АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Исследование направлено на анализ возможностей реализации КНДР конкурентных преимуществ во внешней торговле в условиях санкций.
Цель. Выявить механизмы, позволяющие КНДР вести внешнюю торговлю в обход санкций ООН, и проанализировать, как это влияет на национальную экономику.
Задачи. Провести анализ структуры национального хозяйства КНДР и оценить исходные конкурентные преимущества; выявить особенности внешней торговли КНДР в условиях санкций; определить последствия для национальной экономики незаконной торговли в обход санкций.
Методология. В статье применен междисциплинарный подход, объединяющий классическую теорию сравнительных преимуществ и концепцию погони за рентой, а также системные методы анализа внешнеторговых потоков.
Результат. В исследовании продемонстрировано, что, несмотря на наличие ограничений в виде санкций, Северная Корея стремится реализовывать свои преимущества в ресурсообеспеченности и дешевой рабочей силе в мировой торговле. Она выстраивает собственные экспортно-импортные цепочки в обход санкций. Эти цепочки довольно мобильны и гибки и контролируются элитами. В итоге выгоды от торговли, которые могли бы более равномерно распределяться среди населения, концентрируются среди узкой прослойки населения. «Погоня за рентой» позволила сформулировать негативные последствия указанных процессов для экономики КНДР и мирового сообщества.
Выводы. Для решения северокорейского вопроса необходимо запустить процесс экономической трансформации страны посредством смены ограничительных санкций на более конструктивные. Исключение КНДР из открытой мировой торговли ведет к маргинализации государства и наносит урон прозрачности мировых товарных потоков.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В настоящее время цифровая экономика вносит существенный вклад в развитие как мировой экономики, так и экономик различных стран, являясь одним из приоритетных направлений их развития. Соответственно, актуальна задача по выявлению тенденций ее развития, которые будут определять глобальные тренды в будущем. В связи с этим авторами предпринята попытка установления этих тенденций на основе исследования наукометрических баз данных.
Цель. Определить место и роль цифровой экономики в современных процессах глобальной трансформации, а также тенденции ее развития в ходе исследования наукометрических баз данных.
Задачи. Представить иерархию направлений развития цифровой экономики в России, а также ее системную декомпозицию. Выявить изменение наукометрических показателей в области цифровой экономики посредством анализа библиографической и реферативной базы данных Scopus, базы данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Охарактеризовать изменения наукометрических показателей и публикационной активности по направлениям исследований в рамках цифровой экономики.
Методология. В процессе анализа использованы международная база данных Scopus, база данных РИНЦ, методы корреляционно-регрессионного анализа и математической статистики.
Результаты. Установлено, что интерес к цифровой экономике с каждым годом возрастает. Авторами представлена иерархия направлений развития цифровой экономики в России, а также системная декомпозиция (модель) цифровой экономики. Отмечено, что в соответствующей области знания в настоящее время большая часть публикаций посвящена исследованиям применения цифровых технологий. На основе анализа наукометрических баз данных в интервале 2010–2018 гг. отражены тенденции развития цифровой экономики.
Выводы. Проведенное исследование позволило выявить тенденции развития цифровой экономики в России и определить приоритетные направления развития экономики страны в целом, что формирует представление о векторах новых исследовательских работ в перспективе.
Исследование направлено на изучение современного состояния цифровой трансформации управления, экономики и социальной сферы. Авторами проанализированы основополагающие черты цифровизации управления, экономики и социальной сферы, а именно: механизм трансформации значительной части социального, в том числе хозяйственного взаимодействия в информационно-телекоммуникационном пространстве; развитие дистанционных форм занятости и передачи информации; активное внедрение, электронных денег и смарт-контрактов в гражданский оборот и их использование; развитие электронного управления.
Цель. Обоснование теоретико-методических положений современного состояния управления, экономики и социальной сферы, разработка практических рекомендаций по совершенствованию цифровой трансформации управления, экономики и социальной сферы.
