Учет естественно-научного задела в климатической политике России
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-750-760
Аннотация
Цель. На основе нормативных актов раскрыть ключевое значение отечественного научного задела в реализации климатической политики.
Задачи. Охарактеризовать исторический опыт использования научно-балансовых расчетов при реализации стратегического планирования, применяемого сегодня в процессе осуществления климатической политики в национальной экономике; рассмотреть актуальные тенденции стратегического управления климатической политикой, описание системы ключевых межотраслевых документов стратегического планирования, отражение учета реализации важнейшего инновационного проекта государственного значения (ВИП ГЗ) и федеральной научно-технической программы (ФНТП) в системе климатической политики, а также учета требований к антисанкционной устойчивости в межотраслевых документах управления климатической политикой.
Методология. Автором использованы общенаучные методы теоретического исследования, в том числе анализ, синтез, дедукция, индукция, а также представлена система межотраслевых документов климатической политики в условиях необходимости обеспечения антисанкционной резистентности. Исследованы результаты реализации ВИП ГЗ и ФНТП в системе документов межотраслевого стратегического планирования климатической политики в российской экономике.
Результаты. В статье проведен анализ системы ключевых межотраслевых документов стратегического планирования, разработанных и утвержденных в целях выполнения климатической политики. Согласно утвержденным актам, в российской экономике реализуются ВИП ГЗ и ФНТП, которые способствуют агрегированию и осуществлению научных разработок, необходимых в проведении климатической политики Российской Федерации (РФ). Кроме того, раскрыта связь соответствующих документов с документами межотраслевого (в том числе, технологического) характера, которые учитывают не только проведение климатической политики, но и необходимость в формировании технологического суверенитета в связи с введенными в отношении российской экономики санкционными ограничениями. Показано, что проекты государственного уровня, реализуемые в связи с климатической повесткой, могут сформировать отечественный фундамент, который будет обеспечивать перспективными научными расчетами и разработками, направленными на реализацию низкоуглеродного развития отечественной экономики.
Выводы. Разработанная на основе методологии «затраты — выпуск» (межотраслевой баланс) низкоуглеродная стратегия экономического развития, утвержденная государственная программа по снижению углеродоемкости российской экономики, а также обновленная Климатическая доктрина выступают ключевыми межотраслевыми документами климатической политики, которые учитывают актуальные научные изыскания, в том числе в естественно-научной плоскости. Агрегирование результатов реализации ВИП ГЗ и ФНТП позволит учитывать передовые достижения отечественных исследований в климатической области, что в дальнейшем обеспечит более взвешенную реализацию государственной климатической политики в долгосрочном периоде, в том числе в условиях необходимости формирования и обеспечения технологического суверенитета. Это в перспективе может позитивно отразиться и на устойчивом повышении уровня благосостояния в стране.
Об авторе
Д. Е. ДаниловРоссия
Дмитрий Евгеньевич Данилов, аспирант
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
Список литературы
1. Конвенции и соглашения. Окружающая среда // Организация Объединенных Наций (ООН). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conv_environment.shtml (дата обращения: 26.05.2024).
2. History // The Club of Rome. URL: http://www.clubofrome.org/about-us/history/ (дата обращения: 26.05.2024).
3. King A. The Club of Rome, a case study of institutional innovation // Interdisciplinary Science Reviews. 1979. Vol. 4. No. 1. P. 54–64. DOI: 10.1179/030801879789801722
4. The limits to growth: A report for the Club of Rome’s project on the predicament of mankind / D. H. Meadows, D. L. Meadows, J. Randers, III W. W. Behrens. New York: Universe Books, 1972. 205 p.
5. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс III В. В. Пределы роста. Доклад по Проекту Римского клуба «Сложное положение человечества» / пер. с англ. А. С. Саркисов. М.: Изд-во МГУ, 1991. 208 с.
6. Cole S. Global models: A review of recent developments // Futures. 1987. Vol. 19. No. 4. P. 403–430. DOI: 10.1016/0016-3287(87)90003-6
7. Hughes B. B. World models: The bases of difference // International Studies Quarterly. 1985. Vol. 29. No. 1. P. 77–101. DOI: 10.2307/2600480
8. Leontief W. W. The future of the world economy: A United Nations study. New York: Oxford University Press, 1977. 118 p.
9. Будущее мировой экономики: доклад группы экспертов ООН во главе с В. Леонтьевым / пер. с англ. под общ. ред. А. И. Шапиро. М.: Международные отношения, 1979. 216 с.
10. National inventory reports // United Nations Climate Change. URL: https://unfccc.int/process-and-meetings/transparency-and-reporting/reporting-and-review/reporting-and-review-under-the-paris-agreement/national-inventory-reports (дата обращения: 26.05.2024).
