Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 29, № 5 (2023)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

488-496 318
Аннотация

Цель. Сформировать методический подход, предоставляющий возможность сделать более полной, концентрированной и целенаправленной работу в рамках стратегических направле­ний маркетинга территорий как основы деятельности региональных органов власти по по­вышению привлекательности регионов.

Задачи. Выделить стратегические направления повышения привлекательности региона; определить факторы осуществления оценки, роста эффективности и информационного про­движения направления, связанного с повышением привлекательности региона; составить подробное описание факторов, которое нужно учитывать при маркетинговой работе в ре­гионах.

Методология. Построение методического подхода для оценки и реализации стратегических направлений по повышению социально-экономической привлекательности регионов базиру­ется на положениях системного подхода и многофакторного анализа.

Результаты. В рамках изложенного в статье подхода с целью большей социально-эконо­мической привлекательности регионов разработаны следующие элементы региональных стратегических планов: повышение конкурентоспособности регионального продукта, при­влечение инвестиций (формирование благоприятного инвестиционного климата), создание благоприятных и комфортных условий для временного пребывания. Осуществление оцен­ки, повышение эффективности и информационного продвижения регионов по данным направлениям даст возможность создать располагающий территориальный имидж для внешних по отношению к региону экономических агентов (например, инвесторов, при­езжих).

Выводы. Представленный методический подход позволяет сформировать фундамент для маркетинговой деятельности по развитию стратегических направлений роста уровня соци­ально-экономической привлекательности регионов. Маркетинг регионов выступает неотъем­лемой частью их стратегий, обеспечивая решение региональных задач по формированию привлекательного имиджа, что приводит к необходимости учета приведенных блоков и фак­торов при осуществлении регионального стратегического планирования. Перспективой ис­следования может стать разработка методик, позволяющих произвести оценку реализации региональной политики в сфере маркетинга территорий.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

497-508 213
Аннотация

Цель. Выявить влияние экологического фактора на конкурентную привлекательность в меж­региональном пространстве России и в отдельных ее регионах.

Задачи. Определить весомость влияния применяемых статистических показателей, отража­ющих экологическую составляющую конкурентной привлекательности территории на фактор качества жизни и интегральную оценку; проанализировать, в какой степени примененные показатели могут отражать влияние экологических проблем на конкурентную привлекатель­ность качества жизни.

Методология. В настоящем исследовании при рассмотрении и выявлении воздействия эко­логической составляющей на конкурентную привлекательность регионов применена концеп­ция последовательной детализации изучения влияния факторов конкурентной привлекатель­ности: от общей картины к отдельным используемым показателям экологии.

Результаты. Полученные данные верифицируются на оценках конкурентной привлекатель­ности регионов Северо-Западного федерального округа за 2020 г., рассчитанных на основе официальной статистики.

Выводы. Примененных экологических показателей недостаточно для оценки конкурентной привлекательности регионов. Автором предложено расширить их перечень за счет включения новых индикаторов в факторы экономики, инноваций и человеческого потенциала для более объективного учета влияния экологии на конкурентную привлекательность и устойчивость территориального развития.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

509-517 265
Аннотация

Цель. Определить возможности оценки энергоменеджмента муниципалитетов как индика­тора дифференциации муниципальных районов по качеству управления в Ленинградской области.

Задачи. Описать энергетические возможности Ленинградской области; оценить влияние энергоменеджмента как практики управления на дифференциацию муниципальных районов по качеству управления; провести сравнение качества общего управления и энергоменед­жмента в муниципальных районах.

Методология. Авторами использована современная методология социально-экономических исследований, в том числе применены системный и процессный подходы, метод сравнитель­ного анализа.

Результаты. Выявлено несовпадение общего качества управления (по оцениваемым резуль­татам) и качества энергоменеджмента в муниципальных районах.

Выводы. Очевидной является, согласно авторской позиции, неравномерность качества управления в муниципальных районах. Обоснована необходимость внедрения в практику муниципального управления Ленинградской области Российской Федерации (РФ) более ответственного подхода к решению проблемы повышения энергетической эффективности региональной социально-экономической системы как цели энергоменеджмента, который следует рассматривать как средство совершенствования системы общественного произ­водства (благ и услуг) и улучшения качества среды и жизни населения исследуемого региона.

518-532 310
Аннотация

Цель. Разработка сценарных прогнозов динамики показателей развития регионов с учетом уровня сбалансированности инновационных процессов.

