Preview

Экономика и управление

Расширенный поиск
Том 30, № 12 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

1440-1454 98
Аннотация

Цель. Установить наличие или отсутствие в экспертной среде разделяемых всеми или большинством экспертов подходов к решению выявляемых на практике трудностей применения Федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) 25/2018.

Задача. Систематизировать основные проблемы применения стандарта ФСБУ 25/2018 хозяйствующими субъектами.

Методология. Авторами применены методы общеэкономического анализа с учетом специфики деятельности по ведению бухгалтерского учета. Изучены отечественная нормативная документация, международные стандарты финансовой отчетности, а также научные исследования, аналитические обзоры, стенограммы экспертных дискуссий, на которых предметом обсуждения стали возможности совершенствования ведения бухгалтерского учета аренды, включая анализ статистических материалов в контексте темы исследования.

Результаты. Представлено систематизированное описание проблемных областей применения ФСБУ 25/2018, однозначно фиксирующих факт того, что практика положительного применения ФСБУ 25/2018 не сложилась; единые (согласованные) подходы к решению выявляемых на практике трудностей применения ФСБУ 25/2018 отсутствуют.

Выводы. Полученные результаты исследования подтверждают, что применение существующей редакции ФСБУ 25/2018 не может обеспечить в должной мере качество и эффективность управления бизнесом. В связи с этим представляется целесообразным рекомендовать заинтересованным субъектам инициировать проведение анализа положений ФСБУ 25/2018 с целью: 1) оценки ясности и определенности этих положений и понятийного аппарата; 2) соответствия нормам действующего законодательства Российской Федерации (РФ) и допустимости их применения в части, не противоречащей положениям действующего законодательства РФ; 3) результативности их применения для достижения основных целей принятия стандарта.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

1455-1473 121
Аннотация

Цель. Выявить перспективы и основные направления раскрытия потенциала сектора креативных индустрий как современного фактора комплексного регионального социально-экономического развития в условиях цифровой трансформации экономики и общества.

Задачи. Обосновать значимость влияния фактора креативной экономики на социально-экономическое развитие регионов; на примере Северо-Западного федерального округа (СЗФО) проанализировать действующие региональные стратегии социально-экономического развития (ССЭР) с точки зрения учета и планирования использования потенциала креативной экономики, а также раскрыть сущность законотворческих инициатив, применяемых форм и используемых методов поддержки организаций сектора креативных индустрий; выявить успешные практики стимулирования регионального развития креативных индустрий, а также организационно-методологические проблемы реализации существующих мер поддержки креативных индустрий в регионах; исследовать влияние уровня достигнутых социально-экономических условий регионов СЗФО, в частности степени цифровизации, развития культурной среды, применения мер поддержки креативных индустрий, на оценку развития креативной экономики; сформулировать задачи, которые целесообразно ставить при формировании ССЭР с точки зрения поддержки креативной экономики на уровне регионов, и рациональные принципы имплементации ССЭР в условиях цифровой трансформации.

Методология. Исследование построено на использовании общенаучных методов познания, включая системный, структурный, семантический и сравнительный анализ, научный синтез; методов индукции и дедукции, детализации и обобщения, моделирования.

Результаты. Показано, что, с одной стороны, креативные индустрии являются перспективным фактором регионального социально-экономического развития. С другой — достигнутый уровень социально-экономического развития, в том числе степень региональной цифровизации, существенно влияет на динамику креативной экономики. Для каждого субъекта РФ, входящего в СЗФО, формализованы сводные региональные показатели поддержки креативных индустрий (карточки «КИ-поддержки»), отражающие текущую ситуацию, при которой не все регионы имеют в дополнение к базовой ССЭР отдельную концепцию по развитию креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки; выделены наиболее распространенные недостатки применяемых мер поддержки. Сформулирована типовая тематика подразделов ССЭР, связанных с креативными индустриями, определены разнонаправленные практики поддержки регионального развития креативных индустрий, реализующих организационную, финансовую, инфраструктурную, информационную, маркетинговую функции. Подробно проанализирован процесс влияния достигнутых социально-экономических условий, включающих в себя параметры цифровизации, на креативные индустрии в регионах СЗФО. Дана оценка уровня развития креативных индустрий в регионах СЗФО, которая показала ее зависимость от степени региональной цифровизации. С учетом требований цифровой трансформации предложены рациональные принципы, задачи и функции, которые целесообразно реализовывать в процессе формирования ССЭР и региональных концепций развития креативных индустрий.

