Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Референтная модель бизнес-процессов верхнего уровня для построения архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла

Аннотация

Настоящее исследование направлено на построение референтной модели бизнес-процессов верхнего уровня для построения архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла.

Цель. Разработать референтную модель бизнес-процессов верхнего уровня для построения архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла. задачи. На начальном этапе построения референтной модели необходимо представить определение бизнес-процессов, а также рассмотреть основные отличия бизнес-процессов и бизнес-функций. Помимо этого, необходимо последовательно выявить основные, управляющие и обеспечивающие бизнес-процессы сетевых компаний FMCG-ритейла. Выявление их взаимосвязей позволит построить референтную модель бизнес-процессов верхнего уровня, что является необходимым условием разработки архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла.

Методология. Построение референтной модели является одним из этапов построения бизнес-архитектуры сетевых компаний. В настоящей работе представлены определения основных видов бизнес-процессов сетевого ритейла FMCG-сегмента. Сформулированы основные отличия бизнес-процессов и бизнес-функций. Последовательно рассмотрены основные, управляющие и обеспечивающие бизнес-процессы. В процессе рассмотрения бизнес-процессов сетевых компаний выявлен ключевой признак, определяющий принадлежность конкретных бизнес-процессов к определенному виду.

Результаты. На основании проведенного исследования сформулированы определения трех видов бизнес-процессов верхнего уровня сетевых компаний FMCG-ритейла (основных, управляющих и обеспечивающих). При этом в качестве ключевого признака, определяющего принадлежность конкретных бизнес-процессов к определенному виду, принимается направленное действие каждого бизнес-процесса в создании потребительской стоимости. Последовательное рассмотрение основных, управляющих и обеспечивающих бизнес-процессов, а также выявление их взаимосвязей позволило построить референтную модель бизнес-процессов верхнего уровня, что является необходимым условием разработки архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла.

Выводы. Разработка референтной модели бизнес-процессов верхнего уровня позволяет разработать оптимальное архитектурное решение, которое создаст для сетевого ритейла FMCG-сегмента новые возможности, открывающиеся для бизнеса в эпоху цифровизации, когда повышение управляемости, мониторинг показателей деятельности и контроль безопасности позволят перейти к предсказательным моделям и проактивному (программно-целевому) управлению сетевыми компаниями FMCG-ритейла.

Об авторах

О. В. Воронова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Воронова Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29



И. В. Ильин
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Ильин Игорь Васильевич - доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы управления и бизнеса Института промышленного менеджмента, экономики и торговли

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29



Список литературы

1. Retail.ru — портал для ритейлеров и поставщиков. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/ (дата обращения: 10.01.2019).

2. Воронова О. В., Ильин И. В. Агрегированная модель мотивационного расширения для построения архитектурных решений сетевого ритейла FMCG-сегмента // Экономика и управление. 2019. № 2 (160). С. 78−85.

3. Воронова О. В., Ильин И. В. Совершенствование бизнес-модели сетевого FMCG-ритейла на основе процессного подхода // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 74−82.

4. Левина А. И., Борреманс А. Д., Лепехин А. А. Функционально-ориентированное проектирование информационных систем инфраструктурноемких предприятий // Перспективы науки. 2018. № 11 (110). С. 35−39.

5. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер, 2017. 288 с.

6. Шубин А. Бизнес-модели розничных компаний: как конкурировать с гигантами. М.: ПБК Менеджмент: Onebook.ru, 2016. 276 с.

7. Ильин И. В., Запивахин И. М. Цифровая трансформация розничной торговли (ритейла): архитектурный подход // Прикладная информатика. 2018. Т. 13, № 5 (77). С. 5−11.


Рецензия

Для цитирования:


Воронова О.В., Ильин И.В. Референтная модель бизнес-процессов верхнего уровня для построения архитектурных решений сетевых компаний FMCG-ритейла. Экономика и управление. 2019;(5):81-88.

For citation:


Voronova O.V., Il’in I.V. A Reference Model of Top-Level Business Processes for the Development of Architectural Solutions for FMCG Chain Retailing Companies. Economics and Management. 2019;(5):81-88. (In Russ.)

Просмотров: 1021


ISSN 1998-1627 (Print)