№ 9 (2018)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Олег Дмитриевич Проценко,
Кирилл Николаевич Глазов,
Светлана Эдуардовна Ермакова,
Ирина Георгиевна Юрикова
4-11 281
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение основных аспектов социально-экономического развития и системы жизнеобеспечения населения Арктических территорий РФ. Цель. Провести анализ основных проблем и направлений социально-экономического развития, а также системы жизнеобеспечения и состояния здоровья населения арктических территорий Российской Федерации. Задачи. Рассмотреть основные социально-экономические показатели Арктических территорий РФ и прилегающих к ней регионов и определить тенденции их дальнейшего развития. Провести сравнительный анализ демографических показателей представленной зоны с показателями других регионов РФ. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены основные факторы социально-экономического развития Арктических территорий, выявлены тенденции, характерные для состояния здоровья населения данной зоны и определены основные направления демографических процессов. Результаты. Проведенный анализ демографической и социально-экономической ситуации в Арктических территориях РФ позволил выделить следующие их ключевые характеристики: расслоение на «бедных» и «богатых», высокий уровень преступности, социальная незащищенность, инфляция, неудовлетворительное состояние инфраструктуры (дороги, ЖКХ), алкоголизм, плохая экология, низкий уровень и качество жизни населения, проблемы жилищного обеспечения, недоступность и низкое качество здравоохранения, малая численность и плотность населения Арктической зоны РФ, недостаточное количество человеческих ресурсов в здравоохранении (особенно среднего медицинского персонала), слабое развитие социальной среды, отток населения, естественная убыль населения, высокий уровень заболеваемости, инвалидности, смертности в трудоспособном возрасте, высокий уровень бедности, безработица и социальные заболевания. Выводы. Изучение основных аспектов социально-экономического развития и системы жизнеобеспечения населения Арктических территорий РФ как процесса с выделением в нем факторов, свойственных тому или иному региону, позволяет не только выявить специфику проблем, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих благоприятные результаты в плане демографии, уровня заболеваемости и качества жизни населения исследуемой зоны. Улучшение социально-экономической ситуации в арктической зоне позволит ускорить темпы технологического и экономического развития нашей страны, повысить ее конкурентоспособность по сравнению с другими государствами, осваивающими Арктику.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
12-15 200
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение целесообразности, возможности и рисков внедрения «зеленой» революции в практику экономического развития Вьетнама. Цель. Изучить возможности и риски внедрения «зеленой» революции во Вьетнаме. Задачи. Определить механизм реализации политики «зеленой» революции в развивающейся стране. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания рассмотрены целесообразность, возможность и риски внедрения «зеленой» революции в практику экономического развития Вьетнама. Результат. «Зеленое» развитие - новая стратегия решения глобальной проблемы современности - выживания населения мира. К ней подключились ученые, международные институты развития, передовые государства. Активную работу в формировании «зеленой» модели экономического роста проводит Вьетнам. Выводы. Переход национальной экономики Вьетнама на экологическую основу является перспективной задачей государственного управления на среднесрочный период, имеет большую политическую поддержку, но отягощен большими финансовыми и экологическими проблемами.
16-23 224
Аннотация
Исследование направлено на изучение особенностей ведения хозяйственной деятельности, присущих Арктической зоне Российской Федерации и выявление на этой основе специфики арктического предпринимательства, а также инструментария стимулирования и поддержки его развития в рамках реализации мер государственного регулирования экономики. Цель. Выявить и описать специфические черты, присущие ведению предпринимательской деятельности в регионах, входящих в Арктическую зону Российской Федерации. Задачи. Определить и описать факторы, влияющие на ведение хозяйственной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации; дать им экспертную оценку и определить влияние а предпринимательскую активность в этом макрорегионе; дать рекомендации по учету северной специфики в государственной политике поддержки и стимулирования предпринимательства. Методология. В исследовании использована методология институционального подхода к изучению экономических явлений и процессов, а также специфические методы анализа региональной экономики, структурного, системного и компаративного анализа, квалиметрии, экономического прогнозирования. Результаты. Определено, что предпринимательству в Арктической зоне Российской Федерации присуща значительная специфика. Она определяется природно-климатическими, нормативно-правовыми, структурно-экономическими, демографическими, ресурсными и рядом других факторов. Эта специфика в недостаточной мере учитывается в проводимой государством политике поддержки и стимулирования предпринимательства, что снижает ее результативность. Соответствующий инструментарий государственного воздействия требует уточнения и развития, в том числе с учетом зарубежного опыта регулирования хозяйственной деятельности на северных территориях. В этой связи авторами предложены меры по совершенствованию управления развитием арктического предпринимательства в России. Выводы. Выполненное исследование позволило установить, что предпринимательство в арктическом макрорегионе имеет ряд существенных отличий, которые следует учитывать при его регулировании. Методологической основой для регулирования предпринимательства в Арктической зоне РФ должен являться программно-целевой подход.