Задачи. В ходе реализации поставленной цели решены задачи, по изучению нормативных правовых основ формирования и развития цифровой трансформации управления, экономики и социальной сферы; исследованию содержания цифровой трансформации управления, экономики и социальной сферы в современной России; выявлению проблем цифровой трансформации управления, экономики и социальной сферы, перспектив ее развития.
Методология. Методологической основой исследования послужили основные положения современной экономической теории, теории государственного и муниципального управления и функционирования социальной сферы. Информационной базой исследования стали нормативные правовые акты Российской Федерации, статистические данные государственных органов и научных центров о внедрении новых информационных технологий, материалы национальных программ по цифровизации экономики и социальной сферы.
Результаты. В ходе исследования авторами обоснована мысль о том, что на современном этапе развития управления, экономики и социальной сферы информационно-компьютерные технологии оказывают определяющее влияние не только на технологическую, но и на институциональную среду общества.
Выводы. Исследование показателей в сфере трансформации цифровых технологий в управление, экономику и социальную сферу дает основание утверждать, что в целом Российская Федерация демонстрирует успехи в цифровизации изучаемой сферы. Тем не менее Россия, самостоятельно интегрируясь в цифровую систему координат, оказывается перед необходимостью решения ключевой проблемы, связанной с областью управления. Цифровые технологии не будут работать без установления отношений между субъектами экономики и управлением ими в целом. Без этой синхронизации невозможно их нормальное развитие.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
Исследование направлено на изучение неоинституциональной и поведенческой концепции производительности труда с использованием междисциплинарного подхода.
Цель. Провести эмпирическое исследование производительности труда с использованием основных положений неоинституциональной и поведенческой экономической теории.
Задачи. Определить отношение трудящихся по найму к эффективности своей трудовой деятельности, а также проанализировать результаты статистического обследования выборки с применением междисциплинарного подхода.
Методология. Статья основана на аналитических и контентных методах исследования, в том числе проведен выборочный опрос трудящихся по найму, его результаты обработаны посредством экономико-статистических и математических методов.
Результаты. Для опрошенных трудящихся по найму характерна трудовая (экономическая) и социальная инертность, что может быть связано с доминирующим влиянием неформальных институтов на восприятие труда, а также с невысокой эффективностью формальных норм и правил, регламентирующих трудовые отношения в современном обществе. Авторами статьи предложено реформировать институты, которые призваны формировать перечень социальных (в том числе пенсионных и медицинских) гарантий трудящимся, а также гражданам, не декларирующим доходы официально. Такое предложение основано на том, что больший уровень ответственности трудящихся за свое будущее стимулирует эффективность и результативность их трудовой деятельности. Полученные результаты и выводы, представленные в статье, могут быть использованы как для разработки федеральных, региональных социально-экономических программ, так и для создания персонифицированных подходов к мотивации трудящихся в организациях, на предприятиях реального и финансового сектора экономики.
Выводы. Производительность труда следует рассматривать не только как результат трудовой активности наемных работников, но и как способность индивида использовать знания, умения и навыки для достижения наилучших показателей, в том числе обеспечивающих наиболее справедливое распределение социально-экономических благ.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Актуализация проблемы ресурсной составляющей в реализации стратегии развития предприятий обусловливает необходимость определения степени ее влияния на эффективность и качество труда, акцентирования внимания на формировании и использовании спектра социальных ресурсов. На
материалах десятилетнего цикла сравнительных исследований, охватившего 19 предприятий промышленного комплекса Санкт-Петербурга, рассмотрены вопросы о воздействии ресурсной составляющей на эффективность реализации стратегических целей предприятия.
Цель. Обосновать механизм воздействия ресурсной составляющей на увеличение результативности работы, повышение эффективности реализации стратегии развития промышленных предприятий.
