АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В условиях ужесточения антироссийских санкций США, расширенных президентом Д. Трампом, Россия и Вьетнам демонстрируют высокий уровень сотрудничества в ведущих отраслях и в реализации новых инновационных проектов. Вьетнам неизменно остается, наряду с КНР, главным стратегическим партнером России в Восточной Азии, поддерживает все мирные инициативы российского руководства. Высокий уровень доверия и надежности Вьетнама для России еще раз продемонстрировал официальный визит в Российскую Федерацию в мае 2019 г. премьерминистра правительства Вьетнама Нгуен Суан Фука.
Цель. Исследовать достижения и проблемы экономических отношений двух стран, направления их развития на перспективу.
Задачи. Определить важность экономического сотрудничества Вьетнама с Россией для прорыва в XXI в. в число высокоразвитых стран.
Методология. Использование общих методов анализа международных торговоэкономических отношений, которые полезны для разработки новых инновационных решений.
Результаты. Показано, что Россия и Вьетнам в условиях всеобъемлющего стратегического партнерства резко увеличили сотрудничество в ведущих отраслях.
Выводы. Вьетнам неизменно сохраняет политику экономического взаимодействия с Россией, несмотря на все увеличивающееся давление нынешней администрации США по сдерживанию российского присутствия в СРВ. Россию Вьетнам рассматривает в качестве надежного торговоэкономического партнера, сотрудничество с которым помогает перейти в число высокоразвитых стран Восточной Азии.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Настоящее исследование направлено на изучение методических подходов к оценке природной ренты и эффективности ее использования.
Цель. Основная цель данной статьи заключается в создании современных методических подходов к исследованию природной ренты с точки зрения трех ключевых категорий рентополучателей (хозяйствующих субъектов рентоформирующих отраслей, государства, потребителей, которые имеют возможность приобретать рентные товары по ценам ниже равновесных).
Задачи. Рассмотреть вопросы, связанные с эксплуатацией природных ресурсов, а также вопросы формирования и использования природной ренты в российской экономике. Определить способы максимизации выгод от использования природной ренты и эффективность этих способов.
Методология. Методология данной статьи интегрирует сравнительный и статистический методы исследования, что позволяет не только рассчитать суммы природной ренты (в контексте ключевых категорий рентополучателей), но и проанализировать уровень экономической (в том числе бюджетно-финансовой) и социальной ценности природной ренты относительно обычных видов деятельности и относительно общественного взноса, который платят внутренние потребители рентных товаров за возможность приобретать последние по сниженным ценам.
Результаты. Полученные результаты свидетельствуют о том, что рентная модель экономики, которая сформировалась в России, утрачивает свою актуальность, а эффективность использования природной ренты низкая с тенденцией к дальнейшему снижению. Полученные результаты могут быть использованы в рамках теоретико-методологического и практико-ориентированного построения новых моделей национальной экономики.
Выводы. На основе полученных результатов сделаны выводы:
• во-первых, распределение когнитивных, материально-технических, бюджетно-инвестиционных ресурсов между рентным и нерентным сектором национальной экономики нельзя признать социально и экономически справедливым;
• во-вторых, необходима новая научная платформа для институциональной оптимизации процессов функционирования и развития рентоформирующих отраслей в национальной экономике.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Работа посвящена проблемам дальнейшего расширения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) за счет возможного присоединения Республики Таджикистан. Анализируются позитивные и негативные эффекты такого присоединения как для стран — членов Союза, так и для Таджикистана.
Цель. Анализ экономических эффектов дальнейшей интеграции стран евразийского региона за счет возможного присоединения Республики Таджикистан к ЕАЭС.
Задачи. Выявить перспективы расширения ЕАЭС. Проанализировать влияние трансформации экономики Таджикистана на возможное вступление в ЕАЭС.
Методология. В статье использовались диалектический и системный подходы к изучению интеграционных процессов на евразийском пространстве и возможности расширения ЕАЭС.
