УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель. Определение процессов формирования и внедрения целей устойчивого развития в российских регионах.
Задачи. Рассмотреть стратегию устойчивого развития в Российской Федерации (РФ); проанализировать состояние российских регионов на основании принципов экологического, социального и корпоративного управления; выявить центры внедрения целей устойчивого развития в регионах РФ; разработать процессы формирования и внедрения целей устойчивого развития в российских регионах.
Методология. При проведении исследования за основу взят диалектический метод познания. С использованием абстрактно-логического метода обеспечены теоретическое обобщение и формирование выводов; с применением системного и сравнительного подходов, а также при использовании статистических данных исследованы элементы концепции формирования и внедрения целей устойчивого развития на региональном уровне. Применен графический метод — для отражения аналитической информации и отдельных процессов.
Результаты. Дана оценка состояния российских регионов на основании принципов экологического, социального и корпоративного управления. Представлена система элементов процессов формирования и внедрения устойчивого развития на региональном уровне. Сделан вывод об экономическом развитии регионов с учетом внедрения принципов экологического, социального и корпоративного управления.
Выводы. В зависимости от того, в какой мере в регионе придерживаются целей устойчивого развития, определяют положение региона в качестве субъекта РФ, с учетом применения принципов экологического, социального и корпоративного управления. В настоящее время регионы РФ имеют разное положение, исходя из приоритетов устойчивого развития. Представленные процессы формирования и внедрения целей устойчивого развития в регионе будут способствовать его продвижению на экологическом, социальном и корпоративном уровнях.
Цель. Предложить меры для борьбы с овертуризмом и его негативными последствиями на глобальном уровне и на уровне Сочинской дестинации.
Задачи. Исследовать процессы и риски, связанные с овертуризмом (aнгл. overtourism); использовать при исследовании термин «овертуризм» для описания негативных последствий массового туризма, которые, как правило, связаны со взрывным ростом популярности определенных мест в мире, привлекающих к себе все больше внимания и со стороны рядовых туристов, и со стороны пользователей социальных сетей; практическую часть исследования провести на примере курортного города Сочи.
Методология. В настоящей статье с помощью анализа, системного подхода и статистических методов исследован международный и отечественный опыт нивелирования рисков овертуризма. Предложены меры для борьбы с овертуризмом и его негативными последствиями, как на глобальном уровне, так и на уровне Сочинской дестинации.
Результаты. При позитивной в целом ситуации в Сочинской дестинации с признаками овертуризма прослеживается формирование его начальных проявлений, что требует разработки профилактических мероприятий. В этом случае рекомендуется учитывать информацию Ассоциации рестораторов и отельеров HOTREC, предлагаемую для решения проблем овертуризма в странах Европы.
Выводы. В случае возникновения признаков овертуризма, обнаруженных с помощью различных методов оценки, региональным туристским администрациям следует рекомендовать разработку соответствующих стратегий предотвращения его проявления. Можно предположить, что такие стратегии должны формироваться в зависимости от стадий жизненного цикла дестинации.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Выявить общее и особенное в подходах стран в аспекте формирования национальной политики регулирования финансового рынка с целью мотивации инвесторов к финансированию устойчивого развития.
Задачи. Проанализировать подходы стран к законодательному закреплению и введению обязательного учета ESG-факторов в деятельности инвесторов; исследовать практику добровольного учета ESG-факторов в деятельности инвесторов; систематизировать ESG-подходы стран, применяемые ими в финансовом сегменте национальной экономики.
Методология. Исследование зарубежного опыта интеграции в национальную финансовую политику ESG-факторов построено на традиционном методологическом подходе, включающем в себя методы структурно-логического, системного и сравнительного анализа. Проведен анализ национальных нормативных правовых актов, документов добровольных национальных объединений финансовых организаций и инвесторов, регламентирующих правила поведения участников финансового рынка по учету ESG-факторов в своих стратегиях и при осуществлении деятельности. Речь идет о документах открытого доступа, размещенных в сети Интернет, на сайтах соответствующих организаций.