Выводы. В условиях цифровой трансформации и перехода к шестому технологическому укладу возрастает значимость учета влияния креативной экономики и на уровень развития региональных социально-экономических систем субъектов РФ, и на достижение целей идеологического, духовно-нравственного и социально-экономического развития в национальном масштабе России. Повышается актуальность учета требований цифровизации в ходе имплементации ССЭР регионов с точки зрения развития креативных индустрий. У региональных органов власти формируется понимание необходимости внедрения принципов цифровой трансформации: инновационности, цифровизации, интеллектуального труда, общественной транспарентности, кластеризации, имиджевой поддержки. Пока еще региональная поддержка развития креативных индустрий характеризуется значительной неоднородностью подходов регионов к решению данной задачи. При этом наблюдаются положительная динамика происходящего процесса и рост степени соответствия региональных векторов направленности ССЭР современным национальным целям и приоритетам развития. Актуальной задачей создания современных конкурентных преимуществ для руководства субъектов РФ должно стать системное внедрение на основе разработки стратегий регионального социально-экономического развития, включающих в себя разделы, регламентирующие процессы стимулирования креативной экономики, комплексных региональных механизмов поддержки сектора креативных индустрий. На уровне регионов следует уделить особое внимание внедрению взаимосвязанных информационных систем в сфере креативной экономики, выполняющих маркетинговую, информационную, обучающую интегрирующую, архивную, мониторинговую функции.  

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1474-1482 68
Аннотация

Цель. Провести анализ социально-экономической эффективности инвестиций как ключевого источника экономического роста. \

Задачи. Изучить значимость инвестиций в современной экономике; выявить основные факторы, влияющие на инвестиционную активность в России; выполнить сравнительный анализ инвестиционного климата регионов и проанализировать его связь с социально-экономическим развитием.

Методология. При проведении исследования использованы методы ретроспективного и сравнительного анализа, а также статистические данные. Особое внимание уделено применению качественного и количественного подходов к оценке инвестиционного климата на основе Национального инвестиционного рейтинга и данных социально-экономического положения регионов из инфографики рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Результаты. Исследование показало, что инвестиции играют значимую роль в социально-экономическом развитии регионов России. Лидерами относительно инвестиционной активности выступают Москва, Республика Татарстан и Нижегородская область, которые продемонстрировали высокую адаптируемость к экономическим вызовам. Наименее благоприятные показатели наблюдаются в Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике и Республике Тыва. В этих регионах экономические условия ограничивают привлечение инвестиций. Выявлено, что существует тесная взаимосвязь между инвестиционной привлекательностью региона и уровнем социально-экономического развития.

Выводы. Определение эффекта от инвестиций в рамках региона представляет собой сложную задачу ввиду их долгосрочного характера. Временной фактор может существенно повлиять на восприятие и достижение желаемого результата, что затрудняет соотнесение социально-экономического эффекта с первоначальными вложениями. Несмотря на эти трудности, инвестиции остаются ключевым инструментом долгосрочного и устойчивого экономического развития России. Необходимым условием роста их эффективности являются совершенствование государственной политики в сфере стимулирования инвестиционной активности, повышение уровня финансовой грамотности населения, развитие инфраструктуры и формирование благоприятной среды для ведения бизнеса. Особое внимание следует уделять регионам с низким инвестиционным потенциалом, так как их поддержка важна для обеспечения сбалансированного развития страны в целом.  

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

1483-1491 68
Аннотация

Цель. Обоснование сущности категории «региональная экспортно ориентированная производственная система», факторов ее устойчивого развития в ряде ресурсных регионов Дальнего Востока России.

