Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 26, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

4-15 54213
Аннотация

Исследование направлено на выявление современной тенденции инновационного развития видов транспорта как основы формирования транзитной экономики на пространстве Евразии.
Цель. Выявление направлений инновационного развития видов транспорта на базе формирования единой цифровой транспортно-логистической среды, поиск наиболее эффективных способов регулирования финансовых потоков, поступающих от транзитного пропуска грузов.
Задачи. Выработка и реализация механизмов генерирования, распределения и перераспределения доходов от функционирования транзитной экономики на территории Евразии в условиях автоматизации, роботизации, цифровой трансформации, внедрения искусственного интеллекта, перехода на безбумажные и безлюдные технологии.
Методология. В исследовании использованы методы системного анализа, эволюционно-институциональной теории, теории производственно-технологической сбалансированности и исторического подхода.
Результаты. Определены направления автоматизации и цифровой трансформации перевозок грузов железнодорожным транспортом на пространстве Евразии: сокращение времени прохождения пограничных и станционных процедур; инновационное развитие железнодорожной инфраструктуры сопредельных государств; автоматизация перевозочного процесса, внедрение безлюдных технологий; преодоление негативных тенденций на рынке перевозок скоропортящихся грузов. Представлены направления разработки и производства инновационного подвижного состава для транзитных перевозок грузов. Проанализированы пути инновационного развития автомобильного, морского и воздушного транспорта на пространстве Евразии, в частности развитие контрейлерных (железнодорожно-автомобильных) перевозок, уберизация рынка автомобильных перевозок грузов. Установлено, что инновационным направлением развития морского транспорта, обслуживающего перевозки грузов по маршруту «Азия — Европа», является сооружение и запуск в эксплуатацию судов-контейнеровозов ледового класса. Главное направление развития транзитной экономики в области обслуживания воздушных линий — расширение консолидационных и распределительных грузовых операций при осуществлении полетов над территорией Евразии.
Выводы. Инновационные транспортно-транзитные системы (ТТС) активно развиваются, что актуализирует необходимость разработки и реализации механизма генерирования, распределения и перераспределения доходов от транзитной перевозки грузов и пассажиров. Этот механизм должен носить корпоративный характер, т. е. реализовываться через процессы государственночастного партнерства. На пространстве Евразии такой корпоративной структурой может быть Евразийская транспортно-транзитная компания. Наиболее эффективным способом распространения доходов от функционирования транзитной экономики на большинство экономических агентов служит развитие сопутствующих и сопряженных производств товаров и услуг на высокотехнологической основе, формирование обширного инновационно-индустриального пояса торгового пути.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

16-22 1202
Аннотация

Формирование новых экономических моделей Монголии и Вьетнама началось после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), когда бывшие советские республики вошли в состав Содружества независимых государств (СНГ). Особенно трудным и сложным после распада СССР стал путь дальнейшего развития Монголии, которая на 90 % зависела от экономической помощи СССР. Сложной кризисной ситуацией в Монголии сразу воспользовались США и Международный валютный фонд (МВФ). Денежные транши предоставлялись Монголии при условии полной демократизации политической власти и создания рыночных институтов развития на основе применения программ «Стенд Бай». Вьетнам вступил на путь разрушения социалистической модели в 1986 г., т. е. до распада СССР, и переход к рыночной экономике был своеобразным, при этом существенно отличался от Монголии.

Цель. Исследовать плюсы и минусы экономических моделей Социалистической Республики Вьетнам и Монголии, общие черты и особенности.

Методология. Исследование проведено с использованием общих методов анализа мирового опыта трансформаций экономических моделей.

Результаты. Доказана эффективность современных моделей Монголии и Вьетнама в условиях мировой нестабильности и кризисов. Стабильность экономики и высокие темпы ее роста обеспечиваются появлением новых высокоэффективных технологических укладов и отсутствием внутриполитических протестных выступлений в Монголии и Вьетнаме. Большую роль играет военная помощь России этим странам.