Результаты. Установлены следующие факты: 1) регулирующее воздействие имеет разную степень жесткости; 2) формирование спроса на устойчивое финансирование является ключевой задачей, которую в первую очередь стремятся решить страны; 3) создание стимулов для инвесторов, мотивирующих их к устойчивому финансированию, признано главной проблемой. Для ее решения страны выбирают разные стратегии. Во-первых, одновременное воздействие и на предложение проектов устойчивого развития, и на спрос. Во-вторых, создание и стимулирование спроса на проекты в области устойчивого развития преимущественно со стороны инвесторов.
Выводы. Принципы и стандарты оценки ESG-рисков и составления ESG-отчетности инвесторами сегодня активно внедряются в правила, процедуры надзорных органов и системы управления инвесторов, хотя в большинстве из них по-прежнему преобладает выжидательный подход.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Выявить приоритеты и ограничения развития международного научного сотрудничества циркумполярных стран в области обеспечения устойчивого развития Арктики.
Задачи. Представить характеристику циркумполярных стран с выявлением их природно-климатических и социально-экономических особенностей; оценить влияние климатических изменений на устойчивое развитие циркумполярных стран; определить приоритеты развития международного научного сотрудничества в области обеспечения устойчивого развития Арктики в условиях изменения климата; выявить особенности арктической политики циркумполярных стран в современных условиях.
Методология. Методология представленного исследования разработана исходя из его цели и поставленных научных задач. Изменение арктического климата оценено путем сопоставления комплекса показателей за период с 1971 г. по настоящее время. Ключевые приоритеты государственных арктических политик циркумполярных стран выявлены на основе анализа их политико-программных документов. Приоритеты развития международного сотрудничества в области обеспечения устойчивого развития Арктики определены на основе авторских работ и соотнесены с мнением авторитетных исследователей Арктики.
Результаты. Проведенные исследования показали, что стремительное изменение климата Арктики стало главным вызовом природного происхождения устойчивому развитию циркумполярных стран. Выделены следующие приоритеты научных исследований в рамках международного сотрудничества циркумполярных стран в области обеспечения устойчивого развития Арктики: во-первых, комплексное изучение естественных, антропогенных, социально-экономических процессов в Арктике; во-вторых, тщательное документирование выявленных особенностей; в-третьих, создание единой международной базы данных, отражающей экологическое, экономическое, социальное состояние арктических территорий; в-четвертых, комплексное моделирование и оценка влияния климатических изменений на экономику циркумполярных стран; в-пятых, систематические комплексные оценки социально-экономических последствий климатических изменений для населения, в том числе для коренных малочисленных народов; в-шестых, определение пороговых значений функционирования арктических экосистем.
Выводы. Противостоять климатическому вызову устойчивого развития арктических территорий можно только путем индивидуальных и совместных усилий всех циркумполярных стран. Изначально в основе национальных стратегий циркумполярных стран находилось единое стремление: посредством тесного сотрудничества, в том числе научного, с международными партнерами работать над достижением общей цели создания мирного, экономически успешного и устойчивого будущего для Арктики. Исключение Российской Федерации (РФ) из международного научного сотрудничества по вопросам рационального природопользования в условиях изменения климата многократно усиливает риски устойчивого развития арктических территорий.
Цель. Проведение анализа потенциала и направлений развития российской целлюлозно-бумажной продукции с учетом исторической ретроспективы и международных сопоставлений.
Задачи. Проанализировать историческую ретроспективу динамики объемов производства целлюлозно-бумажной продукции в России с учетом пространственного размещения производственных мощностей отрасли; дать оценку потенциала роста внутреннего спроса на продукцию целлюлозно-бумажной промышленности на основе международных сопоставлений.