Результаты. Изучение трансформационных процессов, происходивших в экономике Таджикистана, показало, что страна не достигла высоких экономических показателей. Структурные изменения привели к снижению доли промышленной продукции, увеличению безработицы, повышению уровня бедности. Реформы, проведенные для решения этих проблем, оказались недостаточно эффективными. Анализ региональной торговли Таджикистана со странами Союза показывает тесное взаимодействие только с двумя членами ЕАЭС, что не способствует глубокой интеграции.
Выводы. Сильная зависимость экономики Таджикистана от донорской помощи и иностранных инвестиций не позволяет говорить о скором и полноценном вступлении республики в ЕАЭС. В связи с этим и исходя из геополитических интересов небольшой горной страны сохранение «многовекторности» в экономических отношениях останется приоритетом.
КНДР в период сотрудничества с СССР была одним из главных экономических партнеров последнего в Северо-Восточной Азии в результате использования льготных кредитов, неоднократно предоставлявшихся Советским Союзом. Распад СССР в 1991 г. имел самые крупные последствия в Азии для КНДР и Монголии. Глава КНДР Ким Чен Ир пытался сохранить экономические связи, но его внезапная смерть в 2011 г., казалось, окончательно разорвет их с постсоветской Россией связи в пользу Китая. При новом лидере страны Ким Чен Ыне руководство Российской Федерации начало сближение с Северной Кореей в условиях санкций США.
Цель. Исследовать условия, предпосылки и возможности перехода от застоя к развитию экономических отношений России с КНДР.
Задачи. Оценить готовность двух стран к развитию сотрудничества в широкоформатном объеме.
Методология. Использованы методы научного познания опыта зарубежных связей между большими и малыми странами, решения межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству КНДР с Россией, публикации по данной теме исследования.
Результаты. Использование опыта торгово-экономического сотрудничества в советский период и налаживание политического диалога В. В. Путина с Ким Чен Ыном дают возможность возвращения России в Северную Корею и станут гарантом для сохранения мира на Корейском полуострове.
Выводы. Возвращение в КНДР укрепит военно-политический союз России с Китаем и обеспечит снижение военной угрозы США на восточных рубежах России.
Статья посвящена анализу результатов трансформации в Китайской Народной Республике, установившейся в ней модели государственного рыночного капитализма и проблем, с которыми сталкивается экономика Китая на современном этапе. Для многих государств, проводивших трансформационный переход от плановой к рыночной экономике, путь, проделанный Китаем, представляется образцовым, в силу чего анализ модели экономики КНР и ее устойчивости к современным вызовам актуален. Практическая значимость данного исследования объясняется важностью опыта Китая для государств, сделавших выбор в пользу перехода к рыночной экономике, среди которых бывшие советские республики, страны Центрально-Восточной Европы и ряд государств Восточной Азии.
Цель. Оценка эффективности модели государственного рыночного капитализма, сформировавшейся в Китайской Народной Республике, и ее устойчивости к экономическим проблемам Китая на современном этапе.
Задачи. Изучение теоретических подходов к процессу трансформации планово-административных систем хозяйствования, в частности, становлению государственного рыночного капитализма; анализ экономического потенциала и основных проблем китайской экономики на современном этапе; оценка устойчивости модели государственного рыночного капитализма, сформировавшейся в КНР, к экономическим проблемам страны.
Методология. В статье использовались такие методы исследования, как теоретический и сравнительный анализ, наблюдение, синтез, обобщение, описание, графическое моделирование.
Результаты. Анализ рассмотренных проблем экономики Китая показал, что благодаря уникальной модели государственного рыночного капитализма, когда прослеживается прямая координация между государственными органами власти и предприятиями, планомерной политике развития, проводимой страной, китайская экономика может преодолеть стоящие перед ней проблемы и продолжать развиваться пусть и менее быстрыми, но достаточно высокими темпами.
Выводы. Модель государственного рыночного капитализма сочетает в себе возможность пользоваться преимуществами открытого рынка, при этом, имея действенную защиту ключевых секторов экономики, координировать ресурсы для решения экономических проблем. Успешный опыт Китайской Народной Республики при построении модели государственного рыночного капитализма заслуживает пристального внимания со стороны стран с формирующейся рыночной экономикой.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Пространственное развитие территорий является актуальным в современных экономических условиях. В силу дифференцированности экономического развития каждый субъект Российской Федерации сталкивается с необходимостью комплексного анализа и последующей оценки экономического потенциала.
