Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
№ 11 (2019)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

4-13 2050
Аннотация

Статья посвящена вопросам внедрения системы менеджмента качества (далее — СМК) в сфере государственного и муниципального управления (далее — ГМУ) в условиях цифровизации общества. Актуальность статьи объясняется тем, что организационные и методические вопросы теории и практики внедрения СМК в сфере ГМУ в условиях цифровизации общества в Российской Федерации (РФ) исследованы недостаточно.

Цель. Разработка эффективных подходов к внедрению методов оценки СМК в сфере ГМУ в условиях цифровизации общества.

ЗадачиРассмотрение методов, подходов и перспектив повышения эффективности деятельности сферы ГМУ в условиях цифровизации общества; определение инструментов для внедрения проекта СМК по ISO 9001:2015 в сфере ГМУ в условиях цифровой экономики; анализ данных для совершенствования процесса управления качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. 

МетодологияОбъектом исследования является развивающаяся сфера государственного и муниципального управления в условиях цифровизации общества. Предмет исследования — СМК относительно данной сферы, в том числе управления качеством государственными и муниципальными услугами в условиях цифровизации общества. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, международные стандарты и нормативные документы, регламентирующие качество продукции/услуг, а также систем менеджмента. Методология исследования базируется на применении системного подхода, а менеджмент качества рассматривается как система; методология базируется и на применении сравнительного метода, общенаучных методов исследования — анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, систематизации и обобщения полученных данных.

РезультатыВ аспекте перспектив, подходов и методов разработки и последующего внедрения СМК в сфере ГМУ в условиях цифровизации общества авторами доказана необходимость выхода на новый уровень взаимодействия государства и органов местного самоуправления с гражданами и субъектами предпринимательства посредством перевода такого взаимодействия в цифровой, «проактивный» и дистанционный режим. В процессе исследования обнаружено, что существует необходимость сокращения временных и административных затрат при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществлении контрольно-надзорных функций, функционировании государственных и муниципальных органов. Проведен анализ рисков, препятствующих созданию полноценной цифровой экономики (в том числе менеджмент рисков с применением стандартов ISO). Выявлена потребность в повышении эффективности применения системы электронного межведомственного взаимодействия после внедрения СМК по модели ISO 9001:2015. К результатам исследования отнесены анализ и улучшение параметров процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, выявление приоритетов потребителей для постоянного улучшения СМК и повышения уровня удовлетворенности потребителей; правовые изменения и усиление мер безопасности информационной среды в условиях развития цифровизации сферы предоставления государственных и муниципальных услуг. Установлено, что, наряду со снижением административных барьеров, внедрение СМК влечет повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

ВыводыОдним из наиболее важных вопросов проводимой административной реформы является совершенствование порядка предоставления государственных и муниципальных услуг. Реализация соответствующих мероприятий — процедура, в отношении которой должны быть разработаны показатели результативности и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг. Апробированным инструментом может стать система менеджмента качества, построенная по модели международного стандарта ISO 9001:2015. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии подходов, методов в изучении отечественного и зарубежного опыта применения СМК в сфере ГМУ в условиях цифровизации общества с целью разработки впоследствии оптимального проекта СМК для данной сферы.

14-19 409
Аннотация

Статья посвящена опыту формирования нормативно-правовых основ интеграции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на примере стандартизации как одного из ключевых инструментов экономики качества.

Цель. Проанализировать основные решения органов управления ЕАЭС и стран–участниц по повышению роли стандартизации в экономической интеграции союза за пятилетний период его деятельности.

Задачи. Определить эффективные методы развития стандартизации для интеграции стран ЕАЭС и наиболее проблемные аспекты в этой сфере для их учета в качественном укреплении экономики союза.

Методология. С помощью общих методов научного познания рассмотрена деятельность органов управления ЕАЭС и стран–участниц по созданию системы экономической интеграции союза в переходный период его деятельности от обособленных национальных рынков к единому (общему) рынку.

