АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Цель. Выявить проблемы и определить пути преодоления негативного влияния пандемии COVID-19 на социально-экономические процессы и перспективы развития российской экономики с учетом воздействия различных глобальных рисков.
Задачи. Раскрыть основные проблемы и показать барьеры, препятствующие реализации мер по борьбе с пандемией COVID-19 и связанные с ее влиянием на социально-экономические процессы; формализовать новые риски, вызываемые волнообразным характером пандемии; исследовать механизм мультипликативного дестабилизирующего воздействия глобальных рисков; определить ключевые методы и инструменты превентивного управления рисками для снижения негативного влияния глобальных рисков.
Методология. В процессе исследования применены методы риск-менеджмента, прогнозирования, системного и сравнительного анализа ретроспективной и текущей информации, научного обобщения и сопоставления статистических данных.
Результаты. В статье приведены оценки воздействия пандемии COVID-19 на различные отрасли экономики и социальную сферу. Выявлены кольцевые структуры рисков, порождающих цепочки положительных обратных связей, негативно воздействующих на социально-экономические процессы. Формализованы новые риски, порождаемые волнообразным характером пандемии. Предложены финансовые инструменты, ориентированные на привлечение дополнительных средств на борьбу с пандемией. Определены причины негативного развития эпидемиологической ситуации в России и мире осенью 2021 г. Установлен и исследован механизм мультипликативного влияния различных глобальных рисков на экономические процессы и социальную сферу. Выявлены факторы, препятствующие нейтрализации негативного воздействия глобальных рисков, и определены главные методы и инструменты превентивного управления рисками, применение которых целесообразно для снижения негативного воздействия глобальных рисков.
Выводы. Пандемия COVID-19 стала катализатором сдвиговых процессов в экономике и социальной сфере. Запущенные пандемией процессы усилены мультипликативным эффектом от воздействия иных глобальных угроз, в частности угроз климатической и энергетической безопасности. Воздействие пандемии на отрасли экономики различно: порождая высокие риски для одних отраслей, пандемия дает шансы для развития других, например, для более широкого распространения современных информационных технологий и средств дистанционной коммуникации. Влияние пандемии на социально-экономические процессы носит волнообразный характер, что вызывает новые риски и требует реализации проблемно ориентированных превентивных методов управления рисками и инструментов финансирования, предложенных в статье.
Цель. Проанализировать специфические варианты структурирования финансовых потоков инвестиционных проектов в целях повышения инвестиционной активности. Настоящая статья является продолжением статьи, опубликованной в № 12 2021 г. журнала «Экономика и управление», и посвящена детальному рассмотрению вариантов структурирования финансовых потоков проектов.
Задачи. В первой части статьи дана общая характеристика механизма проектного финансирования в реализации инвестиционных проектов и распределении рисков участников, рассмотрены фактор ценовой волатильности и пример ускоренного погашения финансирования. Во второй части — приведены примеры специфичных вариантов погашения в целях снижения рисков спада цен для инвестора.
Методология. Методологической базой исследования служат общенаучные методы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция), в частности анализ вариантов распределения рисков в финансовых потоках проектов и графическое представление информации, сравнение альтернатив. Использованы также специальные методы финансового моделирования и оценки эффективности инвестиционных проектов.
Результаты. Авторами статьи представлены варианты контрциклического финансирования, то есть описана разработка оптимального графика и условий погашения кредита, позволяющего снизить риски негативной рыночной конъюнктуры для инициатора проекта. Эти варианты проиллюстрированы графическими примерами, описывающими условия реализации предлагаемого инвестиционного проекта, характеристики которого коррелируют с проектом реальным.
Выводы. Изложены подходы к тонкой настройке структуры финансирования для соблюдения баланса интересов инициаторов, кредиторов проекта и стимулирования инвестиционной активности в целом. Приведены примеры, которые могут быть полезны студентам, преподавателям, практикующим специалистам в области инвестиционного анализа и корпоративных финансов, а также представителям банковского и предпринимательского сообщества.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Цель. Анализ возможности применения концепции активного долголетия как ответной меры на демографические угрозы экономической безопасности территории.
Задачи. Раскрыть теоретико-методологические предпосылки разработки позитивных мер реагирования относительно старения населения на основе концепции активного долголетия для обеспечения экономической безопасности территории.
