безопасности РФ в редакции 2020 г.
Цель. Проследить развитие и эволюцию экономической мысли в направлении исследования теорий управления, особенно в условиях возникновения новых внешних угроз и внутренних рисков. Провести систематизацию важнейших положений классической экономической теории и новых теоретико-методологических аспектов в сфере управления.
Задачи. Систематизация и анализ теорий управления, выявление тенденций и особенностей зарождения и развития различных теорий в зависимости от экономического положения страны, иных внешних факторов. Рассмотрение изучаемого вопроса в контексте агропродовольственного комплекса.
Методология. В ходе исследования применены методы системного анализа, эмпирического исследования (описания, сравнения), эволюционно-институциональной теории, исторического подхода и контент-анализа.
Результаты. Изучены различные школы и подходы к научному обоснованию построения сбалансированной и эффективно работающей системы управления агропродовольственным комплексом. Вопрос подробно изложен в историческом аспекте. Выделены факторы, влияющие на формирование и развитие системы управления агропродовольственным комплексом, даны методические рекомендации по ее совершенствованию.
Выводы. На основе проведенного анализа теорий управления выявлены возможности их применения в агропродовольственном комплексе. Рассмотрен вопрос о проектировании оптимальной структуры управления агропродовольственным комплексом, ее государственного регулирования. Предложен методологический подход к проектированию структуры системы управления, принципы системного подхода адаптированы для рациональной организации системы управления агропродовольственным комплексом.
Автором проанализированы программы инновационного развития 11 компаний с государственным участием и государственных корпораций России. В ходе исследования проведено сопоставление достигнутых ранее результатов и планов инновационного развития. По итогам анализа выявлено, что сложившиеся взаимосвязи между показателями эффективности инновационной деятельности компаний за 2014–2016 гг. не были учтены и не нашли отражения в сформированных программах инновационного развития до 2020 г. Сформулированы причины сложившейся ситуации и показаны возможные направления повышения эффективности планирования развития инновационной деятельности.
Цель. Исследовать характер взаимного влияния показателей при планировании инновационной деятельности предприятий.
Задачи. Проанализировать сформированные к настоящему времени программы инновационного развития крупных государственных компаний; провести анализ взаимосвязи между показателями эффективности процессов инновационной деятельности; оценить фактические результаты выполнения программ инновационного развития за 2014–2016 гг. и выявить обоснованность сформированных плановых показателей развития инновационной деятельности на период до 2020 г.; предложить возможные направления повышения эффективности планирования развития инновационной деятельности.
Методология. При выполнении исследования использованы методы системного и корреляционнорегрессионного анализа.
Результаты. В процессе анализа выявлено, что реально сложившиеся взаимосвязи между показателями эффективности инновационной деятельности компаний за 2014–2016 гг. не учтены и не нашли отражения в сформированных программах инновационного развития до 2020 г. Сформулированы причины сложившейся ситуации и показаны возможные направления повышения эффективности планирования развития инновационной деятельности. Разработана матрица определения проблемных ситуаций при планировании развития инновационной деятельности.
Выводы. При планировании развития инновационной деятельности не в полной мере учитывается характер реально сложившихся ранее взаимосвязей между показателями, характеризующими многочисленные аспекты инновационного развития на разных стадиях жизненного цикла инноваций. Проведенное исследование подтвердило формальный подход к определению планируемых значений рассмотренных показателей, не предполагающий учета реально складывающихся между ними связей, что и нашло отражение в разработанных корпорациями программах инновационного развития до 2020 г. Учет реально сложившихся взаимосвязей при планировании целевых значений ключевых показателей инновационного развития предприятий представляется возможным на основе использования методов и инструментов динамического моделирования.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
Исследование выполнено в целях развития теоретико-методической базы проведения цифровой трансформации коммерческих банков и разработки научно-практических рекомендаций для руководства финансово-кредитных организаций по ее реализации.
Цель. Представить теоретическое обоснование и раскрыть сущность цифровой трансформации на основании опыта швейцарских экспертов в области консалтинга финансовых учреждений, сформировать комплексное решение для коммерческих банков по ее проведению в условиях перехода общества к новой парадигме.
Задачи. Уточнить понятийный аппарат, связанный с переходом банковского бизнеса на цифровой формат, и раскрыть практические аспекты проведения цифровой трансформации коммерческих банков.
Методология. С применением системного подхода и общенаучных методов познания в статье показан и обоснован механизм трансформации коммерческих банков под влиянием процессов цифровизации.