24-31 138
Аннотация
Цель. Выявление разнокачественных и разнонаправленных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие муниципальных образований Магаданской области в результате процесса реформирования местного самоуправления. Задачи. Охарактеризовать муниципальные образования Магаданской области, взятые в основу исследования до и после проведения реформы; провести анализ проведенных преобразований и оценить экономическую и управленческую эффективность территориальных преобразований. Результаты. К основным преимуществам преобразования районов в городские округа следует отнести сокращение числа работников аппарата управления, отсутствие межэлитных конфликтов районных/поселенческих властей. Сделан вывод о том, что реформа повлияла на снижение финансовой самостоятельности муниципальных округов Магаданской области. Выводы. Изучение реформирования территориальной организации местного самоуправления в Магаданской области как процесса с выделением в нем периодов (этапов) и мер, свойственных тому или иному периоду, позволяет не только выявить специфику проблем муниципальных образований, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих результаты реформы. В качестве примера были выбраны три муниципальных округа: муниципальное образование «Тенькинский городской округ», муниципальное образование «Хасынский городской округ», муниципальное образование «Сусуманский городской округ». Период для анализа процессов реформирования местного самоуправления - 2014-2017 гг., в качестве компонентов для идентификации факторов взяты правовая и территориальная основы местного самоуправления.
32-39 687
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение опыта работы Инвестиционного фонда Российской Федерации с 2005-го по 2017 г., основанного на использовании инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) в практике реализации общенациональных и региональных проектов. Цель. Определить значимость инвестфондов федерального и регионального уровня при реализации региональных инфраструктурных проектов на основе ГЧП. Задачи. Выделить этапы функционирования Инвестфонда РФ за период 2005-2017 гг., определить степень эффективности его участия в региональных проектах и факторы, способствующие более высокой эффективности исполнения региональных проектов по сравнению с аналогичными проектами общенационального характера. Методология. В настоящей работе с помощью методов логического и статистического анализа выявлены факторы, способствующие эффективности взаимодействия федеральных и региональных инвестиций при реализации проектов, направленных на развитие территорий и основанных на принципах ГЧП. Результаты. Исследование показало, что участие в региональных проектах инвестиций федерального, регионального уровня и частного бизнеса повышает их эффективность за счет особых функций инвестиций федерального уровня. Федеральные инвестиции, выступая гарантом, стимулируют частные инвестиции, контроль исполнения проекта со стороны федеральных органов приводит к более тщательной проработке проекта, повышает дисциплину его инвестирования со стороны других участников проекта в ходе его реализации. К 2012 г. были разработаны на законодательном и организационном уровнях принципы взаимодействия федерального и региональных инвестиционных фондов, использующих принципы ГЧП, которые, на наш взгляд, могли позволить выстроить эффективную систему инвестирования развития территорий. Снижение финансового пополнения Инвестфонда РФ, перенаправление его ресурсов на решение текущих проблем не позволили реализовать на практике эту систему. Выводы. Целесообразно рассмотреть вопрос о восстановлении федерального Инвестиционного фонда, определив направление его работы - экономическое развитие территорий в «связке» с региональными инвестиционными фондами на основании ГЧП.
