Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 29, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

248-255 531
Аннотация

Цель. Определение текущих тенденций и ключевых направлений внедрения квантовых технологий в практику управления российскими кредитными организациями для повышения эффективности их деятельности в среднесрочной перспективе.

Задачи. Сравнительный анализ текущих тенденций применения квантовых технологий в банковском бизнесе; прогнозирование ключевых трендов их развития в среднесрочной перспективе применительно к российскому банковскому сектору.

Методология. Авторами использованы методы сравнительного и системного анализа, научной абстракции и гипотезы.

Результаты. Приведены практические примеры внедрения современных квантовых технологий в банковском бизнесе, как зарубежном, так и российском. В результате определены приоритетные направления и сферы их применения с акцентом на отечественный банковский сектор: кредитный скоринг, оценка стоимости и уровня риска инвестиций, диверсификация портфелей инвестиций, финансовое прогнозирование, предсказание кризисов, обнаружение мошенничества, а также защита банковских и клиентских баз данных от квантовой угрозы, повышение уровня банковской кибербезопасности в целом.

Выводы. Несмотря на новизну применения квантовых технологий в банковском бизнесе, их роль сложно переоценить в банкинге ближайшего будущего. Квантовые компьютеры способны существенно повысить производительность банковских IT-систем, решая вычислительные задачи,  с  которыми  классические  компьютеры,  даже  супермощные,  не  способны  справиться в одиночку. Они значительно повышают эффективность моделирования сложных систем и процессов, ускоряют решение задач оптимизации  ресурсов,  логистики,  финансов  и  трейдинга, упрощают работу с большими данными с использованием моделей искусственного интеллекта (AI) и машинного обучения в нейронных сетях, а также помогают бороться с кибератаками и мошенничеством на финансовых рынках.

 

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

256-269 500
Аннотация

Цель.  Проанализировать российский и международный   опыт   в   области   разработки   мер по снижению негативного воздействия климатических изменений и адаптации к ним, изучить влияние некоторых регуляторных механизмов на бизнес отечественных производственных компаний.

Задачи.  Рассмотреть опыт   ряда   российских   компаний   (на   примере   черной   металлургии и целлюлозно-бумажной отрасли) по внедрению инновационных технологий декарбонизации; оценить перспективы их использования для достижения декарбонизации.

Методология. Исследование проведено на  основе  анализа  российской  и  зарубежной  научной литературы, сведений, полученных из открытых источников, а также аналитических материалов и статистических данных международных организаций. Объектами исследования стали подходы к решению задачи декарбонизации и достижения углеродной нейтральности.

Результаты. В контексте мер по противодействию глобальным процессам изменения климата и Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. рассмотрены пути достижения углеродной нейтральности в двух отраслях, являющихся крупными загрязнителями окружающей среды. Среди них — черная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность. Охарактеризованы перспективы инерционного пути достижения декарбонизации  и  инновационные  варианты  стратегического развития низкоуглеродных технологий. Показаны перспективы более широкого внедрения технологии прямого восстановления в черной металлургии. Относительно целлюлозно-бумажной отрасли выявлены возможности разработки технологий производства наноцеллюлозы на основе использования производственных отходов.

Выводы. В черной металлургии с точки зрения ответа на климатические вызовы и достижения оптимального экономического эффекта стратегически наиболее обоснованным представляется выбор в пользу инновационного пути структурных отраслевых преобразований в направлении декарбонизации и достижения углеродной нейтральности на основе снижения углеродоемкости производства за счет методов улавливания, использования и хранения двуокиси углерода и технологии прямого восстановления железа на основе водорода. Вывод соответствует принятой в 2022 г. Стратегии развития металлургической промышленности, которая ориентирует отрасль на развитие и внедрение инновационных низкоуглеродных технологий. В целлюлозно-бумажной отрасли перспективным представляется проведение дальнейших исследований в целях получения инновационных технологий производства наноцеллюлозы.

270-279 349
Аннотация

Цель. Рассмотреть актуальность исследований в области «зеленых» инноваций промышленных компаний количественными методами.

Задачи. Систематизировать основные подходы к определению понятия «зеленые инновации»; рассмотреть соотношение современных теорий инноваций и инновационного развития с концепцией «зеленых» инноваций; проанализировать научные работы, посвященные проблеме «зеленых» инноваций  в  области  экономики,  управления  и  бизнеса.

Методология. Для решения задач использованы следующие методы: анализ литературы, количественных данных, сравнение и классифицирование.