Методология. Исследование проведено с помощью системного анализа развития отрасли экономики на основе статистических реконструкций и международных сопоставлений.
Результаты. Российская целлюлозно-бумажная промышленность за тридцать лет после распада СССР преодолела трансформационный кризис и вернулась к пиковым объемам производства, приблизив технологический уровень и номенклатуру выпускаемой продукции до соответствия уровню ведущих стран. В результате преобразований произошла избыточная концентрация производственных мощностей сектора в европейской части страны, что в современных условиях приводит к затруднениям со сбытом экспортно ориентированной продукции. Разрыв в уровнях подушевого потребления отдельных видов бумажно-картонной продукции в России по сравнению с ведущими лесными странами указывает на возможность дальнейшего роста внутреннего спроса на продукцию сектора.
Выводы. Рост объемов производства целлюлозно-бумажной промышленности может быть связан с ростом внутреннего рынка, для которого потребуется опережающий рост доходов населения.
Цель. Исследовать особенности и проблемы адаптации производственного сектора экономики северо-запада России к усилению санкционного давления.
Задачи. Оценить изменение показателей функционирования предприятий производственного сектора экономики северо-запада России в современных условиях хозяйствования; выявить факторы, препятствующие развитию производства; проанализировать особенности трансформации производственно-сбытовых цепочек и адаптации предприятий к усилению санкций; оценить финансовое состояние и инвестиционную деятельность предприятий; охарактеризовать степень одобрения руководителями предприятий реализуемой экономической политики и показать ожидаемые ими направления государственной поддержки.
Методология. Методической и информационной основой исследования послужили анкетные опросы, проведенные Центром структурных исследований и прогнозирования территориального развития Вологодского научного центра Российской академии наук (ВолНЦ РАН) в апреле — мае 2022 и 2023 гг.
Результаты. Обнаруженное, по данным официальной статистики, ухудшение экономического положения северо-запада России подтверждается результатами опросов руководителей предприятий производственного сектора экономики. Основными факторами, сдерживающими развитие производства, выступают недостаточный спрос на внутреннем рынке, неопределенность экономической ситуации, высокие цены на производственные ресурсы и уровень налогообложения. Ввиду глубокой интегрированности хозяйства северо-запада страны с экономиками недружественных стран трансформация производственно-сбытовых цепочек из-за санкций затронула большинство предприятий региона. Изменение конфигурации цепочек проявляется прежде всего в их пространственной переориентации и упрощении направлений взаимодействия. Предприятия Северо-Западного федерального округа (СЗФО) имеют существенный потенциал для реализации курса на усложнение национальной экономики и усиление использования потенциала внутреннего рынка. Однако переход на данную траекторию сдерживается недостатком инвестиционных ресурсов. Развитию производственного сектора экономики, по мнению руководителей предприятий, будет способствовать снижение налоговой нагрузки, ограничение производственной инфляции, поддержка внутреннего платежеспособного спроса, а также усиление борьбы с бюрократией и коррупцией.
Выводы. Усложнение геополитической ситуации существенно изменило условия функционирования производственного сектора экономики северо-запада России, привело к ухудшению финансовых результатов деятельности предприятий, снижению отдельных показателей работы их организаций. Активная адаптационная деятельность предприятий (оптимизация производственных процессов, переориентация на новых поставщиков и потребителей, трансформация направлений взаимодействия и др.) при содействии органов власти способствовала существенному нивелированию негативных последствий санкционного давления и переходу на новую траекторию развития — к усложнению национальной экономики и усилению использования потенциала внутреннего рынка.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Цель. Рассмотреть взаимосвязь профессионального образования и производственной сферы, а также оценить уровень подготовки кадров для промышленности и изменения по итогам сложного 2022 г. на примере Санкт-Петербурга.
Задачи. Определить современные тенденции в подготовке кадров для промышленности, различия в оценке качества выпускников вузов и колледжей Санкт-Петербурга со стороны разных групп хозяйствующих субъектов, динамику изменений в последние два года.
