АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Цель. Проанализировать организацию и результаты индустриализации экономики СССР 1928–1940 гг., а также оценить возможности использования ее опыта для перестройки современной отечественной экономики, развивающейся в условиях антироссийских санкций.
Задачи. Рассмотреть особенности современного этапа развития российской экономики и влияния на нее экономических санкций; проанализировать опыт проведения социалистической индустриализации в СССР; предложить рекомендации по повышению управляемости современной отечественной экономики и ускорению ее промышленного развития.
Методология. Использованы методы историко-экономического анализа, сравнения, статистической обработки экономических данных, монографический, метод экспертных оценок, а также институциональный подход.
Результаты. Сегодня российская экономика развивается в турбулентном режиме, определяемом введенными против страны многочисленными политическими и экономическими санкциями. При этом современный этап экономического развития Российской Федерации (РФ) по совокупности влияющих факторов и механизмов их проявления имеет много схожего с периодом советской индустриализации, проводившейся в СССР в период до Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Это дает основание учитывать уроки советской индустриализации в современной экономической политике РФ. Советская индустриализация базировалась на централизованном государственном управлении и директивном пятилетнем планировании. Такие подходы в современной России не применимы без институциональной перестройки. Поэтому опыт советской индустриализации следует использовать выборочно.
Выводы. В условиях нарастания санкционного давления целесообразным видится усиление государственного вмешательства в экономику с целью не только сохранения ее устойчивости, но и формирования вектора долгосрочного развития. Такое развитие связано с увеличением значения промышленного производства, выстраиваемого на новой технологической базе. При этом необходим дифференцированный (по отраслям и регионам) подход к модернизации экономического макрорегулирования. Для его формирования возможным видится использование опыта советской индустриализации. Но это использование должно быть выборочным, базироваться на оценке соотношения общественных и частных интересов. Переход к полномасштабной мобилизационной экономике в России сегодня нецелесообразен.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Цель. Рассмотреть возможности и особенности развития цифровизации здравоохранения в современных условиях (на примере России).
Задачи. Описать сущность, тенденции цифровизации и отраслевую специфику ее проявления в здравоохранении; проанализировать доступные цифровые технологии с позиций перспективы их использования в здравоохранении; выявить направления развития RWD- и RWE-систем в России, а также оценить необходимость трансформации институциональной среды здравоохранения в связи с их внедрением.
Методология. При проведении исследования использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, монографический, группировка), а также методы институционального и отраслевого технико-экономического анализа.
Результаты. Проанализирован процесс цифровой трансформации в сфере здравоохранения, подробно рассмотрен вопрос внедрения RWD- и RWE-систем и систем искусственного интеллекта. При исследовании тенденций развития цифрового здравоохранения приведены рекомендации по совершенствованию сбора, обработки и хранения медицинской информации. Охарактеризованы новые средства работы с медицинскими данными, а также направления развития цифровых медицинских услуг и оказания медицинской помощи с применением цифровых технологий.
Выводы. Цифровизация здравоохранения направлена на повышение эффективности и действенности оказания медицинской помощи, предоставления медицинских услуг за счет применения инновационных подходов и расширения использования возможностей цифровых инструментов. Мировой опыт показывает, что пациенты и медицинские организации могут успешно использовать персонализированные решения в области цифрового здравоохранения для улучшения профилактики, самопомощи и доступа к здравоохранению, если они разработаны с учетом потребностей и предпочтений пациента. Но эти вопросы требуют совершенствования процессов не только на уровне организаций отрасли, но и на уровне отраслевых органов регулирования.
Цель. Обосновать необходимость использования цифровых технологий в аналитической деятельности для принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих сокращение затрат.
Задачи. Определить место цифровой аналитической платформы в анализе затрат; выявить ключевые факторы, возникающие при внедрении платформы; описать возможности инструментов аналитической платформы и варианты их использования в процессе управления затратами.
Методология. Авторами исследования применены общенаучные методы; обобщение результатов произведено за счет табличной и графической формы представления; выделено четыре группы методов анализа данных (описательная и диагностическая аналитика, предиктивная и предписывающая аналитика); в рамках каждой группы указаны специальные методы анализа затрат (методы управленческого анализа и методы продвинутой аналитики), использование которых на базе аналитической платформы осуществляется в автоматизированном режиме.