Результаты. Обобщены подходы к пониманию «зеленых» инноваций, в частности в авторской трактовке выделены экологический, ценностный, технологический и ESG-подходы. Предложена  логическая  схема  взаимосвязи  ESG-факторов  и  реализации  «зеленых»  инноваций, а также авторское определение этого феномена, отличающееся учетом выявленной взаимосвязи.

Выводы. Методами  количественной  оценки  доказана  высокая  актуальность  исследований «зеленых» инноваций в международном сообществе. При этом указано, что в отечественной науке этот интерес только начинает зарождаться. В  заключение  предложены  рекомендации для увеличения масштабов «зеленых» инноваций в российской промышленности.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

280-287 640
Аннотация

Цель. Раскрыть природу основных вызовов и барьеров,  возникающих  перед  международными компаниями, и определить направления использования технологий искусственного интеллекта (ИИ)  в  условиях  цифровой  трансформации  экономики,  мировой  регионализации и фрагментации рынка.

Задачи. Провести анализ правового регулирования применения технологий ИИ международными компаниями; выявить вызовы и барьеры на пути реализации бизнес-стратегий в разных странах; определить направления применения технологий ИИ в международном бизнесе.

Методология. В процессе исследования использованы описательный метод, абстрагирование, а также дедуктивный и индуктивный методы, анализ и синтез.

Результаты.  На  основе  проведенного  анализа  выявлены  вызовы  и  барьеры,  возникающие на пути реализации бизнес-стратегий в различных странах, в том числе нормативные, кадровые и организационно-технологические. Среди ключевых направлений развития международных компаний выделены «умная» кадровая политика, формирование гибких бизнес-моделей, анализ потребностей клиентов и работников для предотвращения кризисных   ситуаций   и   прогнозирования   рыночных   тенденций,   автоматизация   производства и сокращение издержек, благодаря использованию технологий ИИ, формирование функциональных   экосистем,   оптимизирующих    кооперацию    и    делающих    ее    своевременной и отлаженной.

Выводы. Установленные в процессе исследования факты формируют ситуацию, в которой необходимым представляется переосмысление применения технологий ИИ в качестве инструмента анализа запросов и потребностей как клиентов, так и потенциальных сотрудников в международном бизнесе. Существует предположение относительно того, что впоследствии появятся новые направления развития международного бизнеса. Это приведет к искажению текущей ситуации на рынке, однако адаптивность и гибкость в ближайшем будущем будут оставаться ключевыми качествами, позволяющими обеспечить международной компании стабильность и конкурентоспособность.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

288-296 306
Аннотация

Цель. Выявить, систематизировать и описать особенности государственного управления деловой активностью в интересах создания и совершенствования инновационного климата, обеспечивающего ускорение инновационного развития российской экономики в современных условиях.

Задачи. Раскрыть сущность современного этапа развития инновационной экономики и движения к постиндустриальному обществу в России; определить характер влияния инструментов государственного управления и рыночного саморегулирования на развитие инновационного климата; сформировать системные блоки, определяющие результативность государственного управления деловой активностью бизнеса и стимулирования его инновационной активности, и дать им  характеристику;  выявить  тенденции  и  специфику  управленческих задач в области государственного воздействия на уровень инновационной восприимчивости широкого спектра хозяйствующих субъектов.

Ɇɟɬɨɞɨɥɨɝɢɹ. В качестве методологического инструментария использованы общенаучные методы исследования (логический и системный подходы), экспертные оценки, методы стратегического и  ситуационного  анализа;  осуществлен  поиск  причинно-следственных  связей, а также выполнено обобщение, описание полученных авторами результатов.

Результаты. Авторские предложения обосновывают  проведение  модернизации  макро-,  мезои отраслевой политики в области развития инновационного климата на основе совершенствования деловой активности бизнеса и стимулирования его заинтересованности в использовании инноваций в качестве инструмента развития. Прослеживается неоднозначность современного механизма конкуренции на рынке инноваций и инновационной продукции, обусловленная масштабом и направленностью бизнеса, что предполагает трансформацию государственной системы управления, особенно в области антимонопольного регулирования. Уточнены требования к государственной политике в области науки и образования относительно поиска эффективного соотношения между развитием фундаментальной и прикладной науки для обеспечения качества экономического роста, достижения экономической и иных видов безопасности. Доказана необходимость модернизации институтов развития и инновационной инфраструктуры в современных условиях, характеризующихся процессом регионализации и формирования экономических блоковых структур.

