Современное состояние рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг: проблемы и тенденции развития в крупном городе
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-10-1136-1147
Аннотация
Цель. Исследование направлено на изучение рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг в крупных городах (на примере Санкт-Петербурга).
Задачи. Проанализировать текущее состояние рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг с учетом ограничений, вызванных пандемией коронавируса COVID-19, охарактеризовать роль конгрессно-выставочной и событийной деятельности в качестве драйвера развития крупных городов, предложить направления восстановления конгрессно-выставочной и событийной индустрии в постпандемийный период.
Методология. Исследование проведено с использованием методов систематизации, логико-контентного и статистического анализа, посредством которых изучены структурные элементы в системе «конгрессно-выставочная деятельность — крупный город».
Результаты. Определены сущностные характеристики конгрессно-выставочной деятельности, выявлены особенности функционирования рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг в условиях пандемии коронавируса COVID-19. Выявлены тенденции развития и направления трансформации рынка в постпандемийный период, сформулированы предложения по расширению эффектов от применения онлайн-форматов в событийной индустрии.
Выводы. Показана важность конгрессно-выставочной и событийной индустрии как фактора генерации потоков деловых туристов в дестинации, как драйвера развития крупного города, фактора дифференциации туристских и сопутствующих услуг, а также основы привлечения инвестиций и реализации крупных инфраструктурных проектов в регионе, принимающем крупные деловые события. В отношении развития онлайн-форматов показана целесообразность создания специализированных маркетплейсов в сфере конгрессно-выставочной и событийной индустрии.
Об авторах
И. Г. ФилипповаРоссия
Филиппова Инга Георгиевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой сервиса и туризма
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия
К. И. Деревянко
Россия
Деревянко Ксения Игоревна - кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса и туризма
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а, Россия
Е. Г. Карпова
Россия
Карпова Елена Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21, Россия
Л. В. Хорева
Россия
Хорева Любовь Викторовна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21, Россия
Список литературы
1. Путрик Ю. История туризма: учебник / отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. М.: Федеральное агентство по туризму. 2014. 256 с.
2. Петров А. Н., Хорева Л. В., Карпова Е. Г., Шокола Я. В. Вклад конгрессно-выставочных услуг в экономику дестинации: развитие методики оценки // Управленческое консультирование. 2018. № 12 (120). С. 100–109. DOI: 10.22394/1726-1139-2018-12-100-109
3. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения [Электронный ресурс]: ГОСТ 32608- 2014. Межгосударственный стандарт // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=9816#05243213056372782 (дата об- ращения: 15.09.2020).
4. Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения [Электронный ресурс]: национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56765-2015: утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2015 г. № 1978-ст // Справ.-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71405360/ (дата обращения: 15.09.2020).
5. Архипова О. В. Конгрессно-выставочная деятельность: учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2010. 184 с.
6. О туристской деятельности в Санкт-Петербурге (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]: закон Санкт-Петербурга от 28 декабря 2012 г. № 741-126 // Справ.-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/22947678/ (дата обращения: 15.09.2020).
7. World Tourism Organization. UNWTO Tourism Definitions [Электронный ресурс] // UNWTO. Madrid. 2019. April. URL: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/9789284420858 (дата обращения: 15.09.2020).
8. Bouchon F., Hussain K., Konar R. Event management education and event industry: A case of Malaysia // MOJEM: Malaysian Online Journal of Educational Management. 2015. Vol. 3. No. 1. P. 1–17.
9. Хорева Л. В., Шокола Я. В., Сотавов А. К. Механизмы развития и оценки конгрессно-выставочной деятельности как драйвера делового туризма: методическая и инновационная составляющие [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электр. науч. журнал. 2018. № 11. С. 49. URL: https://sowa-ru.com/wp-content/uploads/2019/09/horeva_shokola_satavov_kv-deyatelnost-_2-.pdf (дата обращения: 15.09.2020).
10. Сологубова Г. С. Экономика впечатлений в конгрессно-выставочной и ярмарочной индустрии // Российское общество и экономика: исторический опыт и современность. Научная сессия про- фессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2016 год: сборник лучших докладов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. С. 63–67.
11. Lee H., Lee J. S. An exploratory study of factors that exhibition organizers look for when selecting convention and exhibition centers // Journal of Travel & Tourism Marketing. 2017. Vol. 34. No. 8. P. 1001–1017. DOI: 10.1080/10548408.2016.1276508
12. Lu S., Zhu W., Wei J. Assessing the impacts of tourism events on city development in China: a perspective of event system // Current Issues in Tourism. 2020. Vol. 23. No. 12. P. 1528–1541. DOI: 10.1080/13683500.2019.1643828
13. Pop N. A., Ott C. M., Simion D., Zottu-Z M. Marketing of luxury events. Case study on the tenth Congress of anti-aging medicine, Bucharest, 2018. // Proceedings of the International Conference on Business Excellence. Sciendo, 2018. Vol. 12. No. 1. P. 772–781. DOI: 10.2478/picbe-2018-0069
14. Lim C., Zhu L. Examining the link between meetings, incentive, exhibitions, and conventions (MICE) and tourism demand using generalized methods of moments (GMM): the case of Singapore // Journal of Travel & Tourism Marketing. 2018. Vol. 35. No. 7. P. 846–855. DOI: 10.1080/10548408.2018.1435334
15. Shin J. T. Exploring determinants of meeting planners’ commitment to the business relationships with destination management companies // Journal of Convention & Event Tourism. 2017. Vol. 18. No. 2. P. 135–158. DOI: 10.1080/15470148.2016.1237317
16. Lee J., Kim S. H., Kang B. US DMOs and Meeting Planners, do they really ENGAGE with each other? Customer engagement in the context of event industry // Journal of Convention & Event Tourism. 2019. Vol. 20. No. 5. P. 351–374. DOI: 10.1080/15470148.2019.1674757
17. Шичкова Е. В. Продвижение территорий и международный туризм: проектно-ориентированный подход: учеб.-метод. пособие. Н. Новгород: ННГУ, 2015. 230 с.
