Совместное использование цифровых логистических сервисов потребителями и производителями туристских услуг
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-3-255-263
Аннотация
Представлены основные направления использования цифровых технологий в сфере туризма. Сделан акцент на эффективности применения цифровых технологий и цифровых логистических сервисов. Кроме того, предложено определение цифровых логистических сервисов в сфере туризма, охарактеризованы направления совместного использования цифровых логистических сервисов туристами и субъектами туристского бизнеса. Дана систематизация совместного применения цифровых технологий, показана модель совместного использования цифровых логистических сервисов, описывающая связи участников рынка туристских услуг.
Цель. Предложить концептуальную модель совместного использования цифровых логистических сервисов, включающую в себя связи всех участников туристского рынка, показать преимущества совместного использования логистических сервисов.
Задачи. Рассмотреть основные направления использования цифровых технологий в сфере туризма как для фирмы, так и для дестинации; проанализировать подходы и предложить определение цифровых логистических сервисов в сфере туризма; систематизировать направления применения современных цифровых технологий и сервисов в туризме; обосновать целесообразность совместного использования цифровых логистических сервисов потребителями туристских услуг (туристами) и производителями туристских услуг (предприятиями индустрии гостеприимства); обосновать концептуальную модель совместного использования цифровых логистических сервисов в сфере туризма.
Методология. Исследование проведено посредством применения таких методов, как анализ и систематизация, моделирование при построении модели совместного использования цифровых логистических сервисов.
Результаты. На основе проведенного анализа применения цифровых технологий и логистических сервисов в туризме предложено определение цифровых логистических сервисов в сфере туризма, базирующееся на общем понимании логистического сервиса как комплекса услуг, обеспечивающих непрерывность и согласованность основных потоковых процессов по достижению запланированного результата, с использованием цифровых технологий для реализации логистической цели. Дана систематизация совместного использования цифровых технологий и сервисов в туризме, в том числе для управления туристскими потоками. Представлена модель совместного использования цифровых логистических сервисов, описывающая связи участников рынка туристских услуг, направления их взаимодействия, место логистического сервиса, а также преимущества совместного использования цифровых логистических сервисов для гармонизации рынка.
Выводы. Цифровая трансформация логистики в туризме является новой формой коммуникационного взаимодействия между производителями и потребителями туристских услуг, становясь источником конкурентных преимуществ туристских организаций и эффективным способом управления туристскими потоками. Преимущества в конкурентной борьбе получат туристские предприятия, которые смогут наилучшим способом внедрить процесс кастомизации в процесс оказания услуг, превращая потребителя из числа потенциальных клиентов не только в реальных, но и в лояльных, а значит, постоянных, тем самым обеспечивая себе устойчивость в долгосрочной перспективе на основе стабильно высоких показателей прибыли и рентабельности, что особенно важно в текущей кризисной ситуации. Формирование нового рынка туристских услуг, базирующегося на цифровизации всех процессов, сегодня видится как возможность не только сохранения данной сферы экономической деятельности, но и развития ее за счет новых возможностей, которые дают цифровые технологии. В качестве особенностей цифровой трансформации логистики в туризме можно отметить наличие персонифицированных сервисов, а также применение предложенной нами модели совместного использования цифровых логистических сервисов. Их эффективное применение позволит сохранить такую важную с экономической и социальной позиций сферу, как эмоциональное приобщение потребителя к мировым культурным традициям и историческим артефактам.
Об авторах
Е. В. АрбатскаяРоссия
Арбатская Екатерина Владимировна – соискатель кафедры логистики и управления цепями поставок
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
Л. В. Хорева
Россия
Хорева Любовь Викторовна – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
В. В. Щербаков
Россия
Щербаков Владимир Васильевич – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой логистики и управления цепями поставок
191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21
Список литературы
1. Богомазова И. В., Аноприева Е. В., Климова Т. Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 3 (85). С. 34–47. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10303
2. Сервис и туризм в условиях цифровизации российской экономики / под ред. Г. А. Карповой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. эконом. ун-та, 2018. 176 с.
