Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 28, № 12 (2022)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

1200-1211 1160
Аннотация

   Цель. Рассмотреть особенности существующих моделей и проблем регулирования недропользования в России в контексте приоритетов развития экономики.
   Задачи. Охарактеризовать недра как объект государственного регулирования и контроля; выявить совокупность проблем, существующих в сфере недропользования; определить теоретические модели недропользования; обосновать необходимость реформирования действующей российской модели недропользования; предложить рекомендации, связанные с формированием механизмов поддержки экономических субъектов, внедряющих системы экологически безопасного недропользования и цифровые технологии; аргументировать необходимость стратегического управления недропользованием.
   Методология. Использованы общенаучные методы исследования (анализа, синтеза, табличный метод, группировка), а также методы стратегического анализа.
   Результаты. Рассмотрен ряд проблем в существующей системе государственного управления недропользованием в России, приведены рекомендации по их преодолению. Установлено, что в реформировании нуждается действующая лицензионная модель недропользования путем усиления контрактной составляющей (в том числе путем создания смешанной модели). Раскрыта проблема формирования системы экологически безопасного недропользования, а также исследованы вопросы цифровой трансформации отрасли.
   Выводы. В настоящее время недропользование выступает одним из ключевых и одновременно сложных объектов в системе государственного управления; основано на обширной системе правоотношений государства и недропользователей. Среди главных проблем в сфере недропользования — несовершенство действующей модели государственного регулирования, незавершенность процессов формирования системы экологически безопасного недропользования, недостаточное развитие отраслевой цифровой платформы и цифровых технологий, фактическое отсутствие стратегического управления. Решение указанных проблем должно быть основано на внедрении в практической деятельности таких рекомендаций, как формирование смешанных моделей недропользования (соединение концессионной и контрактной, концессионной и лицензионной моделей), реализация концепции циркулярной экономики в сфере недропользования, экологическая модернизация используемых технологий, переход на цифровое управление минерально-сырьевой базой, активизация производства отечественной геологической и горной техники, осуществление стратегического исследования недр и стратегического управления ими.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1212-1218 310
Аннотация

   Цель. Оценка потенциала инвестиционного сотрудничества России и Вьетнама с помощью статистических индексов анализа инвестиционного взаимодействия между странами.
   Задачи. Построение статистических индексов для российско-вьетнамского инвестиционного сотрудничества; формулировка индекса комплементарности инвестиционного взаимодействия; анализ значений рассчитанных индексов для оценки текущего состояния и потенциала инвестиционного сотрудничества.
   Методология. Автором использованы такие методы исследования, как построение и анализ статистических индексов инвестиционного сотрудничества между странами.
   Результаты. В статье рассчитаны статистические индексы анализа инвестиционного сотрудничества России и Вьетнама, показывающие отношения взаимных инвестиций к общему объему прямых инвестиций, объему экономики стран, входящих и исходящих двусторонних потоков. Предложен и рассчитан (для России и Вьетнама) индекс комплементарности инвестиционного сотрудничества, показывающий, насколько отрасли, в которые направлены входящие прямые иностранные инвестиции одной страны, совпадают с отраслями исходящих прямых инвестиций страны-партнера.
   Выводы. Рассчитанные индексы анализа инвестиционного сотрудничества показали, что российско-вьетнамское инвестиционное взаимодействие в настоящее время развито не в полной мере. Вместе с тем анализ значений индекса комплементарности инвестиционного сотрудничества позволяет заключить, что страны обладают достаточным потенциалом для развития двустороннего инвестиционного взаимодействия.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1219-1230 354
Аннотация

   Цель. Разработать модель оценки программного обеспечения для управления проектами в сфере IT-технологий и охарактеризовать возможности ее внедрения в деятельность IT-компании.
   Задачи. Обосновать проблемы и перспективы применения программного обеспечения для управления проектами в сфере IT-технологий; описать существующее программное обеспечение для управления IT-проектами; разработать модель действия (отражающую принципы работы) системы оценки программного обеспечения для управления IT-проектами; обосновать возможности применения разработанной модели на практике; выявить ключевые критериальные направления выбора программного обеспечения для управления IT-проектами.
   Методология. Исследование базируется на ряде методов. Среди них — теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, сопоставление, абстрагирование, дедуктивный и индуктивный методы, контент-анализ, проектирование и моделирование, наблюдение.
   Результаты. Разработана и обоснована модель оценки программного обеспечения для управления проектами в сфере IT-технологий. Охарактеризованы возможности, приоритетные направления и пути ее внедрения в деятельность IT-компании. Научная и практическая значимость исследования заключается в аргументации концептуальных основ применения модели балльно-рейтинговой системы оценки программного обеспечения для управления проектами под потребности IT-компании. Модель может быть использована при сравнении программного обеспечения на базе как функциональной, так и балльной характеристики. Перспективы развития представленной системы заключаются в апробации модели на примере различного программного обеспечения для управления IT-проектами с адаптацией модели, ее внутренних характеристик под потребности IT-компании; во внесении коррективов в предложенный механизм и концептуальные основы системы оценки.
   Выводы. В ходе исследования установлено, что перспективы применения представленной модели высоки в случаях обобщенного стоимостно-функционального сравнения широкого числа программного обеспечения; детализации оценки «лучшего» по количеству функций программного обеспечения (например, балльное сравнение трех лучших программ по общему количеству функциональных характеристик), что снижает итоговую нагрузку на пользователя при оценке; сравнения малого количества вариантов при выборе из наиболее предпочтительных программных средств.

