Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 26, № 10 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1048-1059 670
Аннотация

Исследование направлено на анализ результатов торгового и инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией (РФ) и Южной Кореей в течение 30 лет, с момента установления в 1990 г. дипломатических отношений.

Цель. Проанализировать основные тенденции в товарных и инвестиционных потоках между двумя странами, чтобы выявить основные характерные черты двустороннего сотрудничества за 30 лет.

Задачи. Определить основные этапы двустороннего сотрудничества, оценить исходные условия, в которых оно зарождалось, и изменение этих условий во времени; выявить особенности товарной торговли между двумя странами; проанализировать региональную структуру инвестиций; охарактеризовать возможные направления активизации сотрудничества.

Методология. Автором применялись системные методы статистического анализа торговли и инвестиций, синтез информации из различных источников, в том числе общенаучные методы индукции и дедукции.

Результат. В ходе исследования выявлены общие тенденции развития торговли между странами. В частности, установлено повышение степени концентрации торговых потоков на нескольких товарных позициях как со стороны России, так и со стороны Кореи. Выявлены диспропорции, связанные с размерами инвестиций, их направленностью и характером бизнеса, вовлеченного в сотрудничество. Сделан акцент на асимметричности в степени вовлеченности государства в двусторонние экономические отношения.

Выводы. Для активизации сотрудничества важно создавать механизмы и институты, которые могли бы обслуживать двусторонние торговые и инвестиционные потоки вне привязки к третьим странам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1060-1067 279
Аннотация

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи экономических интересов участников рыночной сделки с рыночными ожиданиями продавца и покупателя. В качестве инструмента решения проблемы предлагается использовать инновационные балансовые индексы цены и количества.

Цель. Показать, каким образом с помощью балансовых индексов цены и количества достигается паритетный компромисс в рыночной сделке с фиксированным бюджетом купли-продажи, который является оптимальным результатом для продавца и покупателя, обеспечивающим устойчивость взаимовыгодных рыночных отношений между экономическими агентами.

Задачи. Для достижения поставленной цели с позиций продавца и покупателя проанализирован товарно-денежный баланс их интересов, изучена его структура; обоснована необходимость построения баланса рыночных ожиданий; рассмотрена возможность применения индексного метода как синтетического метода, разрешающего (по Гегелю) противоречия между интересами и ожиданиями путем их соединения.

Методология. Используются методы математического анализа, численные методы приближенного вычисления функций, индексный метод, метод аналогий, положения теорий адаптивных и рациональных ожиданий.

Результаты. Индексы Ласпейреса и Пааше можно трактовать как изменения, соответственно, адаптивных и рациональных ожиданий экономических агентов. Обосновано, что балансовые индексы цены и количества являются координатами точки паритетного компромисса, в которой сходятся «чистые» и «смешанные» рыночные ожидания и экономические интересы продавца и покупателя.

Выводы. Установлено, что в рыночной сделке с фиксированным бюджетом баланс экономических интересов на компенсационной основе выгоден продавцу и абсолютно не выгоден покупателю. Чтобы баланс интересов стал выгодным для обоих участников сделки, его необходимо рассматривать через призму баланса рыночных ожиданий. Инструментом, обеспечивающим связь между балансами рыночных ожиданий и экономических интересов, выступают балансовые индексы цены и количества.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1068-1079 256
Аннотация

Цель. Обобщить опыт стран АСЕАН по гармонизации национальных законодательств, регулирующих финансовые рынки отдельных государств, входящих в интеграционное объединение, а также систематизировать подходы, которые использует этот региональный блок при выстраивании сотрудничества в финансовой сфере в формате АСЕАН +.

Задачи. Проанализировать опыт интеграционного образования по согласованию политики регулирования финансовых рынков группы стран; изучить опыт сотрудничества в финансовой сфере регионального блока АСЕАН с другими странами в формате АСЕАН +, в первую очередь с ведущими странами региона — Китаем, Японией, Республикой Корея; дать оценку текущего уровня взаимодействия в финансовой и торговой сфере, складывающегося у России со странами — членами АСЕАН (формат АСЕАН + Россия).

