Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 26, № 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

222-232 302
Аннотация

Исследование направлено на выявление современных организационно-институциональных тенденций эволюционного развития транзитных перевозок температурочувствительных грузов.

Цель. Установление места и роли транзитных перевозок температурочувствительных грузов железнодорожным транспортом через территорию России и на евро-азиатском пространстве в системе глобальных путей сообщения как эффективного направления развития транзитной экономики, инновационного вида перевозочного процесса и высокодоходного вида экспорта транспортных услуг.

Задачи. Рассмотрение, систематизация и анализ организационно-институциональных направлений эволюционного развития транзитных перевозок температурочувствительных грузов. Выработка предложений по реализации наиболее эффективных корпоративных механизмов развития транзитной экономики в России и формирования глобальной Евразии.

Методология. В исследовании использованы методы эволюционно-институциональной теории, системного анализа, теории производственно-технологической сбалансированности и исторического подхода.

Результаты. Определено, что развитие перевозок грузов, чувствительных к температурному режиму и другим параметрам, должно происходить эволюционным путем. Указано, что в начале XXI в. особую актуальность приобретают перевозки рыбы и морепродуктов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европейский союз для удовлетворения нужд розничной торговли и сферы общественного питания. Выявлены сильные (конкурентные преимущества) и слабые (рыночные проблемы) стороны транзитных перевозок температурочувствительных грузов различными видами транспорта. Разработан комплекс организационно-институциональных мероприятий по повышению прослеживаемости перемещения российского продовольствия с целью формирования, отправки и курсирования на регулярной основе «холодных экспрессов».

Выводы. Одним из организационно-институциональных направлений эволюционного развития перевозок температурочувствительных грузов является деятельность наднациональных интеграционных и политических образований, прежде всего, Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), их усилия по формированию единого транспортного пространства, сопряжению инфраструктурно-интеграционных проектов. Корпоративным наполнением интеграционных процессов на пространстве глобальной Евразии в части сопряжения транспортно-коммуникационных систем должно стать создание наднациональной Евразийской транспортно-транзитной компании (ЕТТК).

233-241 401
Аннотация

В статье проанализирована статистика пожаров на водном транспорте и документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.

Цель. Показать необходимость использования технических регламентов и статистической информации о пожарах для формирования системы обеспечения пожарной безопасности, усиления надзора за соблюдением техники безопасности в процессе огневых работ и в текущей деятельности на судне.

Задачи. Проанализировать статистику пожаров за последние годы. Определить помещения на судах, где происходит наибольшее число пожаров. Рассмотреть причины их возникновения на судах. Выделить главные направления распространения пожара для разных судовых помещений. Описать имеющиеся виды противопожарной защиты, а также средства и способы тушения пожаров в различных помещениях на судне. Показать важность организационных мер, предпринимаемых руководством при тушении пожара, и документов, регламентирующих пожаробезопасность в процессе постройки и эксплуатации судна.

Методология. Исследование проведено с применением методов логического и статистического анализа, которые позволили аккумулировать информацию о пожарах и их последствиях, представить основные регламентирующие документы и сформулировать выводы о необходимости системы обеспечения пожарной безопасности.

Результаты. Выполнен анализ статистики, связанной с возникновением и распространением пожаров в различных судовых помещениях. Выведены характерные особенности применяемых мер противопожарной защиты на водном транспорте. Описаны способы тушения пожара в различных судовых помещениях. Представлена система регулирования пожарной безопасности водного транспорта на базе основных регламентирующих документов.

Выводы. Показаны важность и актуальность организационных мер по соблюдению требований пожарной безопасности, а также регламентирующих документов, позволяющих систематизировать необходимые мероприятия для защиты жизнедеятельности людей и бесперебойного функционирования водного транспорта.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

242-254 279
Аннотация

Цель. Исследование направлено на изучение состояния промышленного экспорта Санкт-Петербурга.

Задачи. Рассмотрение экспортных возможностей, структуры и динамики экспорта и импорта промышленной продукции в Санкт-Петербурге; исследование структурных трансформаций в секторах экономики Санкт-Петербурга, влияния инновационных процессов на экспортный потенциал и изменение факторов, существенных для экспортной деятельности.