Задачи. Обобщить теоретические исследования сущности категории «региональная экспортно ориентированная производственная система»; предложить критерии экспортно ориентированной производственной системы; выполнить классификацию факторов развития рассматриваемой системы на региональном уровне.

Методология. Методология исследования основана на использовании базовых положений теории пространственного развития, теорий формирования территориально-промышленных и территориально-производственных комплексов, а также общенаучных методов.

Результаты. В процессе обобщения отечественных исследований систематизированы существующие теоретические подходы к определению понятия «региональная производственная система». Доказано возрастающее значение в условиях санкционного давления на экономику России экспортно ориентированных региональных производственных систем. Предлагается классификация факторов устойчивого развития экспортно ориентированной производственной системы Дальнего Востока в новых геополитических условиях.

Выводы. Исследование проблемы развития экспортно ориентированных региональных производственных систем имеет важное прикладное значение для реализации стратегических целей России в новых геополитических условиях. Полученные результаты ориентированы на эффективное использование природно-ресурсного потенциала Дальневосточного федерального округа и его выгодного экономико-географического положения в национальной и региональных стратегиях развития на период до 2030 г.

1492-1502 78
Аннотация

Цель. Оценить возможности использования цифровых валют в трансграничных платежах на основе опыта внедрения цифрового юаня в Китае.

Задачи. Исследовать особенности цифровых валют в сравнении с криптовалютами; выявить особенности практической реализации процесса внедрения цифрового юаня в Китае; обобщить факторы, которые привели к необходимости этого внедрения, а также условия формирования основы для применения цифрового юаня в трансграничных расчетах.

Методология. Авторами в процессе исследования использованы методы синтеза, анализа и обобщения, формально-логический подход, а также общенаучные методы изучения экономических явлений и процессов; проведен анализ разработки, внедрения и возможных последствий технологического решения реализации электронных платежей в цифровой валюте. Кроме того, определены приоритетные направления применения цифрового юаня в трансграничных платежах.

Результаты. Поскольку бесспорным лидером на рынке глобальной электронной коммерции, являющейся наиболее вероятной сферой такого применения, на протяжении многих лет выступает Китай, то в качестве предмета исследования в статье определена национальная платежная система Китая, которая демонстрирует передовой и успешный опыт на планете среди относительно крупных стран по введению в обращение национальной цифровой валюты. Результаты исследования показывают, что широкое применение цифровой валюты в национальной кредитно-денежной системе не только позволяет увеличить эффективность платежей, сокращая транзакционные издержки участников рынка и улучшая показатели финансово-экономической детальности фирм, но и формирует широкий перечень возможностей для применения цифровых валют центральных банков в международных платежах. Особенно перспективными эти возможности представляются в сфере трансграничных расчетов.

Выводы. Варианты применения цифрового юаня постепенно расширяются, в том числе в сфере трансграничных платежей. Постепенно происходит также количественное и географическое расширение его использования. Применение цифрового юаня в трансграничных платежах позволит уйти от расчетов в долларах, что может стать шагом на пути к существенной трансформации мировой валютной системы.  

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

1503-1509 139
Аннотация

Цель. Проанализировать различные аспекты влияния этики в области искусственного интеллекта (ИИ) на управление социально-экономическими процессами и вследствие этого определить контуры применимости данных технологий, раскрыть этические трудности дальнейшего расширенного и углубленного внедрения ИИ-технологий, в том числе в контексте глобальной технологической конкуренции.

Задачи. С учетом основных трендов в развитии этической культуры на национальном и глобальном уровнях проанализировать механизмы влияния и роль этики в области ИИ в качестве фактора ограничения разработки и внедрения ИИ-технологий в систему управления социально-экономическими процессами; выявить сопутствующие риски, показать контуры развития данной области в среднесрочной перспективе.

Методология. Теоретико-методологической основой исследования выступили как общенаучные, так и специальные научные методы, в первую очередь системный подход и риск-ориентированный подход к анализу рассматриваемых процессов. В числе общенаучных подходов — синтез, корпоративный анализ, моделирование и прогнозирование.

