Бизнес-авиация в России: особенности функционирования и перспективы развития
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-1-86-93
Аннотация
Исследование направлено на выявление роли бизнес-авиации в современной экономике и изучение особенностей ее развития в российских условиях.
Цель. Проанализировать развитие бизнес-авиации в России в ее взаимосвязи с экономическим развитием в целом.
Задачи. Выявить преимущества бизнес-авиации как одного из инструментов ведения бизнеса; изучить специфику отечественного рынка бизнес-авиации и проблемы его развития; определить факторы развития бизнес-авиации в России.
Методология. Использованы методы сравнительного и ретроспективного анализа, межстрановых сопоставлений, системный подход, экспертно-аналитические методы исследования.
Результаты. Бизнес-авиация для России является новым сегментом гражданской авиации. Поэтому при управлении ее развитием следует опираться на зарубежный опыт. Во многих странах мира бизнес-авиация — самостоятельная отрасль, специализированная на оказании транспортных услуг широкому кругу корпоративных клиентов и/или частных лиц. Развитие отрасли тесно связано с темпами экономического роста и общим уровнем развития национальной экономики, а также зависит от национальной институциональной специфики. В статье раскрыты особенности развития бизнес-авиации в России и проблемы, с которыми приходится сталкиваться при организации и в процессе ведения данного вида предпринимательской деятельности.
Выводы. Выполненное исследование позволило сформировать систему факторов, влияющих на развитие бизнес-авиации в России, описать основные проблемы этой отрасли и предложить подходы к их разрешению. Результаты исследования могут использоваться при разработке (уточнении) стратегий развития бизнес-авиации в России, как на отраслевом, так и на корпоративном уровне, а также при реализации государственной политики в данной сфере.
Об авторах
Д. В. СливинскийРоссия
Д. В. Сливинский – кандидат экономических наук, доцент
196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38
И. А. Фомина
Россия
И. А. Фомина – кандидат экономических наук, доцент
96210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 38
Д. Г. Меньших
Россия
Д. Г. Меньших – коммерческий директор
644122, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 34
Список литературы
1. Черенков В. И., Цой Е. В. Дилемма глобальной диффузии инноваций и осуществимость всеобщего устойчивого развития // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5–1 (119). С. 15–23.
2. Руденко М. Н., Грибанов Ю. И. Тенденции цифровизации и сервисизации эконо мики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40). С. 5–8.
3. Стиглиц Д. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / пер. с англ. М.: Мысль, 2003. 302 с.
4. Конкурентоспособность и прорывное позиционирование в посткризисный период: коллективная монография. СПб.: КультИнформПресс, 2011. 298 с.
5. NBAA annual report. Washington, DC: National Business Aviation Association, 2018. 36 р. URL: https://nbaa.org/wp-content/uploads/2019/04/2018-nbaa-annual-report.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
6. Федеральное агентство воздушного транспорта [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://m.favt.ru/novosti-aktualnaja-informacija/ (дата обращения: 10.12.2019).
7. Обзор рынка 2017–2036 / Объединенная авиастроительная корпорация. М. 64 с. URL: https://www.forbes.ru/biznes/360701-krutoe-pike-pochemu-v-rossii-obrushilsya-rynok-biznes-aviacii (дата обращения: 10.12.2019).
8. National Business Aviation Association (NBAA) Business Aviation Fact Book. Washington, DC. 2014. 40 р. URL: https://nbaa.org/wp-content/uploads/2018/01/business-aviation-fact-book.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
9. Анализ российской деловой авиации // BizavNews. 2019. 7 мая. URL: http://bizavguide.ru/237/21274 (дата обращения: 10.12.2019).
10. Клочков Е. Крутое пике: почему в России обрушился рынок бизнес-авиации [Электронный ресурс] // Forbes. 2018. 2 мая. URL: https://www.forbes.ru/biznes/360701-krutoe-pike-pochemu-v-rossiiobrushilsya-rynok-biznes-aviacii (дата обращения: 10.12.2019).
11. Грек К. К. Развитие мирового рынка деловой авиации // Транспортное дело России. 2009. № 5. С. 29–32.
12. Бочкарев А. Центральная и Восточная Европа лидируют по темпам роста деловой авиации [ тронный ресурс] // Aviav TM. URL: https://aviav.ru/czentralnaya-i-vostochnaya-evropa-lidiruyutpo-tempam-rosta-delovoj-aviaczii.html (дата обращения: 13.12.2019).
13. Зубарева И. Взлет разрешается // Российская газета. 2017. 17 апреля. URL: https://rg.ru/2017/04/17/eksperty-v-2017-godu-v-rossii-vyrastet-spros-na-biznes-aviaciiu.html (дата обращения: 13.12.2019).
14. Ввоз самолетов могут освободить от НДС при регистрации в России [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/6543607 (дата обращения: 13.12.2019).
15. Сидоров К. Как сегодня в нашей стране обстоят дела в бизнес-авиации [Электронный ресурс] // Business Traveller. URL: https://www.businesstraveller.com.ru/articles/komanda-vozdukh (дата обращения: 13.12.2019).
16. Аэропорт «Доброград» // Доброград. URL: https://gorod-dobrograd.ru/benefits/air/ (дата обращения: 13.12.2019).
17. Паршикова И. Е., Немчинов О. А. Особенности развития рынка деловой авиации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 2, № 9. С. 198–199.
Рецензия
Для цитирования:
Сливинский Д.В., Фомина И.А., Меньших Д.Г. Бизнес-авиация в России: особенности функционирования и перспективы развития. Экономика и управление. 2020;26(1):86-93. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-1-86-93
For citation:
Slivinsky D.V., Fomina I.A., Menshikh D.G. Business Aviation in Russia: Specific Features and Prospects of Development. Economics and Management. 2020;26(1):86-93. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2020-1-86-93