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена политика интеграции финансовых рынков стран — членов АСЕАН, выявлены тенденции, характерные для современного состояния и развития проводимой политики и определены основные направления ее модернизации.

Результаты. Страны АСЕАН посвятили значительное время выстраиванию отношений в сфере интеграции финансовых рынков. Но процесс не достиг того уровня развития, который указывал бы на существенный прорыв в области сближения финансового регулирования и успехи по гармонизации национальных законодательств государств — членов АСЕАН. На текущем этапе развития наблюдается торможение темпов финансовой интеграции. На пространстве стран АСЕАН сложилась структура международных финансовых связей, в которой существенную роль играют развитые страны и транснациональные компании. В этих условиях ключевым партнерам АСЕАН приходится вступать в конкуренцию, чтобы изменить устоявшиеся связи. Текущие итоги сотрудничества в формате АСЕАН + не позволяют однозначно судить о его результативности.

Выводы. Поскольку финансовое сотрудничество России со странами АСЕАН находится на стадии формирования, получение результатов от его развития требует активизации действий по формированию институциональной среды сотрудничества и поиску перспективных проектов, точек сопряжения для его развития.

1080-1091 528
Аннотация

Цель. Обосновать объективную необходимость правового регулирования взаимодействия Прикаспийских государств по освоению ресурсов Каспия как исходного, основополагающего начала, сбалансированного по интересам экономического сотрудничества.

Задачи. Разработать исходные позиции анализа состояния экономического сотрудничества стран «каспийской пятерки», нормативных правовых актов, принятых Прикаспийскими государствами и призванных регулировать взаимодействие на Каспии; осуществить анализ влияния действующего правового регулятора взаимоотношений на возможность, характер, направления сотрудничества Прикаспийских государств в инвестиционной сфере и ключевых отраслях (энергетической, торговой, транспортной, иных).

Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах обоснованы подходы к анализу правовых основ прикаспийского экономического сотрудничества, выявлены ключевые проблемы регулирования прав стран «каспийской пятерки» как собственников Каспия и предложены ведущие направления их разрешения.

Результаты. Анализ положений нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие стран «каспийской пятерки» по использованию Каспия и его ресурсов в контексте текущего этапа раз- вития отношений между ними, выявил в качестве основной причины формирования экономических проблем сотрудничества Прикаспийских государств неопределенность правового статуса Каспия. Выявление проблемы обусловило выбор подходов к формированию основ правового регулирования взаимодействия Прикаспийских государств и их применение при установлении содержания понятий «Каспий как объект права», «правовой статус Каспия», а также принципов формирования норм, регулирующих правовой статус Каспия, предложенных в качестве главных элементов отсутствующих основ правового регулирования сотрудничества Прикаспийских государств — собственников Каспийского моря и его ресурсов.

Выводы. Установление правового статуса Каспия стало одной из основных целей и одновременно одной из проблем при взаимодействии Прикаспийских государств в инвестиционной сфере, энергетике, торговле, транспортной инфраструктуре со времени их объединения в «пятерку» сособственников Каспия, не разрешенных и до настоящего времени.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

1092-1101 862
Аннотация

Цель. Выявить модели пространственной организации территориальных социально-экономических систем, опираясь на опыт стратегического планирования преобразований пространства российских регионов.

Задачи. Определить место пространственных аспектов развития в каждой региональной стратегии социально-экономического развития, изучив структурные особенности документа и целевые установки, которые обозначены в разделах, посвященных перспективам преобразования пространства; систематизировать опыт стратегического моделирования пространственной организации, осуществив содержательный анализ тех элементов региональных стратегий, которые связаны с преобразованием пространства.

Методология. На основе использования общих методов познания (анализа и синтеза) исследованы стратегии социально-экономического развития регионов — субъектов Российской Федерации (РФ), обнаружены и систематизированы общие аспекты заложенных в них ориентиров трансформации пространства.