Результаты. В рамках проведенного исследования определены главные проблемные аспекты, связанные с дальнейшей имплементацией этических норм в области ИИ. Показана роль этического фактора в управлении социально-экономическими процессами, осуществляемого на основе и с применением ИИ-систем.

Выводы. Установлено, что создание системы этического регулирования для дальнейшего применения технологий ИИ в управлении социально-экономической сферой — стратегически важный шаг при формировании государственной политики. Действенная и результативная реализация мер такой политики имеет ключевое значение для достижения целей национального развития и обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации в перспективе среднесрочного и долгосрочного развития.  

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1510-1520 70
Аннотация

Цель. Концептуализация управления индустриальной системой благодаря привлечению энтропийно-информационных парадигм фундаментальных наук для поддержания необходимых уровней порядка, эффекта, устойчивости этой системы и совершенства управления (по В. А. Трапезникову) ее деятельностью.

Задачи. Интерпретация атрибутов упорядоченности, эффекта и устойчивости функционирования индустриальных систем в возмущенных средах в контексте классических представлений об энтропии, неопределенности, порядке, хаосе поведения систем; введение математической меры негэнтропии («отрицательной энтропии») поведения индустриальной системы как детерминанты (наряду с мерой порядка) эффекта ее функционирования и уровня совершенства управления системой; распространение энтропийной и информационной парадигм на алгоритмизацию адаптивной идентификации и коррекцию параметров модели индустриальной системы в возмущенном экономическом пространстве.

Методология. Методологической базой исследования послужили воззрения и принципы термодинамики, статистической механики, нелинейной динамики, кибернетики, теорий катастроф, информации, организации, экономики и менеджмента предприятия.

Результаты. Определены, формализованы информационные детерминанты эффекта и устойчивости функционирования индустриальных систем в возмущенном окружении. Охарактеризованы нелинейные особенности и устойчивость индустриальной системы, выполнено отыскание выражения для оценки эффекта ее работы на базе мер порядка и негэнтропии поведения этой системы. Проведены поиск и обсуждение математической связи негэнтропии, количества управляющей информации в индустриальной системе и уровня совершенства управления ею. Представлена краткая интерпретация концепции алгоритмизации адаптивной идентификации и коррекции параметров модели индустриальной системы в соответствии с энтропийно-информационной парадигмой.

Выводы. В исследовании раскрыты особенности информационной детерминации показателей эффекта и устойчивости функционирования индустриальных систем в возмущенной экономической среде. Обоснована нелинейная зависимость достигнутого индустриальной системой эффекта от меры порядка ее поведения и исходной негэнтропии системы. Определена математическая связь негэнтропии, количества управляющей информации в индустриальной системе и уровня совершенства управления ею. Результаты исследования углубляют понимание энтропийно-информационных процессов в задаче концептуализации адаптивного управления, идентификации и коррекции параметров модели индустриальной системы в пространстве деструктивных и инновационных возмущений.  

1521-1534 107
Аннотация

Цель. Провести комплексный анализ систем поддержки принятия решений (СППР), основанный на технологиях искусственного интеллекта (ИИ), с акцентом на их интеграцию в бизнес-процессы и оценку эффективности.

Задачи. Исследовать главные этапы развития СППР на базе ИИ; определить ключевые показатели эффективности для оценки их финансового, операционного и стратегического воздействия; выбрать основные вызовы при таких внедрениях и долгосрочные эффекты систем; сформулировать рекомендации по повышению их интерпретируемости и адаптивности.

Методология. Авторами применены методы системного анализа, обобщения практического опыта и исследования. Рассмотрены современные тенденции в применении ИИ, успешные кейсы из практики крупных компаний (JPMorgan Chase, General Electric, Amazon) и концепции «J-кривой продуктивности» для анализа долгосрочных эффектов.

Результаты. Интеграция ИИ в СППР дает лучший потенциал в повышении эффективности работы, снижении затрат и повышении качества управленческих решений. Разработана комплексная модель оценки эффективности, включающая в себя и количественные, и качественные показатели.

