Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 30, № 6 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

647-655 322
Аннотация

Цель. Изучение явления гринвошинга в сферах выпуска «зеленых» облигаций и деятельности банков.

Задачи. Показать степень изученности проблемы в зарубежной и российской научной литературе; проанализировать методы борьбы с гринвошингом; оценить вероятность появления гринвошинга в финансовой сфере на территории России.

Методология. Автором использованы методы библиографического анализа, изучены законодательство и документация банковских организаций в контексте предотвращения гринвошинга.

Результаты. Прослеживается рост случаев гринвошинга в финансовой сфере, показаны основные формы его проявления, выделяемые в современной научной литературе. В результате анализа законодательства Европейского союза (ЕC) о противодействии финансовому гринвошингу доказана неэффективность мер Евросоюза по предотвращению недобросовестного поведения эмитентов «зеленых» облигаций и банковских учреждений. При анализе российской практики «зеленых» финансов показана слабая востребованность услуг верификаторов «зеленых» облигаций и низкая степень государственного контроля данной сферы, что может отразиться на распространении финансового гринвошинга в России. По итогам анализа сферы противодействия гринвошингу в сфере «зеленых» финансов на территории России предложены основные направления совершенствования отечественной политики противодействия гринвошингу.

Выводы. Гринвошинг является актуальной проблемой для развития «зеленых» финансов. Принимаемые меры ЕС по регулированию рынка «зеленых» облигаций не приводят к снижению гринвошинга и даже провоцируют его развитие. Меры по государственному контролю и ужесточению наказания за гринвошинг более действенны, чем упор на раскрытие информации. Это видится значимым не только для европейского, но и для российского рынка, которому предстоит столкнуться с указанной проблемой. Необходимо разрабатывать меры по обнаружению и преодолению недобросовестного поведения участников российских финансовых рынков, включая развитие механизмов государственного контроля, единую методологию оценки «зеленых» облигаций и отчетности эмитентов, а также ответственность эмитентов и верификаторов при обнаружении гринвошинга. Не менее важны стимулирование банков к финансированию «зеленых» проектов и контроль банковской системы в рамках предотвращения гринвошинга.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

656-663 137
Аннотация

Цель. Построение системы межтерриториального взаимодействия и сотрудничества в сфере обращения с отходами.

Задачи. Разработать модель межтерриториального взаимодействия и сотрудничества в сфере обращения с отходами; предложить направления и формы межтерриториального взаимодействия и сотрудничества в исследуемой сфере.

Методология. Автором использованы методы анализа и синтеза, обобщения и классификации, а также моделирования. Методологической основой построения модели послужили законодательные акты Российской Федерации (РФ), данные официальных правительственных сайтов РФ и Республики Башкортостан, научные статьи, монографии, периодические издания в области экологического мониторинга территорий, данные публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО»), статистические сборники, посвященные исследуемой тематике.

Результаты. Автором статьи предложена модель межтерриториального взаимодействия и сотрудничества, включающая в себя определение рейтингов регионов, форм и направлений, оценку рисков и эффективности межтерриториального взаимодействия и сотрудничества. Утверждается, что взаимодействие и сотрудничество в этой сфере может быть реализовано посредством участия в инвестировании для создания инфраструктурных объектов обращения с отходами; путем участия в торгах на электронной торговой площадке с целью покупки вторичного сырья; строительства экопромышленных парков, позволяющих максимально сократить количество отходов, идущих на захоронение; проведения информационно-просветительских мероприятий для популяризации принципов экономики замкнутого цикла; эковолонтерства, создания системы экомониторинга, нацеленной на отслеживание всех этапов обращения с отходами.

Выводы. Предложенная автором модель межтерриториального взаимодействия и сотрудничества в сфере обращения с отходами позволяет повысить его качество, обеспечить эффективность территориального развития, жизнеспособность инфраструктуры по обращению с отходами, полноту использования потенциала регионов и сферы обращения с отходами.  

664-676 132
Аннотация

Цель. Определить проблематику применения «зеленых» стандартов в области жилищного строительства и ее влияние на управление устойчивым развитием производственных систем на основе применения «зеленых» стандартов в маркетинговой сфере, а также предложить варианты решений проблемных вопросов и направления для дальнейших исследований.

Задачи. Провести анализ статистической информации, а также нормативной документации в сфере «зеленой» сертификации жилой недвижимости; выявить проблематику применяемых стандартов; предложить возможные варианты решений проблемных вопросов в аспекте применения «зеленых» стандартов в маркетинговой сфере; определить необходимые меры по внедрению принципов устойчивого развития производственных систем в целом и адаптации «зеленых» стандартов в ассортиментной политике, маркетинговой сфере производственных систем в частности; определить направления дальнейших исследований.

