Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 29, № 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

372-380 429
Аннотация

Цель. Выявление ключевых особенностей и тенденций в процессе торговли машиностроительной продукцией между Россией и государствами Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в 2020–2022 гг.

Задачи. Проанализировать динамику торговых связей России со странами ЦВЕ в области машиностроения (в том числе электроники и электротехники) в условиях санкций; определить основные товарные группы в структуре машиностроительного сектора в торговле между Россией и странами ЦВЕ; выявить воздействие западных санкций на торговлю машиностроительной продукцией между Россией и государствами ЦВЕ.

Методология. Авторами использованы такие методы исследования, как статистический анализ, наблюдение, обобщение, описание и графическое моделирование.

Результаты. Полученные в процессе анализа результаты свидетельствуют о том, что экспорт машиностроительной продукции государств ЦВЕ преобладает над соответствующим российским экспортом в данный регион. Санкционные условия определили неблагоприятную долгосрочную тенденцию в торговле машиностроительной продукцией между Россией и странами ЦВЕ.

Выводы. Анализируемые в настоящей статье торгово-экономические показатели продемонстрировали снижение объемов торгового взаимодействия между РФ и странами ЦВЕ в машиностроительной сфере, в особенности резкое снижение экспорта государств региона в Россию. В условиях санкций обе стороны несут экономические убытки, которые более высоки у государств ЦВЕ. Замораживая торговые отношения с Россией, страны ЦВЕ оказываются лишенными существующих выгод и занятой ниши на российском рынке. Более того, государствам данного региона сложно будет найти новые рынки сбыта машиностроительной продукции и возместить убытки вследствие отказа от экспорта в Россию.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

381-388 495
Аннотация

Цель. Выявить существующие тенденции на мировом рынке корпоративных облигаций с экологическими, социальными и управленческими целями выпуска (ESG-облигаций) и оценить перспективы их развития.

Задачи. Провести анализ сегментов мирового рынка ESG-облигаций; раскрыть причины складывающихся тенденций, а также их влияние на состояние глобального ЕSG-финансирования.

Методология. Автором применены методы общенаучного познания, в частности индукция и дедукция, синтез, компаративный и ретроспективный анализ. Изучены основополагающие нормативные документы таксономии ESG-облигаций, проанализированы статистические данные из репрезентативных источников. Среди них — International Capital Market Association, SPGlobal, Barclays, Goldman Sachs, Refinitiv, Climate Bond Initiative.

Результаты. На основе проведенного исследования установлены причины активного роста в 2021 г. и замедления развития мирового рынка ESG-облигаций в 2022 г., оценены его перспективы в краткосрочном периоде. Перспективы систематизированы по разновидностям ESG-облигаций. При анализе взаимовлияния глобальных тенденций на состояние мирового рынка ESG-облигаций выявлено превалирование экстернальных факторов.

Выводы. По результатам анализа инструментарий ESG-облигаций представляется инвестиционно-релевантным. Основные дискуссии 2022 г. в отношении мирового ESG-долга концентрировались вокруг рыночного качества и вероятного гринвошинга. В этих направлениях проводится интенсивная работа на макро- и микроуровнях. Объемы выпуска ESG-облигаций в 2023 г. должны быть восстановлены по мере стабилизации процентных ставок в развитых странах и снижения темпов глобальной инфляции. Ожидания экспертов и прогнозные оценки на 2023 г. в целом позитивны, однако тревогу вызывает качество «зеленых» облигаций и облигаций, связанных с устойчивым развитием.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

389-397 358
Аннотация

Цель. Разработка методического подхода к оценке институциональной среды инновационных процессов в мезоэкономических образованиях с использованием интегрального индекса.

Задачи. Сравнительный анализ методических подходов к оценке институциональной среды экономических и инновационных процессов в России и за рубежом, выявление их преимуществ и ограничений; определение институциональных факторов, влияющих на состояние инновационных процессов в мезоэкономических образованиях; разработка структуры индекса «Институциональная среда инновационного развития мезоэкономических образований»; обоснование состава субиндексов, интеграция которых позволяет объективно оценить эффективность институтов, регламентирующих инновационные процессы.