Выводы. Применение СППР на базе ИИ позволяет не только повысить точность и скорость управленческих решений, но и оптимизировать использование ресурсов, адаптироваться к динамичной рыночной среде. Однако успешная интеграция таких систем требует решения ряда задач, включая повышение качества данных, улучшение интерпретируемости алгоритмов и адаптацию персонала к новым технологиям. Гибридные модели, сочетающие возможности ИИ и когнитивные методы, открывают перспективное направление, способное повысить эффективность и адаптивность СППР в условиях неопределенности. Внедрение предлагаемых подходов приводит к росту конкурентоспособности и устойчивости компаний.  

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

1535-1544 51
Аннотация

Цель. Раскрыть роль акселерационных программ в развитии технологического предпринимательства на основании сравнения с другими формами поддержки технологических предпринимателей в Российской Федерации (РФ).

Задачи. Выявить отличия акселерационных программ от иных форм поддержки; охарактеризовать методы поддержки технологических предпринимателей, используемые бизнес-инкубаторами, частными венчурными инвесторами и венчурными фондами; провести сравнительный анализ указанных форм поддержки и определить роль акселерационных программ в развитии технологического предпринимательства в России.

Методология. Автором с помощью системного подхода, логического и сравнительного анализа выявлены ключевые особенности акселерационных программ и их роль в технологическом предпринимательстве, а также исследованы пересечения между методами помощи различных участников инновационной инфраструктуры поддержки в России.

Результаты. Установлено, что акселерационные программы обладают наиболее широким перечнем методов поддержки для стартапов. В отличие от частных инвесторов, венчурных фондов или бизнес-инкубаторов, которые акцентируют внимание на отдельных видах поддержки, методология акселератора представляет собой целую «экосистему», ориентированную на обучение и развитие, которая помогает инновационным компаниям ускорять их процессы роста, вывода новых технологий на рынок, привлечения инвестиций и перехода на новую стадию. По результатам анализа подготовлена расширенная сравнительная классификация методов таких форм поддержки инновационной инфраструктуры, как акселерационные программы, бизнес-инкубаторы, частные венчурные инвесторы и венчурные фонды. Установлено, что в среднем методы помощи акселерационных программ пересекаются с методами помощи других структур на 34,4 %.

Выводы. Акселерационные программы представляют собой уникальную комбинацию услуг, способствующую ускорению развития стартапа. Являясь частью государственной инновационной инфраструктуры поддержки технологических предпринимателей, акселераторы также могут быть представлены как инфраструктура, обеспечивающая доступ к трекингу, менторству, финансированию, экспертному сопровождению и нетворкингу. Акселераторы не только ускоряют рост экономических показателей стартапов, но и формируют новые навыки, изменяют образ мышления и создают инновационную среду в обществе, способствующую развитию технологического предпринимательства в РФ. Для реализации научно-теоретического потенциала акселерационных программ необходимо более детальное изучение их методологии, существующих классификаций и результативности проводимых программ на национальном и международном уровнях. Комплексный анализ, основанный на эмпирических данных и междисциплинарном подходе, поможет создать более эффективные стратегии поддержки и развития технологических предпринимателей, адаптировать методы акселерации к особенностям и потребностям отечественного рынка.

1545-1555 69
Аннотация

Цель. Разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию управления региональной инновационной системой (далее — РИС) с точки зрения управления знаниями.

Задачи. Уточнить понятие РИС; определить процессы управления РИС на основе управления знаниями; проанализировать модели развития типичных РИС в мире; изучить роль научно-исследовательских организаций в содействии развитию РИС; предложить пути совершенствования управления РИС.

Методология. Автором использованы методы анализа, сравнения, обобщения и синтеза.

Результаты. В статье определено понятие РИС; разработана классификация процессов управления РИС на основе управления знаниями (приобретение знаний, формирование знаний, обмен знаниями, передача знаний и применение знаний). Кроме того, проанализирована модель развития типичных РИС; изучены способы продвижения РИС посредством научно-исследовательских организаций (оказание технических услуг, поддержка талантов, развитие инновационного потенциала региона, содействие передаче и коммерциализации результатов научных исследований).