Методология. При проведении исследования использованы общенаучные методы, такие как общий анализ, экспертные оценки и обобщение, анализ документов, абстрагирование, сравнение.

Результаты. В процессе исследования выявлены укрупненные группы проблем, в том числе «зеленая» сертификация в сфере индивидуального жилищного строительства в условиях несистемного контроля процесса и результатов деятельности в маркетинговой сфере производственных систем (определена как цель дальнейших исследований); раскрыты проблемы применения утвержденного и внедренного в 2022 г. «зеленого» государственного стандарта в области многоквартирного домостроения. В ходе анализа нормативной документации (ГОСТ Р 70346-2022. «Зеленые» стандарты. Здания многоквартирные жилые «зеленые». Методика оценки и критерии проектирования, строительства и эксплуатации) изучены методические проблемы применения критериев группы № 6 «Материалы и ресурсоэффективность», предложены возможные варианты решений, обозначены направления дальнейших исследований, показано влияние этих вопросов на комплекс управления устойчивым развитием производственных систем на основе применения «зеленых» стандартов в маркетинговой сфере. Кроме того, приведена классификация стадий оценки зданий с точки зрения этапов строительства.

Выводы. Подходы к устойчивому развитию производственных систем в сфере жилищного строительства, производства и применения строительных материалов имеют особое значение в государственной политике. Примером служит «зеленый» государственный стандарт, который принят в 2022 г., его популяризация, в том числе, посредством «Дом.РФ». Однако существующий в настоящее время механизм сертификации при всех его преимуществах и достоинствах имеет ряд ограничений в применении: дефицит информации у застройщика, особенно о завершенных объектах, отсутствие комплексных систем и реестров «зеленых» решений и материалов, недостаточность механизмов регулирования в случае конфликта между экологичностью и экономической эффективностью. Указанные ограничения проанализированы в контексте блока критериев № 6 «Материалы и ресурсоэффективность», предложены возможные варианты решений, в том числе разработка комплексной системы и реестра решений и материалов, отвечающих принципам устойчивого развития; аккумуляция необязательных, но необходимых данных о сертификации материалов и решений застройщиком; пропорциональное снижение налогооблагаемой базы для компенсации дополнительных издержек, возникающих при использовании более дорогих, но более экологичных материалов и решений; внедрение системы финансирования в области устойчивого развития строительства; внедрение единой, общедоступной и прозрачной системы оценки углеродного следа при производстве материалов и работ. Авторами определены также направления будущих исследований.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

677-685 227
Аннотация

Цель. Анализ степени воздействия инвестиций на экономический рост в современной России.

Задачи. Исследовать эффект мультипликатора как ключевого инструмента для стимулирования экономической активности и создания новых рабочих мест, развития инноваций и снижения социального неравенства; выявить его значимость для национальной экономики в современных условиях присущей ей неопределенности.

Методология. Исследование основано на эмпирическом изучении мультипликативного эффекта и эффекта акселератора на материалах современной экономики России. Анализ построен на использовании динамических временных рядов, определении зависимых и независимых переменных в контексте выявленных корреляционных связей между ними. Изучены также данные литературных источников об оценке влияния эффекта мультипликатора инвестиций на экономический рост.

Результаты. Мультипликативный эффект может оказать значительное влияние на формирование структуры экономики, способствуя увеличению производства, сокращению безработицы и повышению уровня жизни населения. Изучение этого эффекта позволяет лучше понять механизмы функционирования экономики и разработать рекомендации по оптимизации инвестиционной политики для достижения устойчивого экономического роста, что является важным для современной России, развивающейся в условиях санкционного давления. Исследование парной регрессии выявило математическую взаимосвязь между увеличением инвестиций в основной капитал и ростом валового внутреннего продукта (ВВП), а также между ростом ВВП и увеличением объема инвестиций в основной капитал. Высокий коэффициент корреляции (r = 0,945896) и коэффициент детерминации ( = 89,47 %) подтверждают наличие сильной взаимосвязи между инвестициями в основной капитал и ВВП. Это указывает на то, что основная часть изменений в выпуске может быть объяснена через изменения объемов инвестиций в основной капитал.

Выводы. Результаты проведенного анализа подтверждают значимость инвестиций в основной капитал как ключевого фактора экономического роста и развития в современной России. Укрепление инвестиционной активности позволяет не только повышать уровень развития экономики в целом, но и способствует созданию благоприятных условий для устойчивого роста дохода населения, инновационной активности и др. В этой связи стимулирование инвестиций должно стать одним из приоритетов в действующей российской экономической политике.  