Цель. Провести комплексную оценку развития регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического, инновационного и экологического развития.
Задачи. Рассмотреть социально-экономические, инновационные и экологические аспекты развития регионов с позиций пространственной экономики; дать теоретическое обоснование различных подходов к исследованию проблем пространственного развития территорий, предлагаемых зарубежными и отечественными учеными.
Методология. В работе проведено исследование уровня пространственной дифференциации на основе многомерного сравнительного анализа путем расчета различных рейтинговых коэффициентов, основанных на комплексной оценке различных групп показателей. Для проведения анализа в исследовании были применены статистический, аналитический, графический методы, а также метод сравнения.
Результаты. Выявлены тенденции экономического развития регионов, как положительные, так и негативные, которые необходимо учитывать при стратегическом планировании пространственного развития экономики страны.
Выводы. При определении уровня пространственной дифференциации регионов необходимо учитывать комплекс показателей, характеризующих как экономический, так и социальный, инновационный и экологический аспекты. В связи с этим существует необходимость определения интегрального рейтинга субъектов Российской Федерации. Такая оценка позволит определить центры экономического роста, функционирование которых даст толчок развитию периферийных территорий.
Статья посвящена анализу феномена «мягкой силы туризма» как одного из современных специфических явлений в расширении границ международного обмена.
Цель. Авторами осуществлена попытка осмысления роли молодежи в качестве субъекта «мягкой силы туризма» в условиях глобализации. Особое внимание уделено развитию данного процесса в отдельных регионах России.
Задачи. В геополитической обстановке, которая складывается в мире в последнее десятилетие, важно решить задачи определения «мягкой силы», обозначить границы ее применения. На основании этого теоретического фундамента решаются задачи разработки стратегий применения «мягкой силы» для решения приоритетных задач общества и государства.
Методология. Несмотря на то, что сегодня все отчетливее вырисовывается общая тенденция перехода молодежных связей и туристских контактов в область международной политики и публичной дипломатии, на практике отмечаются сильные региональные диспропорции, связанные с «разноскоростными» возможностями самой молодежной среды. Такой подход позволяет актуализировать проблемы изучения каналов обратной связи с зарубежной молодежью в контексте регионального развития.
Результаты. В статье рассматриваются некоторые проблемы формирования имиджа территории в региональном аспекте, как результат данного взаимодействия в рамках внешней культурной политики России. Выявлены основные проблемные аспекты и факторы, характеризующие перспективную роль и место организованной молодежной среды в качестве востребованного инструмента «мягкой силы туризма» и канала регионального взаимовлияния в системе международного обмена.
Выводы. Изучение феномена «мягкой силы туризма» открывает новые возможности межкультурного и межнационального взаимодействия, экономического и культурного сотрудничества.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
В настоящем исследовании рассматриваются институты — участники инновационного процесса в России: их типизация, отличительные черты, история их создания.
Цель. Дать рекомендации по трансформации институтов поддержки инновационного предпринимательства в условиях цифровизации экономики.
Задачи. Определить последовательность действий для трансформации институтов поддержки инновационного предпринимательства Российской Федерации в условиях цифровизации экономики.
Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены институты — участники инновационного процесса в России, выявлены тенденции и определены основные направления.
Результаты. На экономике страны отражаются новые факторы развития общества: глобализация и цифровизация. В этих условиях растут требования к эффективности работы государственных и окологосударственных структур, участвующих в инновационном процессе. Конечная цель такой деятельности — сократить сроки внедрения научных разработок, облегчить коммерциализацию инноваций, финансовую заинтересованность новаторов в своей работе.