Результаты. За пятилетие деятельности Евразийского экономического союза в сфере стандартизации создана необходимая организационная и правовая основа для обеспечения успешного развития интеграционных процессов. Модернизировано национальное законодательство о стандартизации с учетом гармонизации этих законов. В ближайшие пять–шесть лет предстоит завершить разработку межгосударственных стандартов к 40 техническим регламентам, что создаст нормативно-правовую базу для беспрепятственного взаимодействия всех участников единого (общего) рынка ЕАЭС.

Выводы. Анализ деятельности в сфере стандартизации позволяет утверждать о достаточно продуманной и согласованной политике стран ЕАЭС в создании необходимых условий для преодоления правовых и административных барьеров в движении товаров и услуг на общем экономическом пространстве ЕАЭС.

20-32 1567
Аннотация

В статье проанализированы общие причины формирования концепции устойчивого развития и основанной на ней «зеленой» экономики, а также рассмотрены вопросы влияния перехода к «зеленой» экономике на финансовые рынки и стратегии развития стран.

Цель. Систематизировать информацию о роли концепции устойчивого развития в формировании новой модели экономического роста.

Задачи. Обобщить историю становления понятий «устойчивое развитие» и «зеленая экономика»; выявить трансформации финансовых рынков и изменения в инвестиционном процессе, вызванные переходом к «зеленой» экономике; описать формирующуюся систему регулирующего воздействия на инвесторов и финансовые рынки, складывающуюся в процессе перехода к «зеленой» экономике; обобщить современный опыт стран в части интеграции темы устойчивого развития и «зеленой» экономики в национальные стратегические планы.

Методология. С помощью общих методов научного познания выявлены и охарактеризованы особенности финансирования устойчивого развития в глобальном масштабе, а также его отражение в национальной политике стран.

Результаты. Описана трансформация понятия «устойчивое развитие», обусловленная интеграцией в его контур ESG-критериев и понятия «зеленой» экономики. Выявлены направления трансформационного воздействия концепции устойчивого развития на финансовые рынки и инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов. Предложено описание системы, через которую проводится регулирующее воздействие на инвесторов и финансовые рынки (структура, уровни, ключевые организации). Уточнены задачи, решаемые странами, вставшими на путь устойчивого развития и

«зеленого» экономического роста. Обобщены основные направления и меры, предпринимаемые странами с целью формирования политики финансирования устойчивого развития.

Выводы. Несмотря на то, что страны существенно различаются по количественным и качественным характеристикам факторов, воздействующих на формирование национальных приоритетов, они демонстрируют одинаковые подходы в части формирования политики, направленной на финансирование устойчивого развития.

33-41 853
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на необработанные алмазы, и их влияние на экспорт ограненных и полированных в Армении камней в Россию.

Цель. Определить возможные стратегии, к которым прибегнут армянские компании, занимающиеся огранкой и полировкой алмазов в связи с переходом на ставки ЕТТ на необработанные алмазы; оценить, как это повлияет на экспорт в различные страны, в частности в Россию.

Задачи. Авторы анализируют современное состояние сектора производства драгоценных камней и ювелирных изделий и обосновывают необходимость либо его интеграции в сектор ювелирного производства, либо применения стратегий для стимулирования экспорта продукции в Россию или другие страны в среднесрочной перспективе в ответ на применение ставок ЕTT ЕАЭС.

Методология. Исследование построено на основе общий научных методов познания, включая аналитический, методологический и элементы прогнозирования. С помощью аналитического метода исследования, прогнозов в разрезе анализа тенденций армянского сектора обработки драгоценных камней и ювелирных изделий, глобальных тенденций; статистических данных импорта и экспорта ограненных и полированных драгоценных камней, а также ювелирных изделий за 2014–2018 гг., опубликованных UN Comtrade Statistics, были выявлены возможные стратегии, к которым могут прибегнуть армянские компании, занимающиеся огранкой и полировкой алмазов, в среднесрочной перспективе в ответ на применение ставок CCT ЕАЭС. 

