АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Цель. Сформировать методический подход, предоставляющий возможность сделать более полной, концентрированной и целенаправленной работу в рамках стратегических направлений маркетинга территорий как основы деятельности региональных органов власти по повышению привлекательности регионов.
Задачи. Выделить стратегические направления повышения привлекательности региона; определить факторы осуществления оценки, роста эффективности и информационного продвижения направления, связанного с повышением привлекательности региона; составить подробное описание факторов, которое нужно учитывать при маркетинговой работе в регионах.
Методология. Построение методического подхода для оценки и реализации стратегических направлений по повышению социально-экономической привлекательности регионов базируется на положениях системного подхода и многофакторного анализа.
Результаты. В рамках изложенного в статье подхода с целью большей социально-экономической привлекательности регионов разработаны следующие элементы региональных стратегических планов: повышение конкурентоспособности регионального продукта, привлечение инвестиций (формирование благоприятного инвестиционного климата), создание благоприятных и комфортных условий для временного пребывания. Осуществление оценки, повышение эффективности и информационного продвижения регионов по данным направлениям даст возможность создать располагающий территориальный имидж для внешних по отношению к региону экономических агентов (например, инвесторов, приезжих).
Выводы. Представленный методический подход позволяет сформировать фундамент для маркетинговой деятельности по развитию стратегических направлений роста уровня социально-экономической привлекательности регионов. Маркетинг регионов выступает неотъемлемой частью их стратегий, обеспечивая решение региональных задач по формированию привлекательного имиджа, что приводит к необходимости учета приведенных блоков и факторов при осуществлении регионального стратегического планирования. Перспективой исследования может стать разработка методик, позволяющих произвести оценку реализации региональной политики в сфере маркетинга территорий.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель. Выявить влияние экологического фактора на конкурентную привлекательность в межрегиональном пространстве России и в отдельных ее регионах.
Задачи. Определить весомость влияния применяемых статистических показателей, отражающих экологическую составляющую конкурентной привлекательности территории на фактор качества жизни и интегральную оценку; проанализировать, в какой степени примененные показатели могут отражать влияние экологических проблем на конкурентную привлекательность качества жизни.
Методология. В настоящем исследовании при рассмотрении и выявлении воздействия экологической составляющей на конкурентную привлекательность регионов применена концепция последовательной детализации изучения влияния факторов конкурентной привлекательности: от общей картины к отдельным используемым показателям экологии.
Результаты. Полученные данные верифицируются на оценках конкурентной привлекательности регионов Северо-Западного федерального округа за 2020 г., рассчитанных на основе официальной статистики.
Выводы. Примененных экологических показателей недостаточно для оценки конкурентной привлекательности регионов. Автором предложено расширить их перечень за счет включения новых индикаторов в факторы экономики, инноваций и человеческого потенциала для более объективного учета влияния экологии на конкурентную привлекательность и устойчивость территориального развития.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Цель. Определить возможности оценки энергоменеджмента муниципалитетов как индикатора дифференциации муниципальных районов по качеству управления в Ленинградской области.
Задачи. Описать энергетические возможности Ленинградской области; оценить влияние энергоменеджмента как практики управления на дифференциацию муниципальных районов по качеству управления; провести сравнение качества общего управления и энергоменеджмента в муниципальных районах.
Методология. Авторами использована современная методология социально-экономических исследований, в том числе применены системный и процессный подходы, метод сравнительного анализа.
Результаты. Выявлено несовпадение общего качества управления (по оцениваемым результатам) и качества энергоменеджмента в муниципальных районах.
Выводы. Очевидной является, согласно авторской позиции, неравномерность качества управления в муниципальных районах. Обоснована необходимость внедрения в практику муниципального управления Ленинградской области Российской Федерации (РФ) более ответственного подхода к решению проблемы повышения энергетической эффективности региональной социально-экономической системы как цели энергоменеджмента, который следует рассматривать как средство совершенствования системы общественного производства (благ и услуг) и улучшения качества среды и жизни населения исследуемого региона.
Цель. Разработка сценарных прогнозов динамики показателей развития регионов с учетом уровня сбалансированности инновационных процессов.