Задачи. Определение факторов сбалансированности экономического и инновационного раз­вития регионов; формирование матрицы сбалансированного инновационного развития; раз­работка методики расчета интегрального показателя сбалансированного инновационного развития регионов; анализ динамики показателя сбалансированного инновационного раз­вития сигнальных регионов Приволжского федерального округа (ПФО); подготовка сценарных прогнозов показателя сбалансированного инновационного развития сигнальных регионов ПФО.

Методология. Автором использованы общенаучные и специальные методы исследования с учетом их познавательного потенциала. В числе последних — корреляционно-регрессион­ный, дискриминантный и кластерный виды анализа, контент-анализ, графическое изобра­жение, а также методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. В ходе стати­стической обработки данных применен программный продукт SPSS Statistics.

Результаты. Предложенная методика расчета показателя сбалансированного инновационно­го развития основана на использовании представлений о внутренних факторах сбалансиро­ванности, включающих в себя соответствие экономических систем признакам устойчивости и равновесности, а также пропорциональности изменений ее элементов.

Выводы. Методика, обоснованная автором, дополняет аналитический инструментарий исследования закономерностей инновационного развития за счет включения в ее состав показателей уровня сбалансированности и их влияния на динамику экономических ин­дикаторов. Полученные выводы могут быть использованы для уточнения прогнозов по­казателей экономического развития регионов с учетом состояния инновационных про­цессов.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

533-538 1103
Аннотация

Цель. Выявить особенности и перспективы трансформации топ-менеджмента с применением новых компетенций в системе управления компанией на основе всеобщей цифровизации в экономике.

Задачи. Описать основные предпосылки трансформации менеджмента в условиях цифрови- зации; проанализировать важность внедрения новых профессиональных компетенций в управ­ленческой системе, которые позволили бы адаптироваться в изменяющихся рыночных усло­виях цифровой экономики, а также выявить трудности на пути трансформации менеджмен­та высшего уровня в условиях неопределенности.

Методология. Автором использованы общенаучные методы, в том числе наблюдения и ана­лиза, а также прикладные методы структурного и системного анализа.

Результаты. Новые изменения в управлении предприятием в обусловленной цифровой среде формируют новые профессиональные компетенции на уровне топ-менеджмента, что позво­ляет руководителям высшего звена решать многие проблемы в условиях неопределенности и эффективно руководить компанией в целом. Статья может быть полезна для руководителей высшего управления, топ-менеджеров и практиков, заинтересованных в развитии и приме­нении современных методов управления компанией с учетом профессиональных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения как вне, так и внутри компании под воз­действием цифровизации.

Выводы. В условиях цифровой экономики многократно возрастает эффективность управлен­ческих решений на уровне высшего руководства с использованием цифровых технологий, в частности алгоритмов и возможностей применения виртуальной реальности с учетом новых профессиональных компетенций. Управляющая система становится усовершенствованной, поскольку включает в себя и охватывает набор всевозможных преобразований при осущест­влении управленческих решений в отношении работников компании.

539-548 331
Аннотация

Цель. Определить сущность цифровой трансформации как объекта управления, а также сформулировать концептуальные положения и стратегические основы управления иннова­ционными цифровыми проектами в системе менеджмента организации.

Задачи. Исследовать суть цифровой трансформации, представляя ее как область взаимного пересечения стратегического, инновационного и проектного управления; проанализировать понятийный аппарат, применяющийся по отношению к важнейшим категориям перечислен­ных систем управления; провести сравнительный анализ основных сущностных характеристик рассматриваемых систем управления; определить сущность управления инновационными цифровыми проектами и его место в общей системе менеджмента организации; выделить стратегические основы управления инновационными цифровыми проектами.

Методология. В исследовании использованы методы логического и сравнительного анализа, аналитической обработки информации, а также графическое представление информации. Основой исследования выступили стандартизированные подходы к формированию систем менеджмента, описанные в соответствующих национальных и международных стандартах.