40-48 208
Аннотация
Исследование направлено на идентификацию отраслевой специфики экономики периферийных территорий Ставропольского края и выявление трансформационного «дрейфа» специализации муниципальных районов и городских округов в его составе. Цель. Оценить состояние производственных отраслей экономики периферийных территорий для формирования аналитических выводов с последующим обоснованием предложений для разработки селективной пространственной социально-экономической политики их развития. Задачи. Сформировать блок релевантной аналитической информации о состоянии производственных отраслей региона в целом, а также в разрезе периферийных территорий; выделить территории с аграрной, индустриальной и смешанной специализацией экономики. Методология. В работе использованы теоретические положения теорий новой торговли и новой экономической географии, общие методы научного познания: анализ, синтез, диалектика системного, структурного и комплексного подходов, единство и сопоставимость индикаторов и показателей на различных хронологических этапах исследования. В процессе обоснования теоретических положений, выводов и рекомендаций использовался разнообразный инструментарно-методический аппарат, совокупность методов и приемов которого сформирована с учетом требований эволюционной и транзитивной экономики: экономико-статистические методы, методы системного и сравнительного анализа, семантической логики, приемы типологизации и редуцирования исходного пространства многомерных данных, графического отображения результатов и исходных данных. Результаты. В качестве основных результатов исследования можно выделить следующие: сформирован блок индикаторов для проведения системной диагностики отраслевой специализации периферийных территорий как структурных элементов региональной пространственно-экономической системы; проведенный анализ позволил актуализировать аналитические представления о социально-экономическом положении традиционного аграрно-индустриального региона дополнительными характеристиками производственной специализации отдельных территорий, что вызывает особый интерес в рамках выработки мер и направлений селективной пространственной социальной экономической политики развития региона; составленная типология периферийных территорий региона по характеру отраслевой специализации позволяет разрабатывать адаптивные инструменты стимулирования экономики периферии. Выводы. Сформированный методический аппарат для диагностики колебаний и трансформаций отраслевой специализации экономики периферийных территорий аграрно-индустриального региона, апробированный на эмпирико-фактологической базе Ставропольского края, дает возможность проводить процедуры системной диагностики отраслевых «дрейфов», дополнять представления о слабых и сильных сторонах социально-экономического состояния периферийных территорий и региона в целом, идентифицировать деструктивно-разрушительные или позитивно-созидательные тенденции. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении с использованием полученных аналитических результатов состоят в возможности повышения степени адекватности и адресности вырабатываемых мер стимулирования и поддержки депрессивных, слаборазвитых и отстающих территорий периферии для сохранения пространственной целостности региона.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
49-59 138
Аннотация
В статье предложены подходы к оценке деятельности комплекса предприятий крупного, среднего и малого бизнеса в регионах Российской Федерации на основе формирования системы показателей и расчета интегрального индекса стратегической устойчивости предприятий. Цель. Сформировать методические подходы, позволяющие оценить влияние деятельности комплекса предприятий на развитие региона - субъекта Российской Федерации. Задачи. Выявить особенности развития комплекса предприятий, включая предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, как важнейшего фактора роста в депрессивных регионах России. Предложить методику расчета интегрального показателя для оценки деятельности предприятий - индекса стратегической устойчивости предприятий региона. Определить перспективные направления использования предложенных подходов к анализу деятельности предприятий для регулирования регионального развития и определения стратегических направлений пространственного развития России. Методология. Использованы общенаучные методы исследования: анализа и синтеза, сравнительного и статистического анализа, систематизации, расчета интегрального индексного показателя, на основе которых предложены методические подходы, позволяющие сравнить регионы по эффективности развития предприятий и их воздействию на развитие территориальной экономики, определить направления повышения стратегической устойчивости предприятий депрессивных регионов. Результаты. Исследование показало, что депрессивные регионы характеризуются существенно более низкой долей предприятий крупного бизнеса, инновационной активностью предприятий, менее благоприятными демографическими процессами предприятий, низкими показателями долей и темпов роста налогов на прибыль предприятий в общей сумме налогов в регионе и т. д. Комплекс предприятий депрессивных регионов нельзя назвать стратегически устойчивым. Выводы. Для сравнения регионов по стратегической устойчивости предприятий можно использовать интегральный индексный показатель - индекс стратегической устойчивости предприятий региона, включающий шесть субиндексов. Предварительные расчеты показателей, входящих в состав интегрального индекса, для Псковской и Ивановской областей позволили выявить особенности развития крупного, среднего и малого бизнеса в депрессивных регионах, уточнить определение понятия «стратегическая устойчивость предприятий региона», а также предложить направления повышения стратегической устойчивости предприятий в депрессивных регионах на основе использования результатов применения предложенных методических подходов.