Методология. В процессе исследования использовались официальные данные статистических и таможенных органов, проводилась обработка результатов мониторингов и опросов руководителей петербургских предприятий и организаций.

Результаты. Дана оценка влиянию организационных, экономических и производственных факторов на экспортные возможности различных субъектов хозяйственной деятельности в СанктПетербурге, изменения для них рынков сбыта за последние три года, а также результаты, достигнутые предприятиями и организациями по факторам, существенным для экспортной деятельности.

Выводы. Значимым фактором, ограничивающим экспортные возможности петербургских предприятий и организаций, является избыточное государственное регулирование и изъяны в действующем законодательстве. Вместе с тем для крупных промышленных предприятий наиболее существенно сохранение национальных правил и международных договоренностей, а также стабильность производственного процесса. Для малого и среднего производственного бизнеса приоритетами служат качество и стоимость комплектующих.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

255-263 600
Аннотация

Представлены основные направления использования цифровых технологий в сфере туризма. Сделан акцент на эффективности применения цифровых технологий и цифровых логистических сервисов. Кроме того, предложено определение цифровых логистических сервисов в сфере туризма, охарактеризованы направления совместного использования цифровых логистических сервисов туристами и субъектами туристского бизнеса. Дана систематизация совместного применения цифровых технологий, показана модель совместного использования цифровых логистических сервисов, описывающая связи участников рынка туристских услуг.

Цель. Предложить концептуальную модель совместного использования цифровых логистических сервисов, включающую в себя связи всех участников туристского рынка, показать преимущества совместного использования логистических сервисов.

Задачи. Рассмотреть основные направления использования цифровых технологий в сфере туризма как для фирмы, так и для дестинации; проанализировать подходы и предложить определение цифровых логистических сервисов в сфере туризма; систематизировать направления применения современных цифровых технологий и сервисов в туризме; обосновать целесообразность совместного использования цифровых логистических сервисов потребителями туристских услуг (туристами) и производителями туристских услуг (предприятиями индустрии гостеприимства); обосновать концептуальную модель совместного использования цифровых логистических сервисов в сфере туризма.

Методология. Исследование проведено посредством применения таких методов, как анализ и систематизация, моделирование при построении модели совместного использования цифровых логистических сервисов.

Результаты. На основе проведенного анализа применения цифровых технологий и логистических сервисов в туризме предложено определение цифровых логистических сервисов в сфере туризма, базирующееся на общем понимании логистического сервиса как комплекса услуг, обеспечивающих непрерывность и согласованность основных потоковых процессов по достижению запланированного результата, с использованием цифровых технологий для реализации логистической цели. Дана систематизация совместного использования цифровых технологий и сервисов в туризме, в том числе для управления туристскими потоками. Представлена модель совместного использования цифровых логистических сервисов, описывающая связи участников рынка туристских услуг, направления их взаимодействия, место логистического сервиса, а также преимущества совместного использования цифровых логистических сервисов для гармонизации рынка.

Выводы. Цифровая трансформация логистики в туризме является новой формой коммуникационного взаимодействия между производителями и потребителями туристских услуг, становясь источником конкурентных преимуществ туристских организаций и эффективным способом управления туристскими потоками. Преимущества в конкурентной борьбе получат туристские предприятия, которые смогут наилучшим способом внедрить процесс кастомизации в процесс оказания услуг, превращая потребителя из числа потенциальных клиентов не только в реальных, но и в лояльных, а значит, постоянных, тем самым обеспечивая себе устойчивость в долгосрочной перспективе на основе стабильно высоких показателей прибыли и рентабельности, что особенно важно в текущей кризисной ситуации. Формирование нового рынка туристских услуг, базирующегося на цифровизации всех процессов, сегодня видится как возможность не только сохранения данной сферы экономической деятельности, но и развития ее за счет новых возможностей, которые дают цифровые технологии. В качестве особенностей цифровой трансформации логистики в туризме можно отметить наличие персонифицированных сервисов, а также применение предложенной нами модели совместного использования цифровых логистических сервисов. Их эффективное применение позволит сохранить такую важную с экономической и социальной позиций сферу, как эмоциональное приобщение потребителя к мировым культурным традициям и историческим артефактам.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

264-272 752
Аннотация

Исследование посвящено анализу ожиданий и стратегий деятельности физических лиц в их экономическом поведении.