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

686-692 121
Аннотация

Цель. Выявить основные направления и особенности управления международной компанией, а также определить структурные критерии, отличительные признаки и виды международных корпораций.

Задачи. Рассмотреть различные типологии организационной структуры управления международной компании; охарактеризовать главные проблемы, стратегии и особенности управления персоналом международной фирмы.

Методология. Авторами использована современная методология социально-экономических исследований, в том числе применены системный и процессный подходы, метод сравнительного анализа, эмпирические и аналитические методы.

Результаты. Исследование организаций с многонациональным составом показало, что управление таким коллективом требует учета нескольких аспектов. Во-первых, необходимо обращать внимание на статический аспект, то есть особенности состава, структуры и условий формирования персонала. Во-вторых, целесообразно рассматривать коллектив в динамике и анализировать его развитие во времени, от момента формирования до расформирования. В-третьих, управление многонациональным коллективом должно учитывать этические аспекты, которые служат основой системы управления и объединяют статический и динамический ракурсы.

Выводы. Авторами установлено, что система управления международной компанией имеет сложную структуру, независимо от фактического местонахождения бизнеса. Следует учитывать и влияние на стратегию управления персоналом таких компонентов, как стратегия организации, жизненный цикл, организационная культура, внешняя среда и трудовой потенциал.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

693-705 118
Аннотация

Цель. Исследовать эффекты социального и экономического аспектов управления человеческими ресурсами для выявления необходимых компонентов, методов и их сочетания, формирующих инновационные возможности в организации.

Задачи. Выявить, какие методы экономического или социального аспекта управления персоналом в большей степени влияют на инновационные возможности организации, а также определить степень развития этих аспектов в организации для формирования инновационных возможностей организации.

Методология. Исследование проведено на базе социологического исследования на основе 980 наблюдений, подтверждение гипотез построено на основе модели случайных эффектов «внутри-между», чтобы изучить не только фиксированные или внутренние эффекты, при которых переменные изменяются с течением времени, но и промежуточные эффекты, при которых переменные не меняются с течением времени.

Результаты. На инновационные возможности организации сильнее влияют социальные аспекты, по сравнению с экономическими аспектами управления человеческими ресурсами. Не происходит максимизирующего эффекта от применения методов двух аспектов, если они применяются в равной степени. Эффекты социальных аспектов усиливаются по мере введения экономических аспектов управления человеческими ресурсами.

Выводы. Влияние экономического аспекта управления человеческими ресурсами не оказывает независимого воздействия на инновационные возможности организации. Поэтому повышение уровня и усложнение экономических методов управления персоналом может быть избыточным или не нужным для формирования инновационных возможностей организации. Но социальные аспекты управления человеческими ресурсами не являются самодостаточными, скорее, экономические аспекты должны применяться как дополнение к социальному аспекту управления. При этом имеет значение степень развития экономических и социальных аспектов в организации, они должны быть согласованы и находиться на высоком уровне развития, только тогда происходит стимулирующий синергетический эффект на развитие инновационных возможностей организации. Проведенное исследование способствует пониманию того, на основе каких аспектов должно быть построено управление человеческими ресурсами для формирования и увеличения инновационных возможностей организации.  

706-719 90
Аннотация

Цель. Формализация и исследование механизма эффективного управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами.

Задачи. Определение цели и задач управления взаимодействием; выделение ядра инструментов управления указанным взаимодействием, формирование критериев эффективности функционирования механизма.

Методология. Авторами использованы логический, структурный, сравнительный анализ, а также применен метаанализ предыдущих исследований для формирования теоретической базы механизма управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами. Сообразно предметной области исследование базируется на стандартной модели двусторонних платформ и расширяет ее с помощью основных методологических подходов теории предпринимательской деятельности.

Результаты. Статья содержит формализацию механизма эффективного управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами. Определены цель и задачи управления взаимодействием, выделено ядро инструментов управления указанным взаимодействием, предложены и обоснованы критерии эффективности функционирования механизма. В исследовании выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность двусторонних платформ, включая важность насыщения рынка и необходимость предоставления гибких условий для разных групп пользователей. Доказана взаимосвязь между улучшением условий работы на платформе и ростом ее финансовых показателей.

Выводы. Формализованный механизм позволяет эффективно управлять взаимодействием со сторонами на двусторонней платформе, обеспечивая рост и устойчивое развитие маркетплейса. Рекомендована дальнейшая адаптация инструментов управления с учетом специфики рынков и поведения пользователей.