60-69 323
Аннотация
Цель. Раскрыть основные направления импортозамещения и выявить возможные долгосрочные последствия. Задачи. Изучить существующие подходы к интерпретации политики самообеспечения на государственном уровне; рассмотреть экономическую сущность политики импортозамещения; изучить зарубежный опыт проведения мероприятий по замене импортной продукции отечественной; выявить возможные долгосрочные последствия реализуемой политики в нашей стране. Методология. В настоящей работе применены приемы общего научного познания, ретроспективный анализ экономических показателей, сравнение, синтез и монографический метод. Результаты. Автором рассмотрены существующие подходы к оценке политики импортозамещения; выявлена экономическая сущность политики импортозамещения, согласно которой импортозамещение - одна из фаз различных состояний открытости и закрытости экономики; изучен опыт проведения политики индустриализации в различных государствах; выявлены возможные долгосрочные последствия импортозамещения. Выводы. В статье предложена классификация направлений политики импортозамещения на основе различий в последующих мультипликативных эффектах. На примере исторического опыта Аргентины, Бразилии, Мексики, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и СССР выявлена тенденция тридцатилетнего скачкообразного ускорения экономического роста в странах, в которых импортозамещение сопровождалось долгосрочной индустриализацией.
69-74 352
Аннотация
Настоящее исследование направлено на разработку алгоритмов автоматизации бизнес процессов в организации. Цель. Разработка информационного инструментария для моделирования бизнес-процессов на предприятиях, работающих по системе заказов. Задачи. Разработка алгоритма автоматического расчета розничной цены продукции в условиях гибкости валютного курса; разработка алгоритма автоматического расчета заработной платы с учетом бальной системы и бонусов при работе по системе заказов. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов логического и сравнительного анализа, синтеза, декомпозиции, группировки и обобщения, экспертных оценок, методов наблюдения, аналогии и количественного анализа разработаны алгоритмы автоматизации основных бизнес-процессов организации. Результаты. В рамках разработанного информационного приложения предложен алгоритм автоматического расчета розничной цены продукции с учетом колебания курсов валют, позволяющий оптимизировать процесс заказов. Представлен разработанный алгоритм автоматического расчета заработной платы с учетом бальной системы и бонусов при работе с системой заказов, выступающий стимулирующим инструментом в работе с персоналом организации. Выводы. Предложенные алгоритмы для информационного приложения на базе CRM- и CMS- систем с учетом небольшой финансовой нагрузки могут быть внедрены на малых и средних предприятиях легкой промышленности и других непроизводственных отраслях с бизнес-процессами закупок и продаж по системе заказов.
75-79 200
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены вопросы взаимосвязи показателей эффективности и конкурентоспособности. Цель. Провести анализ динамики показателей рентабельности активов и рентабельности продаж предпринимательских структур Российской Федерации, определить тенденции изменения вышеуказанных показателей и то, как эти изменения влияют на конкурентоспособность предпринимательских структур. Задачи. Раскрыть содержание рентабельности активов и рентабельности продаж как показателей, характеризующих эффективность предпринимательской деятельности, проиллюстрировать модель взаимосвязи ключевых показателей эффективности предпринимательской деятельности и темпов развития бизнеса, определить тренды изменения вышеуказанных показателей и их влияние по конкурентоспособность предпринимательских структур. Методология исследования основана на диалектическом системном подходе, а также применении логического, факторного, регрессионного, структурного и сравнительного анализа с использованием теоретического аппарата анализа экономических процессов. Результаты. На основании выявленных трендов и представленного в настоящей статье анализа, для обеспечения результативности и эффективности деятельности предпринимательских структур предложено применять стратегии роста выручки и стратегии, направленные на компенсацию рисков снижения доли рынка. Выводы. По состоянию на 2017 г. значение показателя рентабельности активов предпринимательских структур вдвое превосходит значение данного показателя в 2014 г., что свидетельствует о постепенной стабилизации в экономике и возможности создания благоприятных условий для осуществления эффективной предпринимательской деятельности. Одновременно с этим наблюдается негативный тренд изменения рентабельности продаж предпринимательских структур. Для осуществления эффективной предпринимательской деятельности предпринимательским структурам необходимо держать в фокусе показатели рентабельности продаж и активов, а также применять стратегии роста выручки и компенсации рисков снижения доли рынка.