Методология. Авторами проанализированы процессы изменений в обществе и их влияние на систему профессионального образования, производственную адаптацию выпускников петербургских высших и средних учебных заведений на основе мониторинга предприятий-членов Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.
Результаты. В статье обсуждаются социально-экономические процессы в современных условиях, характеризующихся возрастанием технологических возможностей и трансформацией производственных связей. Оценено влияние этих процессов на общественную ауру и структуру общества, систему профессионального образования и производственную сферу. Рассмотрены ориентиры обеспечения национального технологического суверенитета на основе сбалансированного кадрового обеспечения различных составляющих отечественной экономики. Обращено внимание на формирование рациональных образовательных ориентаций у молодежи с учетом исторически обоснованной ментальности и творческих навыков, перманентной генерации новых знаний и усложнения производственных процессов. Предложено условное деление экономически активного населения на уровни по базовым категориям: возрасту, образованию, профессиональной иерархии.
Выводы. Авторами предложено активизировать деятельность по повышению престижности инженерного труда и пропаганде национальных научно-технических достижений, практики передачи молодежи опыта от квалифицированных работников со стажем через систему наставничества, привлечению преподавателей с опытом работы в бизнесе и промышленности. Обсуждены меры по достижению баланса между системой высшего и среднего профессионального образования и потребностью рынка труда. Предлагается деление экономически активного населения в интересах кадрового обеспечения промышленности на уровни по базовым категориям: возрасту, образованию, профессиональной иерархии.
Цель. Выявить ключевые проблемы и перспективы развития правового обеспечения трансформации российской экономики в условиях перехода к экономике данных в многополярном мире.
Задачи. Обосновать роль и значение перехода к экономике данных с позиции развития политики многополярного мира; выделить ключевые направления правового обеспечения формирования и развития экономики данных, а также решения проблем, возникающих при этом.
Методология. Исследование проведено на основе совокупности общенаучных методов (системного анализа, метода диалектического познания и др.) и специальных (правового моделирования, формально-юридического, сравнительно-правового).
Результаты. Автором выявлены основные закономерности, связанные с влиянием развития экономики данных на реализуемую Российской Федерацией (РФ) внешнюю политику по формированию многополярного мира. Обоснована необходимость надлежащего правового обеспечения данных процессов. Определены ключевые направления развития правового обеспечения, а также имеющиеся проблемы в этой области.
Выводы. В современных условиях проводимая Россией политика многополярного мира может быть реализована только при условии независимости, в том числе технологической, и обеспечения высокого уровня экономического развития государства. Экономика данных позволяет уже сегодня говорить о перспективах развития новых технологических укладов и рынков будущего. Обоснована необходимость комплексного подхода к правовому обеспечению формирования и развития экономики данных на базе систематизации российского законодательства в электронном виде, что значительно облегчит задачу выявления проблем, связанных с качеством нормативных правовых актов, и повысит эффективность правоприменения. В процессе систематизации современного законодательства в целях эффективного внедрения его во все сферы управления важно установить общие требования к функционированию процессов систематизации и использования различных информационных технологий. Предложено принятие базового закона об искусственном интеллекте, а также Цифрового кодекса РФ. Выделены проблемы, связанные с их принятием и их содержанием.
Цель. Исследовать трансформации тенденций экономического развития и изменения в приоритетах экономической политики в период современной политико-экономической турбулентности, связанной с переходом к новому квазиустойчивому состоянию экономики — постнормальности.
Задачи. Рассмотреть особенности современной российской экономической модели; описать механизм воздействия макрошоков 2020 и 2022 гг. на российскую и мировую экономику; дать характеристику целевому — постнормальному — состоянию национальной и мировой экономики; предложить рекомендации по совершенствованию экономической политики в новых условиях.