Результаты. Выявлено, что внедрение аналитической платформы трансформирует структуру затрат рабочего времени выполнения аналитической работы, высвобождает рабочее время для решения иных управленческих задач. Установлено, что аналитические платформы отличаются гибкостью и способны найти узкоспециализированные решения благодаря широкому спектру инструментов и методов, реализуемых на базе платформы. Выбор инструментов и методов зависит от задач, поставленных в рамках анализа затрат. Сформулированы допустимые варианты применения инструментов продвинутой аналитики в рамках управления затратами.
Выводы. Аналитическая платформа служит инструментом, повышающим качество обработки данных, необходимых для принятия эффективных управленческих решений. Комплексное применение инструментов традиционного анализа затрат и продвинутой аналитики способствует результативному поиску новых вариантов оптимизации бизнес-процессов, что является актуальной задачей в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов. С учетом значимости выполняемых инструментами аналитической платформы функций и в связи с уходом из-за санкций зарубежных лидеров в области бизнес-аналитики с российского рынка перед отечественными вендорами аналитических систем поставлена задача по дальнейшему совершенствованию программных продуктов, функциональные возможности которых не должны уступать зарубежным аналогам.
Цель. Разработать теоретическую основу для комплексного повышения качества деятельности учреждений культуры на базе цифровизации.
Задачи. Рассмотреть особенности деятельности учреждений культуры, выявить актуальные проблемы в данной сфере; определить понятие «качество деятельности учреждений культуры» и предложить способы его повышения, в том числе за счет создания Единой государственной информационной системы приобретения билетов в учреждения культуры Российской Федерации (РФ).
Методология. Исследование основано на комплексном подходе, а также на общенаучных (конкретизации, абстрагировании, дедукции, индукции, аналогии) и специальных методах познания (аналитическом и статистическом).
Результаты. Автором статьи предложено создать новый цифровой проект в сфере приобретения билетов в учреждения культуры (музеи, театры и др.), что повысит комплексное качество деятельности последних. Это включает в себя повышение качества услуг учреждений культуры, улучшение планирования туристических и экскурсионных маршрутов, управление потоками посетителей в учреждениях культуры, устранение возможности их переполнения, предотвращение действий спекулянтов театральных и музейных билетов, получение значительных экономических эффектов в бюджетной сфере.
Выводы. Единая информационная система может быть использована органами государственной власти в сфере культуры, учреждениями в сфере культуры (музеями, театрами, др.) и населением, потребляющим услуги в данной сфере. Предлагаемая автором система уникальна, а ее применение будет способствовать повышению качества оказания услуг учреждениями культуры, обеспечению прозрачности процесса реализации билетов для всех заинтересованных сторон, уменьшению стоимости билетов за счет исключения комиссий посредников, увеличению доходной части государственного бюджета путем ликвидации возможности мошенничества с билетами и др.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель. Анализ преобразований, которые доставка последней мили претерпела за годы пандемии коронавируса COVID-19 в Российской Федерации (РФ), с учетом того, что заключительный этап поставки товаров, с одной стороны, считается наиболее проблематичной частью процесса доставки, с другой — последняя миля часто является фактором, определяющим выбор клиента и его удовлетворенность от взаимодействия с компанией.
Задачи. Выявление проблем, с которыми столкнулись компании, в связи с изменениями в поведении и опыте клиентов; поиск возможных путей решения указанных проблем; анализ того, как удовлетворенность качеством «доставки последней мили» влияет на принятие клиентом решения о заказе товара у того или иного поставщика.
Методология. В процессе проведения исследования использован метод описательного обзора литературы, а также применены методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Результаты. Сегодня клиентский опыт является таким же важным элементом восприятия бренда, как и товарное предложение. Клиенты постоянно ищут более персонализированные, удобные и безопасные способы получения услуги доставки. Исследования показывают, что для многих покупателей именно эффективная и быстрая доставка, а не цена товара, становится приоритетом при осуществлении покупки. Повышение требований клиентов к качеству обслуживания и бум электронной коммерции привели к разработке новых способов доставки последней мили, которые оптимизируют качество обслуживания клиентов и способствуют построению прочных отношений между клиентом и брендом.
