Механизм эффективного управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-706-719
Аннотация
Цель. Формализация и исследование механизма эффективного управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами.
Задачи. Определение цели и задач управления взаимодействием; выделение ядра инструментов управления указанным взаимодействием, формирование критериев эффективности функционирования механизма.
Методология. Авторами использованы логический, структурный, сравнительный анализ, а также применен метаанализ предыдущих исследований для формирования теоретической базы механизма управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами. Сообразно предметной области исследование базируется на стандартной модели двусторонних платформ и расширяет ее с помощью основных методологических подходов теории предпринимательской деятельности.
Результаты. Статья содержит формализацию механизма эффективного управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами. Определены цель и задачи управления взаимодействием, выделено ядро инструментов управления указанным взаимодействием, предложены и обоснованы критерии эффективности функционирования механизма. В исследовании выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность двусторонних платформ, включая важность насыщения рынка и необходимость предоставления гибких условий для разных групп пользователей. Доказана взаимосвязь между улучшением условий работы на платформе и ростом ее финансовых показателей.
Выводы. Формализованный механизм позволяет эффективно управлять взаимодействием со сторонами на двусторонней платформе, обеспечивая рост и устойчивое развитие маркетплейса. Рекомендована дальнейшая адаптация инструментов управления с учетом специфики рынков и поведения пользователей.
Об авторах
В. А. КунинРоссия
Владимир Александрович Кунин, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры международных финансов и бухгалтерского учета
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Т. Р. Торпищев
Россия
Тимур Ринатович Торпищев, аспирант; старший преподаватель
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
194100, Санкт-Петербург, Кантемировская ул., д. 3
Список литературы
1. Чаленко А. Ю. О понятийной неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях // Экономика промышленности. 2010. № 3. С. 26–33. URL: https://www.econindustry.org/arhiv/html/2010/st_51_04.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
2. Бычкова А. Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2010. № 4. С. 37–43.
3. Кунин В. А. Превентивное управление рисками промышленного предпринимательства: дис. … д-ра экон. наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2011. 399 с.
4. Кунин В. А., Манойлов М. О. Механизм венчурного финансирования создания и развития инновационных компаний в условиях повышенных внешних рисков // Фундаментальные исследования. 2024. № 1. С. 25–32. DOI: 10.17513/fr.43552
5. Торпищев Т. Р. Маркетплейс: управление предпринимательской деятельностью на двустороннем рынке // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 1. С. 45–53. DOI: 10.35854/1998-1627-2023-1-45-53
6. Амирова Э. Ф., Золкин А. Л., Чистяков М. С. Особенности монополистической конкуренции в российской экономике в эпоху цифрового развития технологий производства // Управление, экономика и право: проблемы, исследования, результаты: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. С. 38–45.
7. Торпищев Т. Р. Эволюция маркетплейсов: от предпосылок к стратегиям // Цифровая экономика и финансы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 16–17 марта 2023 г.). СПб.: Астерион, 2023. С. 380–385.
8. Торпищев Т. Р. Социально-экономические аспекты развития пунктов выдачи заказов маркетплейсов: бизнес и общество // Общество, государство, личность: применение научных знаний и технологий в решении социально-экономических задач региона: материалы XXIII Национальной науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (г. Казань, 28 апреля 2023 г.): в 3 ч. Ч. 3 / под ред. А. М. Найда. Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2023. С. 218–221.
9. Жашкова Т. В., Климов Д. И. Моделирование системы управления продажами на маркетплейсе // Инновационное развитие: ключевые проблемы и направления их решения: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Калуга, 1 августа 2023 г.) / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2023. С. 31–35.
10. The closer you look the more you see. World Quality Report 2022–2023. 14th ed. / A. Fullen, A. Behanan, R. Singh, J. Abraham. Paris: Capgemini & Sogeti, 2022. 80 p. URL: https://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2022/10/WQR-2022-Report-Final.pdf (дата обращения: 01.05.2024).