Выводы. В условиях экономической глобализации каждая РИС имеет уникальную модель развития, основанную на развитии отдельных отраслей и моделей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Тесное сотрудничество между университетами, научно-исследовательскими организациями и предприятиями служит базой региональной научно-исследовательской системы, обеспечивающей целенаправленное создание знаний и быструю коммерциализацию результатов научных исследований. В работе предложены направления совершенствования РИС, в частности формирование благоприятной инновационной среды, повышение эффективности формирования и распространения знаний, оптимизация механизмов обмена знаниями и их применения.

1556-1566 65
Аннотация

Цель. Разработка рейтинговой карты регионов России по уровню развития «зеленых» технологий и определение потенциала использования отдельных количественных индикаторов в моделях оценки результативности «зеленых» инноваций в промышленности.

Задачи. Рассмотреть подходы к определению понятия «зеленые технологии»; проанализировать показатели развития «зеленых» технологий в отдельных отраслях промышленности и регионах страны.

Методология. Для решения задач автором использованы следующие методы: анализ литературы, рейтинговые карты, корреляционный анализ и тестирование по Грейнджеру.

Результаты. За 2020–2023 гг. в 48 % проанализированных регионах России наблюдается крайне низкая степень внедрения «зеленых» технологий. Самая неблагоприятная ситуация прослеживается в девяти субъектах, в которых отсутствуют и компании, разрабатывавшие технологии, и использованные технологии. Лидером по разработке и применению «зеленых» технологий стали отрасли обрабатывающих производств. Выявлена взаимная причинно-следственная связь между такими показателями, как «объем образованных отходов» и «величина использованных «зеленых» технологий снижения вредных выбросов», а также «объем утилизированных отходов» и «число использованных технологий переработки отходов».

Выводы. Прослеживается сильная взаимосвязь между объемом утилизированных отходов и количеством использованных «зеленых» технологий. Применение количественных индикаторов развития «зеленых» технологий целесообразно включить в модели оценки результативности «зеленых» инноваций в промышленности. В качестве дальнейших исследований в сфере результативности реализации принципов «зеленой» экономики следует изучить корреляцию формализации стратегии устойчивого развития с количеством использованных технологий снижения загрязнения воздуха и величиной выбросов углекислого газа промышленными предприятиями.

1567-1576 52
Аннотация

Цель. Развитие теории менеджмента в аспекте формализации теоретико-методических составляющих управления клиентским предложением лизинговой компании.

Задачи. Сформировать перечень принципов управления клиентским предложением в лизинговой компании; охарактеризовать систему взаимосвязей указанных принципов; раскрыть особенности реализации SMART-подхода для целей управления лизинговой компанией, для целей управления лизинговой сделкой, для целей управления клиентским предложением; выделить ключевые задачи клиентского предложения и дать графическое представление процесса управления клиентским предложением лизинговой компании.

Методология. Исследование базируется на методах анализа и синтеза научных исследований в контексте рассматриваемой темы, логического и ретроспективного анализа, а также методах табличного и графического представления информации.

Результаты. Сформирован перечень общих и частных принципов управления. Раскрыты особенности их осуществления применительно к специфике клиентского предложения, формируемого лизинговой компанией. Представлена система взаимосвязей принципов управления клиентским предложением в лизинговой компании. Показана особенность реализации SMART-подхода для целей управления лизинговой компанией, для целей управления лизинговой сделкой и для целей управления клиентским предложением. Выделены ключевые задачи клиентского предложения, определяемые в зависимости от этапа лизинговой сделки, а также от субъекта лизинговой сделки, которому направляют клиентское предложение. Дано графическое представление процесса управления клиентским предложением лизинговой компании.

Выводы. Подход к управлению клиентским предложением, учитывающий особенности объекта управления, в аспекте представленных в статье теоретико-методических составляющих способен дать положительную отдачу относительно эффективности и ряда лизинговых сделок, и деятельности компании в целом.  



ISSN 1998-1627 (Print)