Выводы. Монголия смогла сохранить государственную независимость и развивать экономику в рыночных условиях хозяйственной активности, получив после краха Советского Союза значительную помощь от США. Опираясь на сотрудничество с Россией и Китаем, Монголия включилась в XXI в. в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Вьетнамская модель формировалась в период участия в зоне свободной торговли АСЕАН и сотрудничества с развитыми экономиками Японии, Республики Корея, США. В отличие от Монголии, Вьетнам сохранил полноту политического руководства коммунистической партии и единства народа, его поддержку развития рыночной экономики. В решении сложных социальных проблем Вьетнам получает помощь от Клуба доноров.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

23-34 1088
Аннотация

В статье рассматриваются методы анализа и управления устойчивым развитием экономики регионов России, возможные критерии оценки устойчивости и способы ее повышения.

Цель. Теоретическое и эмпирическое обоснование применения оценок конкурентной привлекательности регионов для управления и повышения устойчивости развития экономики.

Задачи. На основе измерения и анализа показателей экономической конкурентной привлекательности и их математической обработки оценить устойчивость развития регионов России в 20132017 гг. и причины отклонений от поступательности роста.

Методология. В статье предложен математический аппарат измерения устойчивости регионов России посредством оценок конкурентной привлекательности, а также строятся типологии устойчивости в математическом пространстве двух переменных.

Результаты. Предложены методы анализа и управления устойчивостью экономического развития регионов России под влиянием вызовов и рисков политического и экономического характера. В качестве критерия устойчивости экономического развития принимаются уровень и динамика конкурентной привлекательности регионов. Приводятся способы и показатели оценки экономической конкурентной привлекательности, а также критерии измерения устойчивости развития, на основании которых делаются выводы о реакции различных регионов на вызовы и риски развитию в 2013–2017 гг. Предлагается схема управления устойчивым развитием регионов, нацеленная на всемерное укрепление экономической конкурентной привлекательности регионов, а также возможные способы ее повышения, в том числе обучение муниципальных и региональных руководителей управлению в кризисных ситуациях, связанных с экономическими и политическими вызовами и рисками.

Выводы. На основе предложенного критерия устойчивости экономического развития и оценок уровня конкурентной привлекательности регионов и их рейтинговых позиций показано, что в 2013–2017 гг. из 83 регионов 45 развивались устойчиво; из 32 регионов, понесших потери в уровне и рейтингах конкурентной привлекательности в 2015–2016 гг., 19 регионов к 2017 г. полностью восстановили устойчивость экономического развития и свои рейтинговые позиции. Доказана повышенная устойчивость развития регионов, имеющих высокий уровень экономической конкурентной привлекательности.

137-145 336
Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей и процессов функционирования региональных экономик, межрегионального взаимодействия.

Цель. Проанализировать действующие механизмы функционирования и взаимодействия региональных экономических систем.

Задачи. Представить общую схему функционирования региональной экономической системы; рассмотреть принципы функционирования и взаимодействия региональных экономических систем; раскрыть особенности межотраслевого взаимодействия как одной из форм межрегионального сотрудничества.

Методология. Исследование выполнено с применением общенаучных методов, в том числе системного анализа, синтеза, индукции и дедукции, детализации и обобщения, моделирования.

Результаты. Обоснована общая схема функционирования региональной экономической системы как объекта управления, структурными элементами которой являются производственно-экономический и социально-экономический комплексы региона, а также бюджетно-финансовая сфера. Показано, что особым значением в настоящее время обладает межрегиональное взаимодействие, в процессе которого происходит совместное производство благ. Межрегиональное взаимодействие заключается в обмене товарами и услугами, миграционных процессах, финансовом обмене. Межрегиональное сотрудничество должно осуществляться на базе действующих стратегий федерального и регионального уровней. Установлено, что в качестве эффективных форм сотрудничества регионов выступают межотраслевое взаимодействие и формирование межрегиональных отраслевых кластеров.

Выводы. Особенность функционирования региональных экономик состоит в том, что регулирование их деятельности осуществляется одновременно на макро- и мезоуровне. На мезоуровне происходит формирование и внедрение региональных стратегий экономического развития с учетом социальноэкономических особенностей тех или иных административно-территориальных образований. На макроуровне региональная экономика функционирует в рамках действующей стратегии федерального центра, а также осуществляет межрегиональное и межотраслевое взаимодействие.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

35-45 1472
Аннотация

Современная нефтегазовая отрасль во многом зависит от процессов и тенденций, обусловленных ускорившейся цифровизацией экономики. Поэтому приоритетной задачей для России стала цифровизация нефтегазового сектора, что связано с технологическим и структурным преобразованием всех процессов и стадий производства.