Методология. Автором статьи использованы как общенаучные методы исследования, в том числе системный, ретроспективный, институциональный и макроэкономический (позитивный и нормативный) анализ, так и специализированные методы изучения экономической эволюции, экономической динамики и статики, ситуационного и сценарного моделирования, экономической статистики и др.
Результаты. В последние годы изменились условия внешнеэкономического взаимодействия многих национальных экономик, в особенности российской. На протяжении постсоветского периода в России последовательно и системно проводилась политика либерализации экономики, в частности внешнеэкономической либерализации. Первым существенным ударом по открытости национальных экономик стала пандемия COVID-19. Вторым — введенные против России странами «коллективного Запада» санкции, которые постепенно затрагивают все большее число стран. Суть этих шоков с позиций макроэкономического анализа состоит в скачкообразном росте закрытости национальной экономики. Установлено, что национальные экономики постиндустриального типа оказываются неустойчивыми, маложизнеспособными в условиях новых реалий. Это должно учитываться в экономической политике. Следует обращать внимание и на то, что процессы разрастания кризиса главенствующей сегодня модели открытой экономики неизбежно затронут не только экономические, но и политические, культурные, иные процессы. Попытка преодолеть санкционные удары по России географической переориентацией внешнеэкономических взаимодействий может быть результативной лишь в краткосрочной перспективе, как тактическая мера. Стратегически она не сработает, поскольку изъяны модели открытой экономики, состоящие в высокой (а в ряде случаев — критической) зависимости национальной экономики от внешнеэкономических взаимодействий, не могут исчезнуть. Поэтому в критически важных для национального развития областях эта открытость должна быть снижена. Особое внимание в экономической политике должно быть уделено вопросам социальной справедливости, без решения которых нельзя достичь общественного консенсуса и обеспечить результативность необходимых в связи с переходом к постнормальности институциональных изменений.
Выводы. Современная российская экономика находится на очередном переходном этапе развития. В целом постоянные трансформации — системное свойство экономики, условие ее существования. Вместе с тем в современных реалиях наблюдается трансформация стратегического характера, связанная с изменением ключевого признака имеющейся экономической модели — ее степени открытости. Хотя экономика России в целом смогла адаптироваться к новым условиям функционирования, но это — тактическая адаптация, в стратегическом аспекте ее недостаточно для успешного перехода к постнормальному этапу развития. В этой связи требуется более сбалансированное и активное участие государства в управлении процессами экономического развития, их регулировании, при условии формирования действенных экономических и иных стимулов для поддержки таких процессов и для бизнеса, и для населения. Ввиду этого в экономической политике целесообразно учитывать предложенные автором статьи рекомендации.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Цель. Проанализировать инвестиционную активность в современной России в контексте новых условий и задач развития экономики страны, а также выявить направления ее стимулирования и развития.
Задачи. Проанализировать современное состояние и перспективы развития экономики России в условиях действия внешних санкций; изучить и оценить уровень, особенности инвестиционной активности бизнеса в современной России; предложить инструменты и направления стимулирования и развития инвестиций, рассматриваемые как способ перезапуска механизмов экономического роста.
Методология. Методологической основой проведенного исследования стали положения макроэкономической теории, в частности таких ее разделов, как теория экономического роста, теория государственного регулирования экономики, теория инвестиций. Использованы методы сравнительного и ретроспективного анализа, структурного моделирования, аналогии, экспертного оценивания и качественные методы прогнозирования.
Результаты. Установлено, что российская экономика вступила в период развития, характеризующийся высокой неопределенностью основных влияющих факторов. Это негативно влияет на поведение хозяйствующих субъектов и ослабляет потенциал экономического роста. Одним из важных факторов роста и устойчивого экономического развития служат инвестиции. Несмотря на внешнее санкционное давление на российскую экономику, снижения инвестиционной активности в 2022 г. не произошло. Напротив, она возросла. Это является предпосылкой для успешного преодоления текущих кризисных явлений в экономике и дальнейшего успешного развития национальной экономики. Вместе с тем выявлен ряд проблем, сдерживающих инвестиционную активность российского бизнеса.
