Влияние применения единого таможенного тарифа на армянский экспорт ограненных и полированных драгоценных камней в Россию
https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-11-33-41
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с применением ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на необработанные алмазы, и их влияние на экспорт ограненных и полированных в Армении камней в Россию.
Цель. Определить возможные стратегии, к которым прибегнут армянские компании, занимающиеся огранкой и полировкой алмазов в связи с переходом на ставки ЕТТ на необработанные алмазы; оценить, как это повлияет на экспорт в различные страны, в частности в Россию.
Задачи. Авторы анализируют современное состояние сектора производства драгоценных камней и ювелирных изделий и обосновывают необходимость либо его интеграции в сектор ювелирного производства, либо применения стратегий для стимулирования экспорта продукции в Россию или другие страны в среднесрочной перспективе в ответ на применение ставок ЕTT ЕАЭС.
Методология. Исследование построено на основе общий научных методов познания, включая аналитический, методологический и элементы прогнозирования. С помощью аналитического метода исследования, прогнозов в разрезе анализа тенденций армянского сектора обработки драгоценных камней и ювелирных изделий, глобальных тенденций; статистических данных импорта и экспорта ограненных и полированных драгоценных камней, а также ювелирных изделий за 2014–2018 гг., опубликованных UN Comtrade Statistics, были выявлены возможные стратегии, к которым могут прибегнуть армянские компании, занимающиеся огранкой и полировкой алмазов, в среднесрочной перспективе в ответ на применение ставок CCT ЕАЭС.
Результаты. Показатели экспорта обработанных алмазов с 2014 по 2018 г. указывают на проблему, связанную с потерей конкурентоспособности армянских компаний (по сравнению преимущественно с индийскими огранщиками алмазов). Основные глобальные тенденции в деятельности по огранке и полировке алмазов говорят о том, что армянским огранщикам и полировщикам практически невозможно будет конкурировать с индийскими компаниями в среднесрочной перспективе, если они не будут инвестировать в новые технологии для достижения операционной эффективности; для этих компаний важно не потерять российский рынок из-за повышения тарифной ставки и сосредоточиться на переработке драгоценных камней размером более 1 карата. Еще одна стратегия, позволяющая избежать повышения ставок таможенных тарифов, будет зависеть от возможности правительства Армении вести переговоры с Россией о прямом импорте алмазов от российских производителей. Два других варианта развития для армянских огранщиков заключаются в том, чтобы компании сфокусировались на огранке и полировке рубинов, сапфиров, изумрудов идр.; или интегрировались в сектор по производству ювелирных изделий либо будучи основным поставщиком, либо рассматривая этот бизнес как канал для продажи обработанных бриллиантовых камней путем создания собственных компаний по производству ювелирных изделий.
Выводы. Поскольку CCT вступает в силу в январе 2021 г., а Индия играет доминирующую в мире роль в огранке и полировке алмазов, Армении необходимо тщательно рассмотреть все описанные выше варианты стратегий, которые армянские компании могли бы выбрать. Являясь государством — членом ЕАЭС, Армения свободно экспортирует товары в Россию, однако в дальнейшем экспорт в Россию будет зависеть от способности Армении обеспечить проведение экономически эффективных мер, сконцентрироваться на обработке драгоценных камней, а не алмазов, или перейти на производство ювелирных изделий в качестве основной продукции, предназначенной для экспорта.
Практическое применение результатов. Выводы авторов статьи могут представлять интерес как для Министерства экономики Республики Армения, так и для «Бизнесс Армении». Они могут быть использованы при разработке стратегии развития сектора по обработке драгоценных камней и производству ювелирных изделий Армении.
Об авторах
В. Л. АрутюнянАрмения
Арутюнян Владимир Липаритович – директор, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НАН РА
0015, Республика Армения, г. Ереван, ул. Григора Лусаворича, д. 15
С. В. Дохолян
Россия
Дохолян Сергей Владимирович – главный научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор
367030, г.Махачкала, ул. Ярагского, д. 75
А. Р. Макарян
Армения
Макарян Анна Рузвельтовна – научный сотрудник, кандидат экономических наук
0015, Республика Армения, г. Ереван, ул. Григора Лусаворича, д. 15
Список литературы
1. Dreger C., Herzer D. A further examination of the export-led growth hypothesis. Empirical Economics. 2013;45(1):39-60. DOI: 10.1007/s00181-012-0602-4
2. Çetintaş H., Barişik S. Export, import and economic growth: The case of transition economies. Transition Studies Review. 2009;15(4):636-649. DOI: 10.1007/s11300-008-0043-0
3. Greenaway D., Morgan W., Wright P. Exports, export composition and growth. The Journal of International Trade & Economic Development: An International and Comparative Review. 1999; 8(1):41-51, DOI: 10.1080/09638199900000004.
4. Dokholyan S. V., Sargsyan L. N. Is the export-oriented growth hypothesis valid for Armenia? Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2019;(2):4-11. (In Russ.).
5. Armenia competitiveness assessment report, submitted to USAID/Yerevan, under Contract No. PCE-I-837-98-00016-00. Nathan Associates Inc. & J.E. Austin Associates Inc. June 2004. URL: https://pdf.usaid.gov/pdf_docs/PNADD292.pdf.
