№ 3 (2017)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
4-9 145
Аннотация
На примере деятельности Санкт-Петербургского союза предпринимателей рассматриваются проблемы и трудности, возникающие при ведении малого и среднего бизнеса. Антикризисный план правительства России направлен на поддержку небольших предприятий и предусматривает меры по снижению административной и налоговой нагрузки, а также защите прав собственности. Предлагается кардинально изменить подход к политике импортозамещения, которая должна стать программой модернизации. Показывается, что развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге, несмотря на внешние неблагоприятные воздействия, происходило довольно устойчиво. Цель. Предложить на примере Санкт-Петербурга ряд мер, направленных на совершенствование практики налогообложения и отношений малого бизнеса с местными органами власти. Задачи. Выработать практические шаги, направленные на повышение устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса в регионе, внесение корректив в налогообложение, повышение персональной ответственности чиновников и законодателей за возможные последствия принимаемых решений. Результаты. Необходимо внести принцип разумной достаточности, когда все нововведения рассматриваются через призму эффективности производства, создания рабочих мест, получения прибыли, обеспечения развития и, в конечном итоге, увеличения налоговых поступлений. Открытость органов власти, возможность обсуждения решений, затрагивающих бизнес, гарантирует принятие разумных программ действия.
10-16 136
Аннотация
Цель. Обосновать необходимость регионального развития отраслей экономики на основе организации кластерных объединений. Задачи. Проанализировать основные подходы к определению понятия «кластер»; доказать необходимость выделения кластеров в качестве важнейшего инструмента развития бизнеса. Методология. В исследовании использованы общие методы научного познания. Результаты. Изучены вопросы экономической сущности кластера в современной региональной экономике. Рассмотрены основные характеристики современных кластеров, некоторые из которых можно рассматривать как стартовые предпосылки при формировании кластеров в регионе. Определены его основные цели, задачи, принципы создания и функционирования. Кластер изображается как один из наиболее эффективных путей развития региональной экономики и важнейший инструмент бизнеса в современном мире.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
17-25 309
Аннотация
В работе рассматриваются на примере Санкт-Петербурга критерии и показатели оценки конкурентной привлекательности регионов России. Предлагается оценивать динамику и устойчивость социально-экономического развития региона за несколько лет на основе позитивного или негативного изменения его рейтингов. Для этого проводятся расчеты конкурентной привлекательности регионов России по частным и обобщенным показателям по четырем факторам: экономике, инновациям, человеческому потенциалу и качеству жизни. Показывается, что развитие Санкт-Петербурга в 2010-2015 гг., несмотря на внешние неблагоприятные воздействия на экономику, происходило устойчиво с тенденцией повышения конкурентоспособности региона. Рассмотрены две группы показателей, по которым произошло повышение и понижение конкурентной привлекательности города. Цель. Предложить и опробовать на примере Санкт-Петербурга одну из возможных методик оценки устойчивости и конкурентоспособности развития регионов. Задачи. Предложить критерии и показатели конкурентной привлекательности региона для потребителей и методику расчетов. Применить методику расчетов для оценки социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2010-2015 гг. Выявить направления и показатели, по которым устойчивость социально-экономического развития Санкт-Петербурга за период была более высокой или низкой. Методология. Применены методы многокритериальных соизмерений сложных социально-экономических систем на основе наиболее актуальных для развития критериев и показателей. Результаты. Обоснована лидирующая позиция Санкт-Петербурга среди регионов России, показана устойчивость экономики и социальных процессов в регионе в условиях внешних неблагоприятных экономических и политических воздействий.