Цель. Выявить основные тенденции в трансформации поведенческих моделей населения в сфере принятия экономических решений, в первую очередь в процессе осуществления сберегательных стратегий.

Задачи. Сравнить данные с 2007 (2010) по 2019 г. о структуре использования денежных доходов, об оценке населением благоприятности условий для совершения крупных покупок и формирования сбережений, о наличии накоплений и возможностях их роста, минимальной сумме и целях сбережений.

Методология. Исследование проведено с применением таких методов, как сбор и сравнительный анализ сведений Федеральной службы государственной статистики, Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), а также на основе результатов исследования Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук (ИСЭПН РАН), характеризующих ряд направлений монетарного поведения россиян.

Результаты. Показана динамика изменений в экономических стратегиях и ожиданиях населения в исследуемый период. Результаты анализа данных, опубликованных Федеральной службой государственной статистики, подтверждаются итогами социологических изысканий: россияне все больше предпочитают практиковать консервативные экономические стратегии и отсутствие оптимизма в своих прогнозах. В отношении сберегательных моделей заметно снижение возможностей для накоплений и оценки самого размера суммы, называемой сбережениями.

Выводы. На трансформацию экономического поведения населения действуют факторы, связанные как с рациональными причинами принятия определенных решений, так и с ментальными (психологическими) мотивами выбора стратегии. Изменения в моделях сберегательного поведения, чаще всего исследуемого российскими учеными, обусловлены социально-экономическими причинами (внешним воздействием) и обретенным предшествующим практическим опытом (внутренним воздействием).

ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

273-283 369
Аннотация

Исследование посвящено вопросу о необходимости изменения подходов к формированию долгосрочных программ создания объектов морской техники в Российской Федерации (РФ) и определению места этих программ в системе стратегического управления народным хозяйством.

Цель. Определить эффективные подходы к формированию долгосрочных программ судостроения в России с учетом мирового опыта, современной политической и экономической конъюнктуры.

Задачи. Провести анализ существующей методологической базы формирования программ судостроения в РФ, исследовать опыт развития судостроения Южной Кореи, Китая, США и Украины, рассмотреть вопросы улучшения инвестиционного климата в отрасли за счет изменения институциональных условий в сферах, тесно связанных с судостроением.

Методология. Научная методология исследования основана на использовании общих методов научного познания, системном подходе к изучаемой проблеме и комплексном рассмотрении вопросов формирования отраслевых программ с учетом специфики судостроения.

Результаты. В последние десятилетия формирование программ судостроения в РФ происходило на методологической базе, глубина и достаточность проработки которой вызывают ряд существенных вопросов. Успешное развитие судостроения в современных странах-лидерах во многом обусловлено достижением необходимого уровня компетенций и технологических заделов, наработанных при освоении внутреннего рынка, формирование которого невозможно без активного государственного участия. Анализ положительного и негативного опыта развития судостроения в разных странах, а также наблюдаемые тенденции в судостроительной промышленности РФ позволяют сделать вывод о том, что успех развития судостроения в значительной степени зависит от правил (институциональных условий), определяемых государством.

Выводы. Эффективность инвестиционных процессов в отрасли повысится, если программа развития судостроения будет частью более глобальной программы развития морских хозяйственных комплексов (МХК) РФ.

284-290 288
Аннотация

В статье представлена модель мотивирующего делегирования и дано ее обоснование с учетом результатов исследований последних лет в психологии образования, нейробиологии и педагогике. В этой модели делегирование представляет собой коммуникационный процесс трансформации внутренней мотивации сотрудников для совмещения ее с бизнес-целями и задачами.