Методология. Автором использован индексный метод факторного анализа, который позволяет инкорпорировать в интегральный индекс показатели состояния институтов, регламентирующих инновационные процессы в мезообразованиях. Данные показатели отражают результативность функционирования общегосударственных институтов, эффективность институционального воздействия социальных реформ, институциональную эффективность развития человеческого капитала. Особенность предложенной методики заключается в том, что индикативные показатели эффективности институциональной среды в процессе вычисления индекса приводят к сопоставимому виду путем процентного нормирования относительно пороговой величины показателя, обусловливая их дальнейшую интеграцию с учетом равного значения весовых коэффициентов всех показателей.

Результаты. Предложенная методика расчета интегрального показателя состояния институциональной среды инновационных процессов основана на использовании официальных данных государственной статистики, что обеспечивает верифицируемость, достоверность получаемых результатов, а также возможность их использования при составлении рейтингов российских регионов по уровню социально-экономического и инновационного развития.

Выводы. Предложенная методика — это развитие теоретических представлений об институциональной среде. Данная методика дополняет аналитический инструментарий ее оценки, что может стать основанием для разработки новых и корректировки используемых мер регулирования инновационных процессов в российских регионах.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

398-406 413
Аннотация

Цель. Определить совокупность факторов, которые влияют на качественный и эффективный переход к политике Diversity, Equity & Inclusion (DE&I), то есть многообразия, равенства и инклюзивности.

Задачи. Проанализировать различные аспекты, влияющие на процесс внедрения идеологии многообразия, равенства и инклюзивности в современных условиях; выявить возможные причины разрыва между стратегией компании и частными кадровыми решениями, устранив которые, бизнес сможет шагнуть вперед к достижению целей, связанных с концепцией DE&I.

Методология. Авторами использованы такие методы, как логика, анализ, изучение литературы, документов и результатов исследований, посвященных данной теме, моделирование.

Результаты. Сегодня большое количество организаций стремится к модернизации многих бизнес-процессов, сталкиваясь с рядом трудностей социального характера. Фокус на многообразии, равенстве и инклюзивности в рабочем процессе является одной из таких проблем. В статье рассмотрен вопрос перехода компаний к политике DE&I (многообразия, равенства, инклюзивности). Проанализированы различные аспекты, влияющие на процесс внедрения данной идеологии в современных условиях. Раскрыты возможные причины разрыва между стратегией компании и частными кадровыми решениями, изучив которые, бизнес сможет реализовать задачи, связанные с концепцией DE&I.

Выводы. Разнообразие и вовлеченность способствуют созданию атмосферы, в которой персонал чувствует себя уверенно, делится своими идеями, уважая мнение каждого из коллектива, даже если оно отличается от иных точек зрения. Рабочая культура инклюзивности и многообразия формирует почву для повышения конкурентоспособности компании на рынке. В современных реалиях политика, основанная на многообразии, равенстве и инклюзивности, приобретает ценность, поскольку выступает важным фактором успеха организации и источником благополучия сотрудников. Поэтому каждый грамотный руководитель должен тщательно про думывать все этапы внедрения технологии DE&I.

407-413 430
Аннотация

Цель. Выявить факторы, оказывающие существенное влияние на реализацию масштабны проектов.

Задачи. Проанализировать практики управления крупными проектами; раскрыть проблемы, возникающие при управлении такими проектами; охарактеризовать факторы удорожания крупных проектов; исследовать особенности инфраструктурных проектов.

Методология. Авторами использованы общие методы научного познания и анализа, табличный метод.