Результаты. Показатели экспорта обработанных алмазов с 2014 по 2018 г. указывают на проблему, связанную с потерей конкурентоспособности армянских компаний (по сравнению преимущественно с индийскими огранщиками алмазов). Основные глобальные тенденции в деятельности по огранке и полировке алмазов говорят о том, что армянским огранщикам и полировщикам практически невозможно будет конкурировать с индийскими компаниями в среднесрочной перспективе, если они не будут инвестировать в новые технологии для достижения операционной эффективности; для этих компаний важно не потерять российский рынок из-за повышения тарифной ставки и сосредоточиться на переработке драгоценных камней размером более 1 карата. Еще одна стратегия, позволяющая избежать повышения ставок таможенных тарифов, будет зависеть от возможности правительства Армении вести переговоры с Россией о прямом импорте алмазов от российских производителей. Два других варианта развития для армянских огранщиков заключаются в том, чтобы компании сфокусировались на огранке и полировке рубинов, сапфиров, изумрудов идр.; или интегрировались в сектор по производству ювелирных изделий либо будучи основным поставщиком, либо рассматривая этот бизнес как канал для продажи обработанных бриллиантовых камней путем создания собственных компаний по производству ювелирных изделий.

Выводы. Поскольку CCT вступает в силу в январе 2021 г., а Индия играет доминирующую в мире роль в огранке и полировке алмазов, Армении необходимо тщательно рассмотреть все описанные выше варианты стратегий, которые армянские компании могли бы выбрать. Являясь государством — членом ЕАЭС, Армения свободно экспортирует товары в Россию, однако в дальнейшем экспорт в Россию будет зависеть от способности Армении обеспечить проведение экономически эффективных мер, сконцентрироваться на обработке драгоценных камней, а не алмазов, или перейти на производство ювелирных изделий в качестве основной продукции, предназначенной для экспорта.

Практическое применение результатов. Выводы авторов статьи могут представлять интерес как для Министерства экономики Республики Армения, так и для «Бизнесс Армении». Они могут быть использованы при разработке стратегии развития сектора по обработке драгоценных камней и производству ювелирных изделий Армении.

42-52 306
Аннотация

Цель. Выработать концептуальные основы координации и развития конкурентных преимуществ международных транзитных перевозок государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в целях создания единой транспортной системы в рамках пространства указанной организации.

Задачи. Рассмотреть перспективы сопряжения и инновационного развития транспортно-транзитных систем (ТТС) государств — членов ШОС в целях создания общей сети железных и автомобильных дорог, образования единой транспортной системы ШОС. Провести анализ направлений и перспектив цифровой трансформации перевозочного процесса на межгосударственных стыках. Доказать, что развитие транзитных грузоперевозок железнодорожным транспортом, прежде всего, путем налаживания транспортно-транзитных коммуникаций с Афганистаном, является важным условием обеспечения комплексной безопасности в рамках пространства ШОС.

Методология. В исследовании использованы методы системного анализа, эволюционно-институциональной теории, эконометрического моделирования и исторического подхода.

Результаты. Перспективы сопряжения ТТС заложены в реализации Соглашения государств — членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Суть еще одного перспективного направления заключается в создании общей сети железных дорог, которое ведет к достижению глобальной цели — образованию единой транспортной системы ШОС. В связи с тем, что рынок контейнеров целиком захвачен китайскими производителями, по мнению авторов, российские компании могут и должны занять весомую часть рынка фитинговых платформ (в том числе инновационных) в рамках ШОС. Координация международных транзитных перевозок должна быть направлена и на сокращение порожнего пробега контейнеров, а также фитинговых платформ. Среди направлений сокращения порожнего пробега — формирование грузовой базы обратной загрузки и разработка логистических схем. При прямых смешанных (комбинированных) перевозках необходимо применение единого транспортного документа, а также разработка и внедрение электронного документооборота при перевозке грузов по международным транспортным коридорам. Для обеспечения национальной безопасности государств — членов ШОС в первую очередь следует развивать железнодорожные перевозки грузов и пассажиров, которые в большей степени подвержены контролю, чем транспортировка автомобилями. Кроме того, требуется расширять применение стационарных и подвижных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), предназначенных для таможенного и пограничного контроля грузов.