Результаты. Исследована сущность цифровой трансформации, которая представлена как об­ласть взаимного пересечения стратегического, инновационного и проектного управления, что позволило рассматривать проекты в сфере цифровизации в составе инновационных про­ектов, реализуемых организацией. Исследован понятийный аппарат использующийся по от­ношению к наиболее значимым категориям перечисленных систем управления, и на этой основе представлено авторское видение процесса цифровой трансформации. По результатам проведенного сравнительного анализа главных сущностных характеристик стратегического, инновационного и проектного управления показана структура системы инновационного ме­неджмента организации, целевой функцией которой является создание инновационной цен­ности. Определена сущность управления инновационными цифровыми проектами, его место в общей системе менеджмента организации, которое обусловлено взаимодействием между элементами внешней и внутренней цифровой среды на базе тесной связи между различными уровнями управления. Выделены стратегические основы управления инновационными циф­ровыми проектами, базирующиеся на концептуальном видении взаимосвязи и взаимозави­симости его компонентов.

Выводы. На основе исследования цифровой трансформации как объекта управления, по ре­зультатам проведенного анализа понятийного аппарата, который применяется в стратегиче­ском, инновационном и проектном управлении, с учетом специфики цифровой трансформа­ции представлено концептуальное видение стратегических основ, определяющих место управ­ления цифровой трансформацией в общей системе менеджмента организации.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

549-558 236
Аннотация

Цель. Разработать рекомендации по прогнозированию таможенных рисков в экспортных цепях поставок (ЭЦП) для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Задачи. Рассмотреть специфику и проблематику таможенных рисков с позиции участников ВЭД; предложить вариант классификации таможенных рисков; выделить возможные риско­образующие факторы; сформировать алгоритм прогнозирования.

Методология. Автором в процессе исследования применены общенаучные методы (анализ, синтез, декомпозиция) и специальные научные методы (метод экспертных оценок, правовой анализ).

Результаты. Разработаны и представлены в виде алгоритма рекомендации для участников ВЭД по прогнозированию таможенных рисков в ЭЦП. Предложен вариант визуализации результатов прогноза в виде прогнозной карты.

Выводы. Представлен алгоритм прогнозирования, направленный на повышение эффектив­ности управления таможенными рисками в ЭЦП. Применение указанного алгоритма по­зволит снизить необоснованные логистические издержки экспортеров, что в целом будет содействовать повышению конкурентоспособности ЭЦП и развитию экспортной деятель­ности.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

559-566 1162
Аннотация

Цель. Разработка ориентиров и инструментов стимулирующей денежно-кредитной политики Российской Федерации (РФ), способствующих в условиях введенных санкций повышению темпов роста экономики и ее эффективности.

Задачи. Анализ состояния экономики РФ, основных направлений ее дальнейшего развития и механизмов регулирования; исследование финансового потенциала российской экономики (сбережений и инвестиций) в условиях закрытия доступа на финансовые рынки и к между­народным расчетно-платежным системам развитых стран; изучение реализуемой денежно­-кредитной политики РФ, ее главных составных элементов — монетарной и фискально-бюд­жетной политики, их влияния на экономический рост; анализ современной денежной теории, существующих взглядов российских и зарубежных экономистов на антиинфляционную по­литику в современной рыночной экономике; исследование возможностей финансирования экономического развития за счет роста дефицита бюджетов бюджетной системы РФ и госу­дарственного долга РФ.

Методология. Авторами применен метод анализа в процессе изучения практики монетарно­го и фискально-бюджетного регулирования в России и за рубежом, выполнен экономический анализ. В статье нашли отражение данные исследований российских и иностранных специ­алистов. Использован системный подход, предусматривающий взаимозависимость денежно-­кредитной, бюджетной политики и макроэкономического регулирования экономики, инве­стиций, инновационного развития.

Результаты. Установлена необходимость сочетания осуществляемой сдерживающей антиин­фляционной монетарной политики с мягкой бюджетной политикой, предусматривающей стимулирование модернизации предприятий, внутреннего спроса и предложения за счет целевого бюджетного финансирования в рамках принятых государственных программ со­циально-экономического, структурного и инновационного развития с учетом обоснованных лимитов бюджетного дефицита и государственного долга.

Выводы. В условиях стагфляции целесообразным видится проведение жесткой антиинфля­ционной монетарной политики Банка России, сдерживающей кредитную эмиссию и стиму­лирующей рост сбережений. Закрытие доступа резидентов РФ на финансовые рынки раз­витых стран с избыточными денежными ресурсами, ограниченные возможности роста вну­тренних сбережений и накоплений, недостаточный приток иностранных инвестиций из-за высоких рисков выхода резидентов РФ на внешние рынки повышает значимость целевого бюджетного финансирования в контексте государственных программ расширения и модер­низации производства, структурных преобразований, инновационного развития. Для обо­снования лимитов дефицита государственных и муниципальных бюджетов, долгов необхо­димо применять показатели фискальных разрывов. По мере снижения ключевой ставки Банка России, стабилизации финансового рынка, выполнения показателей целевых программ бюджетное финансирование замещается частными инвестициями, банковским и коммерче­ским кредитованием.