Результаты. Проведена группировка региональных стратегий социально-экономического развития (в ее основе — оценка детальности проработки вопросов преобразования пространства). Установлено, что внимание пространственному развитию не уделяется только в 13,4 % документов. Обозначены вариации направлений трансформации пространства, закрепленных в стратегиях, определено соотношение количества документов, ориентированных на отличающиеся друг от друга изменения (в большинстве документов четко обозначенное видение перспективных пространственных преобразований отсутствует). Выделено четыре модели пространственной организации территориальных социально-экономических систем, которые различаются в зависимости от вектора стратегических преобразований, лежащих в их основе (модель приоритетного развития территорий, обладающих наибольшим потенциалом, модель содействия развитию отстающих территорий, модель функционального зонирования и модель иерархической организации пространства).

Выводы. Результаты систематизации моделей пространственной организации, предлагаемых региональными стратегиями социально-экономического развития, отражают варианты направлений оптимизации пространственных характеристик территорий (связанных как с развитием отдельных элементов пространства, так и с включением в процессы трансформации всех пространственных составляющих) и могут быть полезны органам управления территорий разного уровня при выборе ориентиров преобразования их пространства.

1102-1108 1089
Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования и оценки зеленой инфраструктуры городской среды. Объектом исследования являются элементы зеленой инфраструктуры крупнейших городов Российской Федерации (РФ).

Цель. Провести анализ подходов к определению основных элементов зеленой инфраструктуры и методических подходов к ее оценке.

Задачи. Определить подходы к выделению основных структурных элементов зеленой инфраструктуры; на базе статистических данных провести сравнительную оценку элементов зеленой инфраструктуры крупнейших городов России; выявить проблемы в подходах к оценке основных элементов зеленой инфраструктуры.

Методология. С помощью методов системного анализа и сравнения рассмотрены проблемы оценки основных элементов зеленой инфраструктуры городской среды, приведены данные, размещенные в открытом доступе на официальных сайтах субъектов РФ, муниципальных образований, Росстата.

Результаты. Определены основные структурные элементы зеленой инфраструктуры и выделены эффекты ее использования для городской среды. Проанализированы методические подходы для оценки зеленой инфраструктуры, выполнен сравнительный анализ ее основных элементов в крупнейших городах РФ. Выявлены проблемы оценки, сделан вывод о необходимости методологической актуализации подходов к оценке элементов зеленой инфраструктуры в целях учета ее результатов на этапе градостроительного и пространственного планирования территорий.

Выводы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке методики оценки зеленой инфраструктуры и осуществлении градостроительного планирования.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1109-1117 246
Аннотация

Статья посвящена проблемам управления трансформацией высокотехнологичных производственных систем (ПС) в целях поддержания конкурентоспособности предприятия в перспективе.

Цель. Определить эффективные подходы к прогнозированию сроков, экономических и социальных перспектив трансформаций ПС.

Задача. Оценить существующую методологическую базу управления инновационной деятельностью, направленную на изменение научно-технического потенциала ПС, и роль государства в стимулировании инвестиционной активности.

Методология. Исследование основано на фундаментальных положениях теории систем и комплекс- ном рассмотрении вопросов управления изменениями в хозяйственных системах посредством анализа.

Результаты. Предлагаемые оценки и комментарии могут быть учтены при разработке методологии формирования адекватной управленческой реакции на прогнозируемое изменение внешних условий функционирования ПС. Создание научно-технического потенциала наукоемких предприятий обеспечивается, в частности, проведением долгосрочных исследований, но с непредсказуемой экономической перспективой использования их результатов. Опыт построения национальной инновационной системы (НИС) США подтверждает важную роль государства в управлении коммерциализацией результатов научных исследований.

Выводы. Развитие экономики Российской Федерации (РФ) обусловлено своевременностью и разумной достаточностью формирования научно-технического потенциала ПС. Условием создания благоприятной институциональной среды инновационной деятельности является формирование НИС РФ, что, согласно авторской позиции, создаст предпосылки к воспроизводству капитала в реальном производстве и хеджированию рисков, сопутствующих этим процессам.

1118-1127 1129
Аннотация

Цель. Разработка организационно-экономического механизма управления конкурентным устойчивым развитием предприятия промышленности, обеспечивающего повышение эффективности деятельности предприятия и устойчивости его развития в условиях конкурентной среды и цифровой трансформации промышленности.