11. Бобылёв С. Н., Соловьёва С. В. Цели устойчивого развития для будущего России // Проблемы прогнозирования. 2017. № 3. С. 26–33.
12. Третий оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Общее резюме / под ред. В. М. Катцова. СПб.: Наукоемкие технологии, 2022. 124 с.
13. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года: указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 26.05.2024).
14. Белоусов Р. А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М.: Мысль, 1987. 428 с.
15. Косыгин А. Н. Повышение научной обоснованности планов — важнейшая задача плановых органов (выступление на заседании Госплана СССР) // Плановое хозяйство. 1965. № 4. С. 3–10.
16. Широв А. А. Макроструктурный анализ и прогнозирование в современных условиях развития экономики // Проблемы прогнозирования. 2022. № 5. С. 43–57. DOI: 10.47711/0868-6351-194-43-57
17. Клепач А. Н., Куранов Г. О. Развитие социально-экономического прогнозирования и идеи А. И. Анчишкина // Вопросы экономики. 2013. № 8. С. 143–155. DOI: 10.32609/0042-8736-2013-8-143-155
18. Волкова Е. Ю. Трансформация инструментов государственного регулирования экономики: от невмешательства к стратегическому планированию // Экономика и управление. 2022. Т. 28. № 1. С. 92–104. DOI: 10.35854/1998-1627-2022-1-92-104
19. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.: распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 г. № 3052-р // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://government.ru/docs/all/137358/ (дата обращения: 26.05.2024).
20. Порфирьев Б. Н., Широв А. А., Колпаков А. Ю. Стратегия низкоуглеродного развития: перспективы для экономики России // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 9. С. 15–25. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-9-15-25
21. Об утверждении важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» и плана мероприятий («дорожной карты») по реализации первого этапа (2022–2024) важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ»: распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2022 г. № 3240-р // Правительство России: офиц. сайт. URL: http://government.ru/docs/46939/ (дата обращения: 26.05.2024).
22. Климатическая политика и экономика России: ключевая информация. М.: Консорциум «Экономика климата», 2023. 20 с. URL: https://ecfor.ru/publication/broshyura-klimat-i-ekonomika/ (дата обращения: 26.05.2024).
23. Широв А. А. Создание системы мониторинга и прогнозирования выбросов климатически активных веществ в интересах модернизации и развития экономики России // Проблемы прогнозирования. 2023. № 6. С. 11–24. DOI: 10.47711/0868-6351-201-11-24
24. Волкова Е. Ю. Место программно-целевого подхода в системе стратегического управления экономикой РФ // Научные труды. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2021. Т. 19. С. 167–191. DOI: 10.47711/2076-318-2021-167-191
25. Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990–2021 гг.: коллективная монография: в 2 ч. Ч. 1. М.: Институт глобального климата и экологии имени академика Ю. А. Израэля, 2023. 479 с.
26. Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы (документ не вступил в силу): постановление Правительства РФ от 8 февраля 2022 г. № 133 // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403425684/ (дата обращения: 26.05.2024).
27. Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации: указ Президента РФ от 26 октября 2023 г. № 812 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49910 (дата обращения: 26.05.2024).
28. Россия сообщила о своем первом определяемом на национальном уровне вкладе в реализацию Парижского соглашения // Министерство экономического развития РФ. 2020. 26 ноября. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/rossiya_soobshchila_o_svoem_pervom_opredelyaemom_na_nacionalnom_urovne_vklade_v_realizaciyu_parizhskogo_soglasheniya.html?ysclid=lpqq22gfdi622036960 (дата обращения: 26.05.2024).
29. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 (дата обращения: 26.05.2024).
30. Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р // Гарант.ру: информ.-правовой портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406831204/?ysclid=lxeeripysx621386831 (дата обращения: 26.05.2024).
31. Ленчук Е. Б. Технологическая модернизация как основа антисанкционной политики // Проблемы прогнозирования. 2023. № 4. С. 54–66. DOI: 10.47711/0868-6351-199-54-66
32. Пыжев А. И., Ваганов Е. А. Поглощение углерода лесами регионов Поволжья и Сибири: состояние и перспективы // Георесурсы. 2021. Т. 23. № 3. С. 36–41. DOI: 10.18599/grs.2021.3.6
33. Широв А. А. Низкоуглеродное развитие России в условиях внешнеэкономических ограничений // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 4. С. 206–212. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-56-4-11
34. Чернышенко рассказал о подготовке проектов госзначений // РИА Новости. 2023. 27 ноября. URL: https://ria.ru/20231127/chernyshenko-1912173816.html (дата обращения: 26.05.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Данилов Д.Е. Учет естественно-научного задела в климатической политике России. Экономика и управление. 2024;30(6):750-760. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-750-760
For citation:
Danilov D.E. Consideration of natural scientific background in Russia’s climate policy. Economics and Management. 2024;30(6):750-760. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-6-750-760