Стратегическая типологизация субъектов Российской Федерации по экономическому и социальному развитию
26-33 182
Аннотация
Обширные пространства России и ее географические особенности обуславливают определенные сложности при классификации субъектов Федерации. Необходимость в типологизации регионов возникает для выявления устойчивых тенденций их развития. Настоящее исследование направлено на получение устойчивой классификации регионов Российской Федерации. Цель. Получить устойчивую во времени классификацию регионов по уровню экономического и социального развития. Задачи. Провести обзор литературы на предмет разработанных классификаций и выявить недостатки существующих методик; предложить методологию построения устойчивой классификации; определить набор признаков, характеризующих экономическое и социальное развитие регионов; провести сбор и структурирование данных с 2010-го по 2014 г.; применить предложенную методологию классификации регионов на имеющихся данных; провести интерпретацию полученных результатов. Методология. В статье предлагается на основе отобранных статистических показателей построить интегральный индикатор (ИИ) экономического и социального развития территорий, а затем провести пространственно-динамическую классификацию на основе его значений с помощью коэффициентов автои межрегиональной динамики. Базируясь назначениях интегрального индикатора, приводится сравнительный анализ процессов экономического и социального развития регионов с 2010-го по 2014 г. Результаты. Для исследования была взята пространственно-временная панель статистических данных (23 показателя за 2010-2014 гг.). Анализируемые показатели были сгруппированы в два блока: социальный и экономический. В предлагаемой методике в качестве весовых коэффициентов принимаются значения доли объясненной дисперсии первой главной компоненты. Социальный блок имеет вес, равный 51%, а экономический блок - 49%. Проведенный анализ показал, что в период с 2010-го по 2014 г. наблюдается улучшение социально-экономического развития регионов, так как среднее значение индикатора выросло на 0,68 балла и в 2014 г. составило 3,64 балла из 10 возможных. Максимальное значение индикатора в 2014 г. наблюдается в Московской (7,37), Тюменской (6,44) областях и Республике Татарстан (5,36). Наименее развитые субъекты в 2014 г. - Республика Тыва (1,82), Курганская область (2,37) и Забайкальский край (2,43). Выводы. Приведенная классификация на основе рассчитанных коэффициентов автои межрегиональной динамики позволила классифицировать регионы в три основные группы. Первая группа - это группа регионов, которая наиболее прогрессивна в своемразвитии, обладает незначительными системными рисками; вторая группа - регионы, которые менее прогрессивны в своем развитии, так как уступают в динамике другим регионам, т. е. системный риск данных регионов выше; третья группа - регионы, отстающие в своем развитии и отличающиеся высоким уровнем системного риска. Классификация проводилась в пространственно-временном поле, что повышает ее устойчивость и надежность. В дальнейшем можно замечать сходное поведение в изменении тех или иных социально-экономических показателей регионов внутри каждой группы и делать выводы в отношении общих тенденций развития всего кластера регионов.
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
34-42 531
Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению состояния сферы потребления продовольствия в условиях нарастания внешних вызовов и обоснованию направлений решения назревших институциональных проблем. Цель. Развить институциональную составляющую процесса формирования сферы потребления продовольствия на основе систематизации международных и национальных нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и здорового питания. Задачи. Показать основные тенденции сферы потребления продовольствия глобального характера и специфические проблемы, зависящие от экономического положения страны. Обосновать необходимость внутренней продовольственной помощи при переходе к расширительной трактовке понятия «социальное государство», проанализировать зарубежный опыт программы льготной покупки продуктов питания. Выявить особенности потребления продовольствия на основе дифференцированного подхода. Результаты. В ходе проведенного комплексного пространственно-временного анализа сферы потребления продовольствия прослежены взаимосвязи динамики реальных доходов населения РФ и среднедушевого потребления основных продуктов питания на протяжении трех десятилетий, выявлены периоды роста и снижения рассматриваемых параметров как результат действия совокупности экзогенных и эндогенных факторов. Показано соотношение потребления основных продуктов питания с рациональными и минимальными физиологическими нормами прожиточного минимума в разрезе доходных групп населения. Выявлено отставание фактического уровня потребления продовольствия у групп с низкими доходами не только от рациональных норм, но и от минимальных физиологических норм прожиточного минимума, что противоречит основным национальным нормативно-правовым документам по вопросам физической и экономической доступности продовольствия, здорового питания. Выводы. Для оптимизации сферы потребления продовольствия необходимо наращивание выпуска конечной продукции национального агропродовольственного комплекса, реализация политики импортозамещения, совершенствование государственной доходной и налоговой политики, пропаганда разумного потребления и здорового образа жизни, формирование государственной системы продовольственной помощи, обеспечивающей продовольственную поддержку наиболее уязвимых слоев населения и стабильный спрос на продукцию национального АПК. Государственная система внутренней продовольственной помощи должна включать не только программу продовольственных сертификатов (талонов) для лиц с доходом ниже прожиточного минимума, но и целевые программы по поддержке особо нуждающихся в полноценном питании категорий населения, таких как беременные и кормящие женщины, дети до 3 лет и др. Рациональные нормы потребления основных продуктов питания следует дифференцировать по природно-климатическим зонам и половозрастным группам и закрепить в законодательном порядке, поскольку на их достижение ориентирует Доктрина продовольственной безопасности РФ.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