Ольга Леонидовна Ким,
Елена Викторовна Ушакова,
Елена Владимировна Воронина,
Елена Владимировна Фугалевич
80-86 170
Аннотация
Территориальное развитие муниципального образования предполагает процесс изменений, обеспечивающий позитивную динамику показателей уровня и качества жизни населения соответствующего муниципалитета. Цель. Определить основные направления территориального развития муниципального образования в призме ресурсного обеспечения. Задача. Проанализировать различные подходы к ресурсному обеспечению территориального развития муниципального образования. Методология. В статье с помощью различных методов научного познания исследовано территориальное развитие муниципального образования в контексте ресурсного обеспечения, а также определено место муниципального межотраслевого баланса в развитии муниципальной территории. Результаты. Доказано, что развитие муниципальной территории, ее инвестиционная привлекательность во многом определяется наличием или отсутствием ресурсов на данной территории, а также функционированием муниципального хозяйства соответствующего муниципалитета. Выводы. В современных условиях существуют различные подходы к территориальному развитию муниципального образования. Новые подходы должны опираться на эффективное ресурсное обеспечение территориального развития муниципального образования и внедрение муниципального межотраслевого баланса.
87-91 129
Аннотация
Данное исследование направлено на изучение предпринимательских рисков в рамках развития глобальной тенденции роста неравенства доходов населения. Цель. Выявить основные предпринимательские риски, формирующиеся в рамках роста неравенства доходов населения в условиях развития цифровых технологий Задачи. Определить влияние роста неравенства доходов населения на развитие предпринимательских рисков. Методология. С помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена глобальная тенденция роста неравенства доходов, в рамках анализа выявлены предпринимательские риски, связанные со снижением совокупного спроса. Результаты. Рост неравенства доходов населения является общемировой проблемой оказывающей негативное влияние на рост мировой экономики. Резкое и массовое внедрение цифровых технологий будет способствовать развитию этой тенденции снижая численность среднего класса потребление которого, составляет львиную долю от совокупного потребления национальной экономики. Таким образом возникают значительные предпринимательские риски вызванные снижением спроса. Выводы. Развитие цифровых технологий в ближайшее десятилетие окажет отрицательное влияние на дисбаланс доходов населения, приведет к снижению совокупного спроса и росту предпринимательских рисков.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
92-96 209
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение состояния и развития бухгалтерского образования в Республике Ирак. Цель. Структурировать основные требования к бухгалтерскому образованию с учетом национальных институциональных особенностей и разработать основные шаги реформирования бухгалтерского образования в Республике Ирак. Задачи. Определить последовательность действий по реформированию бухгалтерского образования; изучить совокупность применяемых инструментов; уточнить цели властей Республики Ирак в отношении бухгалтерского образования. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрена политика государства в отношении бухгалтерского учета и бухгалтерского образования, выявлены основные тенденции и определены основные направления его развития. Результаты. На формирование бухгалтерской информации должна реагировать методология бухгалтерского учета. Однако нельзя не рассматривать и не учитывать влияние на данную сферу развития науки и уровня информатизации общества. Современное состояние информатизации общества требует использования традиционных и введения инновационных методов оценки результатов обучения, новых методик оценивания предметных компетенций. Содержание преподавания бухгалтерского учета должно предусматривать наличие связи между процессами оценивания компетенций студентов и их обучением. Обучение бухгалтерскому учету должно быть ориентировано на получение студентом учетного направления образования знаний, умений и владений навыками в практике организации и непосредственном ведении системы бухгалтерского учета. Выводы. В Республике Ирак требуется внедрение новых методов обучения бухгалтерскому учету взамен устаревшей системы обучения в соответствии с современными реалиями.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ISSN 1998-1627 (Print)