Результаты. Уточнены понятия «цифровизация», «автоматизация» и «цифровая трансформация». Даны рекомендации по адаптации банковского бизнеса к современным макроэкономическим условиям, повлекшим изменение предпочтений клиентов традиционных банков и делающим невозможным продолжение функционирования в рамках прежней парадигмы их деятельности.
Выводы. Для создания долгосрочных конкурентных преимуществ коммерческие банки должны опираться на комплексный подход к проведению цифровой трансформации. Швейцарская модель предполагает одновременное воздействие на стратегию банка, организационную структуру и корпоративную культуру. По каждому из данных элементов предложены методические рекомендации.
Исследование направлено на изучение технологий электронной коммерции, новой концептуальной модели «единой теории принятия и использования технологии» в организациях малого и среднего бизнеса (МСБ) развивающихся стран.
Цель. Определить факторы внедрения и принятия электронной коммерции в организациях малого и среднего бизнеса (МСБ) в развивающихся странах. Задачи. Охарактеризовать эмоциональное отношение индивидуума к использованию технологий с помощью инструментария концепции культурных измерений Г. Хофштеде.
Методология. В различных аспектах рассмотрен метод модели «единой теории принятия и использования технологии» (UTAUT), реализуемый во многих исследованиях поведенческого намерения индивидуума при перенимании новых технологий.
Результаты. Впервые предложена концептуальная (прогнозная) модель, которая базируется на четырех модерирующих переменных. В их числе — параметры культурных измерений, включая дистанцию власти (PDI), индивидуализм/коллективизм (IDV), избегание неопределенности (UAI), долгосрочную/краткосрочную ориентацию (LTO). Эти модераторы способствуют воздействию основных конструкций на поведенческую склонность к использованию технологий и их применение.
Выводы. На основе рассматриваемой концептуальной модели предложен ряд рекомендаций по разработке инструментов обеспечения требующейся активности сотрудников по принятию и использованию технологий электронной коммерции в организациях малого и среднего бизнеса развивающихся стран. Перспективным направлением выступает применение в дальнейшем инструментария концепции культурных измерений Г. Хофштеде для исследования специфики принятия и использования информационных технологий в организациях, принадлежащих к различным национальным деловым культурам.
В статье рассмотрены проблемы государственного и частного финансирования инновационной сферы национальной хозяйственной системы. На основе анализа зарубежного опыта предлагается формирование в российской хозяйственной системе федерального и региональных инновационных фондов, базирующихся на механизме государственно-частного партнерства.
Цель. Обосновать направления программы государственно-частного финансирования национальной инновационной системы.
Задачи. Рассмотреть действующий механизм финансирования инновационной сферы с позиций развития национальной хозяйственной системы; исследовать зарубежный опыт финансирования инновационного развития хозяйственной системы государством; изучить подходы к решению проблемы государственного финансирования инноваций в России; обосновать внедрение в национальную хозяйственную систему инновационных фондов, сформированных на принципах государственно-частного партнерства.
Методология. При проведении исследования использованы методы институционального и структурного анализа; при формулировании предложений и обосновании внедрения в инновационную государственную политику инновационных фондов применен системный подход.
Результаты. В процессе анализа механизма финансирования государственной инновационной политики национальной хозяйственной системы, а также с учетом опыта развитых инновационных экономик мира обосновано внедрение вида инновационных фондов, особенностью которых явилось бы их формирование на принципах государственно-частного партнерства, а их деятельность была бы направлена в первую очередь на финансовую поддержку корпоративного сектора национальной хозяйственной системы в области инновационных технологий.
Выводы. С целью создания в России эффективной модели финансирования инновационного развития национальной хозяйственной системы обоснована необходимость формирования системы федерального и региональных инновационных фондов на основе механизма государственно-частного партнерства. Их функцией станет аккумулирование финансовых средств и их распределение в рамках отдельных инновационных проектов с четко обозначенными результатами инновационной деятельности. В образованном федеральном инновационном фонде возможно предусмотреть дифференциацию деятельности по наиболее важным направлениям или критическим технологиям, что обеспечит более высокие позиции России в глобальной конкурентной борьбе. Задача региональных фондов заключается в обеспечении технологического развития, способствующего повышению конкурентоспособности региона на национальном уровне (с учетом региональной специализации и развития массового инновационного предпринимательства). В сочетании с применением такого рыночного инструмента, как предоставление финансовых гарантий по инвестициям в инновации, это обеспечит положительную динамику в инновационном развитии национальной хозяйственной системы в целом.