567-573 270
Аннотация

Цель. Рассмотреть принципы и примеры разработки стратегии коммерческого банка на фон­довом рынке.

Задачи. Охарактеризовать принципы разработки стратегии, выявить и описать особенности фондового рынка; обосновать возможность и необходимость присутствия коммерческого банка на фондовом рынке; проанализировать пример стратегии с учетом современных реалий.

Методология. Автором использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез), а также методы стратегического анализа.

Результаты. Разработана стратегия коммерческого банка на фондовом рынке, учитывающая очевидные изменения в экономике, произошедшие в 2022-2023 гг.

Выводы. Процесс разработки стратегии коммерческого банка на фондовом рынке — это мероприятие, требующее комплексного подхода. Данная разработка направлена на дости­жение долгосрочной устойчивости и прибыльности кредитной организации, что требует разработки правил и процедур управления рисками в соответствии с действующим зако­нодательством и международными стандартами. Банк в условиях современной турбулент­ности должен адаптировать свою стратегию к постоянно изменяющимся экономическим условиям.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

574-580 430
Аннотация

Цель. Поиск и аргументация точек роста развития аддитивных производств, а также обо­снование актуальности и значимости новых бизнес-моделей с использованием цифровых платформ.

Задачи. Рассмотреть особенности управления цифровым аддитивным производством; проана­лизировать причины низких темпов развития аддитивных технологий; показать перспекти­вы именно цифрового развития аддитивных производств; обосновать важность развития цифровых платформ аддитивных услуг как новой бизнес-модели и доказать, что цифровое аддитивное производство можно характеризовать как системную инновацию.

Методология. При проведении исследования применены общенаучные методы (анализ, син­тез, монографический, группировка). Изучены лучшие российские и мировые практики, фундаментальные и прикладные труды национальных и зарубежных исследователей, ученых, практиков в области управления, цифровой трансформации с использованием поиска реле­вантных исследований в открытых источниках, как в поисковых системах общего назначения, так и в специализированных поисковых системах и базах данных.

Результаты. Доказано, что цифровое аддитивное производство следует рассматривать как системную инновацию, и ее масштабные преимущества могут быть реализованы, если тех­нология будет дополнена различными инновациями в области продуктов, процессов и услуг. Очевидны, с позиции автора, потенциал и перспективы новой бизнес-модели на онлайн-рынке аддитивного проектирования и производства: цифровой платформы аддитивных услуг для изготовления деталей из различных материалов.

Выводы. Аддитивное производство играет жизненно важную роль в Индустрии 4.0 из-за сокращенного времени цикла экономичного процесса и высокой степени децентрализации производственных процессов. Поэтому для раскрытия их возможностей требуется системный подход с использованием цифровых платформ. Клиенты, которым требуются детали, произ­веденные по этой технологии, могут разместить свои проекты на платформе и найти пар­тнера по производству на основе имеющихся технических ресурсов, особенностей географи­ческого положения и объема предполагаемых затрат. Реализация стратегии проектирования цифровой платформы, которая объединяет все стадии процесса проектирования и произ­водства разных изделий, способствует отслеживанию данных и обеспечению воспроизводи­мости продукции на различных машинах аддитивного производства, значительно повышает потребительскую ценность.

581-592 633
Аннотация

Цель. Рассмотреть влияние пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и специальной военной операции на структуру международного рынка деривативов.

Задачи. Охарактеризовать региональную структуру международного рынка деривативов; про­анализировать специфику торговли по регионам, странам, биржам и базовым активам; выявить ключевые тенденции развития международного рынка деривативов и факторы их образующие в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и специальной военной операции.

Методология. Использованы общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция, классифицирование и др.), а также расчетно-аналитические.