 

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

297-307 337
Аннотация

Цель. Проанализировать раздельные модели ценообразования на предприятиях общественного питания и розничной торговли, работающих в среднем ценовом сегменте в условиях ужесточения конкуренции.

Задачи. С применением несистематизированного поиска уникальных предложений в сети Интернет выбрать два кейса: модель честных цен в общественном питании и подписки на продуктовые магазины; выполнить анализ каждой из концепций, а также выявить их общие черты; оценить выгоду от применения исследуемых практик.

Методология. Авторами использованы общенаучный метод анализа и синтеза, метод сравнительного и стейкхолдерского анализа, case study.

Результаты. В статье рассмотрен опыт использования инструментов раздельного ценообразования для предприятий розничной торговли и общественного питания. С помощью метода кейс-стади проведен детальный анализ модели true cost в ресторанном бизнесе (посетитель платит за вход, а весь ассортимент блюд ему доступен по себестоимости) и подписок для розничной торговли продовольственными товарами. Составлены критерии, позволяющие определить оптимальный инструмент раздельного ценообразования и персонализировать его с учетом особенностей каждого предприятия сервиса.

Выводы. Исследуемые в статье инструменты должны представлять ценность как для клиента, так и  для  компании.  Поэтому  они  связаны  с  наличием  системы  ограничений.  Несмотря на нетипичные условия и наличие системы ограничений, необходимых для поддержания экономической целесообразности данных моделей, существует ряд ситуаций, в которых клиенты могут получить выгоду от их использования. Внедрение на предприятии системы монетизации, обеспечивающей раздельную тарификацию основного и дополнительных элементов услуги, может быть применено в маркетинговых стратегиях фирм, а также отражает клиентоориентированность компаний.

308-317 396
Аннотация

Цель. Развить теоретические основы корпоративного управления в транснациональных корпорациях (ТНК) в аспекте уточнения экономического содержания данного понятия на основании критического анализа сложившихся подходов к его трактовке.

Задачи. Систематизировать существующие подходы к трактовке корпоративного управления ТНК и провести их критический анализ; уточнить определение понятия «корпоративное управление», исходя из организационной и социально-экономической специфики современных ТНК.

Методология. Методологической основой исследования стали субъектный, исторический и цивилизационный подходы. Для достижения поставленных задач использованы методы анализа, группировки и систематизации. Материалом послужили работы известных ученых-экономистов, посвященные исследуемой проблеме.

Результаты. В статье проведен критический анализ литературных источников, посвященных проблеме выявления экономической сущности корпоративного управления ТНК. Выделены и охарактеризованы четыре основных подхода к трактовке корпоративного управления, отражающих эволюцию данного феномена: правоцентристский, в соответствии с которым процесс корпоративного управления рассматривается как юридически оформленное добровольное соглашение между собственниками и исполнительным органом в связи с управлением хозяйственной деятельностью корпорации; менеджериальный, согласно которому корпоративное управление призвано урегулировать конфликт интересов  между  акционерами,  выступающими реальными собственниками, и профессиональными менеджерами, фактически осуществляющими руководство корпорацией; акционероцентристский, отличительной чертой которого выступает рассмотрение корпоративного управления с точки зрения интересов акционеров и использование в качестве основного критерия эффективности ТНК роста котировок акций на фондовом рынке; социально ориентированный, возникший в ответ на растущее неприятие населением и наемными работниками социального неравенства, порождаемого ориентацией ТНК на максимизацию прибыли, экологических проблем, усиление идейно-политических противников неолиберальной экономики и включающий в себя множество концепций (концепцию корпоративной социальной ответственности, концепцию социального капитала корпорации,  теорию  сети  знаний,  концепцию  «компании  участия»).  По  мере  развития  теории и практики  корпоративного  управления  акцент  в  трактовке  смещался  от  собственников к менеджерам, от менеджеров к акционерам и, наконец, от акционеров к широкому кругу «заинтересованных»  лиц  (государству,  местному  сообществу,  работникам,  контрагентам).

Выводы. На основе анализа точек зрения и изучения отличительных характеристик современного корпоративного управления предложена уточненная дефиниция: корпоративное управление ТНК — это организационно-экономические отношения между профессиональными топ-менеджерами, собственниками капитала, трудовыми коллективами, органами государственного управления и иными заинтересованными лицами в контексте реализации стратегических целей корпорации путем обеспечения действенности механизма принятия эффективных решений и мониторинга результатов деятельности.

318-325 374
Аннотация

Цель. Проанализировать процесс управления взаимоотношениями с клиентами и роль потребителей в системе маркетинговых коммуникаций.