1231-1241 380
Аннотация

   Цель. Выявить признаки лидерства компаний евразийского пространства за счет использования ими возможностей цифровых технологий для инновационного развития при построении цифровых экосистем.
   Задачи. Установление атрибутов успешных экосистем; изучение особенностей крупнейших европейских экосистем Евразийского экономического союза (ЕАЭС); определение признаков лидерства компаний евразийского пространства.
   Методология. Авторами использованы общелогические и специальные методы исследования, системный и структурно-функциональный подходы. Информационную базу исследования составили данные, опубликованные в российских и зарубежных изданиях из перечня ВАК, RSCI, Web of Science, Scopus.
   Результаты. К признакам лидерства бизнеса в странах евразийского пространства можно отнести построение цифровых экосистем для достижения прямых и косвенных сетевых эффектов, развитие цифровых компетенций кадров внутри компании, создание цифровых платформ для развития услуг, обособление ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо, создание корпоративного венчурного фонда, поглощение и приобретение стартапов, сотрудничество с государством, создание и участие в парках высоких технологий, использование государственной поддержки в виде грантов и международной поддержки, ориентация деятельности на экспорт.
   Выводы. В статье выявлены признаки лидерства компаний евразийского пространства за счет использования ими возможностей цифровых технологий для инновационного развития бизнеса с ориентацией на построение цифровых экосистем и выходом за «титульный бизнес», а также с учетом происходящих трансформаций на современном этапе развития цифровой экономики.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

1242-1251 353
Аннотация

   Цель. Выявить индустриальные регионы, имеющие наследственную предрасположенность к инновационной суверенизации, в том числе обеспечивающей их экономическую резильентность.
   Задачи. Обосновать связь экономической резильентности и инновационной суверенизации индустриальных регионов; определить региональные предпосылки инновационной суверенизации; оценить предрасположенность индустриальных регионов к росту инновационной суверенизации, обеспечивающему резильентность национальной экономики.
   Методология. Автором применены методика расчета норм Фробениуса, используемая при определении текущей экономической предрасположенности индустриальных регионов к инновационной суверенизации, а также методика проектирования цепей Маркова, используемая при оценке ожидаемой экономической предрасположенности. Последовательное применение данных методов позволяет моделировать поведение регионов, связанное с экспансией инновационной деятельности на отечественной технологической базе.
   Результаты. Раскрыты предпосылки, отражающие благоприятные условия для экономической резильентности индустриальных регионов в контексте укрепления их инновационной суверенизации.
   Выводы. Одни индустриальные регионы имеют для инновационной суверенизации уже сложившиеся благоприятные экономические условия, а другие находятся на этапе их зарождения. Из этого следует, что экономическая резильентность национальной экономики в аспекте ее обеспечения на региональном уровне возможна на базе реализации двух видов стратегий, учитывающих данную наследственность: стимулирующих ускоренное инновационное развитие индустриальных экономик на отечественной научной базе и обеспечивающих плавное инновационное развитие регионов с постепенным снижением доли зарубежных технологий. Реализация первого типа стратегий может быть рекомендована городу Москве, Республике Татарстан, Самарской, Свердловской и Челябинской областям. Применение второго типа стратегий будет целесообразным для города Санкт-Петербурга, Московской, Томской, Нижегородской, Новосибирской и Калужской областей, а также Пермского края.