Результаты. В процессе исследования изменений торговой активности на международном рынке деривативов выявлены две ключевые тенденции. Во-первых, Азиатско-Тихоокеанский регион во главе с Индией и Китаем занял лидирующее место в международной структуре торговли деривативами по объему торговли. Американский регион во главе с США и Бра­зилией после начала специальной военной операции существенно отстал в аспекте торговой активности от Азиатско-Тихоокеанского региона, что может повлечь за собой отток капита­ла из Америки в Восточную и Южную Азию. Во-вторых, регион Западной Азии, включающий в себя ряд стран Ближнего и Среднего Востока, во главе с Турцией и Ираном — новый игрок на рынке деривативов, который вступил в конкурентную борьбу с Европейским регионом. В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 регион Западной Азии активно наращивал объемы торговли производными финансовыми инструментами. Наиболее попу­лярными базовыми активами деривативов стали акции, объем торгов которыми в период пандемии приблизился к объему торговли Европейского региона в целом, включающего в себя страны Европейского союза, Великобританию и Россию. После начала специальной военной операции падение объемов в Европейском регионе вывело регион Западной Азии на третье место в международной структуре торговой активности деривативами, что свиде­тельствует о нарастающей конкуренции между Западной Азией и Европой.

Выводы. Трансформация международного рынка, основанная на оттоке торговой активности в Южную, Восточную и Западную Азию в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и специальной военной операции, формирует качественно новое взаимодействие участников на международном рынке деривативов. Индия, Китай, Турция и Иран — новые ключевые игроки рынка в Азиатском регионе. Их взаимодействие создает предпосылки к созданию кон­тура нового экономического взаимовыгодного взаимодействия в мировой системе хозяйство­вания, в которой конкуренция ведется между регионами Южной, Восточной Азии и Америкой, а также между Западной Азией и Европейским регионом. Для формирования более четкого контура участников нового экономического взаимодействия необходимы дальнейшие исследо­вания в области центров капитализации на международном рынке деривативов и базиса их образующего, а также исследования инфраструктурные, направленные на изучение трансат­лантической и континентальной системы соединения бирж.

593-604 370
Аннотация

Цель. Определить характеристики современного этапа цифровизации и на этой основе сфор­мировать управленческий подход к осуществлению цифровой трансформации организации, включающий в себя управленческую модель и рекомендации по ее применению современны­ми организациями.

Задачи. Аргументировать ключевую роль цифровизации в изменении характера процессов, протекающих в организации, а также в экономике и обществе в целом; охарактеризовать предпосылки цифровой трансформации и сгруппировать их; систематизировать вызовы, со­провождающие осуществление цифровой трансформации в современных организациях; пред­ставить управленческую модель цифровой трансформации организации; обосновать необхо­димость проведения технологического аудита в рамках применения данной модели.

Методология. Методологической основой исследования стали концептуальные представления об инновационном развитии и теоретические основы цифровизации, что позволило исполь­зовать систему общенаучных методов и подходов к исследованию, включая анализ и синтез, экспертные оценки, методы факторного анализа, визуализацию и обобщения. Материалом для анализа на этапе подготовки статьи послужили обзоры и аналитические отчеты крупных консалтинговых и исследовательских компаний, а также информация, размещенная на офи­циальных интернет-ресурсах.

Результаты. С помощью авторских предложений обоснована возрастающая роль цифровой трансформации как необходимого элемента информационного общества, изменяющего направ­ленность и характер управленческих и бизнес-процессов современной организации. Охаракте­ризованы предпосылки цифровой трансформации, и представлена их группировка, базирую­щаяся на текущем сценарии цифрового развития, обусловленном стремительным ростом ин­новаций, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность всех организаций. Систематизированы вызовы, с которыми организациям приходится сталкиваться в процессе осуществления цифровой трансформации, а также задачи по их минимизации и преодолению, основанные на постановке проблемных вопросов в рамках оценки цифровой зрелости пред­приятия. Предложена циклическая управленческая модель цифровой трансформации органи­зации, предполагающая четкую последовательность действий с проработкой комплекса управ­ленческих мер стратегической направленности по совершенствованию реализуемых бизнес- процессов. Аргументирована необходимость проведения технологического аудита в рамках применения модели цифровой трансформации, и даны рекомендации по его организации с учетом направленности, масштаба, а также приоритизации осуществляемых действий.

Выводы. На основании анализа публикаций и исследования отличительных характеристик современного этапа управления организацией сделан вывод о том, что проведение цифровой трансформации — сегодня один из важнейших трендов и одновременно вызов для менедж­мента организации. Реализация предложенного автором управленческого подхода должна обеспечить ускоренную интеграцию организации в цифровое пространство и повышение ее стратегической конкурентоспособности.



ISSN 1998-1627 (Print)