Задачи. Показать значение систем управления взаимоотношениями с клиентами для продвижения товаров и услуг организации, формирования комплекса маркетинговых коммуникаций;  исследовать  существующие  проблемы  и  подходы  к  управлению  взаимоотношениями с потребителем; выделить составляющие CRM-систем; определить роль и способы участия пользователей в формировании медиаконтента, модели его потребления.

Методология. Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучаемой проблеме. С помощью общих методов научного познания рассмотрены основные подходы к управлению взаимоотношениями с потребителем, методы и инструменты взаимодействия с потребителем, в том числе посредством создания CRM-систем.

Результаты. Обоснован вывод о том, что клиенты организации — неоценимый актив бизнеса, взаимоотношениями с которыми необходимо управлять. CRM-система позволяет отслеживать историю отношений с клиентами и реализовывать программы лояльности, вовлекать потребителей в цепочку создания ценности продукта посредством формирования и применения пользовательского контента. Отток потребителей из традиционных медиа в социальные сети и поисковые системы способствует процессу конвергенции потребителей и производителей. Пользователи участвуют в создании медиапродукта: оставляют отзывы, рекомендации, ведут блоги, принимают участие в обучающих онлайн-семинарах, занимаются цифровым искусством.

Выводы. Достижение долговременных отношений с потребителем, управление взаимоотношениями  с  клиентами,  применение  пользовательского  контента  для  продвижения  товаров и услуг способствуют повышению эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций организации. CRM-система — это и инструмент автоматизации  бизнес-процессов  организации, управляющий каналами   взаимодействия   с   потребителями,   и   стратегия   ориентации на клиентов. Сведения о географических, демографических, поведенческих и других характеристиках потребителей, содержащиеся в CRM-системах, позволят принимать верные маркетинговые решения.

326-334 330
Аннотация

Цель. Охарактеризовать процесс совершенствования системы управления спортивной организацией на основе проведения работы со сбоями в процессах.

Задачи. Проанализировать организационный,  кадровый,  методологический  аспекты  работы со сбоями; дать интерпретацию методам управления качеством для организации, конечным результатом которой является услуга, а не продукт; привести пример комплексного применения методов работы со сбоями в спортивной организации; выявить источники возможного эффекта предложенного подхода.

Методология. В основе постоянного совершенствования системы управления спортивной организацией лежит построение модуля работы со сбоями. Организационно ее может выполнять постоянно действующий комитет с определенным регламентом работы. Методологически ее предлагается строить с использованием традиционных методов управления качеством. Среди них — диаграмма Парето, диаграмма Исикавы, анализ причинно-следственных связей.

Результаты. Приведен пример использования  в  работе  со  сбоями  статистических  методов для спортивной организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные услуги. Важным аспектом является интерпретация применяемых методов для организаций сферы услуг, которая не всегда очевидна. Рассмотренные методы служат составной частью методологической базы работы со сбоями, они взаимосвязаны и используются в комплексе.

Выводы. Применение набора статистических методов работы со сбоями в спортивной организации позволяет реализовать один из основных принципов управления качеством, заключающийся в постоянном совершенствовании процессов и процедур. Формализация работы с использованием статистических методов повышает  качество  принимаемых  решений. Предложенный подход к работе со сбоями позволяет устранить не  только  их  последствия, но и причины.

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

335-344 237
Аннотация

Цель. Сформировать оптимальную модель программного модуля для генерации персональных предложений.

Задачи. Рассмотреть функциональные требования к модулю динамической генерации персональных предложений; проанализировать необходимые интеграции (вводы и выводы); выбрать оптимальную архитектуру модуля на основе поставленных перед ним задач и лучших практик; сформировать модель модуля для заданных типов генерируемых предложений.

Методология. При проведении исследования использованы общенаучные методы (анализ, синтез, монографический, группировка). Изучены лучшие практики построения рекомендательных систем, предназначенных для работы с большими данными с выделением наиболее перспективных подходов с точки зрения дальнейшего развития и потенциала к интеграции.

Результаты. Сформулированы функциональные требования к модулю динамической генерации персональных предложений и выполняемые им  задачи.  Проведен  анализ  лучших  практик построения рекомендательных систем, предназначенных для работы с большими данными. Определена наиболее перспективная технологическая конфигурация модуля динамической генерации персональных предложений. Сформирована модель модуля генерации персональных предложений.

