Стратегия раздельного ценообразования как инструмент обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-3-297-307
Аннотация
Цель. Проанализировать раздельные модели ценообразования на предприятиях общественного питания и розничной торговли, работающих в среднем ценовом сегменте в условиях ужесточения конкуренции.
Задачи. С применением несистематизированного поиска уникальных предложений в сети Интернет выбрать два кейса: модель честных цен в общественном питании и подписки на продуктовые магазины; выполнить анализ каждой из концепций, а также выявить их общие черты; оценить выгоду от применения исследуемых практик.
Методология. Авторами использованы общенаучный метод анализа и синтеза, метод сравнительного и стейкхолдерского анализа, case study.
Результаты. В статье рассмотрен опыт использования инструментов раздельного ценообразования для предприятий розничной торговли и общественного питания. С помощью метода кейс-стади проведен детальный анализ модели true cost в ресторанном бизнесе (посетитель платит за вход, а весь ассортимент блюд ему доступен по себестоимости) и подписок для розничной торговли продовольственными товарами. Составлены критерии, позволяющие определить оптимальный инструмент раздельного ценообразования и персонализировать его с учетом особенностей каждого предприятия сервиса.
Выводы. Исследуемые в статье инструменты должны представлять ценность как для клиента, так и для компании. Поэтому они связаны с наличием системы ограничений. Несмотря на нетипичные условия и наличие системы ограничений, необходимых для поддержания экономической целесообразности данных моделей, существует ряд ситуаций, в которых клиенты могут получить выгоду от их использования. Внедрение на предприятии системы монетизации, обеспечивающей раздельную тарификацию основного и дополнительных элементов услуги, может быть применено в маркетинговых стратегиях фирм, а также отражает клиентоориентированность компаний.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. КурочкинаРоссия
Анна Александровна Курочкина, доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
194021, Санкт-Петербург, Новороссийcкая ул., д. 50,
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
SPIN-код 7634-9842
О. В. Лукина
Россия
Ольга Владимировна Лукина, кандидат экономических наук, доцент Высшей школы административного управления Института промышленного менеджмента, экономики и торговли
194021, Санкт-Петербург, Новороссийcкая ул., д. 50
Г. Ю. Митяшин
Россия
Глеб Юрьевич Митяшин, магистрант Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли
194021, Санкт-Петербург, Новороссийcкая ул., д. 50
Список литературы
1. Айзинова И. М. Розничная торговля в РФ в системе экономических и социальных координат. Часть II. Розничная торговля и благосостояние населения // Проблемы прогнозирования. 2019. № 3 (174). С. 96–110.
2. Лукина О. В., Курочкина А. А., Назаров П. В. Омниканальный маркетинг как инструмент развития малого и среднего бизнеса в индустрии торговли // Ученые записки Международного банковского института. 2021. № 1 (35). С. 75–84.
3. Воронова О. В., Харева В. А. Сетевой ритейл FMCG-сегмента в Российской Федерации: современное состояние и проблемы развития // Международный научный журнал. 2019. № 2. С. 7–16. DOI: 10.34286/1995-4638-2019-65-2-7-16
4. Бахарев В. В., Икрамов Р. А. Влияние современной экономической ситуации в России на сферу торговли и общественного питания // В мире научных открытий. 2015. Т. 65. № 5. С. 7–18. DOI: 10.12731/wsd-2015-5-1
5. Cost of living index by city 2022 mid-year // NUMBEO. URL: https://www.numbeo.com/cost-of-living/rankings.jsp?title=2022-mid (дата обращения: 25.01.2023).
6. Котляров И. Д. Лояльность и повторяющиеся покупки // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2010. № 6. С. 480–486.
7. Митяшин Г. Ю. Модель “true cost” — альтернативный подход к монетизации ресторанных услуг // Молодежная неделя науки ИПМЭиТ: сборник трудов Всерос. студенческой науч.-учеб. конф., Санкт-Петербург, 2–4 декабря 2021 г. Ч. 4 / отв. ред. С. В. Широкова. СПб.: Политех-Пресс, 2021. С. 136–139.
8. Мингазов С. Доля продаж товаров повседневного спроса со скидкой достигла рекорда // Forbes. 2022. 18 июля. URL: https://www.forbes.ru/biznes/471825-dola-prodaz-so-skidkoj-tovarov-povsednevnogo-sprosa-dostigla-rekordnoj-veliciny (дата обращения: 22.01.2023).
9. Котляров И. Д. Управление монетизацией в ресторанном бизнесе // Техника и технология пищевых производств. 2021. Т. 51. № 1. С. 146–158. DOI: 10.21603/2074-9414-20211-146-158
10. Митяшин Г. Ю. Анализ безнаценочных бизнес-моделей в сфере торговли и ресторанного бизнеса // Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей: материалы симпозиума в рамках XVII (XLIX) Междунар. науч. конф. студентов и молодых ученых «Образование, наука, инновации — вклад молодых исследователей», Кемерово, 19–30 апреля 2022 г. Вып. 23 / науч. ред. А. В. Логинова. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. С. 583–586.
11. Ломаем стереотипы // По Чесноку. URL: https://xn--90a1af.xn--80ajbunbdccggclhh1a6d.xn--p1ai/?ysclid=ldviyu64an336078556 (дата обращения: 27.01.2023).
12. Пакет — это новый способ покупать с увеличенным кешбэком по подписке // Пакет. URL: https://x5paket.ru/ (дата обращения: 27.01.2023).
13. Котляров И. Д. Возможная маркетинговая инновация: организация, нормирование и компенсация потребительской активности // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2017. № 2. С. 100–107.
14. Kurochkina A. A., Semenova Y. E., Baranova A. M. Trends in changing consumer behavior in the local goods market // Сomponents of scientific and technological progress. 2021. No. 2. P. 10–13.
Рецензия
Для цитирования:
Курочкина А.А., Лукина О.В., Митяшин Г.Ю. Стратегия раздельного ценообразования как инструмент обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Экономика и управление. 2023;29(3):297-307. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-3-297-307
For citation:
Kurochkina A.A., Lukina O.V., Mityashin G.Yu. Separate pricing strategy as a tool to ensure enterprise competitiveness in the service sector. Economics and Management. 2023;29(3):297-307. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-3-297-307