Национальный технологический суверенитет и три уровня кадрового обеспечения промышленности
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-938-955
Аннотация
Цель. Рассмотреть взаимосвязь профессионального образования и производственной сферы, а также оценить уровень подготовки кадров для промышленности и изменения по итогам сложного 2022 г. на примере Санкт-Петербурга.
Задачи. Определить современные тенденции в подготовке кадров для промышленности, различия в оценке качества выпускников вузов и колледжей Санкт-Петербурга со стороны разных групп хозяйствующих субъектов, динамику изменений в последние два года.
Методология. Авторами проанализированы процессы изменений в обществе и их влияние на систему профессионального образования, производственную адаптацию выпускников петербургских высших и средних учебных заведений на основе мониторинга предприятий-членов Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.
Результаты. В статье обсуждаются социально-экономические процессы в современных условиях, характеризующихся возрастанием технологических возможностей и трансформацией производственных связей. Оценено влияние этих процессов на общественную ауру и структуру общества, систему профессионального образования и производственную сферу. Рассмотрены ориентиры обеспечения национального технологического суверенитета на основе сбалансированного кадрового обеспечения различных составляющих отечественной экономики. Обращено внимание на формирование рациональных образовательных ориентаций у молодежи с учетом исторически обоснованной ментальности и творческих навыков, перманентной генерации новых знаний и усложнения производственных процессов. Предложено условное деление экономически активного населения на уровни по базовым категориям: возрасту, образованию, профессиональной иерархии.
Выводы. Авторами предложено активизировать деятельность по повышению престижности инженерного труда и пропаганде национальных научно-технических достижений, практики передачи молодежи опыта от квалифицированных работников со стажем через систему наставничества, привлечению преподавателей с опытом работы в бизнесе и промышленности. Обсуждены меры по достижению баланса между системой высшего и среднего профессионального образования и потребностью рынка труда. Предлагается деление экономически активного населения в интересах кадрового обеспечения промышленности на уровни по базовым категориям: возрасту, образованию, профессиональной иерархии.
Об авторах
С. В. КузнецовРоссия
Сергей Валентинович Кузнецов - доктор экономических наук, профессор, руководитель научного направления
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
Е. А. Горин
Россия
Евгений Анатольевич Горин - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИПРЭ РАН; исполнительный вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
191060, Санкт-Петербург, Смольный, д. 1б
М. Р. Имзалиева
Россия
Марина Романовна Имзалиева - старший преподаватель
414056, Астрахань, Татищева ул., д. 20а
Список литературы
1. Гальчева А. Минпромторг признал кадровую проблему ключевым вызовом для промышленности // РБК. 2023. 24 мая. URL: https://www.rbc.ru/economics/24/05/2023/646dbf149a79476cb5c8b567 (дата обращения: 20.04.2023).
2. Гальчева А. Опрос бизнеса показал рекордный с 1996 года уровень кадрового голода // РБК. 2023. 18 мая. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/05/2023/64649bbd9a79470db02e0730 (дата обращения: 10.07.2023).
3. Анисимова Н. Белоусов предупредил о приближении «идеального шторма» в экономике // РБК. 2022. 19 ноября. URL: https://www.rbc.ru/economics/19/11/2022/63788fdb9a7947f3cf34abcf (дата обращения: 20.04.2023).
4. Окрепилов В. В., Глухов В. В., Горин Е. А. Устойчивые трудовые коллективы как социальный компонент стабильного развития // 30-летие программы ЮНЕСКО «УНИТВИН»: вклад в развитие образования, науки и культуры: материалы конференции Санкт-Петербургского Междунар. экономического форума на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, 17 июня 2022 г. / под ред. А. И. Рудского, В. В. Окрепилова. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. С. 144–148.
5. Комраков А. Снижение качества рабочей силы тормозит развитие // Независимая газета. 2023. 29 мая. URL: https://www.ng.ru/economics/2023-05-29/1_4_8735_people.html (дата обращения: 10.07.2023).