11. Shahin M., Babar M. A., Zhu L. Continuous integration, delivery and deployment: A systematic review on approaches, tools, challenges and practices // IEEE Access. 2017. Vol. 5. P. 3909–3943. DOI: 10.1109/ACCESS.2017.2685629
12. Nguyen-Duc A., Cruzes D. S., Conradi R. The impact of global dispersion on coordination, team performance and software quality — A systematic literature review // Information and Software Technology. 2015. Vol. 57. P. 277–294. DOI: 10.1016/j.infsof.2014.06.002
13. Kim S., Ernst M. D. Which warnings should I fix first? // Proc. of the 6th Joint meet. of the European software engineering conf. and the ACM SIGSOFT Symp. on the foundations of software engineering. New York: Association for Computing Machinery, 2007. P. 45–54. DOI: 10.1145/1287624.1287633
14. Alégroth E., Feldt R., Kolström P. Maintenance of automated test suites in industry: An empirical study on Visual GUI Testing // Information and Software Technology. 2016. Vol. 73. P. 66–80. DOI: 10.1016/j.infsof.2016.01.012
15. Leotta M., Clerissi D., Ricca F., Tonella P. Capture-replay vs. programmable web testing: An empirical assessment during test case evolution // 20th Working сonf. on reverse engineering (WCRE). (Koblenz, October 14–17, 2013). New York, NY: IEEE, 2013. P. 272–281. DOI: 10.1109/WCRE.2013.6671302
16. Hill J., Ford W. R., Farreras I. G. Real conversations with artificial intelligence: A comparison between human-human online conversations and human-chatbot conversations // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 49. P. 245–250. DOI: 10.1016/j.chb.2015.02.026
17. Følstad A., Nordheim C. B., Bjørkli C. A. What makes users trust a chatbot for customer service? An exploratory interview study // S. Bodrunova, ed. Internet science (INSCI 2018). Cham: Springer Verlag, 2018. P. 194–208. (Lecture Notes in Computer Science. Vol. 11193). DOI: 10.1007/978-3-030-01437-7_16
18. Tiwari S., Wee H. M., Daryanto Y. Big data analytics in supply chain management between 2010 and 2016: Insights to industries // Computers & Industrial Engineering. 2018. Vol. 115. P. 319–330. DOI: 10.1016/j.cie.2017.11.017
19. Papadopoulos T., Gunasekaran A., Dubey R., et. al. The role of Big Data in explaining disaster resilience in supply chains for sustainability // Journal of Cleaner Production. 2017. Vol. 142. Pt. 2. P. 1108–1118. DOI: 10.1016/j.jclepro.2016.03.059
20. Büyüközkan G., Göçer F. Digital supply chain: Literature review and a proposed framework for future research // Computers in Industry. 2018. Vol. 97. P. 157–177. DOI: 10.1016/j.compind.2018.02.010
21. Lim S. F. W., Jin X., Srai J. S. Consumer-driven e-commerce: A literature review, design framework, and research agenda on last-mile logistics models // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. 2018. Vol. 48. No. 3. P. 308–332. DOI: 10.1108/IJPDLM-02-2017-0081
22. Morganti E., Seidel S., Blanquart C., Dablanc L., Lenz B. The impact of e-commerce on final deliveries: Alternative parcel delivery services in France and Germany // Transportation Research Procedia. 2014. Vol. 4. P. 178–190. DOI: 10.1016/j.trpro.2014.11.014
23. Zhu G., Chou M. C., Tsai C. W. Lessons learned from the COVID-19 pandemic exposing the shortcomings of current supply chain operations: A long-term prescriptive offering // Sustainability. 2020. Vol. 12. No. 14. Article 5858. DOI: 10.3390/su12145858
24. Ramanathan R., Subramanian N., Parrott G. Role of social media in retail network operations and marketing to enhance customer satisfaction // International Journal of Operations & Production Management. 2017. Vol. 37. No. 1. P. 105–123. DOI: 10.1108/ijopm-03-2015-0153
25. Gruchmann T., Seuring S. Explaining logistics social responsibility from a dynamic capabilities perspective // International Journal of Logistics Management. 2018. Vol. 29. No. 4. P. 1255–1278. DOI: 10.1108/IJLM-08-2017-0200
26. Iwan S., Kijewska K., Lemke J. Analysis of parcel lockers’ efficiency as the last mile delivery solution — The results of the research in Poland // Transportation Research Procedia. 2016. Vol. 12. P. 644–655. DOI: 10.1016/j.trpro.2016.02.018
27. Кунин В. А. Управление показателями финансовой безопасности и рентабельности предприятий в условиях экономической нестабильности // Ученые записки Международного банковского института. 2014. № 7. С. 192–203.
28. Кунин В. А. Формирование системы показателей эффективности предпринимательства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2011. № 1. С. 48–57.
Рецензия
Для цитирования:
Кунин В.А., Торпищев Т.Р. Механизм эффективного управления взаимодействием двусторонней платформы с покупателями и продавцами. Экономика и управление. 2024;30(6):706-719. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-706-719
For citation:
Kunin V.A., Torpishchev T.R. Mechanism to effectively manage the interaction of a two-sided platform with buyers and sellers. Economics and Management. 2024;30(6):706-719. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-706-719