Выводы. Необходимо создать единый портал по поддержке инноваций и предоставить на нем полную информацию о всех институтах поддержки и государственных программах. Кроме этого, следует упрощать бюрократические процедуры по оформлению государственной поддержки. В настоящее время система оценки работы институтов поддержки инноваций не развита или действует неэффективно. Поэтому требуется ввести единые количественные и качественные показатели эффективности работы этих институтов.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Настоящее исследование направлено на построение референтной модели бизнес-процессов верхнего уровня для построения архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла.
Цель. Разработать референтную модель бизнес-процессов верхнего уровня для построения архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла. задачи. На начальном этапе построения референтной модели необходимо представить определение бизнес-процессов, а также рассмотреть основные отличия бизнес-процессов и бизнес-функций. Помимо этого, необходимо последовательно выявить основные, управляющие и обеспечивающие бизнес-процессы сетевых компаний FMCG-ритейла. Выявление их взаимосвязей позволит построить референтную модель бизнес-процессов верхнего уровня, что является необходимым условием разработки архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла.
Методология. Построение референтной модели является одним из этапов построения бизнес-архитектуры сетевых компаний. В настоящей работе представлены определения основных видов бизнес-процессов сетевого ритейла FMCG-сегмента. Сформулированы основные отличия бизнес-процессов и бизнес-функций. Последовательно рассмотрены основные, управляющие и обеспечивающие бизнес-процессы. В процессе рассмотрения бизнес-процессов сетевых компаний выявлен ключевой признак, определяющий принадлежность конкретных бизнес-процессов к определенному виду.
Результаты. На основании проведенного исследования сформулированы определения трех видов бизнес-процессов верхнего уровня сетевых компаний FMCG-ритейла (основных, управляющих и обеспечивающих). При этом в качестве ключевого признака, определяющего принадлежность конкретных бизнес-процессов к определенному виду, принимается направленное действие каждого бизнес-процесса в создании потребительской стоимости. Последовательное рассмотрение основных, управляющих и обеспечивающих бизнес-процессов, а также выявление их взаимосвязей позволило построить референтную модель бизнес-процессов верхнего уровня, что является необходимым условием разработки архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла.
Выводы. Разработка референтной модели бизнес-процессов верхнего уровня позволяет разработать оптимальное архитектурное решение, которое создаст для сетевого ритейла FMCG-сегмента новые возможности, открывающиеся для бизнеса в эпоху цифровизации, когда повышение управляемости, мониторинг показателей деятельности и контроль безопасности позволят перейти к предсказательным моделям и проактивному (программно-целевому) управлению сетевыми компаниями FMCG-ритейла.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Исследование направлено на изучение теоретико-методологических аспектов модели «качество трудовой жизни».
Цель. Исследовать методологические аспекты моделирования успешной деятельности сервисной организации путем формирования адекватного ситуации качества трудовой жизни ее работников.
Задачи. Обобщить методологические подходы к определению эффективного инструмента измерения реальной удовлетворенности работника своей работой, которые необходимо строить на тех же принципах, что и для оценки удовлетворения покупателя.
Методология. Исследованы возможности применения комбинации различных подходов таким образом, чтобы предварительный отбор кандидатов на работу сопровождался их испытанием в жестком режиме профессиональной и «моральной» пригодности. При этом гарантия высокого «качества трудовой жизни» лицам, прошедшим такой отбор, выступает как результат временных неудобств и является моментом привлекательности предлагаемой работы.
Результаты. Доказано, что управление и ресурсные стратегии, нацеленные преимущественно на финансовый результат, могут сопровождаться гарантиями занятости и удовлетворенности работника. Ситуация, когда выигрывают работодатель и сотрудник, хотя и не обязательна, но весьма вероятна. Установлено, что необходимо отдавать предпочтение фактору повышения качества трудовой жизни, тогда как традиционный подход строится на сокращении стоимости рабочей силы.
Выводы. Обоюдное стремление организации и сотрудника к единой цели создают предпосылки совпадения корпоративных и личных интересов и повышения ценности предлагаемого на рынок продукта. Усилия организации по обеспечению гарантированной занятости и материальных выгод своему работнику оказывают на него стимулирующее воздействие и, таким образом, обусловливают улучшение финансового состояния, что несет пользу всем участникам процесса, в особенности инвесторам и клиентам.