Выводы. В современных условиях актуализировались вопросы создания действенных стимулов для поддержки и развития инвестиционной деятельности российских компаний. Соответствующие меры должны быть встроены в новую модель экономической политики, направленной на создание потенциала долгосрочного экономического роста в России в условиях постнормальности. Эти меры связаны с деятельностью институтов развития, выступающих источниками «длинных» и «дешевых» денег, а также с корректировкой фискальной политики, ориентированной на создание дополнительных стимулов для роста инвестиций хозяйствующих субъектов.
ОБРАЗОВАНИЕ
Цель. Рассмотреть роль современного образования в контексте использования инновационных образовательных технологий в условиях новых вызовов.
Задачи. Определить тенденции развития отечественного образования; проанализировать современные вызовы, которые на него влияют; рассмотреть влияние цифровизации образовательного процесса на образовательный потенциал обучающихся.
Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах прослеживается развитие отечественного образования. Выявлены тенденции, характерные для современного состояния, а также определены необходимость и направления дальнейшего развития отечественного образования.
Результаты. Выделены основные тенденции развития отечественного образования в Российской Федерации (РФ) и современные вызовы, которые на него влияют. Проанализированы различные потребности в обучении, вопросы о выборе индивидуальной образовательной траектории, специфическом темпе освоения учебного материала, акценте на самообразовании, необходимости соответствия научно-технологическим изменениям. Рассмотрено влияние цифровизации образовательного процесса на образовательный потенциал обучающихся.
Выводы. Сформулирован вывод о необходимости дальнейшей трансформации образования. В условиях новых вызовов необходимо внедрять новые инновационные образовательные технологии в образовательный процесс и соответствовать современным запросам рынка и общества.
Цель. Оценить перспективы развития сети советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (диссертационных советов — ДС) в новых условиях, определяемых поправками, внесенными в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», расширяющими круг организаций, которые наделены правом самостоятельно создавать ДС. Исследовать на основе анализа работы «пилотных» ДС возможный количественный баланс между числом ДС, созданных в соответствии с приказами Минобрнауки России, и числом ДС, созданных в рамках реализации организациями права самостоятельного присуждения ученых степеней.
Задачи. Проанализировать долю защит в «пилотных» ДС по отношению к общему количеству защит в 2017–2021 гг.; исследовать, как изменился спектр научных специальностей в «пилотных» ДС по сравнению с ДС, которые действовали в организациях до получения ими права самостоятельного присуждения степеней; изучить долю ДС и защит в организациях, которые в 2022 г. получили право самостоятельного присуждения ученых степеней, для оценки перспектив изменения структуры системы аттестации.
Методология. В целях получения количественных показателей использованы статистические материалы из открытых источников.
Результаты. «Пилотные» организации в целом сохранили структуру ранее действовавших на их базе ДС, при этом расширили спектр научных специальностей. В организациях, которые получили в 2022 г. право самостоятельного присуждения ученых степеней, в 2021 г. действовали 290 ДС, созданных приказами Минобрнауки России, что составляет около 17 % от сети соответствующих ДС.
Выводы. Расширение полномочий ведущих образовательных и научных организаций значительно изменит долю ДС, созданных приказами Минобрнауки России, в общей системе аттестации. Это даст положительный эффект для воспроизводства кадров в таких организациях за счет интеграции процессов подготовки и аттестации научных кадров. Для соискателей из организаций, не имеющих возможности самостоятельно создавать ДС, за счет уменьшения числа ДС, созданных в соответствии с приказами Минобрнауки России, и дополнительных требований, предъявляемых к соискателю в ДС, созданных в рамках реализации организациями права самостоятельного присуждения ученых степеней, процедура защиты может существенно затянуться за счет усложнения выбора места защиты.