№ 1 (2019)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Валерий Анатольевич Цветков,
Михаил Николаевич Дудин,
Николай Васильевич Лясников,
Кобилжон Ходжиевич Зоидов
4-15 534
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение процесса организации системы налогового контроля в Российской Федерации и путей повышения ее эффективности. Цель. Исследовать и определить кратко- и среднесрочные решения, ориентированные на повышение эффективности налогового контроля для обеспечения сбалансированности потоков финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней . Задачи. Провести теоретико-эмпирический анализ сложившейся системы налогового контроля в Российской Федерации и сформулировать направления работы по повышению эффективности фискальных функций. Структурировать и последовательно представить терминологический аппарат, описывающий сущность и функциональное назначение налогового контроля, его стратегические задачи и ключевые направления дальнейшего инструментально-организационного эволюционирования. Дать оценку эффективности и результативности существующих форм налогового контроля. Методология. В настоящей работе использованы методы логического, правового, статистического анализа, которые позволили оценить состояние, выявить основные проблемы и предложить возможные решения по повышению эффективности системы налогового контроля. Результаты. Количество камеральных проверок, проводимых Федеральной налоговой службой, неуклонно увеличивается, но одновременно с этим количество выездных проверок остается прежним (в расчете на одного сотрудника). Результативность налогового контроля показывает прирост - суммы доначисления налогов за 3 года увеличились более чем на 60%, но одновременно с этим возрастает нагрузка на сотрудников налоговой службы по налоговому администрированию, что связано с законодательными изменениями в сфере финансового и бухгалтерского учета. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ, направленных на повсеместное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему налогового контроля, переход к электронному документообороту обеспечит рост эффективности взаимодействия бизнес-структур, предпринимателей и налоговых органов. Выводы. Обоснована целесообразность внедрения цифровых технологий в автоматизации налогового контроля. Необходимо оптимизировать информационные потоки, связанные с налоговым контролем, и расширить возможности применения налоговых режимов для ряда налогоплательщиков, которые бы не требовали значительных бюджетных расходов на организацию и проведение контрольных мероприятий.
16-25 180
Аннотация
В статье описывается комплексный подход к поддержке деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Цель. Показать порядок формирования системы поддержания и улучшения имиджа предприятия на основе оценки деловой репутации и комплаенс-контроля для предупреждения репутационных рисков. Задачи. Рассмотреть и конкретизировать различные определения деловой репутации. Изучить составляющие индекса деловой репутации, применяемые в мировой практике, и методику расчета индекса репутации в России. Описать концепцию предупреждения репутационных рисков. Методология. В общественном понимании деловая репутация основывается на аспектах корпоративной репутации с опорой на социальную ответственность, эмоциональную привлекательность и финансовые показатели предприятия. В России индекс деловой репутации рассчитывается согласно национальному стандарту ГОСТ Р 66.0.01-2017 с учетом характеристик деятельности предприятия. Результаты. Проанализированы рейтинги ведения бизнеса, индекса стоимости бизнеса и индекса глобальной конкурентоспособности для понимания ситуации в предпринимательской среде и возможностей для ее улучшения. Упорядочены трактовки понятия «деловая репутация». Выделены два подхода к определению деловой репутации на основе стоимостной оценки и расчета безразмерного индекса. Раскрыта методика расчета индекса деловой репутации. Предложено использование комплаенс-контроля для предупреждения репутационных рисков. Выводы. Для построения долгосрочных и плодотворных отношений с деловыми партнерами и потребителями, для развития бизнеса в условиях социальной ответственности и лояльности сотрудников предприятия необходимо формирование целостной системы поддержки деловой репутации.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
26-37 911