720-727 141
Аннотация

Цель. Разработать и сформулировать алгоритм, позволяющий своевременно диагностировать и устранять проблемы в бизнес-процессах.

Задачи. Рассмотреть и систематизировать основные признаки проблем в бизнес-процессах; определить основные источники, причины потерь и неэффективности; сформировать алгоритм, позволяющий оценить эффективность процесса; апробировать предложенный алгоритм оценки эффективности бизнес-процессов на примере конкретной организации.

Методология. Авторами использованы методы описательного обзора литературы и анализа статистических данных. Исследование включает в себя изучение и анализ научных статей, отчетов научных конференций и других публикаций, связанных с тематикой статьи. Анализ статистических данных проведен на основе результатов деятельности организации, в частности оператора сервисов городской мобильности. Все данные, использованные для расчетов, носят условный характер.

Результаты. В процессе исследования рассмотрены и обобщены работы современных авторов, связанные с анализом эффективности и диагностики проблем в бизнес-процессах. В указанных работах широко и подробно изучены отдельные теоретические аспекты темы, которые затем систематизированы авторами настоящего исследования. В итоге сформирован алгоритм, позволяющий на практике осуществлять мониторинг эффективности бизнес-процессов организации, а также своевременно диагностировать возможные проблемы. При проведении апробации указанного подхода на практике, в контексте анализа бизнес-процессов в организации, получены следующие результаты: выявлен ряд критичных проблем в бизнес-процессах, оказывающих негативное влияние на результат деятельности; разработан и реализован план по повышению их эффективности.

Выводы. Процессный подход — один из наиболее успешных инструментов повышения эффективности деятельности организации. Оптимальная работа всех ключевых и существенных бизнес-процессов в итоге сказывается на результате компании. Условия деятельности организации постоянно изменяются под воздействием динамичной бизнес-среды. Одним же из важнейших элементов системы управления эффективностью бизнес-процессов, а следовательно, бизнеса в целом, служит правильно сформированный набор индикативных показателей, отражающих ход каждого процесса. Выбор показателей должен быть основан прежде всего на стратегических целях организации, каскадированных до уровня отдельных процессов. При проведении исследования подтверждена гипотеза о том, что риски снижения эффективности могут быть выявлены заранее и своевременно с помощью корректно выстроенной системы простых контрольных показателей. Для этих целей с учетом концепции бережливого производства и непрерывного совершенствования, а также на основании изложенной в ней классификации потерь разработана анкета экспресс-анализа эффективности бизнес-процессов.  

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

728-739 212
Аннотация

Цель. Применение концепции человекоцентричности в процессе цифровой трансформации при построении системы управления развивающимися предпринимательскими проектами.

Задачи. Разработка практических рекомендаций и цифровых инструментов по внедрению концепции человекоцентричности (Human-Centricity Management, HCM); формирование гуманистических ценностных установок на ранних стадиях развития предпринимательского проекта.

Методология. Авторами применены методы анализа, группировки и обобщения, типологизации, синтеза, графической и табличной визуализации.

Результаты. Разработаны практические рекомендации по реализации концепции человекоцентричности (HCM) при становлении системы управления предпринимательскими проектами. Дополнена и модифицирована методика преодоления информационной проблемы: предложен и разработан веб-сервис Management of Developing Projects (MDP), направленный на реализацию основных принципов HCM в рамках действующей модели проектного управления. Обоснована необходимость формирования гуманистических ценностных установок на ранних стадиях развития предпринимательских проектов.

Выводы. Предпринимательское сообщество и смежные институции объединяются на основе социально направленных ролевых бизнес-моделей, поддерживающих полезные социальные преобразования, а также главные принципы HCM. Компании, реализующие концепцию человекоцентричности, с бóльшим успехом привлекают и удерживают квалифицированный кадровый ресурс. В условиях повышенного спроса на рынке труда цифровизация данной концепции играет роль катализатора развития, и ее должны учитывать инициаторы предпринимательских проектов при построении системы управления компанией.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

740-749 112
Аннотация

Цель. Определение факторов влияния возраста на спрос относительно финансовых продуктов.

Задачи. Установление возрастных групп, имеющих дистинктивные характеристики спроса на финансовые продукты; выявление групп финансовых продуктов, характерных для каждой возрастной группы; определение характера влияния возраста на спрос в отношении тех или иных финансовых продуктов.

Методология. Автором применены обзор и сравнительный анализ российских и международных публикаций, количественный анализ результатов всероссийского обследования домохозяйств.