Задачи. Осуществить теоретический и эмпирический анализ проблемы использования социальных ресурсов промышленных предприятий, проанализировать риски их недостаточного управленческого сопровождения в условиях рыночного типа хозяйствования; разработать программу действий по оптимизации использования внутренних ресурсов для повышения эффективности работы промышленных предприятий.
Методология. Теоретико-методологическую основу исследования составляют разработки зарубежных и отечественных ученых в сфере изучения социально-трудовых отношений, развития трудового потенциала, совершенствования системы управления предприятиями, формирования практик поведения работников с целью повышения эффективности труда, а также методы опроса, экспертных оценок, контент-анализа.
Результаты. Дана практическая оценка социальных ресурсов промышленных предприятий по таким направлениям, как социальные ожидания работников, уровень межличностного и межгруппового доверия, приверженность целям и ценностям предприятия, возможности творческой и профессиональной реализации работников, восприятие справедливости вознаграждений, социально-психологический климат и др. Установлено, что невнимание к ресурсной составляющей провоцирует социально-психологический раскол, расхождение ценностных, духовно-нравственных позиций, целевых ориентиров в деятельности работников, снижение работоспособности. Обоснована важность скоординированных целей для каждого функционального подразделения; процедур непрерывного сбора и анализа информации о результатах работы предприятия; развития профессиональных знаний, навыков, умений и опыта работников; показана необходимость фиксации, оценки и управленческого сопровождения социально важных качеств работников.
Выводы. Полученные эмпирические данные позволяют разработать программу действий на промышленных предприятиях по фиксации, оценке и управленческому сопровождению социально важных качеств работников, оптимизации использования внутренних резервов, представляющих собой наиболее значимый ресурс стратегии развития предприятий.
Статья посвящена вопросам осуществления политики импортозамещения в нефтяной промышленности российского государства. Поддержка отечественного производства — ключевая задача, указанная в послании Президента Российской Федерации (РФ) Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. В частности, в сложившейся экономической ситуации с учетом роли нефтяной промышленности для экономики России политика импортозамещения способна обеспечить выполнение решения намеченной Президентом РФ задачи.
Цель. Выявить проблемы и пути реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности России.
Задачи. Проанализировать научные публикации, которые посвящены импортозамещению и состоянию нефтяной промышленности в Российской Федерации на современном этапе развития; определить направления и сформулировать основные положения о трендах развития нефтяной промышленности; выявить препятствия, усложняющие задачу реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности; охарактеризовать условия, способствующие развитию инвестиционного процесса в нефтяной промышленности; предложить комплексные методики и пути интенсификации процессов инвестирования и оптимизации издержек предприятий нефтяной промышленности.
Методология. В статье с помощью общих методов научного познания, сравнительного и статистического анализа выявлены проблемы реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности.
Результаты. По результатам исследования текущего состояния и перспектив развития нефтяной промышленности авторами определены барьеры в развитии импортозамещения. Показано их влияние на потенциал импортозамещения, что негативно сказывается на перспективах интенсификации инвестиционных процессов. Предлагаются комплексные методики и механизмы, способные нивелировать влияние выявленных препятствий, что положительно отразится на формировании благоприятного инвестиционного климата.
Выводы. Определена ключевая роль инвестиционного климата и его воздействие на потенциал импортозамещения в нефтяной промышленности России, а также предложены пути преодоления негативных тенденций развития нефтяной промышленности.
Цель. Выявить реакцию российских и китайских покупателей на применение инструментов нейромаркетинга. В рамках исследования выделен ряд гипотез, которые проверены с помощью статистического анализа.
Задачи. Оценить информированность респондентов в исследуемой области, а также их отношение как потребителей (физических лиц) к нейромаркетингу и использованию нейротехнологий в России и Китае.