Методология. Исследование проведено с применением методов анализа, группировки и систематизации. Для обоснования инструмента обеспечения экономической безопасности в условиях старения населения предложено согласованно учитывать государственные интересы в экономической сфере и интересы граждан пожилого возраста.
Результаты. Раскрыта возможность применения концепции активного долголетия для обоснования политики в области обеспечения экономической безопасности территории.
Выводы. Внедрение в политическую основу обеспечения экономической безопасности территории концепции активного долголетия позволит сбалансировать государственные интересы в экономической сфере и интересы пожилых людей в условиях старения населения.
Цель. В процессе изучения социально-экономической сущности инфраструктуры обосновать ее возрастающее значение в обеспечении желаемого уровня экономической безопасности предприятий и хозяйственной системы в целом.
Задачи. Определить взаимосвязь и взаимное влияние между процессом достижения желаемого уровня экономической безопасности предприятий и развитостью инфраструктурной сети; уточнить и расширить классификацию сети инфраструктурного обеспечения экономической безопасности по новым критериям оценки; аргументировать возрастание роли государства по мере достижения желаемого уровня экономической безопасности предприятий и национальной экономики в целом; обосновать усложнение процесса инфраструктурного обеспечения хозяйственной деятельности с учетом цикличности и секторальности.
Методология. Проведен анализ и оценка сущности, роли инфраструктуры как института, обеспечивающего нормальное функционирование хозяйствующих субъектов в рамках процессного подхода. На основе методов исследования обобщены полученные результаты, предложены рекомендации по повышению эффективности регулирующей роли государства в области экономической безопасности и совершенствования инфраструктурной сети.
Результаты. Согласно авторской концепции, обосновано возрастающее значение инфраструктуры как развивающегося института, способствующего формированию синергетического эффекта от использования различными хозяйствующими субъектами тех или иных инструментов экономической безопасности. Данная концепция может послужить основой комплексного решения одной из сложнейших задач современности, связанной с достижением желаемого уровня экономической безопасности различных хозяйствующих субъектов.
Выводы. В процессе проведенного исследования доказано, что инфраструктура, степень развития которой определяет достижение желаемого уровня экономической безопасности, выступает в роли одного из важнейших институтов современной хозяйственной системы. Предложен авторский подход к организации взаимодействия элементов инфраструктурного обеспечения хозяйственной деятельности с учетом цикличности и секторальности. Определена возрастающая значимость государственного регулирования, направленного на повышение уровня экономической безопасности всех хозяйствующих субъектов.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Цель. Оценка экономического потенциала Северо-Западного федерального округа (СЗФО) для демонстрации достаточности ресурсов в аспекте выхода регионов указанного округа из кризиса в условиях пандемии.
Задачи. Провести анализ экономического развития регионов СЗФО, определить показатели эффективности использования соответствующего потенциала регионов; разработать проект системы показателей для оценки экономического потенциала регионов СЗФО в условиях пандемии COVID-19.
Методология. Объектом исследования являются регионы СЗФО, предметом — подходы и методы формирования системы показателей для оценки социально-экономического развития регионов данного округа в условиях пандемии. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам социально-экономического развития регионов. Авторами применены теоретические и эмпирические методы, методы экономического и статистического анализа. Эмпирическая часть построена на анализе статистических данных о развитии регионов СЗФО в 2018–2020 гг. Методология исследования базируется на применении системного подхода, сравнительного метода, общенаучных методов — анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, систематизации и обобщения полученных данных.
Результаты. Снижение инвестиционной активности в регионах совпадает с причинами, которые характерны для страны в целом, в том числе с расширением санкционных мер, возникновением рисков, связанных с инфляционными процессами, недостатком финансовых средств и квалифицированных кадров для обслуживания, работы на высокотехнологичном оборудовании, окончанием реализации крупных инвестиционных проектов. Рентабельность основных фондов снизилась в каждом из регионов вследствие уменьшения прибыли практически во всех субъектах Российской Федерации (РФ), входящих в состав СЗФО, роста доли основных фондов социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Соответственно, наблюдается снижение фондоотдачи; рост фондовооруженности очевиден в каждом регионе. Налогоотдача также возросла повсеместно, кроме ряда регионов, в которых уменьшение объемов налоговых поступлений объясняется снижением налоговых ставок относительно налога на прибыль, имущество, особенно на территориях, входящих в Арктическую зону. По производительности все регионы имеют прирост. При этом низкий прирост данного показателя объясняется общими причинами снижения роста экономики страны, связанными с санкционными ограничениями, замедлением внутреннего спроса, колебанием валютных курсов, спадом в добывающей отрасли, строительстве и ряде отраслей промышленности в условиях пандемийного кризиса. Прирост зарплатоотдачи выявлен практически в каждом регионе, кроме двух, где рост фонда оплаты труда происходил быстрее, чем рост валового регионального продукта (ВРП), а следовательно — самый низкий прирост производительности.