Цель. Обоснование и верификация модели мотивирующего делегирования на базе исследований в области нейробиологии, психологии и педагогики.

Задачи. Провести анализ исследований феномена мотивации в нейробиологии, социальной психологии, педагогике. Выявить факторы, поясняющие модель мотивации, базирующуюся на механизме внутреннего самоопределения человека, и обосновать алгоритм коммуникации между руководителем и подчиненным в процессе делегирования бизнес-задач.

Методология. Научная методология исследования включает в себя эмпирическое моделирование, основанное на экспериментах автора, анализ и синтез информации о внутренней мотивации в имеющихся источниках, определение уровня релевантности поставленным задачам, выявление факторов влияния на механизм мотивации, абстрагирование и моделирование механизма и алгоритма мотивирующего делегирования.

Результаты. Для упрощения понимания нейрофункциональности мотивации человека и моделирования мотивации при делегировании предлагаем ввести понятия мотивации от «хочу» и мотивации от «надо». Мотивационные установки глубинного уровня, заложенные в форме ценностных ориентиров в функционировании миндалины головного мозга, можно определить кратко как «неосознанное хочу». Закодированный сигнал положительного или отрицательного характера, создаваемый миндалиной, поступающий в разные отделы мозга в зависимости от своего характера, можно упрощенно назвать «осознанным хочу». Положительное «осознанное хочу» активирует прекортекс, т. е. мыслительную и коммуникативную функции, а «осознанное не хочу» активирует пространственную ориентацию и мотивацию избегания. Для стимулов внешней мотивации предлагаем ввести обозначение «надо», предполагая исключительно стороннее происхождение этого стимула для человека и возникновение его в префронтальной коре головного мозга в процессе получения делегированной задачи. Существует большое количество инструментов совместного целеполагания, командного планирования проектной деятельности, которые могут включить «осознанное хочу». Но если остается разрыв между осознанным и бессознательным «хочу», настоящей вовлеченности в решение задачи не будет.

Выводы. Мотивирующее делегирование позволяет гарантированно активировать как эмоциональную часть мозга исполнителя, обеспечивающую энергетику исполнения задания, так и префронтальный комплекс, ответственный за продуманность, креативность, логичность результата и процесса выполнения задания. Делегирование становится комплексным и может эффективно использоваться в высокоинтеллектуальных сферах деятельности, в решении творческих и логических задач.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

291-296 613
Аннотация

Исследование направлено на изучение взаимосвязи налоговой системы и уровня коррупции в российском государстве.

Цель. Теоретическое и методическое обоснование взаимодействия и взаимопроникновения налоговой системы и уровня коррупции в отечественной экономике для реализации концепции экономической безопасности российского государства.

Задачи. Изучение законодательства о налогах и сборах Российской Федерации (РФ) и российского антикоррупционного законодательства; исследование факторов, влияющих на взаимосвязь налоговой системы и уровня коррупции в государстве в России, а также на уровень экономической безопасности страны; выявление проблем взаимного влияния налоговой системы и уровня коррупции, которые вызваны низким уровнем правового сознания, внеправовыми подходами, не учитывающими теоретические основы, к формированию налоговой системы; ввиду объективной социально-государственной важности налоговой системы для государства обоснование рекомендации по организации системы налогов и сборов, которая минимизирует лоббизм «экономикополитических» сил.

Методология. Методологической основой исследования послужили основные положения современной экономической теории, теории государственного управления в сфере налогообложения, исследования в сфере антикоррупционной политики государства. Информационной основой исследования являются нормативные правовые акты РФ по вопросам налогообложения и антикоррупционных мер в государстве, статистические данные по России об управлении в сфере налогообложения, материалы национальных программ.

Результаты. В ходе исследования обоснован вывод о том, что на современном этапе развития системы управления в сфере налогообложения можно детерминировать объективно сложившуюся тенденцию. Суть ее заключается в том, что российская налоговая система стала объективно-субстанциональной предпосылкой активного воздействия квазиправовой налоговой системы на уровень коррупции, то есть коррупционные действия периода первичного упорядочивания соответствующих общественных отношений детерминировали коррупционные проявления настоящего времени.