Задачи. Определение факторов сбалансированности экономического и инновационного развития регионов; формирование матрицы сбалансированного инновационного развития; разработка методики расчета интегрального показателя сбалансированного инновационного развития регионов; анализ динамики показателя сбалансированного инновационного развития сигнальных регионов Приволжского федерального округа (ПФО); подготовка сценарных прогнозов показателя сбалансированного инновационного развития сигнальных регионов ПФО.
Методология. Автором использованы общенаучные и специальные методы исследования с учетом их познавательного потенциала. В числе последних — корреляционно-регрессионный, дискриминантный и кластерный виды анализа, контент-анализ, графическое изображение, а также методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. В ходе статистической обработки данных применен программный продукт SPSS Statistics.
Результаты. Предложенная методика расчета показателя сбалансированного инновационного развития основана на использовании представлений о внутренних факторах сбалансированности, включающих в себя соответствие экономических систем признакам устойчивости и равновесности, а также пропорциональности изменений ее элементов.
Выводы. Методика, обоснованная автором, дополняет аналитический инструментарий исследования закономерностей инновационного развития за счет включения в ее состав показателей уровня сбалансированности и их влияния на динамику экономических индикаторов. Полученные выводы могут быть использованы для уточнения прогнозов показателей экономического развития регионов с учетом состояния инновационных процессов.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Выявить особенности и перспективы трансформации топ-менеджмента с применением новых компетенций в системе управления компанией на основе всеобщей цифровизации в экономике.
Задачи. Описать основные предпосылки трансформации менеджмента в условиях цифрови- зации; проанализировать важность внедрения новых профессиональных компетенций в управленческой системе, которые позволили бы адаптироваться в изменяющихся рыночных условиях цифровой экономики, а также выявить трудности на пути трансформации менеджмента высшего уровня в условиях неопределенности.
Методология. Автором использованы общенаучные методы, в том числе наблюдения и анализа, а также прикладные методы структурного и системного анализа.
Результаты. Новые изменения в управлении предприятием в обусловленной цифровой среде формируют новые профессиональные компетенции на уровне топ-менеджмента, что позволяет руководителям высшего звена решать многие проблемы в условиях неопределенности и эффективно руководить компанией в целом. Статья может быть полезна для руководителей высшего управления, топ-менеджеров и практиков, заинтересованных в развитии и применении современных методов управления компанией с учетом профессиональных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения как вне, так и внутри компании под воздействием цифровизации.
Выводы. В условиях цифровой экономики многократно возрастает эффективность управленческих решений на уровне высшего руководства с использованием цифровых технологий, в частности алгоритмов и возможностей применения виртуальной реальности с учетом новых профессиональных компетенций. Управляющая система становится усовершенствованной, поскольку включает в себя и охватывает набор всевозможных преобразований при осуществлении управленческих решений в отношении работников компании.
Цель. Определить сущность цифровой трансформации как объекта управления, а также сформулировать концептуальные положения и стратегические основы управления инновационными цифровыми проектами в системе менеджмента организации.
Задачи. Исследовать суть цифровой трансформации, представляя ее как область взаимного пересечения стратегического, инновационного и проектного управления; проанализировать понятийный аппарат, применяющийся по отношению к важнейшим категориям перечисленных систем управления; провести сравнительный анализ основных сущностных характеристик рассматриваемых систем управления; определить сущность управления инновационными цифровыми проектами и его место в общей системе менеджмента организации; выделить стратегические основы управления инновационными цифровыми проектами.
Методология. В исследовании использованы методы логического и сравнительного анализа, аналитической обработки информации, а также графическое представление информации. Основой исследования выступили стандартизированные подходы к формированию систем менеджмента, описанные в соответствующих национальных и международных стандартах.
Результаты. Исследована сущность цифровой трансформации, которая представлена как область взаимного пересечения стратегического, инновационного и проектного управления, что позволило рассматривать проекты в сфере цифровизации в составе инновационных проектов, реализуемых организацией. Исследован понятийный аппарат использующийся по отношению к наиболее значимым категориям перечисленных систем управления, и на этой основе представлено авторское видение процесса цифровой трансформации. По результатам проведенного сравнительного анализа главных сущностных характеристик стратегического, инновационного и проектного управления показана структура системы инновационного менеджмента организации, целевой функцией которой является создание инновационной ценности. Определена сущность управления инновационными цифровыми проектами, его место в общей системе менеджмента организации, которое обусловлено взаимодействием между элементами внешней и внутренней цифровой среды на базе тесной связи между различными уровнями управления. Выделены стратегические основы управления инновационными цифровыми проектами, базирующиеся на концептуальном видении взаимосвязи и взаимозависимости его компонентов.