Выводы. Улучшение качества обслуживания клиентов с помощью логистики последней мили может стать мощным инструментом в конкурентной борьбе, поскольку нередко доставка оказывается ключевым фактором, влияющим на решение потребителя о покупке. Результатом настоящего исследования служит формирование представления о возможном будущем развитии и перспективах доставки последней мили.
Цель. Оценка применимости методов геймификации, используемых в процессах управления человеческими ресурсами, на основе которой впоследствии будет сделан вывод о целесообразности внедрения принципов данного направления российскими и зарубежными компаниями в свою стратегию.
Задачи. Провести обзор культурологических аспектов феномена геймификации, обосновать ее сущность; описать методы и инструменты, применяемые в рамках данного направления; проанализировать примеры использования геймификации в бизнесе, в частности в сфере управления человеческими ресурсами.
Методология. В статье проведен анализ литературных источников, статей из электронных журналов, а также научных исследований компаний в области управления персоналом.
Результаты. Исследование применения метода геймификации в системе управления человеческими ресурсами показало перспективность этого направления, его достоинства и недостатки.
Выводы. Использование геймификации делает даже рутинные задачи менее однообразными, а сотрудников — более вовлеченными с ранних этапов работы в компании. Высокая мотивация к трудовой деятельности, обратная связь, развитие социальных связей приводят к увеличению удовлетворенности работой и, как следствие, к большей производительности, меньшему количеству ошибок, меньшему количеству прогулов и текучести сотрудников. Геймификация может способствовать созданию положительного имиджа организации, распространению ценностей, которые она представляет, ее миссий и видений среди «игроков».
Цель. Сформировать методические подходы к механизму оценки эффектов стратегического партнерства для устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания.
Задачи. Определить подходы к устойчивости развития предпринимательских структур, а именно: уточнить особенности используемой модели устойчивого отраслевого развития и сформулировать принципы обеспечения устойчивости в соответствии с характером межпредпринимательского инфраструктурного цифрового взаимодействия транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания.
Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены подходы к механизму оценки эффектов стратегического партнерства, выявлены недостатки и предложены методические подходы к процессу управления формированием механизма оценки эффектов стратегического партнерства для устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания.
Результаты. Автором предложено использовать принципы управления формированием механизма оценки эффектов стратегического партнерства, в том числе принцип последовательной иерархической упорядоченности управленческих воздействий, принцип ресурсной достаточности для управленческих воздействий, принцип цифровой технологической доступности управленческих воздействий. В качестве основных факторов, определяющих направление управленческих воздействий в рамках механизма оценки эффектов стратегического партнерства в структуре синергетической матрицы межпредпринимательского взаимодействия, автором рассмотрены факторы комплексной устойчивости (внешней и внутренней коллективной устойчивости), способствующие выявлению ресурсной избыточности и востребованности.
Выводы. Процесс управления формированием механизма оценки эффектов стратегического партнерства для устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания автор предлагает выстраивать на основе принципов обеспечения устойчивости, в соответствии с параметрами устойчивого цифрового развития и с учетом элементов механизма оценки эффектов стратегического партнерства при обеспечении устойчивого цифрового развития в формате стратегического партнерства.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Цель. Разработать модель инновационного развития страхования в России на основании глубинного анализа научных работ, опроса страховщиков и рыночной ситуации.
Задачи. Исследовать модели инновационного развития в страховой сфере; выявить проблемы, влияющие на внедрение инноваций в страховом бизнесе; проанализировать каналы приобретения страховых продуктов страхователями и проверить гипотезу предпочтения страхователями цифровых каналов при выборе страховки в зависимости от возраста и пола; определить наиболее популярные виды страховых продуктов среди страхователей; показать перспективные инновационные подходы в страховании в России.
Методология. Исследование проведено с использованием общенаучных и частнонаучных методов, формально-логического подхода, а также анкетирования страхователей.