18. Convention and Visitors Bureau (CVB). Insights [Электронный ресурс] // Events Industry Council. URL: https://insights.eventscouncil.org/Full-Article/ArtMID/398/ArticleID/216/Convention-and-Visitors-Bureau-CVB (дата обращения: 15.09.2020).
19. Рассохина Т. В. Менеджмент туристских дестинаций: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 210 с.
20. Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма. М.: Академия, 2008. 192 с.
21. Большая советская энциклопедия. В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.
22. Карпова Е. Г. Позиционирование Санкт-Петербурга как крупного центра конгрессно-выставочного туризма: тенденции и перспективы развития, проблематика // Актуальные вопросы развития конгрессно-выставочной деятельности (междисциплинарный, многоотраслевой и поли- функциональный аспекты): сб. ст. / под ред. О. Н. Кострюковой, О. А. Никитиной. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 15–21.
23. Кострюкова О. Н., Иванкова П. В., Михайлова К. В. Факторы развития конгрессно-выставочной инфраструктуры в современных городах [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электр. науч. журнал. 2019. № 4. С. 49.
24. Economic Impact Reports [Электронный ресурс] // World Travel and Tourism Council. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения: 25.09.2020).
25. Итоги Петербургского международного экономического форума-2016 [Электронный ресурс] // Петербургский международный экономический форум. URL: https://forumspb.com/archive/2016/itogi/ (дата обращения: 25.09.2020).
26. Итоги Петербургского международного экономического форума-2017 [Электронный ресурс] // Петербургский международный экономический форум. URL: https://forumspb.com/archive/2017/itogi/ (дата обращения: 25.09.2020).
27. Итоги Петербургского международного экономического форума-2018 [Электронный ресурс] // Петербургский международный экономический форум. URL: https://forumspb.com/archive/2018/itogi/ (дата обращения: 25.09.2020).
28. Итоги работы Петербургского международного экономического форума-2019 [Электронный ресурс] // Петербургский международный экономический форум. URL: https://forumspb.com/news/news/itogi-raboty-pmef-2019/ (дата обращения: 25.09.2020).
29. Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма [Электронный ресурс]: утв. Министерством культуры России 6 мая 2015 г. // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287438/96fd4213cdbccefd865b6354e27e34e303501b50/ (да- та обращения: 25.09.2020).
30. Tay T. F., Heng M. Coronavirus: Mice and tourism sectors prepare for slowdown [Электронный ресурс] // The Straits Times. 2020. February 12. URL: https://www.straitstimes.com/singapore/
31. mice-and-tourism-sectors-prepare-for-slowdown (дата обращения: 25.09.2020).
32. Баталова А. Выставочная отрасль восстановится в новом качестве // Российская газета. 2020. 28 апреля. URL: https://rg.ru/2020/04/28/vystavochnaia-otrasl-vosstanovitsia-v-novom-kachestve.html (дата обращения: 25.09.2020).
33. Перенос РИФ-2020: сколько потеряли власти и бизнес Краснодарского края [Электронный ресурс] // РБК. 2020. 5 февраля. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/05/02/2020/5e3aafcd9a79472bd6e01088 (дата обращения: 25.09.2020).
34. Эксперты оценили убытки от отмены ПМЭФ–2020 [Электронный ресурс] // ИА ТАСС. 2020. 5 марта. URL: https://tass.ru/ekonomika/7912543 (дата обращения: 25.09.2020).
35. Календарь мероприятий [Электронный ресурс] // ЭкспоФорум-Интернэшнл. URL: https://www.expoforum.ru/ru/events/ (дата обращения: 25.09.2020).
36. World Map of Exhibition Venues. 2017 Edition. Revised December 2018 [Электронный ресурс] // UFI. The Global Association of the Exhibition Industry. URL: https://www.ufi.org/wp-content/uploads/2018/12/UFI_World_Map_of_Venues_2017_revDec18.pdf (дата обращения: 25.09.2020).
37. Рейтинг событийного потенциала регионов России 2019 (ВНИЦ R&C): показатели регионов улучшаются [Электронный ресурс] // Event Live. 2020. 11 февраля. URL: https://event-live.ru/articles/tsifry-i-fakty/tsifry-i-fakty_852.html (дата обращения: 25.09.2020).
38. Маненков С. А. Современное состояние стратегии развития конгрессно-выставочного туризма в Санкт-Петербурге // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. Т. 4. № 3. C. 327–332. DOI: 10.21603/2500-3372-2019-4-3-327-332
39. Стуглев А. [и др.]. На канале Фонда Росконгресс эксперты обсудили влияние коронавируса на событийную отрасль [Электронный ресурс] // Росконгресс. Пространство доверия. 2020. 21 марта. URL: https://roscongress.org/blog/na-kanale-fonda-roskongress-eksperty-obsudilivliyanie-koronavirusa-na-sobytiynuyu-otrasl/ (дата обращения: 25.09.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Филиппова И.Г., Деревянко К.И., Карпова Е.Г., Хорева Л.В. Современное состояние рынка конгрессно-выставочных и событийных услуг: проблемы и тенденции развития в крупном городе. Экономика и управление. 2020;26(10):1136-1147. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-10-1136-1147
For citation:
Filippova I.G., Derevyanko K.I., Karpova E.G., Khoreva L.V. Current State of the Convention and Exhibition Market and Event Services: Problems and Development Trends in a Metropolis. Economics and Management. 2020;26(10):1136-1147. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-10-1136-1147