Цель исследования заключается в выявлении основных тенденций и перспектив развития российского нефтегазового сектора в условиях становления цифровой экономики и его цифровизации. Задачи. Проанализировать основные тенденции развития нефтегазовой отрасли на глобальном уровне и в России с учетом перспектив ускоренного освоения Арктики; выявить наиболее успешный опыт внедрения цифровых технологий в нефтегазовых компаниях, а также перспективы и препятствия дальнейшему продвижению цифровых технологий в российскую нефтегазовую отрасль.

Методология. Методологической базой научного исследования послужили такие современные общенаучные методы, как анализ и синтез, научное обобщение.

Результаты. В долгосрочной перспективе для России будет неизбежно возрастать роль арктических углеводородов, в целях разведки и добычи которых потребуется внедрение инновационных технологий. Приоритетным направлением развития многих нефтегазодобывающих компаний станет активное применение цифровых технологий в целом (различных типов роботов, позволяющих заменить людей при выполнении сложных операций), а также обработка и анализ больших данных при помощи искусственного интеллекта для оптимизации процессов, особенно в сегменте разведки и добычи, переработки и транспортировки. Цифровизация нефтегазового сектора является мощным фактором повышения эффективности российской экономики. Однако наблюдается значительное отставание российских компаний на данном направлении инновационного развития, существуют проблемы и высокие риски, которые следует преодолеть, чтобы полностью реализовать ее потенциал как для бизнеса, так и для общества.

Выводы. Ввиду стратегического значения нефтегазовой отрасли для России, важнейшей роли для обеспечения ее устойчивого развития и национальной безопасности рекомендуется обратить внимание в первую очередь на разработку и внедрение цифровых технологий. Это необходимо прежде всего для цифровизации долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования, оценки роли и места России и ее крупнейших энергетических компаний на мировом рынке с учетом максимального числа разнообразных внутренних и внешних факторов.

46-54 311
Аннотация

Исследование рынка риелторской деятельности показывает, что внедрение инноваций в этой сфере происходит с большим трудом. На основании этого актуален вопрос о существовании потребности цифровизации риелторской деятельности, в частности востребованности интегрирующих онлайн-платформ в этой сфере.

Цель исследования заключается в оценке востребованности интегрирующих онлайн-платформ в риелторской деятельности.

Задачи. Сравнить интегрирующие онлайн-платформы риелторского рынка с интегрирующими онлайн-платформами гостиничного сектора и рынка индивидуальных пассажирских перевозок по величине доли выручки пользователей, которую получают интеграторы за предоставление услуг на онлайн-платформе. Сравнить величину доли выручки пользователей, получаемой интеграторами за предоставление услуг на онлайн-платформе, с аналогичным показателем в различных сферах мировой экономической деятельности. Оценить степень ценности услуг интегрирующей онлайн-платформы с использованием методики, предложенной Г. Г. Азгальдовым и Н. Н. Карповой.

Методология. Сбор данных проводился с помощью открытых источников в сети Интернет, а также на основании личного интервьюирования директоров компаний, представляющих или использующих услуги интегрирующих онлайн-платформ в Санкт-Петербурге. Интервьюирование и работа с интернет-источниками проводились в ноябре 2019 г.

Результаты. Интегратор риелторского рынка получает сопоставимые с интеграторами в гостиничном секторе и на рынке индивидуальных пассажирских перевозок доли выручки пользователей их услуг. Доля выручки российского интегратора риелторского рынка существенно превосходит значения долей выручки в таких сферах мировой деятельности, как развлечения, мода, спорт. Степень ценности интегрирующей онлайн-платформы определена как сверхценная, поскольку расчетное значение показателя в полтора раза превосходит максимальное табличное значение.