Выводы. Возможности обработки больших массивов данных позволяют существенно повышать эффективность маркетинговых инструментов, в частности путем обучения программного обеспечения в автоматическом режиме генерировать рекламные предложения дополнительных услуг, выбирая при этом оптимальный канал доставки, тип, класс услуги и этап жизненного цикла клиента. Работа модуля генерации персональных предложений возможна только в составе программного обеспечения, выполняющего ряд расширенных функций (таких как сбор, хранение и обработка данных о клиентах, кластеризация клиентов, сбор обратной связи о совершенных клиентами действиях, обучение на основе действий пользователей и многие другие). Ввиду этого архитектура модуля динамической генерации предложений должна позволять эффективно интегрироваться с программным обеспечением и работать с большими массивами данных, генерируемых авиакомпанией. В процессе исследования сформирована модель модуля 

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

345-351 498
Аннотация

Цель. Проанализировать особенности налогообложения при реализации проектов с применением механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

Задачи. Рассмотреть формы и принципы ГЧП; проанализировать особенности налогообложения при ГЧП; определить налоговые обязательства в контексте этапов  реализации  проектов.

Методология. При проведении исследования использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Результаты. Раскрыта сущность ГЧП. Автором охарактеризованы основные принципы и приведена специфика реализации проектов на базе ГЧП.  Проанализированы  специальные  условия налогообложения концессионера и частного партнера  в  аспекте  налогов  и  сгруппированы налоговые обязательства по концессионному соглашению и соглашению о ГЧП с целью выявления особенностей налогового режима при ГЧП.

Выводы. С учетом тенденции реализации проектов развития инфраструктуры, которые сталкиваются с недостаточностью инвестиций, одним  из  эффективных  инструментов  является ГЧП. Для привлечения финансирования в инфраструктурные проекты требуется обеспечение благоприятных условий для инвесторов, в том числе государственные гарантии и налоговые стимулы. В связи с этим в настоящей статье исследованы особенности налогообложения организаций, в частности специальных проектных компаний при реализации проектов по механизму ГЧП.

352-364 262
Аннотация

Цель. Оценить актуальность декарбонизации энергетической отрасли в России в условиях новейшего кризиса, идентифицировать появившиеся и назревающие проблемы, а также выявить предпосылки и пути их решения.

Задачи. Систематизировать имеющиеся до начала кризиса механизмы поддержки развития возобновляемой энергетики (ВИЭ) в России и оценить степень их функционирования на момент написания статьи; определить, каким образом экономические вызовы сегодня отразятся на вводе новых низкоуглеродных источников энергии; оценить возможность привлечения населения к декарбонизации энергетической отрасли методом углубленного интервью экспертной группы.

Методология. В настоящей статье методом анализа нормативно-правовой базы и иных отраслевых источников, а также методом углубленного интервьюирования экспертной группы выявлены негативные тенденции дальнейшего пути сокращения углеродного следа в энергетической отрасли, а также оценены предпосылки соучастия в декарбонизации  населения России.

Результаты. На пути к сокращению углеродного следа в энергетике с первыми трудностями столкнутся новые  объекты  ВИЭ.  Перенос  отбора  проектов  ВИЭ  ОПВ  —  2022  на  один  год и предоставление нештрафуемой отсрочки ввода ВИЭ на два года фактически сдвинули ввод новых мощностей на три года. Уход локализованных производителей ветроэнергетических установок (ВЭУ) способствует сдвигу сроков и уменьшению объемов ввода новых ветропарков в  России.  Аналогичные  проблемы  актуальны  для  традиционной  энергетики  ввиду  ухода с рынка лидирующих производителей газовых турбин. Опрос представителей экспертного сообщества (отраслевых специалистов) показал, что эксперты, являясь бытовыми потребителями электрической и тепловой энергии, проблему экологии считают по-прежнему актуальной. Они в целом позитивно настроены на дальнейшее развитие низко-углеродной генерации и готовы поддержать декарбонизацию энергетической отрасли, но с учетом не более 10–20 % надбавки к имеющемуся тарифу.

Выводы. Соответствие мировому тренду энергетического перехода для России в условиях новейшего кризиса сопровождается рядом трудностей. Уход с рынка производителей высокотехнологичного оборудования, сокращение экспорта «зеленой» энергии, окончание действия «зеленых» сертификатов международного образца существенно замедлили темпы декарбонизации отрасли. Однако данные опроса экспертного сообщества отраслевых специалистов показали, что развитие экологически ответственного потребления электрической и тепловой энергии внутри  России  способно  привлечь  «зеленые»  инвестиции  со  стороны  населения в энергетику страны.



ISSN 1998-1627 (Print)