Выводы. Изучение экономического потенциала регионов СЗФО показало, что на их территориях представлено достаточно ресурсов для выхода региональных экономик из пандемийного кризиса. В целях более объективного исследования проблем социально-экономического развития регионов, с нашей точки зрения, необходимо разработать расширенный перечень показателей оценки эффективности использования экономического потенциала региона и единую методику по его оценке.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Цель. Статистическая оценка масштаба негативного воздействия пандемии на основные показатели туриндустрии Российской Федерации (РФ).
Задачи. Показать динамику ключевых показателей туристской отрасли до и во время пандемии; дать оценку влияния кризиса на деятельность туристских фирм; сопоставить объем средств, полученных от реализации туристского продукта, в регионах России до и во время пандемии; оценить статистическую значимость изменения средств от реализации туристского продукта в расчете на одну фирму до и во время пандемии по федеральным округам России.
Методология. В статье приведены и проанализированы сведения Федеральной статистической службы об основных показателях деятельности организаций туриндустрии в России в период с 2017 по 2020 г. Источником информации о деятельности турфирм в субъектах РФ послужила витрина данных Федеральной службы государственной статистики. В процессе исследования автором статьи применены методы группировки, вариации, структурный и динамический анализ данных. В целях получения региональных сведений соответствующий анализ проведен в 2019–2020 гг. в 85 субъектах РФ. Проверка гипотезы о нормальности распределения данных осуществлена на основе критерия Шапиро-Уилка. Проверка гипотезы о существенности различий показателей туристской деятельности до и во время пандемии выполнена с применением непараметрического критерия Вилкоксона, так как характер распределения данных отличался от нормального.
Результаты. Установлено, что кризис, связанный с пандемией, отрицательно отразился на всех ключевых показателях туристской отрасли. Произошло существенное сокращение рабочих мест, нарушен характер сезонности, свойственный «здоровому» этапу развития туриндустрии. Самый большой спад численности работников наблюдается в летние месяцы 2020 г. Влияние кризиса на среднюю заработную плату проявляется в том, что, во-первых, в апреле 2020 г. произошел значительный ее спад, во-вторых, в период кризиса колебания уровня средней заработной платы внутри года стали более существенными. Карантинные мероприятия способствовали уходу с рынка туристских услуг России 227 фирм, снижению числа туристских поездок в 3,7 раза, сокращению средств, поступающих от реализации туристского продукта, на 54,4 %. В статье представлены результаты оценки статистической значимости изменения средств от реализации туристского продукта в расчете на одну фирму до и во время пандемии по федеральным округам России.
Выводы. Влияние пандемии выражено в сломе тенденций развития туризма, которые предшествовали ей, создали предпосылки для реструктуризации отрасли и создания новых тенденций. В целях преодоления последствий пандемии в сфере туризма необходим комплекс мер, а также требуются совместные действия государства и предприятий туризма.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель. Анализ проблем, связанных с возможностью внедрения платформенных решений компаниями авиационной отрасли, и формулировка рекомендаций для внедрения таких решений.
Задачи. Представить обзор научной литературы по теме исследования; описать принципы выбора компаний для изучения и источники информации; структурировать результаты исследования; сформулировать рекомендации для развития компаний авиационной отрасли в России.
Методология. Исследование проведено на основе анализа деятельности российских и мировых инновационных компаний в авиационной отрасли.
Результаты. В процессе анализа деятельности компаний авиационной отрасли прослеживается региональный аспект развития цифровой инфраструктуры и технологий, который оказывает прямое влияние на цифровую трансформацию промышленности.
Выводы. Авторами даны рекомендации для применения платформенных решений в компаниях авиационной отрасли, что позволит российским игрокам добиться лидирующих позиций на мировом рынке. Полученные выводы могут быть полезными не только для компаний авиационной отрасли, но и для других отраслей экономики в целях корректировки бизнесмоделей, а также для аналогичных исследований.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Цель. Выявить методологические проблемы действующего валютного законодательства Российской Федерации (РФ) и обосновать объективную необходимость формирования актуальных правовых начал отечественного валютного регулирования.