Выводы. На основе исследования цифровой трансформации как объекта управления, по результатам проведенного анализа понятийного аппарата, который применяется в стратегическом, инновационном и проектном управлении, с учетом специфики цифровой трансформации представлено концептуальное видение стратегических основ, определяющих место управления цифровой трансформацией в общей системе менеджмента организации.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель. Разработать рекомендации по прогнозированию таможенных рисков в экспортных цепях поставок (ЭЦП) для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Задачи. Рассмотреть специфику и проблематику таможенных рисков с позиции участников ВЭД; предложить вариант классификации таможенных рисков; выделить возможные рискообразующие факторы; сформировать алгоритм прогнозирования.
Методология. Автором в процессе исследования применены общенаучные методы (анализ, синтез, декомпозиция) и специальные научные методы (метод экспертных оценок, правовой анализ).
Результаты. Разработаны и представлены в виде алгоритма рекомендации для участников ВЭД по прогнозированию таможенных рисков в ЭЦП. Предложен вариант визуализации результатов прогноза в виде прогнозной карты.
Выводы. Представлен алгоритм прогнозирования, направленный на повышение эффективности управления таможенными рисками в ЭЦП. Применение указанного алгоритма позволит снизить необоснованные логистические издержки экспортеров, что в целом будет содействовать повышению конкурентоспособности ЭЦП и развитию экспортной деятельности.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Цель. Разработка ориентиров и инструментов стимулирующей денежно-кредитной политики Российской Федерации (РФ), способствующих в условиях введенных санкций повышению темпов роста экономики и ее эффективности.
Задачи. Анализ состояния экономики РФ, основных направлений ее дальнейшего развития и механизмов регулирования; исследование финансового потенциала российской экономики (сбережений и инвестиций) в условиях закрытия доступа на финансовые рынки и к международным расчетно-платежным системам развитых стран; изучение реализуемой денежно-кредитной политики РФ, ее главных составных элементов — монетарной и фискально-бюджетной политики, их влияния на экономический рост; анализ современной денежной теории, существующих взглядов российских и зарубежных экономистов на антиинфляционную политику в современной рыночной экономике; исследование возможностей финансирования экономического развития за счет роста дефицита бюджетов бюджетной системы РФ и государственного долга РФ.
Методология. Авторами применен метод анализа в процессе изучения практики монетарного и фискально-бюджетного регулирования в России и за рубежом, выполнен экономический анализ. В статье нашли отражение данные исследований российских и иностранных специалистов. Использован системный подход, предусматривающий взаимозависимость денежно-кредитной, бюджетной политики и макроэкономического регулирования экономики, инвестиций, инновационного развития.
Результаты. Установлена необходимость сочетания осуществляемой сдерживающей антиинфляционной монетарной политики с мягкой бюджетной политикой, предусматривающей стимулирование модернизации предприятий, внутреннего спроса и предложения за счет целевого бюджетного финансирования в рамках принятых государственных программ социально-экономического, структурного и инновационного развития с учетом обоснованных лимитов бюджетного дефицита и государственного долга.
Выводы. В условиях стагфляции целесообразным видится проведение жесткой антиинфляционной монетарной политики Банка России, сдерживающей кредитную эмиссию и стимулирующей рост сбережений. Закрытие доступа резидентов РФ на финансовые рынки развитых стран с избыточными денежными ресурсами, ограниченные возможности роста внутренних сбережений и накоплений, недостаточный приток иностранных инвестиций из-за высоких рисков выхода резидентов РФ на внешние рынки повышает значимость целевого бюджетного финансирования в контексте государственных программ расширения и модернизации производства, структурных преобразований, инновационного развития. Для обоснования лимитов дефицита государственных и муниципальных бюджетов, долгов необходимо применять показатели фискальных разрывов. По мере снижения ключевой ставки Банка России, стабилизации финансового рынка, выполнения показателей целевых программ бюджетное финансирование замещается частными инвестициями, банковским и коммерческим кредитованием.