Выводы. В процессе исследования выявлено наличие тесной взаимосвязи между налоговой системой и уровнем коррупции в государстве.

297-305 464
Аннотация

В статье проанализированы причины необходимости отхода от доллара США (далее — доллара) как от универсального средства расчетов в международной торговле, исходя из существующих угроз его использования. Рассмотрены альтернативные инструменты международных расчетов, выявлены их положительные и отрицательные стороны в контексте обеспечения экономической безопасности России.

Цель. Выявить и охарактеризовать инструмент международных расчетов, отвечающий стратегическим приоритетам России с позиции обеспечения экономической безопасности.

Задачи. Рассмотреть риски использования доллара в международных расчетах и резервах, оценить различные инструменты международных расчетов с точки зрения стратегических интересов России, провести анализ возможности замены доллара в международных расчетах альтернативными инструментами.

Методология. В качестве метода исследования применен анализ информации Международных экономических форумов, статистических данных Центробанка РФ, Федеральной службы государственной статистики, Указа Президента РФ «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года», сообщений информационных агентств, а также исследований отечественных и зарубежных авторов по данной теме.

Результаты. По итогам проведенного исследования авторами сделан ряд выводов. Ввиду многих факторов, основным из которых сегодня является объем торговли в долларах, доллар еще долгое время будет оставаться ведущей валютой международной торговли. Однако процесс дедолларизации носит глобальный характер, существующие тенденции будут усиливаться. Появление наднациональной валюты затруднительно по ряду причин. Во-первых, очевидное противодействие США из-за нежелания отпускать такой мощный рычаг экономического благосостояния и политического воздействия, как использование доллара в качестве мирового платежного средства. США, вероятно, согласились бы на создание наднациональной валюты в среднесрочном периоде при достижении мирового процесса дедолларизации критических значений. Во-вторых, финансовые и торговые центры зоны евро и юаня, скорее всего, будут стремиться к развитию собственных валют, особенно с учетом растущих показателей мирового ВВП и торговли Китая. Создание наднациональной валюты на основе действующей структуры Международного валютного фонда (далее — МВФ) по примеру Специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR), при фактическом контроле МВФ со стороны США, не решит проблему существования угрозы использования валюты в качестве инструмента политического давления на отдельные страны. Замена использования доллара на такой вид наднациональной валюты не отвечает интересам экономической безопасности России. Альтернативой является создание наднациональной валюты на основе не зависимой от МВФ структуры. Препятствиями в этом случае станут очевидное сопротивление со стороны США и их союзников; потенциальная возможность влияния США на эмиссию наднациональной валюты с применением ресурсов внешнеполитического влияния своей страны на решения, принимаемые другими странами. Использование национальных валют в международной торговле в среднесрочной перспективе под воздействием процесса глобализации приведет к формированию нескольких валютных центров. Такими центрами, вероятнее всего, будут доллар, евро, юань и рубль.

Выводы. Стратегическим интересам России отвечает создание Международного валютного центра на основе рубля со странами СНГ, БРИКС (кроме Китая), Турцией. Для дальнейшей консолидации вокруг рубля целесообразно проведение политики его финансовой устойчивости, поддержание стабильности макроэкономической конъюнктуры, создание международного банка, аналога МВФ, с расчетами в рублях, усиление офшорных рублевых зон, увеличение высокотехнологического экспорта.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

306-314 1258
Аннотация

В статье изложены результаты экономического моделирования движения экспортных потоков основных товарных групп из Российской Федерации (РФ) в 2012–2016 гг.

Цель. Оценка прямых и косвенных эффектов от санкций со стороны США и ряда европейских стран на экспортные потоки из России.

Задачи. Собрать необходимые данные и провести моделирование с использованием современных методов анализа, чтобы получить полную картину для оценки эффектов санкционного давления на Россию, в том числе дать количественную оценку этих эффектов.

Методология. Моделирование осуществлено методом сетевого анализа, выбор которого обоснован предварительным изучением широкого круга соответствующей научной литературы и альтернативных возможных методологических подходов к изучению рассматриваемой проблемы.