Задачи. Провести анализ и сформулировать понятие организационно-экономического механизма управления конкурентным устойчивым развитием промышленного предприятия; разработать организационно-экономический механизм управления конкурентным устойчивым развитием промышленного предприятия; сформулировать этапы управления процессом непрерывного устойчивого развития промышленного предприятия; определить значения показателя экономического потенциала предприятия.

Методология. Статья подготовлена на основе анализа и формализации основных положений исследования, экономико-математических и экономико-статистических методов оценки деятельности и развития предприятия.

Результаты. Обоснована актуальность проблемы повышения эффективности управления конкурентным устойчивым развитием предприятия промышленности. Сформулировано понятие организационно-экономического механизма управления конкурентным устойчивым развитием предприятия промышленности и выделены этапы данного процесса управления. Разработан организационно- экономический механизм управления конкурентным устойчивым развитием предприятия промышленности, обеспечивающий повышение эффективности его работы.

Выводы. Применение организационно-экономического механизма управления конкурентным устойчивым развитием промышленного предприятия позволит своевременно отслеживать неблагоприятные рыночные тенденции и адекватно реагировать на них, что обеспечит повышение эффективности функционирования такого предприятия.

1128-1135 257
Аннотация

Исследование направлено на комплексный анализ критериев оценки результативности инновационной трансформации предпринимательских структур, которая проводится с учетом поэтапной процедуры разработки стратегии, задач по ее реализации, соответствующих управленческих решений и контрольных функций.

Цель. На основе анализа особенностей трансформации предпринимательских структур в современных геоэкономических условиях предложить концептуальные подходы к формированию критериев оценки результатов инновационных преобразований на всех уровнях управления социально-экономическими системами.

Задачи. В соответствии с целью исследования предложены подходы к классификации инновационной трансформации, осуществляемой компаниями в зависимости от конъюнктуры рынка; сформулирована концептуальная модель инновационных преобразований предпринимательских структур в соответствии со стратегической целью модернизации технологических процессов и сферы предоставления услуг; изучены методы оптимизации этапов доведения научных исследований и разработок до готовой продукции на основе цифровых технологий с учетом оценки результатов инновационных трансформаций компаний.

Методология. На базе общих методов научного познания изучены специфические характеристики инновационной трансформации предпринимательских структур. Сформулированы концептуальные подходы к оценке результативности инновационных процессов в компаниях с использованием математического моделирования и цифровых технологий построения, анализа алгоритмов процедуры оптимизации управленческих решений по осуществлению инновационной трансформации на всех уровнях управления с учетом геополитических рисков и изменения внешней среды.

Результаты. Комплексный анализ теоретических и практических исследований позволил изучить приоритетные направления инновационной трансформации предпринимательских структур на всех этапах — от создания научной идеи, проведения фундаментальных, прикладных исследований до выпуска готовой продукции или предоставления услуги с учетом финансовых и геополитических рисков. Инновационная трансформация предпринимательских структур происходит под влиянием внедрения цифровых технологий, позволяющих осуществить оптимизацию бизнес-процессов, снизить операционные издержки и повысить конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов.

Выводы. В современных условиях инновационная трансформация компаний происходит на базе корпоративных информационно-коммуникационных систем, позволяющих оптимизировать управленческие решения по реализации стратегии устойчивого развития, модернизации, мониторингу, планированию, прогнозированию технологических процессов региональных хозяйствующих субъектов. Инновационная трансформация предпринимательских структур в значительной степени зависит от подходов к оценке результативности разрабатываемых и реализуемых управленческих решений, сценариев математического моделирования с учетом изменения внешней среды и геополитических рисков. Цифровая экономика сформировала предпосылки к административно-управленческой трансформации компаний с помощью инновационных процессов.

1136-1147 1107
Аннотация

Цель. Исследование направлено на изучение рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг в крупных городах (на примере Санкт-Петербурга).

Задачи. Проанализировать текущее состояние рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг с учетом ограничений, вызванных пандемией коронавируса COVID-19, охарактеризовать роль конгрессно-выставочной и событийной деятельности в качестве драйвера развития крупных городов, предложить направления восстановления конгрессно-выставочной и событийной индустрии в постпандемийный период.