6. Казакова Ю. Е. Общая концепция системы автоматического управления интеграцией высшего образования и рынка труда // Инновации. 2022. № 3. С. 51–55. DOI: 10.26310/2071-3010.2022.281.3.007
7. Ермолов И. Л. О направлениях работы по совершенствованию подготовки инженерных кадров в России // Инновации. 2022. № 2. С. 8–12. DOI: 10.26310/2071-3010.2022.280.2.002
8. Глухов В. В., Горин Е. А., Расковалов В. Л. Значимость петербургского научно-промышленного комплекса: социально-нравственный аспект // Научные и социальные проекты в области сохранения культурного наследия: лучшие практики: материалы круглого стола кафедр ЮНЕСКО на базе Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, 9 февраля 2022 г. / под ред. В. В. Окрепилова, А. А. Оводенко. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. С. 27–31.
9. Валерий Фальков: новая система высшего образования должна быть адаптирована к потребностям рынка труда // Министерство науки и высшего образования РФ. 2023. 14 марта. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/65306/ (дата обращения: 30.05.2023).
10. Горин Е. А., Имзалиева М. Р., Расковалов В. Л. Корригирование общественных отношений и современное инженерное образование // Инженерное образование и его пропедевтика в эпоху цифровизации общества. Формирование престижа профессии инженера у современных школьников: сборник ст. X Всерос. очно-заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием в рамках Петербургского международного образовательного форума (24 марта 2022 г., Санкт-Петербург) / под ред. А. Г. Козловой, Л. В. Крайновой, В. Л. Расковалова, В. Г. Денисовой. СПб.: Академия Востоковедения, 2022. С. 10–15.
11. Инженерная аксиология. Цифровизация и пропедевтика профессии инженера в образовательных организациях // Формирование престижа профессии инженера у современных школьников: сборник ст. X Всерос. очно-заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием в рамках Петербургского международного образовательного форума (24 марта 2022 г., Санкт-Петербург) / под ред. В. Г. Денисовой, А. Г. Козловой, Л. В. Крайновой, С. И. Хазовой. СПб.: Академия Востоковедения, 2022. 181 с. (Серия: В помощь работникам образовательных организаций. Вып. 9).
12. Михальченко Н. Пришла и ушла // Стимул. 2023. 23 мая. URL: https://stimul.online/articles/sreda/prishla-i-ushla/ (дата обращения: 25.05.2023).
13. Горин Е. А., Красиков А. А., Расковалов В. Л., Романовская Е. В. Социальные ориентиры инновационного процесса: человеческий фактор // Инновации. 2013. № 3. С. 39–45.
14. Чернейко Д. С. Что будет с трудовыми отношениями в России? // Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. URL: https://ktzn.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2022/10/06/MFT-22_final_compressed.pdf (дата обращения: 31.03.2023).
15. Век учись: что такое концепция lifelong learning и как она способствует успеху // ИА ТАСС. 2020. 22 декабря. URL: https://tass.ru/obschestvo/10311985 (дата обращения: 25.05.2023).
16. Полякова В. В., Фурсов К. С., Юдин И. Б. Самообразование набирает популярность у взрослых россиян // Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики». 2020. 15 декаб ря. URL: https://issek.hse.ru/news/425951042.html?ysclid=llarwj65o0834191033 (дата обращения: 03.07.2023).
17. Ребров А. СПбГЭУ набирает абитуриентов на бакалаврскую программу «Организация и управление на предприятиях ОПК» // Санкт-Петербургские ведомости. 2023. 27 июня. URL: https://spbvedomosti.ru/news/gorod/spbgeu-nabiraet-abiturientov-na-bakalavrskuyu-programmu-organizatsiya-i-upravlenie-na-predpriyatiyakh/ (дата обращения: 10.07.2023).
18. Вайгель А. Петербург занял последнее место в рейтинге регионов по кадровой стабильности // Комсомольская правда. 2023. 11 июля. URL: https://www.spb.kp.ru/online/news/5356165/ (дата обращения: 11.07.2023).
19. Качество приема в российские вузы: 2022 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: офиц. сайт. URL: https://www.hse.ru/ege2022/ (дата обращения: 04.07.2023).
20. Работа по специальности: миф или реальность? // Группа компаний HeadHunter. 2021. 7 октября. URL: https://spb.hh.ru/article/29322 (дата обращения: 04.07.2023).
21. Почему бесполезны все общепринятые в России системы мотивации // АМИ-Систем. URL: https://ami-system.ru/rmto (дата обращения: 25.05.2023).