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов трансформации в странах Центрально-Восточной Европы, а также членству этих стран в Европейском союзе. Для многих государств Южной и Восточной Европы проделанный странами ЦВЕ путь в рынок ЕС представляется образцовым, в силу чего анализ результатов такого рода трансформации более чем актуален. Практическая значимость данного исследования объясняется важностью опыта стран ЦВЕ для государств, сделавших выбор в пользу интеграции в ЕС, среди которых целый ряд бывших советских республик. Цель. Оценка эффективности модели трансформации стран Центрально-Восточной Европы и ее неоднозначных результатов. Задачи. Изучение теоретических подходов к процессу трансформации планово-административных систем хозяйствования, в частности, путем заимствования институтов рынка и демократии развитых стран Запада. Анализ процесса институциональной адаптации стран ЦВЕ к нормам и стандартам ЕС. Исследование основных направлений интеграции стран ЦВЕ в ЕС. Оценка эффектов экономической и социальной интеграции, определение вклада процессов интеграции и трансформации в экономический рост стран ЦВЕ. Методология. В статье использовались такие методы исследования, как эконометрический, теоретический и сравнительный анализ, наблюдение, синтез, обобщение, описание, графическое моделирование. Результаты. Анализ показал, что результаты трансформации экономической системы в странах ЦВЕ являются противоречивыми. Так, объем импорта стран ЦВЕ после присоединения к ЕС имел негативное влияние на экономический рост. Кроме того, приток прямых иностранных инвестиций в период 2004-2015 гг. проявлял негативное влияние на показатели ВВП на душу населения стран ЦВЕ, соответствующий коэффициент составил -122,0. Это означает, что при изменении данного коэффициента на 1 единицу ВВП сокращался на 122,0 долл. США. Отрицательным оказался и коэффициент валового прироста основного капитала. Полученные коэффициенты фиктивных переменных говорят о том, что членство в ЕС принесло неоднозначные результаты для стран Центральной и Восточной Европы. При этом данные показатели различаются по странам, что ведет к нарастанию неоднородности европейского постсоциалистического пространства. Выводы. Страны Центральной и Восточной Европы выбрали трансформационный путь через трансплантацию развитых западноевропейских институтов. Процесс проходил под жестким контролем ЕС, при его финансовой поддержке и в силу этого оказался более успешным, чем, например, в России и других государствах на постсоветском пространстве. Однако трансформационная модель показала свою неустойчивость перед лицом внешних шоков. Процесс трансформации совпал по времени и основным направлениям с подготовкой стран ЦВЕ к членству в ЕС. Страны полностью заимствовали законодательство, нормы и стандарты, принятые в Европейском союзе. Экономическая интеграция в рынок ЕС сопровождалась стремительной переориентацией внешнеэкономических связей стран ЦВЕ на европейский рынок; активизацией инвестиционной деятельности и движением рабочей силы.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
38-43 107
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение китайского проекта строительства морских и сухопутных транспортных путей на территории Большой Евразии, Ближнего и Среднего Востока, Африки. Цель. Структурировать транспортные магистрали, выделив участие постсоветских государств, риски и угрозы. Задачи. Определить эффекты реализации проекта «Один пояс - один путь» для КНР и его участников, проблемы и трудности. Методология. В настоящей работе, опираясь на общие методы научного познания, в различных аспектах рассмотрена политика КНР глобализации своего присутствия в различных регионах мира, последствия для стран, участников проекта «Один пояс - один путь». Подчинив своим интересам межгосударственные скоростные транспортные пути, Китай вступил в новый этап глобализации экономики. На этом пути КНР может столкнуться с конкуренцией других крупных стран, особенно Японии. Япония накопила за несколько десятилетий опыт строительства скоростных магистралей у себя и за рубежом, которые могут пересекаться с проектом «Экономического пояса Великого Шелкового пути». Результаты. Китай является стратегическим партнером России, обладает громадными ресурсами для экономического сотрудничества с Россией. Россия должна извлечь для себя пользу из участия в глобальном проекте «Один пояс - один путь», сохраняя свою государственную и экономическую безопасность в условиях планов Пентагона на ослабление российско-китайского стратегического альянса. Выводы. Изучение китайского транспортного проекта «Один пояс - один путь» выявило как плюсы, так и минусы для экономического развития стран, по территории которых проходит маршрут. Ключевые слова: Китай; высокоскоростные транспортные коридоры; транспортные маршруты; Россия; Центральная Азия; угрозы; риски; экономическая безопасность.