43-59 123
Аннотация
Достижение глобального технологического лидерства в настоящее время является основой роста конкурентоспособности и экономического развития любого государства. В статье исследованы основные показатели, характеризующие технологическое инновационное развитие российской экономики в контексте международных сравнений, и оценены возможности достижения Россией глобального технологического лидерства. Среди ряда основных факторов, влияющих на уровень технологического лидерства, ключевую роль играет сбалансированность структуры экономики государства. Поэтому так важно на современном этапе развития экономики обратить пристальное внимание на существующую структуру промышленности, как ведущего сектора российской экономики, выявить основные тенденции в отношении происходящих структурных сдвигов и определить основные механизмы ее улучшения. В статье подробно изучены существующие на данный момент меры государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности, реализация которых позволит в перспективе достичь глобального технологического лидерства России. Цель. Исследовать возможности достижения Россией глобального технологического лидерства в результате прогрессивных структурных сдвигов в промышленности и изучить основные меры государственной поддержки российской промышленности. Задачи. Проанализировать основные показатели технологического инновационного развития российской экономики в сравнении с ведущими странами мира. Выявить страны, являющиеся технологическими лидерами в настоящее время. Оценить возможность достижения Россией технологического лидерства. Исследовать структуру промышленности России и динамику ее структурных сдвигов. Рассмотреть реализуемые на данный момент меры государственной поддержки структурных сдвигов российской промышленности и оценить эффективность их реализации. Материалы. Статистической базой исследования послужили официальные данные Росстата, OECD и World Bank. Результаты. Представлен анализ современного состояния технологического развития России в сравнении с ведущими странами мира. Дана оценка современного уровня и возможности достижения Россией мирового технологического лидерства. Проанализирована структура российской промышленности и оценены структурные сдвиги за последние годы. Исследован комплекс мер государственной поддержки в ведущих отраслях промышленности, в том числе по переходу промышленности на принципы наилучших доступных технологий, и основные результаты их имплементации.
60-69 131
Аннотация
В условиях усиления конкуренции, переноса ее на глобальный уровень большинство российских компаний не готово к ведению конкурентной борьбы по причине отсутствия во многих организациях современной системы управления. Для информационных процессов управления оптимальным выходом из такой ситуации является комплексная обработка информационных потоков. В связи с этим моделирование системы управления организации целесообразно осуществлять в соответствии с информационным кластером общей информационной схемы организации. Цель. Разработка методических подходов для формирования оптимальной системы управления организацией. Задачи: ◊ провести анализ информационных потоков системы управления, ◊ определить виды управленческой информации, ◊ предложить алгоритм определения вида управленческой информации; ◊ определить степени связности компонент информационного потока между собой; ◊ выявить избыточную информацию для принятия решений. Методология. Основными методами исследования являлись сбор, обобщение и систематизация информации, методы анализа и синтеза, сравнительный метод, системный подход и системный анализ, методы моделирования. Результаты. Проведен анализ существующих информационных потоков в системе управления корпоративной предпринимательской структуры. В результате выявлены положительные и отрицательные моменты существующей модели управления малым бизнесом и ее влияние на конкурентоспособность. Выявление алгоритмов расчета показателей через показатели нулевого уровня позволит устранить дублирование последних, т. е., в конечном счете, снизить затраты управленческого труда. Предложены методические подходы к совершенствованию системы управления бизнес-структур через формирование информационных кластеров, являющихся основой подразделений организационной структуры управления. Выводы. Схема информационных потоков, отражающая систему обработки информации на предприятии, должна работать в реальном масштабе времени. Практически это означает обработку информации по мере ее поступления в систему с учетом общей схемы иерархии компонент потоков информации. Необходимо наличие компонент нулевого уровня для образования компонент более высокого уровня и за ним последующих. При этом важно так организовать принятие управленческого решения, чтобы ответственные за принятие решений были равномерно загружены в течение всего трудового процесса. Однако дискретный характер информационных потоков создает неравномерность поступления информации и в условиях децентрализации ее обработки создает слепые зоны в процессе осуществления управленческих функций, что отрицательно сказывается на эффективности принимаемых решений и, следовательно, деятельности организации.