Методология. Практическая проверка гипотез осуществлена на основе опроса методом анкетирования респондентов (посредством раздаточной анкеты и интернет-анкеты). Изучена оценка гражданами Российской Федерации (РФ) и Китайской Народной Республики (КНР) отношения к применению инструментов нейромаркетинга. Респондентам предложены вопросы с одним вариантом ответа, несколькими вариантами ответа и вопросы на базе шкалы Лайкерта. Обработка данных проведена в программе IBM SPSS Statistics 24 с использованием таких статистических методов, как частотный анализ, сравнение средних и др.
Результаты. Произведена всесторонняя оценка мнений российских и китайских потребителей о практике применения нейротехнологий в коммерческих целях. В ходе исследования проанализированы вопросы об осведомленности потребителей, российских граждан и граждан КНР, о нейротехнологиях и собственном потребительском поведении, отношении к использованию нейротехнологий. Потребительское мнение изучено с целью определения риска, связанного с общественным недовольством, предвзятым отношением к внедрению нейротехнологий.
Выводы. В России и КНР возможны угрозы развитию нейротехнологий со стороны общественного мнения. Риск законодательного запрета нейротехнологий вследствие общественного недовольства и низкой оценки потребителей с точки зрения этичности данного инструмента в России и КНР существенно завышен авторами современных исследований и в СМИ. В действительности потребители относятся к исследуемому инструменту терпимо, не проявляя активного недовольства или страха. Очевидна долгосрочная актуальность полученных данных.
В статье раскрыта сущность факторов, благоприятствующих покупкам «зеленого» молока. Данное словосочетание служит наиболее подходящим термином для определения экологического и органического молока животного и растительного происхождения.
Цель. Выявить факторы, оказывающие влияние на показатели склонности к приобретению «зеленого» молока.
Задачи. Сформировать путем обобщения предшествующих исследований набор факторов, влияющих на «зеленое» потребительское поведение; провести эмпирическую оценку воздействия этих факторов; конкретизировать критерии отнесения продуктов питания в сознании потребителей к категории экологических.
Методология. В основе статьи — эмпирическое исследование качественно-количественного характера. Его качественная часть построена на серии полуструктурированных интервью с целью получения инсайтов. Количественная часть обработана в IBM SPSS 23.0 с помощью метода регрессионного анализа. В качестве p-value выбран уровень альфа 10 %. Отбор респондентов осуществлялся методом «снежного кома», учитывая нишевую составляющую. Некоторые респонденты являются микроинфлюенсерами: ведут собственные блоги, активны в социальных сетях, управляют электронными сообществами. С позиции возрастных характеристик среди опрошенных представлены миллениалы, проживающие в столице российского государства (рожденные с 1982 по 2000 г., согласно классификации В. В. Радаева) [1]. По данным компании Nielsen, потребление миллениалами органической продукции выросло в 2018 г. на 14 %, что делает их наиболее быстрорастущим сегментом потребителей экорынка. Москва аккумулирует в себе 70 % экорынка России [2]. На основании вышеизложенного исследуемую группу респондентов можно считать инноваторами и ранними последователями зарождающегося рынка «зеленого» молока.
Результаты. В процессе анализа литературы выявлены факторы, которые потенциально могут влиять на «зеленое» потребительское поведение. Построенная регрессионная модель позволяет утверждать, что основной мотив, побуждающий покупать «зеленые» продукты, — забота о здоровье. Несмотря на затруднения в разграничении терминов «экологический» и «органический» в контексте рассматриваемой темы, установлено, что молоко (растительное и фермерское) может быть как экологическим, так и органическим. При этом женщины представляют собой большинство потребителей этой продукции. Состав и экомаркировка являются ключевыми факторами, на которые потребители обращают внимание при выборе экологических или органических продуктов питания.