Положительный синергетический эффект на сегодняшний день является ключевой характеристикой кластерного образования, исследование рисков, препятствующих его получению, является актуальной задачей по обеспечению эффективности и целесообразности создания кластеров предприятий.
Цель. Разработать методику комплексной диагностики рисков предприятий кластера.
Задачи. Проанализировать научные публикации, которые посвящены риск-диагностике; обосновать целесообразность использования в качестве рисковых проекций результатов деятельности различных сфер предприятий кластера; сформировать систему риск-ориентированных диагностических показателей предприятия кластерной структуры; предложить общий алгоритм экспертного опроса для исследования рисков предприятия кластера; предложить трехкритериальную пространственную модель оценки риска деятельности предприятия кластера; на основе опроса экспертов провести агрегированную оценку рисков предприятий кластерной структуры.
Методология. В работе с помощью общих методов научного познания, сравнительного и статистического анализа и методов экспертных оценок приведены результаты диагностирования рисков предприятий кластерной структуры.
Результаты. По результатам балльного оценивания кластерных рисков можно констатировать сложившуюся негативную тенденцию роста угроз, вызванных рассматриваемыми рисками, которые в 2018–2020 гг. относились к зоне средних, а к 2020 году указанные риски перешли в разряд высоких с сохранением негативных тенденций. Если в 2018 г. агрегированные риски большинства групп находились в зоне средних рисков (кроме внутренних и природных, что характеризовались низким уровнем), то в 2022 г. только группа природных рисков относится к зоне низких рисков, тогда как подгруппы внутренних, кластерных и внутригосударственных рисков сместятся в зону высоких рисков, а глобальные риски попадают в зону очень высоких рисков.
Выводы. Разработана и апробирована методика комплексной диагностики рисков предприятий кластера, основанная на функционально-целевом подходе, согласно которому предприятие кластера как социально-экономическая система рассматривается как совокупность трех базовых подсистем: управленческой, производственной и финансово-экономической.
В статье рассматриваются механизмы государственного и муниципального управления, взаимодействие органов государственной и муниципальной власти с управляющими компаниями, осуществляющими предпринимательскую деятельность с социальным подтекстом, и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (МКД) (преимущественно в новостройках).
Цель. Совершенствование существующих механизмов взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с управляющими компаниями и собственниками помещений в многоквартирных домах.
Задачи. Определить правовые механизмы, основания, особенности и сущность предпринимательской деятельности управляющих компаний по управлению МКД; изучить основы взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, управляющими компаниями и собственниками помещений в МКД; выявить основные проблемы государственного регулирования жилищной сферы в области взаимодействия с управляющими компаниями по управлению МКД; предложить способы решения выявленных проблем по управлению МКД.
Методология. Методологической основой рассмотрения проблем в данной статье явились общенаучные методы, а также методы системного, структурно-функционального и институционального анализа.
Результаты. В работе были детально рассмотрены основы государственной жилищной политики, государственного и муниципального управления и предпринимательской деятельности компаний, связанных с управлением МКД, их влиянием на социально-экономическое благополучие собственников помещений в МКД, выявлены проблемы по рассматриваемым вопросам и сформулированы предложения по совершенствованию государственного регулирования предпринимательской деятельности управляющих компаний в жилищной сфере.
Выводы. Ст. 25 и 40 Конституции РФ определяют, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Реализация жилищной политики сегодня не идеальна, имеются сложности как для управляющих компаний, ведущих предпринимательскую деятельность по управлению МКД, так и для собственников помещений в этих МКД. Выявленные проблемы и предложенные механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности управляющих компаний в жилищной сфере совершенствуют сегодняшнюю жилищную политику.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
23 мая в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики открылась III Международная научно-практическая конференция «Модернизация российской экономики: прогнозы и реальность».
В России и за рубежом Валерия Леонидовича знают как крупного ученого, одного из создателей современной математической теории экономической динамики. Им были организованы и возглавлены исследования по экономике знаний, интеллектуальной собственности и созданию компьютерной модели общества.