Выводы. Выполненный анализ показал высокую востребованность интегрирующих онлайн-платформ в риелторской деятельности. Участники рынка готовы платить за применение новых цифровых технологий.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

55-61 522
Аннотация

В ходе эволюции рынка сформировалась качественно новая структурно-функциональная модель концепции социального маркетинга, построенная на основе взаимодействия трех секторов экономики и общества как потребителя и регулятора. Современные экономические условия способствуют развитию научно-методологической трактовки социального маркетинга, основанной на одновременном учете множества факторов, среди которых прибыль коммерческого сектора, уровень запроса потребителей и общества в целом, уровень качества социального эффекта деятельности некоммерческих организаций, государственного сектора и др. Актуальность исследования современной концепции социального маркетинга, ее структурно-функциональной модели, специфики взаимодействия ее структурных элементов и технологий практической реализации заключается в поиске и обосновании методов и способов максимизации положительного социального эффекта в обществе, что влечет укрепление и повышение эффективности социально-экономического развития государства.

Цель. Исследование методологических подходов формирования концепции социального маркетинга в условиях трансформации современной экономики.

Задачи. Разработка структурно-функциональной модели социального маркетинга, специфики ее структурных элементов, анализ проблем, возникающих в ходе взаимодействия государственного, коммерческого, некоммерческого секторов рынка и общества как потребителя и регулятора, обоснование возможных технологий внедрения социального маркетинга в современных экономических условиях.

Методология. В исследовании применялись общие методы научного познания, анализ научных трудов зарубежных и отечественных авторов об эволюции и специфике социального маркетинга, его методологии.

Результаты. Обоснована структурно-функциональная модель современной концепции социального маркетинга, проанализированы проблемы взаимодействия ее структурных элементов. Кроме того, представлена основополагающая технология реализации социального маркетинга, способствующая нивелированию возникающих проблем взаимодействия трех секторов экономики, направленная на максимизацию положительного социального эффекта в обществе.

Выводы. В условиях системного внедрения современной концепции социального маркетинга обеспечивается максимальное усиление положительного социального эффекта для целевых групп в определенных рыночных условиях; формирование здоровой конкуренции и конкурентоспособности всех субъектов рынка, независимо от направлений и видов деятельности, за ограниченные ресурсы общества и инвестиции; необходимое финансирование деятельности успешных субъектов рынка и эффективное расходование и преумножение ограниченных ресурсов общества.

62-68 297
Аннотация

Исследование направлено на теоретическое осмысление процессов организации коллективной деятельности работников предприятий и организаций в период общественных и производственноэкономических трансформаций, обоснование мер по активации их социальных действий, основанных на самопознании и саморазвитии.

Цель. Определить спектр периодически повторяющихся и новых вызовов, ограничивающих активное включение работников предприятий и организации в экономическое и социальное развитие, а также обосновать направления развития общественных отношений, формирующих созидательный по своей сути социально-профессиональный конструкт личности.

Задачи. Провести теоретические обобщения и установить причинно-следственные зависимости активизации коллективной деятельности работников предприятий и организаций в решении общественно значимых задач; аргументировать спектр социальных действий работников, позволяющих посредством самопознания и саморазвития сформировать предметно-деятельную позицию по преобразованию общественных и производственно-экономических отношений.

Методология. Теоретико-методологической основой исследования стали разработки отечественных и зарубежных ученых в вопросах формирования общественных отношений, развития коллективной деятельности работников предприятий и организаций в решении общественно значимых задач, формирования гуманистических и социально-этических принципов самопознания и саморазвития личности.

Результаты. Установлены ограничения и основные направления развития коллективной деятельности в системе общественных и производственно-экономических отношений, формирующихся на современных предприятиях и в организациях, создающих условия для ценностно-ориентированной деятельности различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников.

Выводы. Определение спектра проблемных ситуаций, предметно-деятельных ориентиров и ценностей работников предприятий, организаций по активизации их включенности в коллективную деятельность, связанную с решением общественно значимых задач, позволяет осуществить меры по формированию нового экономического мышления, моделированию совместных социальных действий, созданию условий взаимного доверия среди различных профессионально-квалификационных групп работников.

69-73 23171
Аннотация

В статье дана характеристика легкой промышленности, подчеркивается важность изучения состояния данной отрасли, а также выделяются основные проблемы ее развития.

Цель. Определить наиболее значимые проблемы в сфере легкой промышленности в России и тенденции ее развития.