22. Бережной А. В., Горин Е. А., Кузнецов С. В., Самоварова О. В. Производительность труда и поддержка занятости: от постановки задачи к практической реализации // Пробле мы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник науч. тр. Вып. 45 / под науч. ред. С. В. Кузнецова. СПб.: ГУАП, 2019. С. 63–68.
23. Институциональная экономика и современное управление. М.: ИД Государственного университета управления, 2016. 362 с.
24. Горин Е. А. Внутренний потенциал технологической модернизации промышленных предприятий // Инновации. 2021. № 2. С. 47–55. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.268.2.007
25. Пигин В. Как повысить производительность с помощью типологии поведенческих стилей // РБК. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5c8a295a9a7947f30a802351 (дата обращения: 01.06.2023).
26. Богомолов А. В. Некоторые аспекты обеспечения инновационного развития национальной экономики на основе совершенствования системы подготовки инженерных кадров // Инновации. 2022. № 2. С. 13–17. DOI: 10.26310/2071-3010.2022.280.2.003
27. Горин Е. А. Социальная парадигма в контексте экономической бифуркации // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР имени С. Ю. Витте. 2022. Т. 1. № 4. С. 96–110. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-4-96-110
28. Бодрунов С. Д. Научно-технический прогресс и трансформация общества: ноономика и ноообщество. Ч. 2 // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР имени С. Ю. Витте. 2022. Т. 1. № 2. С. 13–35. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-2-13-35.
29. Хабибуллина З. Р. Место и роль человека в эпоху глобальной мировой трансформации // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР имени С. Ю. Витте. 2022. Т. 1. № 3. С. 106–111. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-3-106-111
30. Мезоэкономика России: стратегия разбега: монография / под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Научная библиотека, 2022. 808 с.
31. Виноградова Е. Эксперты сообщили о «вымывании» молодежи с рынка труда // РБК. 2023. 11 апреля. URL: https://www.rbc.ru/economics/11/04/2023/6433e7499a7947356c70a065?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 11.04.2023).
32. Агранович М. Л., Ермачкова Ю. В., Селиверстова И. В. Российское образование в контексте международных индикаторов: аналитический доклад. М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. 96 с.
33. Песков Д. «Остров Россия». Спецпредставитель президента о новой цифровой стратегии // РБК. 2022. 9 июня. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/09/06/2022/62a0e95b9a79472d8b713207?ysclid=llza835w27277444255 (дата обращения: 30.10.2022).
34. Горин Е. А., Имзалиева М. Р. Современная промышленная политика: технологический суверенитет // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. № 1. С. 238–245. DOI: 10.33619/2414-2948/86/32
35. Система профессионального образования в Санкт-Петербурге: от стабильности к изменениям: доклад / под ред. В. Н. Княгинина, Д. В. Санатова, С. В. Салкуцана, Е. М. Холод новой. СПб.: Фонд инициатив Санкт-Петербурга, 2022. 72 с. (Серия «Экспертно-анали тические доклады о развитии современного города. Санкт-Петербург». Вып. 5).
36. Горин Е. А., Имзалиева М. Р. Система образования и производственная адаптация: цифровизация и управление // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 1. С. 393–404. DOI: 10.5281/zenodo.2539814
37. Мизеров И. И. Гнилой фундамент для новых поколений. Об особенностях преподавания Новейшей истории Европы и Америки в МГУ // Коммунистическая партия Российской Федерации. 2016. 21 февраля. URL: https://kprf.ru/party-live/opinion/152051.html (дата обращения: 02.06.2023).
38. Майер А. Минобрнауки предлагает дольше учить будущих школьных педагогов // Ведо мости. 2023. 28 июня. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/06/28/982645-minobrnauki-predlagaet-dolshe-uchit-buduschih-shkolnih-pedagogov (дата обращения: 28.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецов С.В., Горин Е.А., Имзалиева М.Р. Национальный технологический суверенитет и три уровня кадрового обеспечения промышленности. Экономика и управление. 2023;29(8):938-955. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-938-955
For citation:
Kuznetsov S.V., Gorin E.A., Imzalieva M.P. National technological sovereignty and three levels of industrial human resource endowment. Economics and Management. 2023;29(8):938-955. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-8-938-955