70-74 219
Аннотация
Настоящее исследование направлено на изучение процесса сближения (конвергенции) регионов Российской Федерации по уровню экономического развития с 2000-го по 2015 г. Цель. Дать оценку наметившемуся процессу стирания различий между уровнем экономического развития отдельных субъектов Российской Федерации, охарактеризовать общую динамику и территориальные особенности. Задачи. Проследить развитие неоклассической теории роста на базе идей конвергенции систем, находящихся на разном уровне развития; дать характеристику двум подходам в теории конвергенции (β- и σ-конвергенция); провести эмпирическую проверку различных концепций конвергенции на основе данных Росстата о валовом региональном продукте на душу населения регионов Российской Федерации. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания и статистико-эконометрических методов на базе информации Росстата проведен анализ тенденции к устранению различий между регионами Российской Федерации при общем экономическом росте. Результаты. В период с 2000-го по 2015 г. подтверждена гипотеза абсолютной сходимости, β-коэффициент регрессионного уравнения неоклассической модели роста для Российской Федерации в целом был отрицателен и демонстрировал корреляцию с другим показателем территориальных различий - коэффициентом Джини. Начиная с 2010 г. процесс конвергенции усилился, хотя и наметилась тенденция к его ослаблению в конце указанного периода. Анализ σ-конвергенции на уровне отдельных федеральных округов выявил территориальные особенности. Гипотеза о наличии σ-конвергенции в Дальневосточном федеральном округе не подтвердилась. Выводы. Результаты исследования регионов Российской Федерации подтвердили наличие β- и σ-конвергенции регионов Российской Федерации по уровню экономического развития. Выявлены различия в степени и направленности процессов сближения регионов на уровне федеральных округов, что связано с особой государственной поддержкой отдельных субъектов.
75-86 132
Аннотация
Настоящее исследование направлено на исследование активно проводимой в настоящее время государственной политики по поддержке кластеров. Цель. Анализ методологического подхода к поддержке кластеров как механизму экономического роста и структурных сдвигов в региональной экономике. Задачи: ◊ определить методологический подход, заложенный в основу проводимой государственной политики; ◊ изучить новации определения кластера для целей государственной поддержки; ◊ исследовать новации в формировании видов государственной поддержки; ◊ проанализировать методику оценки эффективности поддержки развития кластеров и методический подход к мониторингу развития кластеров; ◊ дать теоретическое обоснование модели кластера, включающей объекты государственной поддержки. Методология. Методологической базой исследования послужил анализ утвержденных нормативно-правовых актов государственной политики по поддержке развития кластеров. При исследовании автор применил общую теорию развития систем, системный подход. Результаты. Проанализирована проводимая в настоящий момент государственная политика по поддержке развития кластеров, выявлены новации, имеющие научную новизну и которые необходимо включить в методологический аппарат теоретических исследований. Разработана Типовая модель кластера, включающая объекты государственной поддержки. Сформулированы актуальность и научная новизна проводимой госполитики. Выводы: ◊ механизм господдержки кластеров является реализуемой моделью экономического роста страны, когда системная поддержка развития кластеров обеспечивает рост кооперационных цепочек местных предприятий и организаций в виде локальных зон экономического роста; ◊ механизм господдержки кластеров является целенаправленной политикой по обеспечению структурных сдвигов в экономике страны; ◊ значительное внимание уделено развитию инфраструктуры как созданию стартовых общесистемных условий для выявления и формирования кластеров, при этом поддержке подлежат все виды и объекты инфраструктуры и инфраструктурных организаций; ◊ в определение кластера введено понятие эффективности как главного целевого показателя; ◊ системно определена структура кластера, включен новый системный элемент инфраструктуры - специализированная кластерная организация, как основная движущая сила по выявлению кластерных проектов, ◊ заложен комплексный подход к созданию инфраструктуры, поддержка всех видов объектов: транспорт, энергетика, инженерная, инновационная, социальная, образование; ◊ основное внимание уделено поддержке трансфертов технологий и патентной защите, что создает условия для технологических прорывов кластера и обеспечивает новое качество экономического роста; ◊ в целевых показателях развития кластеров установлены показатели интенсивного роста, такие как производительность труда, рост высокопроизводительных рабочих мест, рост добавленной стоимости, что также влияет на качество экономического роста страны; ◊ внедрение новых форм мониторинга эффективности господдержки развития кластера - это мониторинг исполнения совместных проектов и комплексных инвестиционных проектов. Однако, несмотря на значительное количество новаций, в государственной политике отсутствуют подходы к моделированию кластеров. Автор предлагает использовать Типовую модель кластера, которая может быть применена в различных отраслях на основе использования статистических показателей. Разработанная Типовая модель кластера обладает научной новизной, позволяет расширить инструменты анализа и практического исследования.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СФЕРА