Результаты. В последние десятилетия в мире все чаще реализуются мегапроекты, которые имеют решающее значение для экономического роста и социального процветания. К характерным чертам большинства крупных проектов и инфраструктурных проектов относится перерасход средств, задержки во времени и часто недостижение ожидаемых доходов по сравнению с изначально запланированным. В процессе осуществления крупных проектов происходит столкновение с различными проблемами, такими как чрезвычайная техническая и социальная сложность, плохая реализация, низкие показатели безопасности строительства и значительное воздействие на общество, условия жизни людей и окружающую среду. Одна из причин сложившейся ситуации — отсутствие научно обоснованной методологической изученности вопросов управления крупными проектами в условиях изменяющейся внешней среды и риска неопределенности. Успех проекта как многомерной структуры включает в себя технические и управленческие аспекты, а также экономические и стратегические цели.

Выводы. Анализ существующих практик управления крупными проектами позволил выявить недостатки сложившихся подходов, проявляющиеся в организационных ошибках, ошибках планирования, а также в экономических, геополитических и экологических рисках. Мегапроекты требуют сложных стратегий управления для обеспечения бесперебойной реализации, таких как внедрение системы управления рисками, продвижение партнерства и создание информационных платформ. Можно констатировать значительный мировой опыт реализации крупных проектов. Однако выявленные в процессе исследования недостатки позволяют утверждать, что ряд вопросов в сфере теории и практики управления данными проектами методологически остаются не в полной мере разработанными.

414-422 349
Аннотация

Цель. Усовершенствовать существующие методы экономического обоснования аутсорсинга.

Задачи. Проанализировать существующие модели аутсорсинга; выявить их типовые этапы; исследовать качественные и количественные методы экономического обоснования аутсорсинга, определить их достоинства и недостатки; разработать модель, которая позволит точнее обосновать целесообразность аутсорсинга бизнес-процессов.

Методология. В настоящей статье с помощью научного, аналитического, обобщенного и сравнительного методов проведен анализ существующих моделей аутсорсинга, выявлены их типовые этапы. Использованы качественные и количественные методы экономического обоснования передачи бизнес-процессов внешнему исполнителю, определены их достоинства и недостатки. При этом внимание акцентировано на методических проблемах количественного обоснования аутсорсинга.

Результаты. Разработана модель, позволяющая точнее рассчитать стоимость вспомогательных бизнес-процессов промышленного предприятия с учетом цикличных экономических отношений между ними. На первом ее этапе осуществлено многоцикличное отнесение затрат вспомогательных бизнес-процессов на процессы-потребители, проведена проверка выполнения условий завершения цикличных расчетов; на втором — рассчитана действительная стоимость бизнес-процессов. На основе данной модели сформирован алгоритм экономического обоснования аутсорсинга бизнес-процессов промышленного предприятия.

Выводы. Во-первых, общим недостатком существующего инструментария обоснования аутсорсинга является проблематичность оценки влияния передачи внешнему исполнителю одного или нескольких бизнес-процессов на их систему в целом и экономические результаты хозяйственной деятельности. Во-вторых, с целью устранения недостатков существующего инструментария разработана авторская модель расчета действительной стоимости вспомогательных бизнес-процессов. В-третьих, в основе авторского алгоритма экономического обоснования аутсорсинга бизнес-процессов промышленного предприятия находится сравнение действительных стоимостей бизнес-процесса при выполнении его собственными силами предприятия и сторонним исполнителем.

423-434 389
Аннотация

Цель. Проведение сравнительной оценки конкурентоспособности электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) среднего ценового сегмента и их экстернальных издержек на примере города Москвы.

Задачи. Описание методологии и оценка совокупной стоимости владения электрическим автомобилем «Москвич 3е» и его бензиновым аналогом «Москвич 3»; расчет экстернальных издержек электромобиля и автомобиля с бензиновым двигателем, связанных с выбросами парниковых газов и загрязняющих воздух веществ; оценка совокупной стоимости для общества.

Методология. В целях сравнительной оценки конкурентоспособности автомобилей с разными типами двигателей использован метод оценки совокупной стоимости владения; в аспекте получения совокупной стоимости для общества путем экономической оценки выбросов рассчитаны экстернальные издержки, связанные с изменением климата и загрязнением атмосферного воздуха.

