Геймификация в управлении человеческими ресурсами на примере российских и зарубежных компаний
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-2-169-178
Аннотация
Цель. Оценка применимости методов геймификации, используемых в процессах управления человеческими ресурсами, на основе которой впоследствии будет сделан вывод о целесообразности внедрения принципов данного направления российскими и зарубежными компаниями в свою стратегию.
Задачи. Провести обзор культурологических аспектов феномена геймификации, обосновать ее сущность; описать методы и инструменты, применяемые в рамках данного направления; проанализировать примеры использования геймификации в бизнесе, в частности в сфере управления человеческими ресурсами.
Методология. В статье проведен анализ литературных источников, статей из электронных журналов, а также научных исследований компаний в области управления персоналом.
Результаты. Исследование применения метода геймификации в системе управления человеческими ресурсами показало перспективность этого направления, его достоинства и недостатки.
Выводы. Использование геймификации делает даже рутинные задачи менее однообразными, а сотрудников — более вовлеченными с ранних этапов работы в компании. Высокая мотивация к трудовой деятельности, обратная связь, развитие социальных связей приводят к увеличению удовлетворенности работой и, как следствие, к большей производительности, меньшему количеству ошибок, меньшему количеству прогулов и текучести сотрудников. Геймификация может способствовать созданию положительного имиджа организации, распространению ценностей, которые она представляет, ее миссий и видений среди «игроков».
Об авторах
А. Ф. ДенисовРоссия
Александр Федорович Денисов - кандидат психологических наук, доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Высшей школы менеджмента
198515, Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 109
М. А. Скорняков
Россия
Максим Алексеевич Скорняков - аналитик
105120, Москва, Наставнический пер., д. 17, стр. 1
Список литературы
1. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 1 / гл. ред. А. И. Каиров [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1964. 832 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 331 с.
3. Хёйзинга Й. Человек играющий: опыт определения игрового элемента культуры / пер. с нидерл. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 418 с.
4. Walz S. P., Deterding S. The Gameful World: Approaches, Issues, Applications. Cambridge: MIT Press, 2015. 688 p.
5. Макгонигал Дж. Реальность под вопросом. Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир / пер. с англ. Н. Яцюк. М.: Манн, Иванов, Фарбер, 2018. 383 с.
6. Зикерманн Г., Линдер Дж. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. СПб.: Питер, 2014. 392 с.
8. Десслер Г. Управление персоналом / пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997. 431 с.
9. Jörn A. New ways of personnel marketing and recruitment. Hamburg: Anchor Academic Publishing, 2015. 22 p.
10. Проекты PwC. М.: PwC, 2019. 28 с. URL: https://www.hse.ru/data/2019/10/05/1541682397/%25d0%259f%25d1%2580%25d0%25b5%25d0%25b7%25d0%25b0%2520%25d0%25b4%25d1%258f%2520%25d0%25a4%25d0%259a%25d0%259d_0310.pdf (дата обращения: 11.01.2023).
11. Конкурс Ace Manager // Центр финансовых исследований и анализа данных. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2013. URL: https://fmlab.hse.ru/acemanager (дата обращения: 11.01.2023).
12. Компания L’Oréal начала свой учебный курс в РАНХиГС // РАНХиГС. 2021. 23 ноября. URL: https://fesn.ranepa.ru/3232 (дата обращения: 11.01.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Денисов А.Ф., Скорняков М.А. Геймификация в управлении человеческими ресурсами на примере российских и зарубежных компаний. Экономика и управление. 2023;29(2):169-178. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-2-169-178
For citation:
Denisov A.F., Skornyakov M.A. Gamification in human resource management through the example of Russian and foreign companies. Economics and Management. 2023;29(2):169-178. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2023-2-169-178