Выводы. В целях реализации транспортно-транзитного потенциала государств — членов ШОС и создания единой транспортной системы в рамках пространства организации необходимо решение задач по строительству транспортных коммуникаций высокого класса; расширению пропускных возможностей сухопутных погранпереходов, развитию портовой инфраструктуры; сопряжению инфраструктурно-интеграционных проектов и транспортно-транзитных систем; обеспечению интероперабельности перевозочного процесса, строительству мультимодальных транспортно-логистических центров; цифровизации перевозочного процесса, внедрению транспортных технологий на основе применения искусственного интеллекта; созданию мультимодальных цифровых международных коридоров; внедрению электронного документооборота; обеспечению прослеживаемости грузоперевозок с использованием электронных пломб.

53-58 606
Аннотация

Исследование посвящено выявлению актуальных региональных проблем развития трудовых ресурсов молодежи.

Цель. Проанализировать основные тенденции в формировании трудовых ресурсов для обеспечения социально-экономического развития отдельных территорий.

Задачи. Сравнить данные периода с 2015 по 2017 г. по трудоустройству российских выпускников в зависимости от уровня образования, изучить состав занятого населения по уровню образования, уровень безработицы в Дальневосточном федеральном округе.

Методология. Применялись такие количественные методы исследования, как сбор и сравнительный анализ статистических данных, характеризующих тенденции развития трудовых ресурсов современной российской молодежи, а также вторичный анализ результатов социологических исследований.

Результаты. Показана динамика трудоустройства и уровня безработицы выпускников, а также причины оттока из регионов Дальнего Востока молодежи — главного трудового ресурса.

Выводы. Наличие и качество трудовых ресурсов молодежи на конкретной территории обусловлено группой факторов, включающих в себя уровень и качество образования, уровень жизни населения, экономические и социальные условия реализации профессиональных возможностей. Именно эти факторы влияют на обеспечение регионов человеческими ресурсами, готовыми и способными к приложению своих трудовых компетенций.

59-63 537
Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам реализации технологии распределенного реестра данных (блокчейн) в механизмах управления логистическими цепями поставок в условиях цифровой экономики.

Цель. Проанализировать с позиции логистики применение технологии распределенного реестра в современных экономических процессах.

Задачи. Рассмотреть возможность применения технологии распределенного реестра в системе управления цепями поставок. Исследовать способы возможного использования наработок Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в области цифровой экономики для организации процессов стандартизации информации в логистических цепях поставок внешней и взаимной торговли.

Методология. С помощью общих методов научного познания рассмотрены походы к реализации технологии блокчейн в транспортно-логистических процессах, выявлены возможности реализации смарт-контрактов для организации прослеживаемости всей цепочки движения материальных и информационных потоков.

Результаты. С применением технологии распределенного реестра блокчейн в логистических процессах внешней и взаимной торговли повышается прозрачность информационных потоков и скорость принятия решений. Технология позволит сторонам договориться напрямую, минимизируя возможные риски, в том числе время, необходимое для подтверждения сделки о поставке.

Выводы. Авторами рассмотрена возможность поэтапного подхода к цифровизации транспортнологистических процессов и, как следствие, стандартизации информационного взаимодействия на уровне B2B, B2G, G2G, сегментированного по отдельным областям транспорта и внешней торговли, отраслям экономики. Сделан вывод о перспективах практического применения механизмов распределенного реестра при создании отраслевых площадок — цифровых платформ, реализующих интегральные сервисы для бизнеса и государства с использованием механизмов «единого окна».

