Цифровая трансформация как объект управления: исследование понятийного аппарата и стратегических основ
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-5-539-548
Аннотация
Цель. Определить сущность цифровой трансформации как объекта управления, а также сформулировать концептуальные положения и стратегические основы управления инновационными цифровыми проектами в системе менеджмента организации.
Задачи. Исследовать суть цифровой трансформации, представляя ее как область взаимного пересечения стратегического, инновационного и проектного управления; проанализировать понятийный аппарат, применяющийся по отношению к важнейшим категориям перечисленных систем управления; провести сравнительный анализ основных сущностных характеристик рассматриваемых систем управления; определить сущность управления инновационными цифровыми проектами и его место в общей системе менеджмента организации; выделить стратегические основы управления инновационными цифровыми проектами.
Методология. В исследовании использованы методы логического и сравнительного анализа, аналитической обработки информации, а также графическое представление информации. Основой исследования выступили стандартизированные подходы к формированию систем менеджмента, описанные в соответствующих национальных и международных стандартах.
Результаты. Исследована сущность цифровой трансформации, которая представлена как область взаимного пересечения стратегического, инновационного и проектного управления, что позволило рассматривать проекты в сфере цифровизации в составе инновационных проектов, реализуемых организацией. Исследован понятийный аппарат использующийся по отношению к наиболее значимым категориям перечисленных систем управления, и на этой основе представлено авторское видение процесса цифровой трансформации. По результатам проведенного сравнительного анализа главных сущностных характеристик стратегического, инновационного и проектного управления показана структура системы инновационного менеджмента организации, целевой функцией которой является создание инновационной ценности. Определена сущность управления инновационными цифровыми проектами, его место в общей системе менеджмента организации, которое обусловлено взаимодействием между элементами внешней и внутренней цифровой среды на базе тесной связи между различными уровнями управления. Выделены стратегические основы управления инновационными цифровыми проектами, базирующиеся на концептуальном видении взаимосвязи и взаимозависимости его компонентов.
Выводы. На основе исследования цифровой трансформации как объекта управления, по результатам проведенного анализа понятийного аппарата, который применяется в стратегическом, инновационном и проектном управлении, с учетом специфики цифровой трансформации представлено концептуальное видение стратегических основ, определяющих место управления цифровой трансформацией в общей системе менеджмента организации.
Об авторе
Е. И. ПавловаРоссия
Елизавета Ивановна Павлова, начальник отдела программ развития и технологического консалтинга
195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29
Список литературы
1. Харламова Т. Л. Влияние управления инновациями на национальную экономическую безопасность // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 8 апреля 2022 г. / сост. Н. В. Мячин. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. С. 254-258.
2. ГОСТ Р 54147-2010. Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200086161 (дата обращения: 07.04.2023).
3. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200089604 (дата обращения: 07.04.2023).
4. Bracker J. The historical development of the strategic management concept // Academy of Management Review. 1980. Vol. 5. No. 2. P. 219-224. DOI: 10.5465/amr.1980.4288731
5. Hill C. W. L., Jones G. R. Strategic management: An integrated approach. Mason, OH: South-Western, 2007. 518 p.
6. Cannon T. J. Business strategy and policy. New York, NY: Harcourt, Brace and World, 1968. 574 p. (Harbrace Series in Business and Economics).
7. Strategic planning handbook and managers implementation tools. Southern University at New Orleans: Academic years 2006-2011. New Orleans, LA: Southern University at New Orleans, 2010. 56 p. URL: https://docs.google.com/gview?url=https://pdf-doc.net/download/11c83171126439e530e0cdbd49dccf9d.pdf (дата обращения: 07.04.2023).
8. Glaister K. W., Falshaw J. R. Strategic planning: Still going strong? // Long Range Planning. 1999. Vol. 32. No. 1. P. 107-116. DOI: 10.1016/S0024-6301(98)00131-9
9. Schendel D., Hofer C. W., eds. Strategic management: A new view of business policy and planning. Boston, MA: Little, Brown and Co., 1979. 538 p.
10. Ansoff H. I. Corporate strategy: An analytic approach to business policy for growth and expansion. New York, NY: McGraw-Hill Book Co., 1965. 241 p.
11. Drucker P. F. The practice of management. New York, NY: Harper and Row, 1954. 414 p.
12. Godet M. The art of scenarios and strategic planning: Tools and pitfalls // Technological Forecasting and Social Change. 2000. Vol. 65. No. 1. P. 3-22. DOI: 10.1016/S0040-1625(99)00120-1
13. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник. 6-е изд. СПб.: Питер, 2011. 448 с.
14. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 271 с.
15. Schumpeter J. A. The theory of economic development: An inquiry into profits, capital, credit, interest, and the business cycle. London: Transaction Publishers, 1983. 244 p.
16. De Vries H., Bekkers V., Tummers L. Innovation in the public sector: A systematic review and future research agenda // Public Administration. 2016. Vol. 94. No. 1. P. 146-166. DOI: 10.1111/padm.12209
17. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить // Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ. URL: https://strategy.cdto.ranepa.ru (дата обращения: 10.03.2023).
18. Плотников В. А., Маслюк А. В. Перспективы цифровизации процессов государственного управления // Управленческое консультирование. 2022. № 3(159). С. 87-94. DOI: 10.22394/1726-1139-2022-3-87-94
19. Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года: решение Высшего совета ЕАЭС от 11 октября 2017 г. № 12 // Таможенные документы: онлайн-справочник // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/17vr0012/ (дата обращения: 23.04.2023).
20. ГОСТ Р ИСО 56002-2020. Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/566284585 (дата обращения: 23.04.2023).
21. ГОСТ Р 58184-2018. Система менеджмента проектной деятельности. Основные положения // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200159995 (дата обращения: 11.04.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Павлова Е.И. Цифровая трансформация как объект управления: исследование понятийного аппарата и стратегических основ. Экономика и управление. 2023;29(5):539-548. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-5-539-548
For citation:
Pavlova E.I. Digital transformation as an object of management: Exploring the conceptual apparatus and strategic foundations. Economics and Management. 2023;29(5):539-548. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-5-539-548