Татьяна Викторовна Никитина,
Мария Андреевна Гальпер,
Владислав Владимирович Кибасов,
Егор Григорьевич Чернов
87-92 345
Аннотация
Настоящее исследование основано на мировом опыте в области внедрения инноваций на финансовых рынках, а также в вопросах их регулирования. Цель. Структурировать опыт различных стран в области внедрения инноваций на финансовых рынках, а также в вопросах их регулирования для получения конструктивной модели развития финансового рынка. Задачи. Определить понятие финансовой инновации, ее влияние на развитие финансового рынка. Выделить основные принципы регулирования с точки зрения стимулирования финансового рынка к гармоничному развитию. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены примеры финансовых инноваций, принципы регулирования финансовых рынков в условиях изменений окружающей среды в концепте перехода к новой парадигме. С помощью метода индукции были сделаны выводы о роли инноваций в развитии финансового рынка. Результаты. Финансовые инновации зачастую исходят не от самих банков и других традиционных участников рынка, а от новых финансовых институтов, которые пока не являются объектами регулирования. Вследствие их деятельности возникают новые стимулы к развитию финансового рынка, а также новые риски. Для того чтобы инновации привели к экономическому росту страны, регуляторы должны постоянно осуществлять мониторинг рынка, адаптировать законодательство и вести диалог со всеми участниками рынка. Выводы. Инновации являются необходимым условием для экономического развития. Деятельность регулятора, который стремится к положительному эффекту от инноваций, должна основываться на положительно-нейтральном отношении к новым участникам при непрерывном контроле их деятельности, а также на оптимизации соотношения новейших разработок и традиционных основ финансового рынка.
93-99 209
Аннотация
Настоящее исследование направлено на анализ основных проблем, которые приходится решать российским банкам на пути структурной перестройки экономики в условиях сложной геополитической ситуации, продолжения экономических антироссийских санкций. Цель. Проанализировать последовательность действий Центрального банка, Правительства России на пути структурной перестройки экономики, определить эффективность применяемых инструментов по дальнейшему укреплению банковской системы страны. Задачи. Структурные реформы и диверсификация экономики - самый эффективный путь выхода страны из рецессии. Для этого нужна здоровая, устойчивая банковская система. В статье авторами исследования поставлены задачи, направленные на поиск возможных пути дальнейшего развития банковской системы России. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания в различных аспектах проанализированы и систематизированы проблемы современной банковской системы, рассмотрена политика Центрального банка, Правительства России в период структурной перестройки экономики России. Результаты. Российские банки отрезаны от дешевого рыночного фондирования из-за санкций и невозможности кредитоваться на Западе. Банкам приходится делать акцент на кредиты ЦБ РФ и депозиты юридических лиц в качестве источника средств на краткосрочный период, депозиты физических лиц - на среднесрочный период. Выводы. Банковская система страны неадекватна потребностям национальной экономики, не в состоянии обеспечить ресурсами модернизацию страны. Ее возможности по финансированию потребностей реального сектора существенно сдерживаются отсутствием долгосрочных и дешевых финансовых ресурсов у самих банков.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ
100-105 155
Аннотация
Исследование направлено на комплексный анализ особенностей экологизации бизнеса с позиции адаптации уже существующих видов предпринимательской деятельности экологическим требованиям, предъявляемым изменениями в структуре потребительского спроса, и создания нового экологического («зеленого») бизнеса. Цель. На основе анализа особенностей функционирования бизнеса и изменения качества потребительского спроса в сторону более чистой, экологичной продукции выявить методы государственного стимулирования экологизации производства. Задачи. Провести анализ процесса экологизации как уже существующего бизнеса, так и бизнеса, полностью построенного с нуля на основе соответствия экологическим требованиям, предъявляемым существующим изменением в структуре потребительского спроса. Методология. В работе с помощью общих методов научного познания (анализ, сопоставление и др.) систематизированы особенности экологизации бизнеса, путем разработки программы внедрения механизма учета экологического фактора в производственный процесс. Результаты. Автором приводится неисчерпывающий перечень направлений деятельности экологически ориентированного бизнеса, анализируются этапы развития предприятия с учетом внедрения экологического фактора в производственную деятельность. Предлагается к рассмотрению разработанный примерный план по экологизации уже существующего бизнеса. Выводы. Доказано, что экологизация производства является закономерным этапом развития мирового рынка, в основе которого лежит необходимость учета экологических требований, как решающего фактора, способствующего занятию прочных конкурентных позиций в условиях обострения конкуренции на международных рынках.
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ISSN 1998-1627 (Print)