3. Щербаков В. В. Трансформационные ожидания и эффекты цифровизации логистики // Логистика: современные тенденции развития: материалы XVIII Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Гос. ун-та морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, 2019. С. 214–219.
4. Арбатская Е. В. Трансформация логистического сервиса в туристической сфере // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-3 (89). С. 783–785.
5. Jin X., Qu M., Bao J. Impact of Crisis Events on Chinese Outbound Tourist Flow: A Framework for Post-events Growth // Tourism Management. 2019. Vol. 74. P. 334–344. DOI: 10.1016/j.tourman.2019.04.011
6. Хорева Л. В., Королева Д. А. Территориальный брендинг: инновационный инструмент повышения конкурентоспособности услуг туристской дестинации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6 (120). С. 74–82.
7. Cossío-Silva F., Revilla-Camacho M.-Á., Vega-Vázquez M. The Tourist Loyalty Index: A new Indicator for Measuring Tourist Destination Loyalty? // Journal of Innovation & Knowledge. 2019. Vol. 4. No. 2. P. 71–77. DOI:10.1016/j.jik.2017.10.003
8. Sato S., Kim H., Buning R., Harada M. Adventure Tourism Motivation and Destination Loyalty: A Comparison of Decision and Non-decision Makers // Journal of Destination Marketing & Management. 2018. Vol. 8. P. 74–81. DOI: 10.1016/j.jdmm.2016.12.003
9. Дараган С. В., Хацева А. Д. Перспективы использования мобильных приложений в туристическом бизнесе // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2018. № 2. С. 39–45.
10. Séraphin H., Zaman M., Olver S., Bourliataux-Lajoinie S., Dosquet F. Destination Branding and Overtourism // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2019. Vol. 38. P. 1–4. DOI: 10.1016/j.jhtm.2018.11.003
11. Аигина Е. В. Сверхтуризм: понятие, проблемы, примеры // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2018. С. 4–7.
12. Арбатская Е. В. Синергия цифрового обеспечения логистики в сфере туризма // Форсайт логистики: будущее логистики глазами молодых ученых: сб. материалов Междунар. форсайтсессии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. эконом. ун-та, 2018. С. 67–74.
13. Клягин А. В. Уровень логистического сервиса инновационных образовательных проектов // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2007. № 3. С. 3–13.
14. Щербаков В. В., Силкина Г. Ю. Информационные тренды логистики в условиях становления цифровой экономики // Интеллектуальные и информационные технологии в формировании цифрового общества: сб. науч. ст. Междунар. науч. конф. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. эконом. ун-та, 2017. С. 103–108.
15. Недкова А. С. Применение информационных услуг в туристическом бизнесе // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 3. С. 21–27. DOI: 10.12737/5546
16. Афанасьева А. В. Инновации в оказании транспортных услуг в туризме // Наука – сервису: материалы ХXIII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Бушуевой, О. Е. Афанасьева. М.: РУСАЙНС, 2018. С. 28–34.
17. Квита Г. Н., Курнявкин А. В. Технология виртуальной реальности как инструмент продвижения туристского продукта // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского гос. техн. ун-та, 2019. С. 185–189.
18. Усенков Д. Ю. 3D-технологии в сфере туризма // Научный вестник МГИИТ. 2015. № 5 (37). С. 45–55.
19. Хорева Л. В., Поломарчук А. К. Мобильные приложения в индустрии гостеприимства: новые сервисы для туристов // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: сборник науч. статей XIV Международной науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экон. ун-та, 2018. С. 17–20.
20. Черевичко Т. В., Темякова Т. В. Цифровизация туризма: формы проявления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 1. С. 59–64. DOI: 10.18500/1994-2540-2019-19-1-59-64
Рецензия
Для цитирования:
Арбатская Е.В., Хорева Л.В., Щербаков В.В. Совместное использование цифровых логистических сервисов потребителями и производителями туристских услуг. Экономика и управление. 2020;26(3):255-263. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-3-255-263
For citation:
Arbatskaya E.V., Khoreva L.V., Shcherbakov V.V. Shared Use of Digital Logistics Services by Consumers and Manufacturers of Tourist Services. Economics and Management. 2020;26(3):255-263. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-3-255-263