Выводы. С учетом полученных результатов маркетологам, работающим с «зелеными» продуктами, следует делать акцент на их пользе для здоровья. Ключевые критерии при определении товара как «зеленого» — состав и экомаркировка. В связи с этим важно указывать на упаковке информацию о пользе компонентов для здоровья потребителей и желательно ставить экомаркировку. По итогам проведенного исследования очевидным стал тот факт, что потребители не различают официальные и неофициальные знаки сертификации «зеленой» продукции. Поэтому слова green, organic, vegan, eco, возможно, и не увеличат продажи, но помогут определить продукт как «зеленый». При выстраивании маркетинговой коммуникации необходимо помнить о том, что целевую аудиторию в большинстве случаев представляют женщины. В качестве бизнес-возможности целесообразно обратить внимание и на такую нишу, как органические продукты, способствующие здоровью мужчин, что поможет дифференцировать новый продукт.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Исследование направлено на изучение модели цифрового банкинга в современных условиях глобализации.
Цель. Рассмотреть вопросы о сущности и состоянии цифрового банкинга, выявлении перспективных направлений его прогресса в Азербайджане.
Задачи. Изучить главные тенденции прогресса цифрового банка, определить его классификацию в отношении российского рынка цифрового банкинга и перспективные направления развития в Азербайджане.
Методология. В статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах представлены модели прогресса, выявлены его тенденции, характерные черты и новые перспективные направления развития в Азербайджане.
Результаты. Прогресс как интернет-банкинга, так и мобильного банкинга тесно коррелируется со сферой электронной торговли. Из 30 банков, действующих в Азербайджане, 27 применяют интернет-банкинг, а 25 — мобильный банкинг. В настоящее время 25 % операций по текущим счетам в азербайджанских банках проводится посредством электронных платежей. Согласно индексу электронной торговли B2С ЮНКТАД, Азербайджан занимает 68-е место среди 144 государств мира по ее развитию. Поэтому важнейшими стратегическими приоритетами в стране остаются расширение ассортимента, качества и сферы услуг по цифровым платежам путем усиления институциональной и правовой базы данных услуг, повышения инфраструктурных возможностей, а также обеспечения массовости их использования. Расширение сферы применения цифровых платежей в условиях прозрачности экономических оборотов будет способствовать сокращению издержек, связанных с наличными деньгами, операционных трат банков и учреждений, что, в свою очередь, откроет возможности использования современных финансовых услуг и, как результат, обеспечит экономический рост.
Выводы. Развитие цифрового банкинга — путь к прозрачности экономики, сокращению теневой экономики, увеличению объема налоговых поступлений, количества рабочих мест и росту ВВП. Центральный банк Азербайджана (ЦБА) предпринимает ряд системных мер, которые направлены на расширение цифровой трансформации банковского сервиса и платежной системы. Внедрение и развитие инновационных банковских продуктов должно найти отражение в стратегиях всех банков. Цифровизация может стать одним из драйверов развития банковской системы, а также повысит уровень доверия между вкладчиками и банками обеспечит прозрачность в секторе. Однако основным препятствием в цифровой трансформации является дефицит компетентных специалистов, а также отсутствие понимания в вопросе о необходимости срочного трансформирования бизнеса на основе цифровых технологий.
Статья посвящена важнейшей проблеме нашего времени — необходимости создания механизма инфраструктурной ипотеки для поддержания и воспроизводства инфраструктурных ресурсов.
Цель. Рассмотреть возможность применения инфраструктурных облигаций для проектов государственно-частного партнерства.
Задачи. Выделить особенности инфраструктурных облигаций, провести краткий анализ зарубежного опыта их использования, схематично описать инфраструктурный муниципальный заем.
Методология. В статье с помощью общих методов научного познания рассмотрена возможность применения инфраструктурных облигаций для проектов государственно-частного партнерства.