Цель. Рассмотреть принципы и примеры разработки стратегии коммерческого банка на фондовом рынке.
Задачи. Охарактеризовать принципы разработки стратегии, выявить и описать особенности фондового рынка; обосновать возможность и необходимость присутствия коммерческого банка на фондовом рынке; проанализировать пример стратегии с учетом современных реалий.
Методология. Автором использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез), а также методы стратегического анализа.
Результаты. Разработана стратегия коммерческого банка на фондовом рынке, учитывающая очевидные изменения в экономике, произошедшие в 2022-2023 гг.
Выводы. Процесс разработки стратегии коммерческого банка на фондовом рынке — это мероприятие, требующее комплексного подхода. Данная разработка направлена на достижение долгосрочной устойчивости и прибыльности кредитной организации, что требует разработки правил и процедур управления рисками в соответствии с действующим законодательством и международными стандартами. Банк в условиях современной турбулентности должен адаптировать свою стратегию к постоянно изменяющимся экономическим условиям.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Цель. Поиск и аргументация точек роста развития аддитивных производств, а также обоснование актуальности и значимости новых бизнес-моделей с использованием цифровых платформ.
Задачи. Рассмотреть особенности управления цифровым аддитивным производством; проанализировать причины низких темпов развития аддитивных технологий; показать перспективы именно цифрового развития аддитивных производств; обосновать важность развития цифровых платформ аддитивных услуг как новой бизнес-модели и доказать, что цифровое аддитивное производство можно характеризовать как системную инновацию.
Методология. При проведении исследования применены общенаучные методы (анализ, синтез, монографический, группировка). Изучены лучшие российские и мировые практики, фундаментальные и прикладные труды национальных и зарубежных исследователей, ученых, практиков в области управления, цифровой трансформации с использованием поиска релевантных исследований в открытых источниках, как в поисковых системах общего назначения, так и в специализированных поисковых системах и базах данных.
Результаты. Доказано, что цифровое аддитивное производство следует рассматривать как системную инновацию, и ее масштабные преимущества могут быть реализованы, если технология будет дополнена различными инновациями в области продуктов, процессов и услуг. Очевидны, с позиции автора, потенциал и перспективы новой бизнес-модели на онлайн-рынке аддитивного проектирования и производства: цифровой платформы аддитивных услуг для изготовления деталей из различных материалов.
Выводы. Аддитивное производство играет жизненно важную роль в Индустрии 4.0 из-за сокращенного времени цикла экономичного процесса и высокой степени децентрализации производственных процессов. Поэтому для раскрытия их возможностей требуется системный подход с использованием цифровых платформ. Клиенты, которым требуются детали, произведенные по этой технологии, могут разместить свои проекты на платформе и найти партнера по производству на основе имеющихся технических ресурсов, особенностей географического положения и объема предполагаемых затрат. Реализация стратегии проектирования цифровой платформы, которая объединяет все стадии процесса проектирования и производства разных изделий, способствует отслеживанию данных и обеспечению воспроизводимости продукции на различных машинах аддитивного производства, значительно повышает потребительскую ценность.
Цель. Рассмотреть влияние пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и специальной военной операции на структуру международного рынка деривативов.
Задачи. Охарактеризовать региональную структуру международного рынка деривативов; проанализировать специфику торговли по регионам, странам, биржам и базовым активам; выявить ключевые тенденции развития международного рынка деривативов и факторы их образующие в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и специальной военной операции.
Методология. Использованы общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция, классифицирование и др.), а также расчетно-аналитические.