44-52 148
Аннотация
13 ноября 2018 г. в Сингапуре состоялся очередной саммит АСЕАН, на котором впервые не была подписана совместная Декларация его 15 членами - главами государств Юго-Восточной Азии. На саммите отсутствовал Дональд Трамп, видимо, из-за отрицательного отношения к сотрудничеству в многосторонней форме. Д. Трамп постоянно критикует региональную интеграцию в формате Зоны свободной торговли (PCN). Доказательством его неприятия ЗСТ стал выход США из североамериканской Зоны свободной торговли НАФТА (Канада - США - Мексика), о чем Трамп заявил 30 ноября 2018 г. на саммите G-20 в Аргентине. Сближение с АСЕАН - стратегическая цель России для усиления присутствия в Восточной Азии. Это было доказано на опыте сотрудничества России с Вьетнамом - членом АСЕАН и участником Зоны свободной торговли «ЕАЭС-СРВ». Цель. Исследовать экономическое сотрудничество РФ с АСЕАН в условиях современных рисков и угроз, обобщить успехи и исследовать проблемы. Задачи. Определить возможность участия РФ в мегапроектах АСЕАН в страновом разрезе, изучить коммерческие цели ведущих государственных российских компаний, работающих в АСЕАН, и ожидаемые эффекты. Методология. Использование общих методов научного познания, статистических макроэкономических показателей стран АСЕАН, данных Росстата за первые два десятилетия XXI в. Результаты. В условиях мировой нестабильности и снижения темпов роста в мировом экономическом пространстве доказано, что эти трудности не коснулись пока АСЕАН. Темпы роста ВВП всех 10 членов АСЕАН в XXI в. в 2-3 раза выше среднемировых. Выводы. В АСЕАН нет торговых войн и военного противостояния друг против друга. Эффективно идет сотрудничество более чем в 15 зонах свободной торговли, включая Китай, Японию, Республику Корея, Индию, страны Океании и ЕС. Обсуждается с РФ участие АСЕАН в зоне свободной торговли «ЕАЭС - СРВ». Сингапур в 2018 г. на саммите АСЕАН заявил о своем присоединении к ЕАЭС в Зоне свободной торговли.
53-60 168
Аннотация
В статье анализируется развитие портовых хозяйств в ряде регионов России в последние годы с позиций учета их влияния на региональную экономику. Цель. Рассмотреть возможное взаимовлияние ВРП и грузооборота портов в крупнейших портовых регионах России: Ленинградской области, Краснодарском крае, Мурманской области и Приморском крае. Задачи. Проанализировать, как развитие портов отражается на развитии регионов, рассматриваемых в исследовании. Выяснить, является ли сдерживающим фактором в развитии портового хозяйства и в соразвитии с ним региона преобладание сырьевых грузов, обрабатываемых российскими стивидорными компаниями. Методология. Материалом для анализа послужили данные научной литературы, а также исследования, раннее проведенные автором. Ссылки на источники даны в библиографии. Результаты. В ходе анализа было выявлено, что наибольшая взаимозависимость между развитием портового хозяйства региона и регионом в целом как в отношении его освоенности, так и в отношении продуктивности экономики наблюдается с 2005 г. в Ленинградской области, в то время как уровень соразвития портовых хозяйств с развитием региона по параметру ВРП является высоким как у Ленинградской области, так и Приморского края, при этом диверсифицированная экономика Краснодарского края обнаруживает значительно более слабый, хотя и позитивный уровень взаимозависимости развития портового хозяйства как с ВРП, так и с уровнем освоенности. Стагнация роста грузооборота портов Мурманской области в 2005-2016 гг. сопровождается отсутствием взаимозависимости как с ВРП, так с уровнем освоенности региона. Выводы. В работе делается предположение о том, что слабая взаимозависимость уровня ВРП Приморского края и роста грузооборота его портов при достаточно сильной позитивной взаимозависимости развития портовых хозяйств с освоенностью региона говорит о довольно сильной разобщенности портового развития данного региона с его социально-экономическим развитием, в отличие, например, от Ленинградской области. Данный вывод может быть важным для оценки характера и планирования социально-экономического развития российских регионов.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
61-69 197
Аннотация
Настоящее исследование направлено на определение понятийной сущности инфраструктуры государственных финансов. Цель. Представить формализованное описание инфраструктуры системы государственных финансов, способное объяснить ее природу и структуру, облегчить понимание ее назначения. Задачи. Провести классификацию использования дефиниций «финансовая инфраструктура». Определить состав и место инфраструктуры системы государственных финансов. Исследовать систему институтов бюджетного права и предложить на ее основе конструкцию финансовой инфраструктуры. Методология. Автором проведен анализ существующих научных подходов к определению понятий «финансовая инфраструктура» и «институциональная инфраструктура». Предложены оригинальные положения, адекватные целям данного исследования и задачам проектирования систем управления финансами. Результаты. В статье опробованы новые подходы к описанию и визуальному отображению институциональной инфраструктуры системы государственных финансов; в качестве примера описаний знаний об инфраструктуре создана общая онтологическая модель института «Бюджетное устройство». Выводы. Предложенные в статье формы описания институциональной инфраструктуры позволяют одним специалистам наглядно формулировать и объяснять природу и структуру явлений в информационных процессах управления государственными финансами, а у других специалистов - проектировщиков - появляется возможность лучше понимать эти специфические знания.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