1252-1258 277
Аннотация

   Цель. Выработать предложения по совершенствованию оказания ритуальных услуг с использованием современных технологий при сохранении традиционных способов захоронения.
   Задачи. Изучить развитие практики реализации ритуальных услуг на примере Санкт-Петербурга; провести анализ законодательства Российской Федерации (РФ) и Санкт-Петербурга в контексте вопросов выделения земельных участков под кладбища и подходов к захоронению; выработать предложения по совершенствованию предоставления гражданам ритуальных услуг и использования государственного имущества (земельных участков).
   Методология. Методологической основой рассмотрения проблем послужили общенаучные методы, а также методы системного, структурно-функционального и институционального анализа.
   Результаты. Рассмотрены основные практики оказания гражданам ритуальных услуг в Санкт-Петербурге. Проведен анализ действующего законодательства РФ и Санкт-Петербурга относительно вопросов выделения земельных участков под кладбища и подходов к захоронению. Выработаны предложения по совершенствованию предоставления гражданам ритуальных услуг на примере Санкт-Петербурга и оптимизации использования государственного имущества (земельных участков).
   Выводы. Существующие сегодня тенденции свидетельствуют о том, что в России, в том числе и в Санкт-Петербурге, происходит сокращение мест для захоронения, что приводит к необходимости выделения органами публичной власти новых территорий для оказания гражданам ритуальных услуг. При этом, как показывает исследование, государственное и муниципальное имущество (земельные участки под захоронения) можно использовать эффективнее с применением современных технологий при условии ряда изменений в действующем законодательстве. Предложенные меры будут способствовать более эффективному оказанию ритуальных услуг для населения.

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1259-1268 287
Аннотация

   Цель. Проанализировать современное состояние и тенденции развития социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном уровне для обобщения инновационной практики взаимодействия органов государственного управления, бизнеса и населения в решении задач общественного развития.
   Задачи. Оценить значимость некоммерческих организаций в решении задач социально-экономического развития; провести анализ количественных характеристик некоммерческих организаций в России в целом и на региональном уровне (на примере Пермского края); выделить специфику социально ориентированных некоммерческих организаций; дать рекомендации по развитию некоммерческих организаций в контексте решения общих задач социально-экономического развития.
   Методология. При проведении исследования применены методы анализа и синтеза, графической интерпретации статистических данных, а также подходы, используемые в практике реализации управленческих решений субъектов Российской Федерации (РФ) в области поддержки развития некоммерческих организаций.
   Результаты. В условиях кризисности развития, которые проявляются систематически в течение последних лет, возникает потребность в мобилизации дополнительных ресурсов для решения актуальных проблем государственной политики. Один из такого рода ресурсов, не в полной мере используемых в России, это — некоммерческие организации, в частности такая их специфическая категория, как социально ориентированные некоммерческие организации. Они, как показывают статистические данные, многочисленны и распространены во всех регионах РФ. Ввиду направленности их деятельности на решение социально значимых задач следует активнее привлекать их к участию в реализации различных государственных программ, что, в свою очередь, делает оправданной государственную поддержку деятельности этих организаций. Наиболее успешные из них способны частично самофинансироваться за счет осуществления сетевого предпринимательского взаимодействия, что присуще, например, профессиональным спортивным клубам. Поэтому государственная поддержка их должна быть расширена не только с позиций оказания традиционной финансовой, административной, правовой и иной помощи, но и с позиций создания государством благоприятных институциональных условий для формирования и развития сетевого взаимодействия некоммерческих организаций.
   Выводы. Проведенное исследование показало перспективность развития социально ориентированных некоммерческих организаций РФ с точки зрения реализации основных задач государственной политики. Результаты анализа тенденций развития этих организаций на примере Пермского края могут оказаться востребованными в инновационной практике взаимодействия стейкхолдеров в решении задач общественного развития в масштабе всей страны. Эффективность сетевого предпринимательского взаимодействия с участием органов государственного управления, бизнеса и населения, формируемого вокруг крупных социально ориентированных некоммерческих организаций, может стать основанием для выработки новых концептуальных решений, связанных с развитием общества на стратегическую перспективу.

1269-1277 447
Аннотация

   Цель. Разработка онтологической модели инноваций в отраслевом аспекте (на примере строительной отрасли), описывающей взаимосвязи нововведений с целями их внедрения и объектами управления, которая в долгосрочной перспективе обеспечила бы оптимизацию системы управления инновациями, способствовала бы внедрению системы оценки качества и отбора для более эффективной деятельности организации.
   Задачи. Проанализировать существующую терминологическую базу, виды и типы инноваций на предприятиях строительной отрасли; провести классификацию объектов управления инновациями; разработать онтологическую модель инноваций на строительных предприятиях, представленную в виде ориентированного графа.
   Методология. Исследование опиралось на теорию управления инновациями, элементы системного анализа и практические основы жизненного цикла организации, теорию графов.
   Результаты. Полученные в ходе исследования результаты носят прикладной характер как для построения модели управления инновациями на предприятиях строительной отрасли, так и для применения методики оценки качества нововведений. Определена связь целей управления с внедряемыми инновациями и объектами управления, что представлено в виде онтологической модели.
   Выводы. Разработка онтологической модели позволяет не только определить взаимосвязь между различными элементами хозяйственной, научно-технической и внедренческой деятельности строительного предприятия, но и впоследствии сформировать подходы к оценке ее качества и построению системы управления инновациями. Дальнейшие исследования следует посвятить аспектам внедрения инноваций на строительных предприятиях: их технологическим особенностям и процессам, которые целесообразно трансформировать для успешного внедрения данных инноваций.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