Результаты. В качестве финансового инструмента для инфраструктурного развития, а также первого ипотечного взноса могут выступать инфраструктурные облигации, выпускаемые для проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Инфраструктурные облигации должны быть долгосрочными и целевыми, выпускаться под соответствующие инфраструктурные проекты. Компетентный подход к подготовке и реализации муниципального инфраструктурного займа заключается в том, что профессиональные агенты эмитента должны сформулировать оптимальную концепцию займа, затем реализовать ее на практике, опираясь на оптимальные параметры эмиссии, определяемые по итогам маркетинга займа среди потенциальных инвесторов.
Выводы. Выпуск инфраструктурных облигаций позволит удовлетворить потребности государственно-частного партнерства в инвестиционных ресурсах и устойчивых инвестиционных проектах. В схеме инфраструктурной ипотеки важно учитывать интересы как инвестора, так и пользователей инфраструктуры.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
Cтатья является результатом исследования ценностно-мотивационных смыслов работников финансово-кредитной сферы, проведенного автором в 2017–2019 гг.
Цель. Провести социологический анализ ценностно-мотивационных смыслов и обосновать их регулятивную роль в повышении эффективности деятельности работников финансово-кредитного сектора.
Задачи. На основании предложенной методики диагностики ценностно-мотивационных смыслов представителей финансово-кредитной сферы осуществить эмпирический анализ смыслов профессиональной деятельности различных категорий работников; выявить наиболее значимые ориентации и предпочтения; разработать программу действий из пяти последовательных шагов по усилению мотивирования сотрудников в профессиональной деятельности.
Методология. Теоретико-методологической основой исследования стали разработки отечественных и зарубежных авторов в области изучения ценностных систем, мотивов, смысловых приоритетов личности, их формирования, динамики, воздействия на процессы индивидуального и общественного развития.
Результаты. Определена сущность ценностно-мотивационных смыслов; разработана уточненная методика диагностики ценностно-мотивационных смыслов сотрудников финансово-кредитной сферы; проведен сравнительный анализ ценностно-мотивационных смыслов, в том числе обнаружены статистически значимые различия в зависимости от принадлежности работников к профессионально-квалификационным и статусным группам; выявлены закономерности, характеризующие динамику ценностно-смыслового пространства организаций финансово-кредитной сферы в аспекте социально-трудовых отношений.
Выводы. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в структуре ценностно-мотивационных смыслов, являющихся атрибутом качества и результативности труда работников финансово-кредитного сектора, существуют значимые различия в зависимости от принадлежности сотрудника к той или иной статусной либо профессионально-квалификационной группе. Анализ, моделирование, мониторинг ценностно-мотивационных смыслов, характеризующих те или иные социально-профессиональные роли, осмысление этой информации и применение в регулировании социально-трудовых отношений — важнейшие компоненты, необходимые в процессе управления качеством труда и эффективностью организаций.
Исследование направлено на изучение государственно-частного партнерства по отношению к вложениям в инфраструктуру России.
Цель. Оценить возможность применения государственно-частного партнерства для инвестиций в транспортную инфраструктуру страны.
Задачи. Исследовать прогнозируемые объемы инвестиций в транспортную инфраструктуру России, выделить наиболее нуждающийся в инвестициях сегмент транспортной инфраструктуры, рассмотреть возможные виды применения государственно-частного партнерства для вложений в транспортную инфраструктуру. Изучить существующие правовые конструкции для реализации механизма государственно-частного партнерства при вложениях в транспортную инфраструктуру.
Методология. В исследовании применены такие методы, как анализ, синтез, сравнение.
Результаты. Автором выявлены основные направления инвестирования в транспортную инфраструктуру, определено приоритетное направление применения государственно-частного партнерства в инфраструктуру — транспортная инфраструктура, в которой установлено ведущее направление для применения государственно-частного партнерства — автомобильные дороги. Рассмотрены виды реализации механизма государственно-частного партнерства для строительства автомобильных дорог.
Выводы. Определена постоянно возрастающая потребность в применении механизма государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры страны, в частности, ее транспортного направления, показаны главные механизмы реализации государственно-частного партнерства при строительстве автомобильных дорог.