Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск

Признаки лидерства бизнеса ЕАЭС с ориентацией на построение цифровых экосистем

https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1231-1241

Аннотация

   Цель. Выявить признаки лидерства компаний евразийского пространства за счет использования ими возможностей цифровых технологий для инновационного развития при построении цифровых экосистем.
   Задачи. Установление атрибутов успешных экосистем; изучение особенностей крупнейших европейских экосистем Евразийского экономического союза (ЕАЭС); определение признаков лидерства компаний евразийского пространства.
   Методология. Авторами использованы общелогические и специальные методы исследования, системный и структурно-функциональный подходы. Информационную базу исследования составили данные, опубликованные в российских и зарубежных изданиях из перечня ВАК, RSCI, Web of Science, Scopus.
   Результаты. К признакам лидерства бизнеса в странах евразийского пространства можно отнести построение цифровых экосистем для достижения прямых и косвенных сетевых эффектов, развитие цифровых компетенций кадров внутри компании, создание цифровых платформ для развития услуг, обособление ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо, создание корпоративного венчурного фонда, поглощение и приобретение стартапов, сотрудничество с государством, создание и участие в парках высоких технологий, использование государственной поддержки в виде грантов и международной поддержки, ориентация деятельности на экспорт.
   Выводы. В статье выявлены признаки лидерства компаний евразийского пространства за счет использования ими возможностей цифровых технологий для инновационного развития бизнеса с ориентацией на построение цифровых экосистем и выходом за «титульный бизнес», а также с учетом происходящих трансформаций на современном этапе развития цифровой экономики.

Об авторах

Л. В. Лапидус
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Лариса Владимировна Лапидус, доктор экономических наук, профессор,
заведующий лабораторией

лаборатория прикладного отраслевого анализа

119991

ГСП-1

Ленинские горы, д. 1, стр. 46

Москва



А. О. Гостилович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Александр Олегович Гостилович, кандидат экономических наук, инженер

экономический факультет

лаборатории прикладного отраслевого анализа

119991

ГСП-1

Ленинские горы, д. 1, стр. 46

Москва



Список литературы

1. Araujo L. M. de, Priadana S., Paramarta V., Sunarsi D. Digital leadership in business organizations: an overview // International Journal of Educational Administration, Management and Leadership. 2021. Vol. 2. No. 1. P. 45–56. DOI: 10.51629/ijeamal.v2i1.18

2. Лапидус Л. В. Стратегии цифрового лидерства и запрос на новые компетенции цифровой экономики: основа для сотрудничества Россия – Болгария / Л. В. Лапидус // Теория и практика проектного образования. – 2019. – № 3 (11). – С. 51–57.

3. Moore J. Predators and prey: The new Ecology of competition // Harvard Business Review. 1993. Vol. 71. No. 3. P. 75–86.

4. Бизнес-экосистемы как современный тренд рынка // COLIR. Software Solutions. URL: https://mis.business/upload/iblock/7ea/7ea49ac60a191d47ea71dd89a2d1eced.pdf (дата обращения: 20. 10. 2022).

5. Столярова Е. В. Цифровая экосистема как конкурентное преимущество международных компаний / Е. В. Столярова // Банкаўскі веснік. – 2020. – № 7 (684). – С. 20–28.

6. Perakovic D., Perisa M., Cvitic I., Zoric P. Identification of the parameters for modeling the ecosystem elements in Industry 4.0 // 4th EAI International conference on management of manufacturing systems / eds. L. Knapcikova, M. Balog, D. Perakovic, M. Perisa. Cham: Springer, 2020. P. 111–123. (EAI / Springer Innovations in Communication and Computing). DOI: 10.1007/978-3-030-34272-2 11

7. Moor J. F. The death of competition. New York: Harper Business, 1996. 324 p.

8. Power T., Jerjian G. Ecosystem: Living the 12 principles of networked business. London: Pearson Education Ltd, 2001. 392 p.

9. Iansiti M., Levien R. Strategy as ecology // Harvard Business Review. 2004. Vol. 82. No. 3. P. 68–78.

10. Rhodes C., Finisdore J., Dvarskas A., Houdet J., Corona J., Maynard S. Final ecosystem services for corporate metrics and performance // Accounting for sustainability: Asia Pacific perspectives / eds. K.-H. Lee, S. Schaltegger. Cham: Springer, 2018. P. 151–187. (Eco-Efficiency in Industry and Science. Vol. 33). DOI: 10.1007/978-3-319-70899-7_7

11. Ivanova I., Sceulovs D. Identifying elements of the digital economy ecosystem // Journal of Business Management. 2018. Vol. 16. P. 5–14. URL: https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=th&user=mg1nEikAAAAJ&citation_for_view=mg1nEikAAAAJ:3htObqc8RwsC

12. Nambisan S., Zahra S. A., Luo Y. Global platforms and ecosystems: Implications for international business theories // Journal of International Business Studies. 2019. Vol. 50. No. 9. P. 1464–1486. DOI: 10.1057/s41267-019-00262-4

13. Fransman M. Innovation in the new ICT ecosystem // Communications and Strategies. 2009. Vol. 68. P. 89–110. URL: https://www.researchgate.net/publication/237234800_Innovation_in_the_New_ICT_Ecosystem (дата обращения: 22. 05. 2022).

14. Fransman M. Models of innovation in global ICT firms: The emerging global innovation ecosystems // JRC Scientific and Policy Reports. 2014. Article 26774. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/38628489.pdf (дата обращения: 22. 05. 2022).

15. Лапидус Л. В. Стратегии цифрового лидерства на эволюционной шкале цифровой экономики / Л. В. Лапидус; под общ. ред. И. А. Аренкова, М. К. Ценжарик // Управление бизнесом в цифровой экономике: сборник тезисов выступлений на Второй Междунар. конф., 21–22 марта 2019 г., Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, 2019. – С. 72–75.

16. Лапидус Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография / Л. В. Лапидус. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 381 с.

17. Specific features of Russian ecosystems // ICT. 2020. August 25. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119962/Consultation_Paper_eng_02042021.pdf (дата обращения: 22. 05. 2022).

18. Sberbank announced its goal to overtake Ozon and Wildberries in the e-commerce market // Tadviser. 2021. April 27. URL: https://tadviser.com/index.php/Article:Sberbank_Ecosystem_(SberX) (дата обращения: 22. 05. 2022).


Рецензия

Для цитирования:


Лапидус Л.В., Гостилович А.О. Признаки лидерства бизнеса ЕАЭС с ориентацией на построение цифровых экосистем. Экономика и управление. 2022;28(12):1231-1241. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1231-1241

For citation:


Lapidus L.V., Gostilovich A.O. Signs of leadership of EAEU businesses focused on building digital ecosystems. Economics and Management. 2022;28(12):1231-1241. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1231-1241

Просмотров: 376


ISSN 1998-1627 (Print)