Результаты. Разработана модель инновационного развития страхования в России на основании глубинного анализа научных работ, опроса страховщиков и рыночной ситуации. Гипотеза о наличии зависимости в выборе каналов страхования по возрасту (поколению) для разных видов страхования выявила зависимость выбора страхового канала только для автострахования. Гипотеза о совместном влиянии пола и поколения на выбор каналов приобретения страховых полисов не подтверждена. Согласно опросу, к самым популярным видам из полисов можно отнести автострахование и страхование для выезда за границу. Обычное страхование остается более популярным среди респондентов, чем цифровое.
Выводы. Выявлена проблема взаимодействия и коммуникаций между страховщиком и страхователем. Цифровое страхование недостаточно развито среди страховщиков в России. Разработанная клиентоориентированная модель даст возможность сформировать долгосрочные взаимоотношения между компаниями и клиентами. Удобные практичные цифровые инструменты позволят создать условия для устойчивого роста компаний и получить важные конкурентные преимущества на рынке.
Цель. Провести аналитическую оценку и систематизацию инструментов финансирования устойчивого развития, выявить их достоинства и недостатки.
Задачи. Определить перечень инструментов финансирования устойчивого развития; выявить достоинства и недостатки специальных финансовых инструментов; раскрыть динамику их развития; составить системную классификацию специальных инструментов финансирования устойчивого развития.
Методология. Исследование основано на диалектическом системном подходе, проведении логического анализа, сравнении, применении общенаучных методов и использовании методов ретроспективного анализа.
Результаты. В настоящей статье раскрыто содержание инструментов финансирования устойчивого развития. Определены и систематизированы специальные инструменты финансирования устойчивого развития в аспекте групп инструментов проектного/корпоративного финансирования, фондового рынка, рынка ссудного капитала и страхового рынка. Охарактеризованы их достоинства и недостатки, а также проведен анализ динамики развития. Сформулированы теоретические положения финансирования устойчивого развития в контексте систематизации специальных инструментов финансирования устойчивого развития.
Выводы. С учетом выполненного анализа и на основе тенденций развития рынка финансовых технологий, полученных сведений авторами определено, что для повышения оперативности сбора данных об уровне достижения целей устойчивого развития, обеспечения их точности и сопоставимости в отношении стран необходимо расширение финансирования статистических управлений. Выявлена тенденция к росту социальной ответственности не только на уровне государства, но также бизнеса и населения, что подтверждается фактом формирования «зеленых» инвестиций за счет государственных и частных средств.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Цель. Предложить концептуальный подход к учету ESG-данных в процессах управления стоимостью компании и обозначить направления дальнейших исследований в аспекте методологической разработки внедрения экологических, социальных и управленческих факторов в общую систему стратегического управления бизнесом.
Задачи. Определить уровень влияния ESG-повестки на принятие решений на рыках капитала, сформировав обзор статистики, ключевых тезисов в информационном поле, актуальных научных исследований в области финансов; выявить степень методологической проработки учета ESG-факторов в управлении бизнесом с точки зрения требований концепции стоимостного управления; охарактеризовать алгоритмы, применяемые со стороны инвестиционного сообщества к оценке активов с учетом ESG-ренкингов, менеджмента компаний — к учету ESG-факторов в процессах управления и передачи сигналов во внешнюю среду; сформулировать предложения по учету ESG-данных на базе последних разработок в области стратегического управления бизнесом и задачи, требующие методологической проработки и дальнейших исследований.
Методология. Среди ключевых методов исследования можно выделить анализ и синтез, сравнение, обобщение, системный анализ, методы индукции и дедукции.
Результаты. Автором выявлен недостаточный уровень методологической проработки внедрения ESG-факторов в процессы управления бизнесом со стороны научного сообщества и консалтинговых компаний на фоне растущего интереса инвесторов к ESG-активам. Вопрос релевантного учета ESG-факторов в управлении остается открытым, требующим методологической проработки. Предложен подход к рассмотрению ESG-факторов в качестве драйверов рыночной стоимости активов, что представляется возможным на базе модифицированного подхода к управлению стоимостью компании с учетом ожиданий.