6. Hergnyan M., Makaryan A. The role of the diaspora in generating foreign direct investments in Armenia. Armenian Journal of Public Policy. 2007;2(2):259-294.
7. UN Comtrade Database. United Nations Statistics Division. URL: https://comtrade.un.org/ data/.
8. The Common Customs Tariff of the Eurasian Economic Union, approved by Decision No. 54 of the EEC Council dated July 16, 2012 (as amended by Decision No. 101 of the EEC Council of October 18, 2016). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ett/Pages/default.aspx (In Russ.).
9. Annex 4 (List of goods and rates in respect of which, during the transitional period, the Republic of Armenia shall apply the import customs duties rates, other than the Common Customs Tariff rates of the Eurasian Economic Union) to the Treaty on the Accession of the Republic of Armenia to the Treaty on the Eurasian Economic Union of May 29, 2014 (adopted October 10, 2014). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/en-us/0017354/itia_11102014_doc.pdf
10. Trošt M., Bojnec Š. Export-led growth: The case of the Slovenian and Estonian economies. PostCommunist Economies. 2016;28(3):373-383. DOI: 10.1080/14631377.2016.1184425
11. Hye Q. M. A., Wizarat S., Lau W.-Y. Trade-led growth hypothesis: An empirical analysis of South Asian countries. Economic Modelling. 2013;35:654-660. DOI: 10.1016/j.econmod.2013. 07.040.
12. Kristjanpoller W. R., Olson J. E. Economic growth in Latin American countries: Is it based on export-led or import-led growth? Emerging Markets Finance and Trade. 2014;50(sup. 1):6-20. DOI: 10.2753/REE1540-496x5001S101
13. Tang C. F., Lai Y. W., Ozturk I. How stable is the export-led growth hypothesis? Evidence from Asia’s Four Little Dragons. Economic Modelling. 2015;44:229-235. DOI: 10.1016/j.econmod.2014. 09.022
14. Ee C. Y. Export-led growth hypothesis: Empirical evidence from selected sub-Saharan African countries. Procedia Economics and Finance. 2016;35:232-240. DOI: 10.1016/S2212-5671(16)00029-0.
15. Sağlam Y., Egeli H. A. A comparison of domestic demand and export-led growth strategies for European transition economies. Foreign Trade Review. 2018;53(3):156-173. DOI: 10.1177/ 0015732517734755.
16. Rani R., Kumar N. Is there an exportor import-led growth in BRICS countries? An empirical investigation. Jindal Journal of Business Research. 2018;7(1):13-23. DOI: 10.1177/2278682118761748.
17. Shoghakn diamond cutting company to open training center. ARKA News Agency. Nov. 25, 2016. URL: http://arka.am/en/news/business/shoghakn_diamond_cutting_company_to_open_training_center/.
18. Further growth recorded in Armenian diamond Industry. Aazatutyun Radio. Aug. 9, 2017. URL: https://www.azatutyun.am/a/28667420.html.
19. Gziryan A. Armenia’s Kotayk province eyes becoming major diamond industry center. Armenpress. March 6, 2019. URL: https://armenpress.am/eng/news/966487.html.
20. The global diamond industry 2015: Growth perspectives amid short-term challenges. Boston, MA: Bain & Company, Inc.; 2015. 40 p. URL: https://www.awdc.be/sites/awdc2016/ficuments/BAIN%202015%20The%20Global%20Diamond%20Report%202015%20Growth%20perspectives%20amid%20short-term%20challenges.pdf.
21. The global diamond industry 2016: The enduring allure of timeless gems. Boston, MA: Bain & Company, Inc.; 2016. 46 p. URL: https://www.bain.com/contentassets/9b90201a6a764af88ad06f21cca3f273/bain_diamond_report_2016.pdf.
22. The global diamond industry 2017: The enduring story in a changing world. Boston, MA: Bain & Company, Inc.; 2017. 40 p. URL: https://www.awdc.be/sites/awdc2016/ficuments/The%20Global%20Diamond%20Industry%202017%20-%20The%20enduring%20story%20in%20a%20changing%20world.pdf.
23. The global diamond industry 2018: A resilient industry shines through. Boston, MA: Bain & Company, Inc.; 2018. 43 p. URL: https://www.bain.com/contentassets/a53a9fa8bf5247a3b7bb0b10561510c2/bain_diamond_report_2018.pdf.
24. Dubai’s diamond gateway: Certified for security, quality and responsible stewardship. DMCC. 2019. URL:https://www.dmcc.ae/gateway-to-trade/commodities/diamonds.
Рецензия
Для цитирования:
Арутюнян В.Л., Дохолян С.В., Макарян А.Р. Влияние применения единого таможенного тарифа на армянский экспорт ограненных и полированных драгоценных камней в Россию. Экономика и управление. 2019;(11):33-41. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-11-33-41
For citation:
Harutyunyan V.L., Dokholyan S.V., Makaryan A.R. The impact of applying the Common Customs Tariff on the armenian export of Cut and Polished Gems to Russia. Economics and Management. 2019;(11):33-41. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2019-11-33-41