64-73 714
Аннотация

Дополнительное исследовательское поле региональная экономика получила, пытаясь объединить свои положения с доктринами экономического роста. Причины и эффекты для экономического роста от пространственной кластеризации деятельности поднимались в работах Лихтенберга, Вернона, Хиница, Маршалла и др. Гипотеза исследования базируется на теории МАР, теории экономики локализации. 

Цель. Провести обзор современных доктрин региональной экономики.

Задачи. Проанализировать классические и современные научные доктрины в области региональной экономики.

Методология. С помощью общенаучных методов познания, аксиоматического, гипотетического, абстрагирования и общелогических методов систематизированы результаты исследований современных доктрин региональной экономики.

Результаты. Итоги исследования, проявившиеся в изучении и обобщении современных доктрин региональной экономики, повышают свою актуальность и получают новые стимулы к развитию, объединяясь с другими экономическими теориями, стараясь охватить весь спектр вопросов развития экономики регионов, что является направлением дальнейших исследований в данной предметной области. Региональная экономика получила развитие во взаимодействии с теориями международной или межрегиональной торговли. Разработка новой теории торговли на основе модели Диксита–Стиглица впоследствии привела к возрождению интереса к торговле на разных уровнях развития. Эти изменения в теории торговли способствуют множественному построению моделей пространственной экономики в форме новой экономической географии.

Выводы. Подход к современным доктринам региональной экономики реализуется через теорию международного бизнеса. Структурный компонент региональной экономики в данной области исследований следует выделять через формирование территориальных кластеров. Вторая группа работ использует для анализа более сложные экономические модели, базирующиеся на применении статистических методов. Соответствующие методы исследования позволяют идентифицировать кластеры путем измерения локальных эффектов.

74-86 425
Аннотация

В статье1 представлена методика оценки стратегической устойчивости предприятий регионов России на микроуровне как составляющая оценки стратегической устойчивости комплекса предприятий региона. Предложены направления подъема экономики депрессивных регионов России путем совершенствования управления стратегической устойчивостью комплекса предприятий крупного, среднего и малого бизнеса регионов. Разработанные для федерального и регионального уровней власти рекомендации по совершенствованию управления комплексом предприятий регионов основаны на доказанной в исследовании гипотезе о зависимости экономических показателей развития региона от стратегической устойчивости действующих на его территории комплекса предприятий. ЦельПредложить направления совершенствования управления стратегической устойчивостью предприятий крупного, среднего и малого бизнеса в депрессивных регионах России на основе формирования региональных центров прибыли.

ЗадачиВыявить особенности развития крупных предприятий в депрессивных регионах России посредством расчета интегрального показателя — Индекса экономической и финансовой устойчивости предприятия. Провести сравнительный анализ деятельности предприятий крупного бизнеса депрессивных и развитых регионов для доказательства гипотезы о зависимости экономической и финансовой устойчивости предприятий крупного бизнеса от уровня социально-экономического развития региона. Разработать для федерального и регионального уровней власти рекомендации по совершенствованию управления комплексом предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, включая предложение по формированию региональных центров прибыли.

Методология. Теоретико-методологической основой исследования являются теории и концепции о роли предприятий и предпринимательства в экономическом развитии региона. Исследование проведено с помощью общенаучных методов — анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа, систематизации, расчета интегрального индексного показателя, коэффициентного финансового анализа.

РезультатыКрупный бизнес депрессивных регионов имеет экономические и финансовые показатели, которые сопоставимы с показателями по крупному бизнесу развитых регионов (в том числе с показателями развития крупнейших предприятий, входящих в рейтинг «Эксперт 600»), а по отдельным показателям имеет лучшее значение, чем в развитых регионах. Это подтвердило гипотезу о том, что уровень социально-экономического развития того или иного региона не оказывает доминирующего влияния на устойчивость развития крупного бизнеса. Уровень развития региональных экономик зависит от структуры бизнеса региона. Выявленные закономерности позволили предложить направления совершенствования управления стратегической устойчивостью предприятий депрессивных регионов для федеральных и региональных органов управления.