Результаты. В настоящее время совокупная стоимость пятилетнего владения электромобилем «Москвич 3е» выше по сравнению с автомобилем «Москвич 3» практически на 461 тыс. руб., даже с учетом существующих в Москве мер поддержки. Разница в экстернальных издержках, обусловленных выбросами парниковых газов и загрязняющих воздух веществ, составляет 68,3 тыс. руб. Электромобиль является более экологичным и вносит меньший вклад в изменение климата. Разница в совокупной стоимости пятилетнего владения электромобилем «Москвич 3е» и его бензиновым аналогом с учетом экстернальных издержек (совокупная стоимость для общества) составляет 392 тыс. руб. Это означает, что интернализация экстернальных затрат может повысить конкурентоспособность электромобиля.

Выводы. Проведенное исследование позволит потенциальным покупателям оценить реальную ценовую доступность интересующих их транспортных средств, в частности транспортных средств «Москвич 3» и «Москвич 3е». Полученные результаты могут послужить базой для дальнейшего развития мер поддержки электрического автомобильного транспорта в Москве, например, при расчете размера субсидии, необходимой для обеспечения конкурентоспособности электромобилей среднего ценового сегмента.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

435-442 274
Аннотация

Цель. Охарактеризовать элементы оценки совокупного эффекта для региона от проектов развития транспортного и смежных секторов экономики Российской Федерации (РФ).

Задачи. Исследовать динамику изменения объемов пассажиропотока в Дальневосточном регионе на примере АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»; идентифицировать точки роста авиаперевозок; изучить возможность развития региона на основе вложения инвестиций в туристический бизнес региона; предложить подход к оценке совокупного регионального эффекта от проектов развития транспортного и смежных секторов экономики региона.

Методология. Использованы известные методы оценки интегрального, отраслевого, мультипликативного эффектов. Предложенный подход разработан на основе формирования совокупного регионального эффекта, учитывающего преимущества изученных методов, а также метода прямого счета генерируемых эффектов.

Результаты. Выявлены тенденции развития и динамика пассажиропотока на Дальнем Востоке на примере АО «Аэропорт Южно-Сахалинск», динамика и современные тренды авиаперевозок на фоне влияния внешних факторов, в том числе по маршрутам в Китай. Определены возможности развития туристских направлений между Китаем и Россией, потребности в обеспечении турбизнеса Дальнего Востока. Предложен подход к описанию совокупного регионального эффекта от проектов развития авиационной и туристической инфраструктуры региона, который в дальнейшем может быть положен в основу разработки соответствующей методики расчета эффектов.

Выводы. Результаты исследования необходимо использовать для создания методики оценки совокупных региональных эффектов от проектов развития транспортного и смежных секторов экономики на основе мультипликативных эффектов.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

443-452 358
Аннотация

Цель. Обосновать необходимость построения системы управления затратами в условиях конкурентной среды и выявить ключевые вопросы, обеспечивающие ее эффективное функционирование.

Задачи. Изложить основные подходы к понятию «система управления затратами», исследовать сущность данной системы посредством ее элементов и установить взаимосвязи между ними; определить, какие методы системы наиболее предпочтительны для успешного выполнения каждой ее функции; сформулировать рекомендации относительно эффективной организации системы управления затратами в современных условиях.

Методология. В процессе исследования использованы общенаучные методы; обобщение результатов осуществлено за счет табличной и графической формы представления; выделено четыре группы методов учета затрат и управления их уровнем — традиционные и современные, методы стратегического управления затратами и методы концепции бережливого производства. В каждой группе приведены примеры методов, дана их краткая характеристика.

Результаты. Показаны ключевые мероприятия, реализуемые в рамках системы управления затратами, успешное проведение которых обеспечено выполнением функций системы; раскрыто содержание функций, а также установлена взаимосвязь между ними; определена возможность эффективного применения методов в рамках каждой функции системы. Выявлено, что неэффективное выполнение одной функции оказывает отрицательное влияние на выполнение других функций. Для устранения этого ограничения предложено производить выделение центров финансовой ответственности, которые выступают ключевым инструментом мотивации сотрудников на построение эффективной системы управления затратами и достижение целевых показателей деятельности.