1278-1286 539
Аннотация

   Цель. Выявление тенденций и направлений, которые характеризуют участие банков в реализации принципов устойчивого развития на современном этапе, а также формулирование рекомендаций по активизации роли банков в этом процессе.
   Задачи. Определить место коммерческих банков в сфере реализации ESG-проектов; проанализировать содержание составляющих устойчивого развития применительно к деятельности коммерческих банков; определить тенденции, характеризующие работу банков, и предложить рекомендации для активизации их участия в реализации проектов в области устойчивого развития.
   Методология. Для решения поставленных задач использованы общенаучные методы, в том числе системный подход к анализу предмета исследования, концептуальный подход на основе анализа трудов отечественных ученых в области устойчивых финансов, логический и статистический анализ.
   Результаты. Проведенное исследование позволило определить ключевое положение банков как субъектов, активно вовлеченных в реализацию проектов, направленных на достижение целей устойчивого развития, описать специфику проявления каждой из трех составляющих ESG применительно к деятельности коммерческих банков, выявить и охарактеризовать основные тенденции в деятельности банков в сфере реализации ESG-проектов и сформулировать рекомендации для банков по активизации этой деятельности.
   Выводы. Особое положение банка как финансового посредника не позволяет ему оставаться в стороне от реализации ESG-проектов. Однако полное понимание значимости и необходимости реализации ESG-повестки в банковской сфере еще не сложилось. Факторами, замедляющими развитие, выступают низкое качество и ограниченность источников информации для анализа заемщиков и эмитентов, отсутствие единой методологии для оценки участия банков, недостаточное развитие нормативно-правовой базы в области анализа ESG-проектов. Преодолеть воздействие этих факторов позволят формирование единых стандартов и подходов к оценке соответствующих проектов, создание единой таксономии, направленной на регулирование всех аспектов ESG-банкинга, и повсеместная популяризация информации об устойчивом развитии.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

1287-1298 343
Аннотация

   Цель. Выделить ключевые основания и факторы, влияющие на выбор стратегии позициони1рования, а также определить особенности и последовательность этапов позиционирования санаторно-курортных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
   Задачи. Рассмотреть различные подходы к определению понятия и особенностей функционирования санаторно-курортных организаций; изучить существующие подходы к формированию и реализации стратегий позиционирования; исследовать особенности позиционирования санаторно-курортных организаций; выявить факторы, определяющие успешность позиционирования современных санаторно-курортных организаций; на основе проведенного анализа разработать рекомендации по позиционированию санаторно-курортных организаций Санкт-Петербургской агломерации и их продуктов.
   Методология. С помощью общих методов научного познания, структурного анализа факторов позиционирования, а также анализа структуры товарного предложения и конкурентного анализа санаторно-курортных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области определить ключевые требования, направления разработки стратегии их позиционирования как туристско-рекреационных организаций.
   Результаты. Позиционирование следует понимать как совокупность стратегических и тактических решений, направленных на формирование позитивного восприятия организаций и их продуктов целевыми аудиториями, а также четкого осознания у потребителя получаемых им выгод. Выбор стратегии позиционирования возможен только после проведения сегментирования и таргетирования рынка. Позиционирование организации и линейки ее продуктов должно осуществляться в единой логике и учитывать особенности позиционирования конкурентов.
   Выводы. Изучение особенностей позиционирования санаторно-курортных организаций позволяет сделать вывод о необходимости стратегии расширения охвата рынков. Это обусловливает необходимость разработки стратегий позиционирования санаторно-курортных организаций, ориентированных на более широкий круг целевых аудиторий. Новые целевые сегменты менее склонны концентрировать внимание на медицинской составляющей санаторно-курортных услуг. Таким образом, стратегия позиционирования санаторно-курортных организаций должна быть направлена на формирование у потребителя понимания их преимуществ и выгод именно как организаций сферы туризма, предлагающих услуги на соответствующем уровне качества. В структуре инструментов реализации стратегий позиционирования основное внимание следует уделять системе маркетинговых коммуникаций, позволяющей выстраивать эффективное взаимодействие с целевыми аудиториями.



ISSN 1998-1627 (Print)