Выводы. Совершенствование управления развитием депрессивных регионов должно быть направлено на развитие инструментов государственной поддержки, стимулирующих развитие комплекса предприятий регионов. Необходимо встраивание управления устойчивостью комплекса предприятий того или иного региона в систему стратегического управления на федеральном и региональном уровнях. Наряду с реализацией национальных проектов по развитию малого бизнеса, повышению производительности труда, поддержке инноваций и институтов развития для депрессивных регионов должны быть разработаны проекты по развитию крупного бизнеса и его интеграции со средним и малым на основе карт кооперационного взаимодействия. Новый подход к развитию депрессивных регионов на базе создания региональных центров прибыли будет способствовать формированию устойчивости комплекса предприятий депрессивных регионов, позволит рационально распределять средства национальных проектов.


Статья является продолжением статьи «Подходы к оценке стратегической устойчивости крупного, среднего и малого бизнеса в депрессивных регионах России», опубликованной в № 10 журнала «Экономика и управление» за 2019 год.

 

87-94 1459
Аннотация

Исследование направлено на выявление каналов влияния процессов цифровой трансформации на систему социально-экономических отношений, в частности отношений, связанных с занятостью населения, а также на обоснование вызываемых цифровизацией трансформаций в системе государственного регулирования.

ЦельРазработать предложения по совершенствованию государственной экономической политики в области регулирования занятости с учетом современных и перспективных вызовов цифровизации и опыта развитых (в информационно-технологическом аспекте) стран.

ЗадачиДать краткую характеристику современной информационно-технологической революции, проявляющейся в форме широкомасштабной цифровизации социально-экономических отношений; оценить темпы, направленность и проблемы развития цифрового сектора экономики в России в сравнении с другими странами мира; выявить масштабы и каналы воздействия цифровизации на благосостояние и занятость населения; предложить направления совершенствования государственной экономической политики в области регулирования занятости, учитывающие российские особенности.

МетодологияПри проведении исследования использованы методы институционального, структурного, статистического анализа в отношении процессов цифровых трансформаций и в ходе изучения изменений в социально-экономической системе, структуре занятости населения. Проблемы влияния цифровых трансформаций на социально-экономические отношения исследованы с применением системного подхода, а также методологии компаративного анализа и бенчмаркинга — при сравнительном анализе ситуации в России и других странах мира.

РезультатыЦифровизация, по мнению автора, является новым трендом, определяющим направления социально-экономического развития в среднесрочной перспективе. Россия по уровню цифровизации существенно отстает от развитых и многих развивающихся стран, что вызывает риски устойчивости национальной экономики и обеспечения национальной экономической безопасности. Вместе с тем имеющееся отставание позволяет нам критически изучать зарубежный опыт широкомасштабной цифровизации, в частности в аспекте ее влияния на рынок труда, занятость и социальную структуру, чтобы формировать эффективную государственную политику регулирования цифровой трансформации экономики и общества. В статье предложено несколько направлений, ориентированных на своевременное выявление и нейтрализацию эффектов потенциального негативного воздействия цифровизации на российскую социально-экономическую систему.

ВыводыСовершенствование государственной экономической политики в области регулирования занятости и смежных областях с учетом современных и перспективных вызовов цифровизации и опыта развитых (в информационно-технологическом аспекте) стран целесообразно проводить по ряду направлений: при разработке и обновлении образовательных стандартов учитывать перспективные требования рынка труда к «специалистам будущего» (креативность, гуманистическую направленность мышления и действий, лидерские качества, психологическую устойчивость, когнитивную гибкость и др.), большее внимание уделять развитию системы непрерывного образования. Кроме того, необходимо усилить государственную поддержку самозанятости и индивидуального предпринимательства как организационно-правовых форм замещения наемного труда в цифровой экономике, в том числе с учетом «вынужденного» (в некоторых случаях) характера этого предпринимательства, что требует его государственной поддержки не только с экономических, но и с социальных позиций. Важна роль конвергенции государственной политики в сферах социальной защиты и социального обеспечения с предпринимательской политикой; предотвращения цифрового неравенства и недопущения его «срастания» с традиционным имущественным неравенством и неравенством по доходам.