Результаты. Определены возрастные группы, имеющие дистинктивные характеристики спроса на финансовые продукты, проведен выбор групп финансовых продуктов, характерных для каждой возрастной группы. Кроме того, выполнен анализ влияния возраста на спрос в отношении ряда финансовых продуктов.

Выводы. Формирование спроса на финансовые продукты зависит от возраста, являющегося ключевой демографической переменной, определяющей перечень продуктов финансового рынка, актуальных для конкретной возрастной группы, а также количественные и качественные показатели спроса на финансовые продукты. Возраст как детерминанта оказывает влияние на выбор потребителем продуктов финансового рынка и активность потребителя на этих рынках.

750-760 99
Аннотация

Цель. На основе нормативных актов раскрыть ключевое значение отечественного научного задела в реализации климатической политики.

Задачи. Охарактеризовать исторический опыт использования научно-балансовых расчетов при реализации стратегического планирования, применяемого сегодня в процессе осуществления климатической политики в национальной экономике; рассмотреть актуальные тенденции стратегического управления климатической политикой, описание системы ключевых межотраслевых документов стратегического планирования, отражение учета реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения (ВИП ГЗ) и федеральной научно-технической программы (ФНТП) в системе климатической политики, а также учета требований к антисанкционной устойчивости в межотраслевых документах управления климатической политикой.

Методология. Автором использованы общенаучные методы теоретического исследования, в том числе анализ, синтез, дедукция, индукция, а также представлена система межотраслевых документов климатической политики в условиях необходимости обеспечения антисанкционной резистентности. Исследованы результаты реализации ВИП ГЗ и ФНТП в системе документов межотраслевого стратегического планирования климатической политики в российской экономике.

Результаты. В статье проведен анализ системы ключевых межотраслевых документов стратегического планирования, разработанных и утвержденных в целях выполнения климатической политики. Согласно утвержденным актам, в российской экономике реализуются ВИП ГЗ и ФНТП, которые способствуют агрегированию и осуществлению научных разработок, необходимых в проведении климатической политики Российской Федерации (РФ). Кроме того, раскрыта связь соответствующих документов с документами межотраслевого (в том числе, технологического) характера, которые учитывают не только проведение климатической политики, но и необходимость в формировании технологического суверенитета в связи с введенными в отношении российской экономики санкционными ограничениями. Показано, что проекты государственного уровня, реализуемые в связи с климатической повесткой, могут сформировать отечественный фундамент, который будет обеспечивать перспективными научными расчетами и разработками, направленными на реализацию низкоуглеродного развития отечественной экономики.

Выводы. Разработанная на основе методологии «затраты — выпуск» (межотраслевой баланс) низкоуглеродная стратегия экономического развития, утвержденная государственная программа по снижению углеродоемкости российской экономики, а также обновленная Климатическая доктрина выступают ключевыми межотраслевыми документами климатической политики, которые учитывают актуальные научные изыскания, в том числе в естественно-научной плоскости. Агрегирование результатов реализации ВИП ГЗ и ФНТП позволит учитывать передовые достижения отечественных исследований в климатической области, что в дальнейшем обеспечит более взвешенную реализацию государственной климатической политики в долгосрочном периоде, в том числе в условиях необходимости формирования и обеспечения технологического суверенитета. Это в перспективе может позитивно отразиться и на устойчивом повышении уровня благосостояния в стране.

761-766 117
Аннотация

Цель. Описание механизмов государственной поддержки, используемых для снижения банковских рисков при кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса.

Задачи. Выявление рисков, которые возникают при выдаче кредита субъектам малого и среднего бизнеса в России; определение мероприятий, способствующих уменьшению данных рисков.

Методология. Теоретическая часть методики — изучение литературы, посвященной теме исследования; экспериментальная часть включает в себя сбор данных, их анализ, заключение по статистике в Российской Федерации (РФ) о кредитовании предпринимательской деятельности.

Результаты. Можно констатировать, что у предпринимателей появляется определенный оптимизм относительно перспектив для развития своего бизнеса. Это подкрепляется появлением специальных программ кредитования предпринимателей сегмента малого и среднего бизнеса. Банки разрабатывают новые кредитные продукты, в том числе с использованием мер государственной поддержки предпринимателей. Кредитование малого и среднего бизнеса дает возможность банкам диверсифицировать свои кредитные портфели, расширять базу клиентов, увеличивать процентные и комиссионные доходы.

Выводы. Поддержка со стороны государства помогает значительно снизить кредитные риски и существенно расширить доступ субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам. Это, в свою очередь, дает мощный стимул для роста и развития как малого бизнеса, так и экономики в целом.



ISSN 1998-1627 (Print)