70-77 656
Аннотация
В работе изучается феномен эффективности сотрудников в связи с такими психологическими конструктами, как организационные ожидания, возможность реализации мотивов сотрудников в организации и удовлетворенность трудом (на примере конкретного российского предприятия строительного бизнеса). В исследовании изучается вклад в эффективность деятельности сотрудников их удовлетворенности, в том числе оценка ими возможности реализации их мотивов, с учетом соотношения культурно-ценностных установок. Цель. Изучение связи эффективности деятельности сотрудника в организации, в условиях действующей организационной культуры, со следующими характеристиками: принятие организационной культуры сотрудниками (соотношение культурно-ценностных ожиданий), оценки возможности реализации мотивов профессиональной деятельности сотрудника в организации, уровень удовлетворенности трудом сотрудника в организации. Задачи. Выделить ключевые показатели эффективности деятельности организации, проанализировать социально-психологические критерии эффективности трудовой деятельности сотрудников (возможность реализации мотивов, мотивационная и ценностная привлекательность организации, удовлетворенность трудом), дать рекомендации по повышению эффективности деятельности организации. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены вопросы эффективности и производительности, выявлены критерии эффективности, характерные для конкретного изученного предприятия. В исследовании были использованы рамочная конструкция конкурирующих ценностей организации К. Камерона и Р. Куинна и теория мотивационного потенциала В. Доминяка. Результаты. Проанализирована существующая организационная культура, выявлены организационные ожидания. Проанализирован мотивационный профиль сотрудников. Установлены преобладающие жизненные ценности работников и то, как они связаны с доминирующими мотивами работников. Проанализированы различные аспекты удовлетворенности трудом и значимость этих аспектов для сотрудников. Выводы. Результаты исследования дают руководителю возможность внести коррективы в существующую систему стимулирования с целью повышения эффективности сотрудников, а также возможность обоснованно выстроить систему оптимизации организации культуры. Выводы, полученные в результате исследования, подтвердили правильность выбранной ранее стратегии на изменение организационной культуры, формирование дополнительно подразделения, создание института кадрового резерва, разработку системы нематериальной мотивации в организации.
78-86 1116
Аннотация
Современные процессы цифровизации российской экономики изменяют структуру рынка труда и систему управления трудовыми ресурсами, все более актуальными становятся вопросы безработицы, занятости, рынка рабочей силы. В статье рассматриваются вопросы трансформации системы управления трудовыми ресурсами в условиях формирования «INDUSTRY 4.0». Цель. Провести исследование влияния цифровой экономики на формирование системы управления трудовыми ресурсами в России и рынка труда, предложить направления совершенствования системы управления трудовыми коллективами в организации. Задачи. Провести анализ основных тенденций на рынке труда, выделить особенности процесса трансформации системы управления трудовыми ресурсами организации в условиях цифровой экономики, определить проблемы управления трудовыми ресурсами при реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Методология. Статья базируется на системном подходе, использовании общенаучных методов познания и критическом осмыслении трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам управления трудовыми ресурсами. Результаты. В результате исследования доказано, что в условиях цифровой экономики успеха может добиться организация, способная создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников, грамотно выстраивать бизнес-процессы на основе информационно-коммуникационных технологий. Учитывая появляющееся многообразие цифровых технологий и разработок для ведения бизнеса в ближайшее время появится потребность в специалистах, осуществляющих подбор и адаптацию технологических решений для конкретных бизнес-задач, разработку новых технологий. Выводы. В проведенном исследовании автором выявлены основные тренды управления трудовыми ресурсами в условиях цифровой экономики. Цифровая трансформация позволяет создавать клиентские и бизнес-процессы уже сегодня с минимальным участием человека, способствует созданию нового продукта и выводу его на рынок за минимальное время, автоматизации принятия управленческих решений. Перестройка бизнес-процессов организации затрагивает все подразделения компании от производства и научных разработок до маркетинга и HR.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