Выводы. Система управления затратами служит составной частью системы управления организацией в целом, неразрывно связана с бухгалтерским учетом и направлена на оптимизацию совокупного уровня затрат при одновременном повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Системный подход к управлению затратами отличается возможностью применения различных инструментов и методов калькулирования себестоимости, учета затрат и управления их уровнем. Несогласованное применение методов и инструментов с функциями системы, а также с ее целями и задачами свидетельствует о низком качестве организации системы управления затратами, которое отражается на системе управления в целом.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

453-462 290
Аннотация

Цель. Исследовать историческую эволюцию финансовых инноваций и выявить факторы инновационной трансформации международного финансового рынка.

Задачи. Изучить основные инновации международного финансового рынка; проанализировать исторические факторы инновационной трансформации рынка; понять сущность влияния последних технологических инноваций на рынок.

Методология. Исследование проведено на основе исторического анализа развития инноваций на международном финансовом рынке и его наиболее значимых исторических трансформаций.

Результаты. Выявлено, что на международном финансовом рынке постоянно происходят инновационные трансформации, которые во многом обусловлены взаимодействием множества факторов. Однако основным двигателем являются изменяющиеся потребности международного финансового рынка в доступе к финансам, которые должны соответствовать достаточному предложению на рынке, чтобы вызвать радикальные преобразования. Проанализированы наиболее важные инновационные трансформации, свидетелями которых стали рынки, а также разработаны возможные сценарии будущих преобразований международных финансовых рынков.

Выводы. Проведение комплексного исследования исторического развития инноваций на международном финансовом рынке может принести пользу для более глубокого понимания исторического развития этого рынка, а также для прогнозирования его будущего развития в контексте инноваций и факторов, влияющих на инновационные трансформации. Однако эти же факторы могут стать и причиной проблем для международного финансового рынка, если он не готов адаптироваться к изменяющимся условиям.

463-468 197
Аннотация

Цель. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию организации регионального мониторинга социального и экономического развития субъекта России.

Задачи. Проанализировать теоретические аспекты нормативно-правового обеспечения мониторинга социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (РФ); выявить ряд проблем организации указанного мониторинга, а также разработать концептуальные механизмы совершенствования его организации.

Методология. В статье использованы такие методы, как наблюдение, синтез, дедукция, обобщение, описание, факторный анализ.

Результаты. Автором разработаны и предложены к реализации рекомендации по совершенствованию организации проведения регионального мониторинга социального и экономического развития, такие как внедрение автоматизированной системы в повседневную работу исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Выводы. С учетом результатов исследования, согласно авторской позиции, становятся возможными в перспективе создание единой системы проведения мониторинга на региональном уровне, синхронизация показателей мониторинга, а также упрощенная система проведения мониторинга.

469-480 322
Аннотация

Цель. Проанализировать современные проблемы развития государственного регулирования выбросов парниковых газов в России, в том числе его экономические и институционально-правовые аспекты.

Задачи. Рассмотреть и оценить тенденции климатического законодательства в контексте регулирования выбросов парниковых газов; определить основные достоинства и недостатки действующего углеродного регулирования на национальном и региональном уровнях.

Методология. В настоящей статье с помощью анализа, синтеза, дедукции, индукции и сравнения раскрыты актуальные проблемы и тенденции развития государственного регулирования выбросов парниковых газов в России, его механизмы и инструменты.

Результаты. Автором проведены анализ и оценка действующего климатического законодательства в аспекте регулирования выбросов парниковых газов, в том числе ключевых федеральных законов и документов стратегического характера, формирующих систему государственного углеродного регулирования, а также связанных с ними подзаконных актов.

Выводы. Несмотря на начальную стадию развития отечественной системы углеродного регулирования, государством предпринят ряд важнейших шагов как для формирования правовой основы регулирования выбросов парниковых газов, так и для функционирования механизмов углеродного регулирования, способных содействовать достижению Россией углеродной нейтральности к середине XXI в.



ISSN 1998-1627 (Print)