Выводы. Несмотря на прогрессирующий интерес к ESG-повестке на рынках капитала, наблюдается низкая степень методологической проработки не только методик оценки и внедрения ESG-факторов в бизнес-процессы компаний, но и недостаточная обоснованность их учета в компаниях в растущих масштабах в целом. C одной стороны, учитывая значительные инвестиции, направляемые в ESG-фонды, а также объемы капитальных вложений компаний в ESG-активы, выявлена необходимость проведения исследования ESG-факторов в качестве потенциальных драйверов стоимости в рамках стоимостного управления, их роли и значения. С другой стороны, согласно позиции автора, модифицированный подход к управлению стоимостью компании с учетом ожиданий уже сегодня можно использовать для учета ESG-факторов и принятия оперативных мер по снижению уровня шума, связанного со значительным наблюдаемым разбросом оценок ESG-статуса компаний, функционирующих в различных регионах и отраслях, а также для внедрения алгоритмов взаимодействия с внешней средой в аспекте ожиданий относительно ESG-результатов деятельности бизнеса.
Цель. Определение экономического ущерба системе здравоохранения от изменения климата в Москве.
Задачи. Изучение методов оценки экономического ущерба системе здравоохранения от изменения климата; описание методологии исследования, проведение оценки экономического ущерба системе здравоохранения от изменения климата в Москве в 2010–2020 гг.
Методология. Для оценки экономического ущерба использованы метод расчета стоимости заболевания, а также методология Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), предполагающая анализ множества статистических показателей системы здравоохранения, которые собраны национальными статистическими агентствами. Период исследования – с 2010 по 2020 г.
Результаты. Изменение климата в Москве может привести к существенному экономическому ущербу, который колеблется в зависимости от числа опасных погодных явлений в пределах 0,05–5,63 % валового регионального продукта (ВРП) Москвы (7,78–471,87 млрд руб.). Наибольший экономический ущерб прослеживался в 2010 г.: количество дней с опасными погодными явлениями в Москве превышало 180 дней.
Выводы. Наличие значительного экономического ущерба системе здравоохранения от изменения климата в Москве, выраженного в опасных погодных явлениях, свидетельствует о необходимости проведения эффективной климатической политики. Дальнейшие исследования предполагают оценку текущей климатической политики в городе, в частности реализации адаптационных мероприятий, а также рекомендации по ее улучшению.
Цель. Рассмотреть особенности системы академического предпринимательства в Российской Федерации (РФ) на примере ведущих российских университетов и определить основные перспективы ее развития.
Задачи. Охарактеризовать теоретические основы системы академического предпринимательства; изучить нормативно-правовое регулирование академического предпринимательства; провести сравнительный анализ предпринимательской деятельности ведущих российских университетов; определить перспективы и тенденции развития системы академического предпринимательства в России.
Методология. При проведении исследования автором применены общенаучные методы, в том числе сравнение, обобщение, сопоставление, абстрагирование, дедукция и индукция.
Результаты. Рассмотрены теоретические основы академического предпринимательства, дано авторское определение термина. Изучена система нормативно-правового регулирования университетского предпринимательства посредством регулирования малых инновационных предприятий, созданных при университетах. Проанализирован уровень академического предпринимательства в ведущих российских университетах на уровне кабинетных исследований. Определены основные направления для развития системы академического предпринимательства в России.
Выводы. Система академического предпринимательства реализуется через объединение усилий образовательных организаций с представителями бизнес-сообщества для упрощения процесса коммерциализации результатов инновационной деятельности. Нормативно-правовое регулирование академического предпринимательства в России недостаточно развито в соответствии с потребностями современной экономики. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность малых инновационных предприятий, являются федеральные законы, постановления Правительства РФ и приказ Минобрнауки России. Университетское предпринимательство в отечественных высших учебных заведениях продолжает развиваться. Особенность существующей системы заключается в стремлении к созданию инновационной инфраструктуры внутри университета и стимулировании предпринимательской деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся. Перспективы развития академического предпринимательства в России связаны с развитием инновационных инфраструктур университетов, а также с усилением взаимодействия с организациямипроизводителями.