Задачи. Осуществить анализ норм Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающих понятийный аппарат, назначение правового регулятора, сферу его действия, принципы валютного регулирования на основе предложенных подходов к рассмотрению актуальных начал валютного регулирования.
Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах обоснованы подходы к анализу правовых начал валютного регулирования для целей выявления методологических проблем действующего валютного законодательства РФ.
Результаты. Анализ положений Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» как специального базового нормативного акта в сфере валютного регулирования позволил выявить основные методологические проблемы современного отечественного валютного законодательства: несформированность понятийного аппарата, обусловившую неопределенность содержания его норм; недопустимую для правового акта декларативность норм, устанавливающих назначение, сферу действия и принципы валютного регулирования; отсутствие надлежащего соответствия между положениями, закрепляющими основы валютного регулирования, и нормами, регламентирующими осуществление валютных операций.
Выводы. Отсутствие надлежащего понятийного аппарата валютного законодательства, определяемого и востребованного правовой реальностью, является одновременно препятствием для анализа массива норм, составляющего правовой валютный регулятор и основанием формирования методологических проблем отечественного современного валютного законодательства.
Цель. Изучить тенденции и риски ESG-инвестирования.
Задачи. Раскрыть причины, влияющие на возрастающую популярность социально ответственного инвестирования; проанализировать взаимосвязь между соответствием компании факторам ESG, ее финансовым показателям и устойчивостью на рынке.
Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрено социально ответственное инвестирование, выявлены тенденции, характерные для управления портфелем финансовых активов.
Результаты. Предложены основы при создании новой методологической базы для оценки уровня социальной экологической ответственности компаний, а также даны рекомендации при включении социально ответственного инвестирования в портфель акций.
Выводы. В связи с возросшей популярностью социальной ответственности бизнеса нельзя игнорировать ESG-инвестиции в портфеле акций. Но при вложении средств в бизнес необходимо обращать внимание на корректность результатов оценки компаний. Рейтинги не учитывают, что компании частично соответствует ESG-факторам.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Цель. Исследовать эволюцию концепций о роли государства в экономике; идентифицировать и описать современные функции государства в экономике, а также соответствующие им инструменты регулирования.
Задачи. Провести теоретический анализ подходов основных экономических школ к вопросу о роли государства в экономике в разные периоды; выявить исторические закономерности трансформации государственных функций в зависимости от условий внешней среды; охарактеризовать проблемы экономики в современном мире; определить функции государства и эффективные инструменты их реализации в настоящее время.
Методология. При проведении исследования использованы общие и специальные методы, такие как индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение, систематизация, сравнительный анализ, контент-анализ. Методологической основой публикации послужили труды экономистов различных исторических эпох, представляющих основные экономические школы, а также современные исследования по истории экономической мысли и государственному регулированию.
Результаты. Проанализированы подходы ведущих экономических направлений к обоснованию адекватной степени вмешательства государства в экономику, от донаучного периода до современных нобелевских лауреатов. Установлены историко-экономические особенности различных эпох и применительно к ним указаны наиболее эффективные инструменты государственного регулирования экономики. На основании тенденций мирового развития выделены главные черты и проблемы экономики ХХI в., имеющие универсальную природу в условиях ее глобализации. Обоснована трансформация функций государства в современной экономике. Предложен авторский подход к их классификации в зависимости от направленности на решение определенных проблем, выявлены инструменты реализации новых функций.
Выводы. В ходе исследования выделены универсальные функции государства в любом обществе, такие как производство общественных благ, охрана правопорядка и актуализация законодательства. Объем вмешательства государства в экономику и выбор регулирующих инструментов обоснованы по-разному в концепциях экономических школ в зависимости от характеристик внешней среды. В процессе развития человеческого общества изменяется степень воздействия государства на экономику, по мере усложнения общественных отношений и технологии функции государства в экономике усложняются и появляются новые цели и формы регулирования. Функции государства в современной экономике можно классифицировать по четырем категориям: обеспечивающие развитие экономики, стимулирующие технологический прогресс, направленные на поддержание человеческого капитала и связанные с глобализацией экономики. Особую важность приобретают инструменты стратегического планирования, прогнозирования и управления, а также программный подход к реализации государственных функций.