Задачи. Проанализировать вклад легкой промышленности в ВВП страны; провести сравнительный анализ структуры легкой промышленности; выявить главные проблемы и тенденции развития легкой промышленности; охарактеризовать перспективы ее эффективного функционирования.

Методология. С помощью общих методов научного познания, табличного, графического методов рассмотрены проблемы и перспективы развития легкой промышленности.

Результаты. Сегодня под легкой промышленностью понимают совокупность различных отраслей, специализирующихся на производстве товаров народного потребления. При этом дополнительная продукция, которая создается в процессе развития данной промышленности, направляется на использование в других сферах деятельности. Она включает в себя три подотрасли: текстильную, швейную, кожевенную. На объемы реализации продукции легкой промышленности оказывают влияние ряд факторов: спрос конечных потребителей, наличие импортных товаропроизводителей, которые реализуют на отечественном рынке продукцию более высокого качества. Первостепенная проблема развития отрасли — недостаточность инвестиций на фоне отсутствия перспектив и привлекательности легкой промышленности и входящих в ее состав предприятий для инвесторов.

Выводы. Доля отечественных производителей на рынке продукции легкой промышленности составляет менее 50 %, остальную часть занимают производители Китая, Турции и др. Продукция отечественной легкой промышленности в основном уступает по качеству зарубежным аналогам. Отрасль связана с сельским хозяйством и химической промышленностью: будущее в развитии легкой промышленности − это не только ориентация на изготовление одежды, обуви, сумок, постельного белья, иного, но в первую очередь производство такой продукции, которая будет удовлетворять требованиям других отраслей. Важным фактом является и то, что легкая промышленность предоставляет большое количество рабочих мест, причем большинство людей, занятых в этой сфере являются женщинами. Государство должно обращать внимание на проблемы и перспективы эффективного функционирования легкой промышленности в современных условиях, стимулировать отечественных товаропроизводителей, рассмотреть возможность государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, занимающихся производством и реализацией товаров легкой промышленности.

74-85 454
Аннотация

Исследование направлено на обобщение итогов реализации либеральных рыночных реформ в России, а также обзор инструментов рыночной экономики, способных решить проблемы недоверия в российском обществе.

Цель. Сформулировать глубинные проблемы общества, берущие начало в особенностях исторического развития Российской Федерации (РФ), которые не позволяют сегодня нашей стране выйти на новый уровень развития, и предложить направления их решения.

Задачи. Обобщить социально-экономические последствия реализации либеральных рыночных реформ; сформулировать проблемы реализации в современной России рентной модели экономики; обосновать, что без решения проблемы недоверия в обществе не получится обеспечить переход России на новый уровень развития; дать обзор тех инструментов, которые способны переломить ситуацию всеобщего недоверия в обществе (государственно-частное партнерство, инициативное бюджетирование, кластеры, маркетинг территорий, программа «Дальневосточный гектар», умные города, инцидент менеджмент).

Методология. С помощью общих методов научного познания изучены итоги реализации либеральных рыночных реформ, выявлены проблемы современной России, определены возможные пути и инструменты развития.

Результаты. Исторический опыт развития российского государства, основанный на существовании за счет природной ренты, значительно сужает круг представлений о направлениях развития РФ. Предлагаемые сегодня рентные варианты развития вскрывают еще одну особенность России — неопределенность, отсутствие склонности к риску, пессимизм и боязнь того, чтобы «не стало бы хуже». Осуществление демократических преобразований в условиях рентных экономических институтов, отсутствие всеобщего доверия в обществе, плохой работы судов — все это только усугубляет имеющееся положение.

Выводы. России сегодня необходимы экономика, способная создать спрос на человеческий капитал, и инклюзивные политические институты, которые бы включали человека в жизнь государства, позволяли ему и в своей стране творить, созидать, а не уезжать за ее пределы.

86-93 914
Аннотация

Исследование направлено на выявление роли бизнес-авиации в современной экономике и изучение особенностей ее развития в российских условиях.

Цель. Проанализировать развитие бизнес-авиации в России в ее взаимосвязи с экономическим развитием в целом.