87-100 472
Аннотация
Цель исследования состоит в выявлении реакции российских покупателей на применение инструментов нейромаркетинга в банковской сфере. В рамках исследования был выделен ряд гипотез, которые были проверены с помощью статистического анализа. Задачи. Оценивалась информированность респондентов как потребителей (физических лиц) относительно нейромаркетинга и использования нейротехнологий в коммерческих целях. Исследовалась готовность респондентов к хранению свободных денежных средств в банках, отношение к использованию в банке различных инструментов нейромаркетинга (сенсорного маркетинга). Методология. Практическая проверка гипотез осуществлялась на основе опроса методом анкетирования респондентов - физических лиц. Изучалась оценка клиентами банковского обслуживания, выявлялось отношение респондентов к инновационным банковским технологиям и инфраструктуре, приоритеты выбора обслуживающего банка. Респондентам были заданы вопросы с одним вариантом ответа, с несколькими вариантами ответа, вопросы на базе шкалы Лайкерта. Обработка данных проводилась в программе IBM SPSS Statistics 21 с использованием следующих статистических методов: частотный анализ, сравнение средних. Результаты. Механизм принятия решений является рациональным и предсказуемым в случае, если банковскому менеджменту удастся определить меру надежности банка с точки зрения клиента. Субъективная оценка надежности банка является ключевым фактором выбора банковского депозита и требует внимательного рассмотрения банковским менеджментом. Стратегия продвижения банковских депозитных продуктов должна быть построена на формировании благоприятного имиджа банка и подтверждении его надежности. Отсутствие информационного сопровождения деятельности банков приводит к существенному падению оценок надежности. Прочие критерии надежности требуют дополнительной проверки с точки зрения их значимости для целевой аудитории в целом или для отдельных респондентов. Таким образом, маркетинговая кампания банка при продвижении депозитных продуктов должна быть развернута не в сторону информирования об условиях вклада, а в сторону формирования имиджа банка, независимо от конкретных продуктов. При этом поведение потребителя базируется на субъективных оценках, данные о которых можно получить только из работы непосредственно с целевой аудиторией. В частности, использование инструментария нейромаркетинга является одним из направлений моделирования поведения потребителей; анализ выпускаемой рекламной продукции инструментами нейромаркетинга позволит повысить качество этой продукции и донести до потребителей основные идеи имиджа банка. Выводы. Полученные данные позволяют индивидуализировать рекламу банковских услуг в социальных сетях в зависимости от психологического типа клиента. Активность в социальных сетях в современных условиях позволяет достаточно дочно идентифицировать пол, возраст, национальную принадлежность, психологический тип респондента. Это достигается за счет использования инструментария big data. С учетом данных, полученных в исследовании, можно составлять индивидуализированные рекламные послания (распространяемые в социальных сетях), рассчитанные на соответствующие демографические и психофизические характеристики.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
101-107 129
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение государственных программ в сфере нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, выявление конкретных финансовых и информационных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в России. Цель. Проанализировать государственные программы регулирования предпринимательской деятельности, определить финансовые и информационные инструменты поддержки МСП. Задачи. Изучить программы государственной поддержки МСП и предложить конкретные финансовые инструменты для успешного развития и поддержания финансовой устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса. Методология. Теоретико-методологической основой исследования явились разработки отечественных и зарубежных ученых в области предпринимательской деятельности. Автором использованы общие методы научного познания - наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование. Результаты. В статье проведен мониторинг государственных программ поддержки МСП, изменений законодательства в сфере МСП, проанализированы и систематизированы данные бухгалтерской отчетности МСП. Большой практический опыт в сфере банковского кредитования предпринимателей позволил автору выявить проблемы МСП, препятствующие развитию этого сегмента в РФ. Выводы. На основе собственных наблюдений автор делает вывод о влиянии уровня финансовой и информационной грамотности и квалификации сотрудников МСП, уровня информационной поддержки со стороны финансовых учреждений и РГО для обеспечения стабильности показателей финансовой устойчивости предприятий, для повышения доступности банковских продуктов для МСП. Упрощение процедур ведения предпринимательской деятельности и повышение доступности финансовых ресурсов являются целевым ориентиром государственных программ поддержки МСП.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ISSN 1998-1627 (Print)