Результаты. В процессе исследования изменений торговой активности на международном рынке деривативов выявлены две ключевые тенденции. Во-первых, Азиатско-Тихоокеанский регион во главе с Индией и Китаем занял лидирующее место в международной структуре торговли деривативами по объему торговли. Американский регион во главе с США и Бразилией после начала специальной военной операции существенно отстал в аспекте торговой активности от Азиатско-Тихоокеанского региона, что может повлечь за собой отток капитала из Америки в Восточную и Южную Азию. Во-вторых, регион Западной Азии, включающий в себя ряд стран Ближнего и Среднего Востока, во главе с Турцией и Ираном — новый игрок на рынке деривативов, который вступил в конкурентную борьбу с Европейским регионом. В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 регион Западной Азии активно наращивал объемы торговли производными финансовыми инструментами. Наиболее популярными базовыми активами деривативов стали акции, объем торгов которыми в период пандемии приблизился к объему торговли Европейского региона в целом, включающего в себя страны Европейского союза, Великобританию и Россию. После начала специальной военной операции падение объемов в Европейском регионе вывело регион Западной Азии на третье место в международной структуре торговой активности деривативами, что свидетельствует о нарастающей конкуренции между Западной Азией и Европой.
Выводы. Трансформация международного рынка, основанная на оттоке торговой активности в Южную, Восточную и Западную Азию в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и специальной военной операции, формирует качественно новое взаимодействие участников на международном рынке деривативов. Индия, Китай, Турция и Иран — новые ключевые игроки рынка в Азиатском регионе. Их взаимодействие создает предпосылки к созданию контура нового экономического взаимовыгодного взаимодействия в мировой системе хозяйствования, в которой конкуренция ведется между регионами Южной, Восточной Азии и Америкой, а также между Западной Азией и Европейским регионом. Для формирования более четкого контура участников нового экономического взаимодействия необходимы дальнейшие исследования в области центров капитализации на международном рынке деривативов и базиса их образующего, а также исследования инфраструктурные, направленные на изучение трансатлантической и континентальной системы соединения бирж.
Цель. Определить характеристики современного этапа цифровизации и на этой основе сформировать управленческий подход к осуществлению цифровой трансформации организации, включающий в себя управленческую модель и рекомендации по ее применению современными организациями.
Задачи. Аргументировать ключевую роль цифровизации в изменении характера процессов, протекающих в организации, а также в экономике и обществе в целом; охарактеризовать предпосылки цифровой трансформации и сгруппировать их; систематизировать вызовы, сопровождающие осуществление цифровой трансформации в современных организациях; представить управленческую модель цифровой трансформации организации; обосновать необходимость проведения технологического аудита в рамках применения данной модели.
Методология. Методологической основой исследования стали концептуальные представления об инновационном развитии и теоретические основы цифровизации, что позволило использовать систему общенаучных методов и подходов к исследованию, включая анализ и синтез, экспертные оценки, методы факторного анализа, визуализацию и обобщения. Материалом для анализа на этапе подготовки статьи послужили обзоры и аналитические отчеты крупных консалтинговых и исследовательских компаний, а также информация, размещенная на официальных интернет-ресурсах.
Результаты. С помощью авторских предложений обоснована возрастающая роль цифровой трансформации как необходимого элемента информационного общества, изменяющего направленность и характер управленческих и бизнес-процессов современной организации. Охарактеризованы предпосылки цифровой трансформации, и представлена их группировка, базирующаяся на текущем сценарии цифрового развития, обусловленном стремительным ростом инноваций, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность всех организаций. Систематизированы вызовы, с которыми организациям приходится сталкиваться в процессе осуществления цифровой трансформации, а также задачи по их минимизации и преодолению, основанные на постановке проблемных вопросов в рамках оценки цифровой зрелости предприятия. Предложена циклическая управленческая модель цифровой трансформации организации, предполагающая четкую последовательность действий с проработкой комплекса управленческих мер стратегической направленности по совершенствованию реализуемых бизнес- процессов. Аргументирована необходимость проведения технологического аудита в рамках применения модели цифровой трансформации, и даны рекомендации по его организации с учетом направленности, масштаба, а также приоритизации осуществляемых действий.
Выводы. На основании анализа публикаций и исследования отличительных характеристик современного этапа управления организацией сделан вывод о том, что проведение цифровой трансформации — сегодня один из важнейших трендов и одновременно вызов для менеджмента организации. Реализация предложенного автором управленческого подхода должна обеспечить ускоренную интеграцию организации в цифровое пространство и повышение ее стратегической конкурентоспособности.