95-100 1416
Аннотация

В условиях конкурентного, развивающегося быстрыми темпами рынка электронной коммерции большая часть затрат организаций, работающих на этом рынке, связана с логистикой и продвижением товаров. Внедрение в деятельность компаний фулфилмента, т. е. полного комплекса услуг, предоставляемых компаниям e-commerce одним универсальным логистическим оператором, способствует уменьшению затрат на доставку грузов при обеспечении безопасности грузов и высокого качества обслуживания.

Цель. Исследование и разработка методов совершенствования логистических процессов компаний, действующих на рынке электронной коммерции.

Задачи. Исследование особенностей и тенденций российского рынка е-commerce, анализ существующих методов доставки конечным потребителям товаров интернет-магазинов, обоснование необходимости применения современных методов доставки товаров.

Методология. С помощью общих методов научного познания рассмотрены логистические процессы e-commerce, сформулированы основные подходы к совершенствованию логистики интернет-магазинов.

Результаты. В статье проведен анализ статистики российского рынка электронной коммерции. Исследованы особенности рынка логистики e-commerce, методы доставки товаров. Рассмотрены виды логистических операторов, действующих на рынке электронной коммерции. Выявлены преимущества и недостатки фулфилмента – полного комплекса услуг, предоставляемых компаниям e-commerce одним универсальным логистическим оператором с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки. Выявлено, что фулфилмент для интернет-магазина включает в себя прием и хранение товаров, корреспонденции, иных видов грузов на специально оборудованном складе, надлежащую упаковку грузов для отправки клиентам, подбор оптимальной схемы доставки товара в зависимости от срочности заказа и других факторов, обоснована необходимость применения данной технологии доставки в деятельности интернетмагазина.

Выводы. Совершенствование методов доставки товаров потребителям интернет-магазинов позволяет уменьшить логистические издержки, обеспечить качественный сервис.

101-110 388
Аннотация

Исследование направлено на изучение институциональных инвестиций в устойчивое развитие в Южно-Африканской Республике (ЮАР). С учетом масштабности повестки дня в области устойчивого развития основное внимание в статье сосредоточено на финансировании институциональными инвесторами экологического блока целей устойчивого развития.

ЦельОпределить факторы, способствующие внедрению институциональными инвесторами ЮАР принципов устойчивого финансирования в свою деятельность.

ЗадачиНа примере ряда крупнейших институциональных инвесторов ЮАР выявить основные элементы реализуемых ими стратегий устойчивого финансирования и приоритетные направления

«зеленых» инвестиций. Изучить ключевые инициативы по внедрению ESG-факторов в инвестиционный анализ и процесс принятия решений институциональными инвесторами.

МетодикаПри выполнении исследования применялись такие общие методы научного познания, как анализ, синтез, метод научной абстракции.

Результаты и выводыNedbank Group и GEPF начали внедрять принципы устойчивого финансирования в свою деятельность еще в начале 2000-х гг. Ключевые элементы стратегий устойчивого финансирования, реализуемых ими, — четкое целеполагание, наличие внутренней политики и процедур, позволяющих учитывать экологические и социальные риски при принятии финансовых решений, а также адаптация передового международного опыта в сфере финансирования проектов устойчивого развития благодаря участию в крупных международных инициативах и объединениях инвесторов. С конца 2011 г. пенсионные фонды в ЮАР законодательно обязаны учитывать ESGфакторы в процессе принятия инвестиционных решений. В банковском секторе, напротив, учет факторов устойчивости осуществляется на добровольной основе. Сегодня под руководством Национального казначейства ведется разработка национальной стратегической системы устойчивого финансирования.

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ



ISSN 1998-1627 (Print)