Задачи. Выявить преимущества бизнес-авиации как одного из инструментов ведения бизнеса; изучить специфику отечественного рынка бизнес-авиации и проблемы его развития; определить факторы развития бизнес-авиации в России.

Методология. Использованы методы сравнительного и ретроспективного анализа, межстрановых сопоставлений, системный подход, экспертно-аналитические методы исследования.

Результаты. Бизнес-авиация для России является новым сегментом гражданской авиации. Поэтому при управлении ее развитием следует опираться на зарубежный опыт. Во многих странах мира бизнес-авиация — самостоятельная отрасль, специализированная на оказании транспортных услуг широкому кругу корпоративных клиентов и/или частных лиц. Развитие отрасли тесно связано с темпами экономического роста и общим уровнем развития национальной экономики, а также зависит от национальной институциональной специфики. В статье раскрыты особенности развития бизнес-авиации в России и проблемы, с которыми приходится сталкиваться при организации и в процессе ведения данного вида предпринимательской деятельности.

Выводы. Выполненное исследование позволило сформировать систему факторов, влияющих на развитие бизнес-авиации в России, описать основные проблемы этой отрасли и предложить подходы к их разрешению. Результаты исследования могут использоваться при разработке (уточнении) стратегий развития бизнес-авиации в России, как на отраслевом, так и на корпоративном уровне, а также при реализации государственной политики в данной сфере.

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА

94-99 349
Аннотация

В исследовании проведен анализ результатов развития факторинговых операций в России за последние два года.

Цель. Структурировать основные составляющие по предоставлению факторинговых услуг кредитными организациями.

Задачи. Определить главные причины и мероприятия по развитию факторинговых услуг в России.

Методология. Сегодня при повсеместно принятом скоринговом методе достаточно остро встает вопрос о предоставлении альтернативных способов кредитования банками клиентов — юридических лиц. «Недотягивание» показателей деятельности организации до общепринятых критериев, балльная либо коэффициентная модель расчета платежеспособности потенциальных клиентов приводят к массовым отказам от выдачи кредитов. При индивидуальном подходе к кредитованию возможно найти выход из создавшегося положения и поддержать предпринимателей. Поэтому факторинг становится все более необходимой банковской услугой.

Результаты. В развитии факторингового кредитования в Российской Федерации (РФ) просматривается специфика, связанная прежде всего со слабой нормативной базой регулирования факторинга. В частности, до сих пор не существует четкого понимания вопроса о том, относится ли данный комплекс услуг к банковским операциям или нет. Этим объясняется разделение проблем на проблемы небанковского и банковского факторинга.

Выводы. Факторинг может являться одним из перспективных направлений по кредитованию малого и среднего бизнеса и, как следствие, инструментом развития экономики в целом.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ

100-111 1025
Аннотация

Интенсивная глобализация производственных процессов, а также активная интернационализация компаний открыли новые возможности для стран с развивающейся экономикой к участию в глобальных цепочках стоимости (ГЦС). Участие в ГЦС позволяет анализировать вклад отдельных отраслей промышленности в мировую торговлю на уровне стран и секторов.

Цель. Оценить рост участия России в мировой торговле услугами на протяжении последних лет в ряде нематериальных отраслей экономики с точки зрения развития в ГЦС и соответствующего увеличения объемов создаваемой добавленной стоимости.

Задачи. Рассмотреть динамику участия России в отраслях сферы услуг, проанализировать взаимосвязь инновационной активности и разных видов участия в ГЦС. Выявить актуальные тенденции в динамике участия России в ГЦС нематериальных отраслей.

Методология. При помощи обобщенного метода наименьших квадратов проведен регрессионный анализ панельных данных 10 отраслей сферы услуг с 2005 по 2015 г. с целью тестирования взаимосвязей различных видов участия России в ГЦС отраслей сферы услуг и инновационной активности.

Результаты. Статистически доказана взаимосвязь инновационной активности с различными видами участия в ГЦС. Выявлена общая тенденция к увеличению участия России в мировой торговле услугами. Вместе с тем результаты исследования говорят о необходимости дополнительного стимулирования инновационной деятельности и наращивания прямого участия в ГЦС непроизводственных отраслей для последующего развития в ГЦС.



ISSN 1998-1627 (Print)