Результаты. Сетевое моделирование успешно проведено для основных экспортных товарных групп РФ: алюминия, газа и нефти (в том числе сырой нефти). Авторами сформулирована и проверена гипотеза исследования об изменении роли России в международной торговле в результате введения санкций. В выводах исследования обобщены результаты модельных расчетов совокупности эффектов от санкционного давления на экспортные поставки основных сырьевых товарных групп из России.

Выводы. В целом санкционное давление, безусловно, оказало негативное влияние на российскую экономику, однако, не в те сроки и не в тех объемах, которые изначально предполагались США и рядом европейских стран, вводивших эти санкции.

ОБРАЗОВАНИЕ

315-321 457
Аннотация

В настоящее время сформировалась потребность в разработке и реализации качественно новой структурно-функциональной модели управления образовательной системой вузов, построенной с учетом требований рынка труда, государственного и общественного запроса с одной стороны и индивидуальных адаптационных особенностей студентов — с другой. Актуальность исследования разработки и внедрения модели управления образовательной системы вуза на основе технологии индивидуальной образовательной траектории обусловлена потребностью современного общества и рынка труда в специалистах, способных к постоянному саморазвитию и высокой адаптации к стремительно изменяющимся внешним условиям, что обеспечивает повышение эффективности управления развитием социальных систем государства.

Цель. Исследование теоретико-методологических и практических аспектов формирования модели управления образовательной системы вуза на основе технологии индивидуальной образовательной траектории в сочетании с процессами социально-профессиональной адаптации студентов.

Задачи. Анализ теоретических подходов к моделированию управления в образовательных системах; разработка структурно-функциональной модели управления образовательной системой вуза на основе технологии индивидуальной образовательной траектории.

Методология. Исследование проведено с применением общих методов научного познания, анализа научных трудов зарубежных и отечественных авторов в области менеджмента, управления образовательными и социальными системами.

Результаты. Обоснована модель разработки и внедрения индивидуальной образовательной траектории как наиболее эффективной технологии управления образовательной системой в высших учебных заведениях.

Выводы. В условиях системного внедрения модели управления образовательной системы вуза на основе технологии индивидуальной образовательной траектории обеспечивается усиление положительного социального эффекта, который заключается в повышении качества образовательного и научного процесса при активной трансформации высшего образования, а также применение инновационных форм управления образовательным процессом посредством реализации процессного подхода и концепции «тройной спирали».

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

322-327 413
Аннотация

Исследование проведено в целях выявления подходов к принятию решений, направленных на оптимальное развитие городской среды.

Цель. Разработать предложения по совершенствованию методических подходов, направленных на развитие городской среды, а также по их применению при подготовке соответствующих управленческих решений.

Задачи. Оценить проблему урбанизации и показать ее влияние на потребность в модернизации городской среды. Сформулировать принципы оптимизации принятия управленческих решений, направленных на развитие городской среды. Оценить возможности использования этих принципов на практике (на примере Санкт-Петербурга — города федерального значения).

Методология. При проведении исследования использованы методы стратегического анализа, системный и кейсовый подходы, методология компаративного и ретроспективного анализа.

Результаты. Рассмотрены практические аспекты проектирования процессов и подходов к управлению городской средой. Показано, что эффективность такого управления во многом зависит от оптимизации управленческих решений, которые позволили бы повысить результативность отдельных услуг, направленных на формирование и развитие современного городского пространства в долгосрочной перспективе. В качестве примера развития комплекса услуг по управлению городской средой в статье представлен успешный опыт Санкт-Петербурга.

Выводы. Совершенствование управления городской средой является важным аспектом повышения качества жизни населения. Для достижения высокого уровня комфортности городской среды, как показал анализ опыта Санкт-Петербурга, следует активнее использовать при принятии решений по ее развитию и организации функционирования принципы системности, инновационности, общественного участия. Автором рекомендовано нормативное закрепление указанных принципов и более активное их практическое применение в процессе управления российскими городами.



ISSN 1998-1627 (Print)