Методология. Исследование проведено с использованием методов систематизации, логико-контентного и статистического анализа, посредством которых изучены структурные элементы в системе «конгрессно-выставочная деятельность — крупный город».

Результаты. Определены сущностные характеристики конгрессно-выставочной деятельности, выявлены особенности функционирования рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг в условиях пандемии коронавируса COVID-19. Выявлены тенденции развития и направления трансформации рынка в постпандемийный период, сформулированы предложения по расширению эффектов от применения онлайн-форматов в событийной индустрии.

Выводы. Показана важность конгрессно-выставочной и событийной индустрии как фактора генерации потоков деловых туристов в дестинации, как драйвера развития крупного города, фактора дифференциации туристских и сопутствующих услуг, а также основы привлечения инвестиций и реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе, принимающем крупные деловые события. В отношении развития онлайн-форматов показана целесообразность создания специализированных маркетплейсов в сфере конгрессно-выставочной и событийной индустрии.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1148-1157 474
Аннотация

Исследование направлено на моделирование стратегий рыночного поведения фирм в условиях реальных («не чистых») рынков.

Цель. Разработка инструментария оптимизации (по критерию максимизации прибыли) рыночного поведения фирм, базирующегося на достижениях современной математики.

Задачи. Описать теоретические подходы к моделированию поведения фирм; определить задачу моделирования рыночного поведения фирмы в терминах теории игр; модифицировать игровую модель за счет имплементации в нее элементов теории нечеткой логики и нечетких множеств; сформировать и апробировать методический подход к выявлению оптимального поведения фирм на основе нечеткого игрового моделирования.

Методология. При проведении исследования использованы общая методология экономико-математического моделирования, положения неоклассической и институциональной теории фирмы, инструментарий теории игр и теории нечеткой логики и нечетких множеств.

Результаты. Определена оптимальная стратегия рыночного поведения для фирм, продающих одинаковый товар. Реализация этой стратегии ориентирует на максимизацию прибыли с учетом несовершенства реальных рынков. Предложено строгое решение этой задачи, основанное на положе- ниях теории игр, теории нечетких множеств и нечеткой логики. Разработанный методический подход к выявлению оптимальной стратегии рыночного поведения фирм на основе нечеткого игрового моделирования проиллюстрирован на содержательном примере.

Выводы. Разработанный и апробированный методический подход к выявлению оптимальной стратегии рыночного поведения фирм на основе нечеткого игрового моделирования, описанный в статье, позволяет фирмам осуществлять поиск оптимальных стратегий с учетом несовершенства реальных рынков. Он может применяться для теоретического моделирования поведения фирм в условиях «нечистого» рынка, в том числе в отношении смешанной экономики, где существует та или иная степень планово-административного влияния на хозяйственные процессы со стороны государства. Предложенный подход может быть рекомендован к использованию менеджментом фирм для разработки и реализации конкурентных стратегий.

ОБРАЗОВАНИЕ

1158-1163 566
Аннотация

Цель. В статье предпринята попытка научного анализа и критического осмысления современных тенденций развития сферы образования.

Задачи. Рассмотреть концепцию непрерывного образования (Lifelong Learning); выявить сильные и слабые места применения таких современных цифровых технологий, как геймификация, виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR); показать перспективы развития сферы образования в результате внедрения дистанционного обучения.

Методология. Исследование проведено на основе системного подхода с применением методов сравнительного и структурного анализа, использованы приемы аналитического и теоретического обобщения.

Результаты. Рассмотрены современные тенденции в развитии образования, связанные с внедрением цифровых технологий, определены перспективы развития отрасли.

Выводы. В условиях цифровой экономики и трансформации рынка труда концепции Lifelong Learning, практико-ориентированного образования получают все более широкое распространение. Вынужденный переход на дистанционное обучение из-за ситуации с COVID-19 стал катализатором стремительных изменений в сфере образования. Цифровые образовательные технологии VR, AR расширяют возможности естественной образовательной среды, но вместе с тем несут определенные риски.



ISSN 1998-1627 (Print)